|
|
|
|
Читатель -- потребитель или соавтор произведения? |
Никак не могу понять отношения литклубовцев к чтению |
По чести, вы - кто? Голосование анонимно |
Читатель-потребитель |
11 |
Читатель-соавтор |
10 |
|
Ветка: Алари, 06 10 2007 19:39
|
Люди / Беседка
|
Страницы:
1 2 3 > »Для цитирования фрагмента чужого высказывания, выделите его мышкой и нажмите Ctrl+Enter | Алари | 06-10-2007 19:39 №1 | Координатор Группа: AdmX | Допустим, существует книга. Есть ли в ней смысл, обретён ли смысл в ней? Очевидно, нет. Книга – объект, не более, чем носитель информации.
Смысл текста обретается в читающем, и для каждого читателя с помощью книги создаётся, направляется собственный смысл.
Книга куда направляющая – вас интересует?
И книги, и другие плоды творчества и искусства – могут быть рассчитаны на потребительский подход. Это как вставить в машину перфокарту с набором чисел-состояний, штампов. 95% Голливуда, 99% телевизионного эфира, 100% литературы в газетном киоске.
По-другому сформулирую вопрос: интересно ли вам читать произведения, которые сложно понять, или вы, сославшись перед собой на усталость после работы или что-нибудь ещё, такую книгу откладываете и переключаетесь на более лёгкую, волнующую, увлекательную литературу?
Я понимаю читателя как соавтора таким образом. Читая произведение, читатель рефлексирует всё прочитанное, то есть – создаёт в себе сущности, подобные авторскому замыслу, и ведёт их в себе, как подсказывает ему текстом автор. Таким образом, читатель, по сути, полностью переживает авторский замысел, становится почти равен ему в переживании и осознании замысла. Потеря внимания, неполное отражение приводит к сильной ущербности понимания текста.
Я понимаю читателя как потребителя так. В тексте видится форма, формальное описание действий, вербальное выражение действующих сущностей. Увлекает форма, игра слов, эпитеты, лоск, также, как волнуют в кино дорогие спецэффекты. Читатель следит за внешним выражением действия, полностью описанным автором.
Как вы считаете, стоит ли цепляться за форму, не уделив внимания сути произведения?
Что-то уже очень много вопросов :)
creativity under attack | Мария Гринберг | 06-10-2007 19:55 №2 | Автор Группа: Passive | Я - потребитель, однозначно. Рефлексировать я могу, просто глядя на буквы алфавита, и очень далеко зайти, но зачем тогда автор? Есть что сказать - скажи, чтобы я поняла.
| Dobry dziadźka Han | 06-10-2007 20:03 №3 | Автор Группа: Passive | йа читаю - потребляйу)) форма и суть неразделимы, одно прямо завист от другого и наоборот.
Niama škadavańniaŭ - niama litaści. | Лебедь | 06-10-2007 20:22 №4 | Автор Группа: Passive | Человек творческий- актер/художник/журналист/писатель/поэт- должен исходить из того, что он- не уникален. Чтение/постановка/фильм/музыка должно доставлять удовольствие потребителю. Это удовольствие может быть многоплановым и неоднозначным. Скажем, можно зашифровать в тексте какие-то мысли и тогда читатель будет доволен тем, что он понял мысль автора. Но писать, не заботясь вообще про понимание текста- это верный путь в мусорную корзину. Может я и не прав, но лично я однозначно потребитель.
| Andy | 06-10-2007 21:46 №5 | Автор Группа: Passive | Удовольствие потребителю может доставить и автомат. Достаточно перечитать фантастические антиутопии, где описываются машины, штампующие по определённым схемам ширпотребные романы для читателей-потребителей. Однако, на мой взгляд, есть совсем другая литература. Приведу отвлечённый пример. Вы приходите домой и включаете ТВ / радио, занимаетесь своими делами. Речь и музыку вы воспринимаете как необходимый для существования фон (чтобы было не скучно, не одиноко и т. п.). Другое дело: вы приходите на концерт. Вы настраиваетесь слушать, и никакие другие дела в это время не важны. Вот в этом и различие.
И ещё: даже если читатель и простой потребитель, не быть сотворцом он не может. Литература - как минимум двусторонний процесс. И в любом случае перенесение художественного материала в сознание читающего требует от того творческого мышления, пусть даже на уровне "кто кого замочил".
Кстати, Лебедь прав. Ещё Платон говорил о том, что главное, что привлекает читателя к литературе - удовольствие. Только он имел в виду интеллектуальное удовольствие.
Поэт не тот, кто живёт поэзией, а тот, кто умирает ей. | Летящая | 06-10-2007 22:39 №6 | Уснувший Группа: Passive | Мне кажется, вопросы поставлены неверно. Хотя бы потому, что, читая, человек все равно невольно стает СОпереживателем, СОзерцателем, СОавтором - соглашусь с предыдущим автором. Если ты читаешь, тебя это захватывает, берет в плен, ты начинаешь думать о том, что будет дальше. Поэтому ты уже в процессе. Тут вопросы были заданы по другому поводу :) О "сложных" и "простых" текстах - если можно так условно говорить. Будешь ли ты читать сложный текст или предпочтешь легкое, бульварное чтиво? Интеллектуал ты или недалекий человек?.. На самом деле, почти все книги находят своего читателя. И трудные, и легкие. И что самое удивительное: в разные периоды жизни мы читаем РАЗНУЮ литературу. Был период, когда бульварное чтиво помогло мне выжить. А умные книги только усугубляли падение в пропасть, заставляли рефлексировать и думать, что все плохо в этом мире. Вывод: не надо делить. Ибо в литературе спокойно уживаются разные виды, роды и жанры. И если в это вложено мастерство и душа, если это находит отклик и заставляет плакать или смеяться - это творчество.
Я из тех, кому не наплевать. | avisv1960 | 06-10-2007 23:02 №7 | Автор Группа: Passive | Головоломка. Книги-то бывают разные. И читатели тоже. Если сталкиваются достойные противники, и читают книги друг друга, а затем пишут новые в ответ, то это и не потребители, и не соавторы, а знаменосцы армий своих сторонников.
| Просто | 07-10-2007 08:40 №8 | Автор Группа: Passive | Читатель=сопереживатель. Всё зависит от состояния, настроения. Потребление опусов, чтоб убить время. Фантазии и со-творчество тому, что задело. Но соавторство подразумевает изменение произведения. А изменяет его читатель для себя, внутри, невидимо для всех. Вопрос некорректен.
| Холодок | 07-10-2007 09:34 №9 | Автор Группа: Passive | Всё зависит от того, где, когда и что читать. Иногда соавтор, иногда потребитель.
В следующей жизни я ни за что не буду писать чего либо | X | 07-10-2007 13:14 №10 | Уснувший Группа: Passive | Вопрос некорректен. вот-вот...Добавлю от себя: если ты читаешь книгу, значит, она бездушна. Если книгу можно смотреть, как фильм, красочный, глубокий или поверхностный - неважно, значит, книга имеет настоящее содержание. Литературу нельзя просто читать, также как и музыку нельзя просто слушать. Эти процессы неразделимо связаны с фантазией и воображением. Отсутствие этой связи - dead end. . | Aurthem | 07-10-2007 14:53 №11 | Автор Группа: Passive | Книга куда направляющая – вас интересует? К моим целям. Проблема в том, что они могут быть сильно различны и труднопостижимы. Иногда задачей может быть понять задумку автора, отразить его взгляды и сформировать свой собственный, зачастую отталкиваясь от них. А бывает, что жизненно необходимо окунуться с головой в другой мир, подальше от этого, чтобы избежать деструктивных идей и мыслей, найти в себе силы и продолжить путь с поднятой головой. Я понимаю читателя как автора таким образом. Опираясь на предложенное произведение, он творит в себе красочное представление, которое зачастую разительно отличается от авторской (потому соавторами их назвать сложно). Чем больше навык читателя, тем больше деталей он может создать и непрерывно чувствовать. Я понимаю читателя как созерцателя так. Не прикладывая творческий потенциал к прочтению, он просматривает изложение поверхностно, как киноплёнку (не "проваливаясь" внутрь кадра). В этом случае большая часть сознания остаётся незанятой, и читатель непроизвольно больше внимания уделяет форме и словесным выражениям. Деление читателей на соавторов и потребителей, на мой взгляд, неприятно. Как вы считаете, стоит ли цепляться за форму, не уделив внимания сути произведения? Безусловно, нет. Порой изъяны формы неразрывно связаны с сутью произведения. не слышу | p(tash)ka | 07-10-2007 18:06 №12 | Хранитель Группа: Passive | Я за сотворчество. Но не в том случае, когда автор "не разжевывает" не потому, что это излишне, а потому, что не умеет о простых вещах сказать оригинальным, собственным языком, и оставляет это проговаривание - читателю. Это перебрасывание груза ответственности с авторских плеч - на читательские.
Если читатель пришел к автору за чтением, а его побуждают - к авторству, ему проще: 1) либо заняться творчеством самостоятельно, не по науськиванию автора, который не может самостоятельно создать оригинальный текст, а взывает к читателю за помощью, 2) либо переменить выбранного им автора на того, кто предложит ему - полноценное чтение.
Сотворчество в чтении - попытка понять и осмыслить чуждую точку зрения, воспринять чуждый опыт познания жизни. Согласитесь, для этого авторская точка зрения должна быть представлена с достаточной степенью ясности.
Сотворчество не следует путать с соавторством.
| Мишель | 07-10-2007 22:55 №13 | Победитель конкурса к Дню Победы Группа: Passive | Надо подумать, потому что ответить однозначно все- таки не могу. Много вопросов- это да. Просто иногда читается для души, а иногда для того, чтобы подумать. Форма одинаково важна, посколько без стройного структурного построения текста- автор никак не сможет донести до читателя своих мыслей. запутается в высказываниях и не свяжет логической цепочки. следовательно, одно без другого существовать не может.
Литература- не прокуратура. Писать надо о том, от чего не спится по ночам.... | Lexsius2007 | 08-10-2007 10:35 №14 | Уснувший Группа: Passive | На эту тему можно говорить много и долго, и к одному мнению мы не придём. Скажу о себе- Я и читатель, и автор, и соавтор. Вот, например, все мы, те кто пишут, в своём большинстве начали писать не просто так, а после прочтения определённого произведения, которое вдохновило нас. Я не утверждаю, но уверен, что многие так и начали писать. Читаете книгу и по ходу дела у вас вырисовываеться сюжет для собственного произведения, может быть продолжения. Может я и не точно выразил своё мнение, прошу извинить, но все Мы и читатели-потребители, и читатели-соавторы в той или иной степени, косвенно так сказать.
Лучшая похвала-это та, что исходит от человека, которому ты ничего хорошего не сделал/Абу-ль-Фарадж | domino | 08-10-2007 11:46 №15 | Автор Группа: Passive | Мне лично сложно ответить конкретно, то или то...считаю, что как бы читатель не стремился вникнуть в суть произведения, истинное от его глаз скроется...даже нет, не так, он /читатель/ может и проникнется чьим-то творением, но не на 100%, как ни крути, а в чужую шкуру не влезть, и там, где тебе кажется все очевидным, на самом деле может идти и другая мысль...а если хоть как-то оценить свое отношение, то я скорее читатель соавтор, но соавтор, который старается найти свою линию, не обязательно совпадающую с авторской...
| Flame | 08-10-2007 14:15 №16 | Автор Группа: User | Бывают произведения, у которых автора как такового вообще нет, и вся сила их восприятия обусловлена настроем читателя, его готовностью эмоционально реагировать и сопереживать. Например, распечатки последних минут полёта из "чёрных ящиков" разбившихся самолётов. Читаются, что называется, "на одном дыхании". Поэтому многие авторы любят писать аналогичные тексты, беря в соавторы жизнь и эмоционального читателя. Проголосовал за соавтора.
Сообщение правил Flame, 08-10-2007 14:18 | Мария Гринберг | 08-10-2007 14:27 №17 | Автор Группа: Passive | распечатки последних минут полёта из "чёрных ящиков" разбившихся самолётов. Читаются, что называется, "на одном дыхании". ...брр... | Flame | 08-10-2007 14:40 №18 | Автор Группа: User | дык...
| Selora | 15-10-2007 00:06 №19 | Уснувший Группа: Passive | Я думаю, я читатель-соавтор, раз уж на то пошло. Я всегда в первую очередь обращаю внимание на смысл, идеию произведения, а только потом на форму изложения. Для меня смысл и идеия главное, если идеия и смысл хорошие, то форма изложения играет маловажную роль. Это мое мнение.
Поэзия - это живопись, которую слышат, а живопись - это поэзия, которую видят. | . | 15-10-2007 01:30 №20 | Автор Группа: Passive | ну в общем ты знаешь, что я отвечаю)
| Максимович | 16-10-2007 08:09 №21 | Автор Группа: Passive | Книги возможно только потреблять. Важно - каким органом и есть ли он у тебя.
Некоторые книги нужны для развития этих органов.
Мое мнение. Не более того | El Buka | 16-10-2007 18:35 №22 | Грубиян Группа: Passive | Вопрос, извините. идиотский. Читатель - потребитель. Те, кто считают, что читатель есть соавтор - просто демагоги и софисты. El Buka.
If you're 555, then I'm 666! (c) Slipknot "The Heretic Anthem". | Selora | 17-10-2007 16:22 №23 | Уснувший Группа: Passive | El Buka. Кстати, а кто такие "демагоги и софисты" ?
Поэзия - это живопись, которую слышат, а живопись - это поэзия, которую видят. | El Buka | 18-10-2007 15:14 №24 | Грубиян Группа: Passive | Selora: Демагог - раньше данный термин использовался для обозначения оратора, потакаюзего инстинатам толпы. Теперь означает примерно "словоблуд", "трепло". Софист (в пер. с греческого "софистика" - умение хитро вести прения) - человек, ловко жонглирующий словами, могущий перестановкой фактов и потоком слов доказать всё, что ему нужно. El Buka. If you're 555, then I'm 666! (c) Slipknot "The Heretic Anthem". | aloorpro | 18-10-2007 23:41 №25 | Любитель мате Группа: Passive | El Buka, Selora, в первоначальном смысле софисты - древнегреческие учителя мудрости, обучали во время спора с учеником. Софистика - синтетическое слово, поменявшее смысл с добавлением суффикса. Первоначальное слово - софос - мудрость. Я не очень понял, о чем именно речь в первом посте. Когда я читаю книжку, я либо насильно заставляю себя понимать автора, либо это получается спонтанно, либо мне книжка просто не нравится. Проецирование ситуации произведения на свою жизнь - естественно для хорошего и глубокого произведения. Либо происходит погружение в сюжет и выключение внешнего мира, что тоже неплохо и помогает убить депрессию на время. Я не представляю, как можно не замечать формы произведения. На мой взгляд, форма - именно то, что делает писателя. Содержание приходит с опытом и умом, а форма приходит сначала и заставляет нас отделять хороших писателей от плохих. Форма влияет на содержание, а иногда создает его. Когда некоторые события могут трактоваться ("приглашение на казнь", "солярис"(хотя хаха, в "солярисе" Лем не знал, как закончить)), читатель не соавтор, а игрок при авторе - крупье. Или ведущем игры. Вот такое мое понимание. Бывают минуты, когда я чувствую себя циником, когда все табу моей расы дразнят меня своими клешнями © |
Страницы:
1 2 3 > »
|
|
|