Вчера обсуждали с qwertом книги в чате. И я вспомнила про этот список, я его уже когда-то размещала в дневнике, потом удалила, удивившись, что нет ни одного комментария по списку. Хех, в дневниках у нас всё что угодно, кроме лит-ры. О ней мало. Значит, так. Список этот был составлен ведущими литературоведами мира и опубликован в одном модном европейском журнале для интеллекуалов. "1001 книга, которую должен прочитать каждый образованный человек". Список на английском, по векам, для удобства. Вполне понятен. Обсудим?
Надо же, Кутзее там представлен практически весь, уважаю... И русская классика выбрана достойная. Читаем.
Пока считала, успела оценить список, шикарный, начиная от Солженицына, заканчивая Палаником))) Представлены все нобелевские лауреаты современные и прошлого века. Все обладатели премии Букера.
У меня получилось 67, я думала будет хуже, и мля это при том, что я не могу жить без книг((
Подборка странная. Например, Пелевинские далеко не лучшие произведения в неё вошли. В общем поводов доверять модным журналам у меня не добавилось.
Обратите внимание на ресурс http://imhonet.ru/ - там вам порекомендуют не "абсолютно лучшие" произведения, а такие, которые пришлись по вкусу людям со сходными с вами вкусами.
Ага, открыл. Честно? Я сер, недалек, можно сказать, дремуч. Но зуб даю, что днем с огнем не сыщешь "каждого образованного человека". Простите, но это в пользу бедных.
Ambidexter, это точно, не сыщешь. Просто как рекомендации можно использовать этот список. Может, как заметил Флейм, произведения там на вкус выбраны, но авторы то все сильные вошли!
Очень странная подборка. Французов, испанцев, итальянцев обошли. Я долго искала Пруста, всё-таки нашла, вздохнула свободнее (до чего же убого название выглядит по-английски!).
Почему у Остен берут и "Чувство и чувствительность", когда "Гордость и предубеждение" – вещь на порядок сильнее?
Почему у Толстого взяли только "Крейцерову сонату" и "Анну Каренину", "Войну и мир"? А где "Казаки"?
А "Илиада"? А "Медея"?
Почему Луиджи Пиранделло представлен только одной пьесой? :(
"Приглашение на казнь" Набокова? "Фауст", в конце концов?
Да, и у Сэлинджера "Над пропастью во ржи" никак не сравнится с Сагой о Глассах.
А давайте попробуем свои списки здесь в комментах выложить, ну из 30-40 вещей, что вы рекомендуете настоятельно прочитать в этой жизни каждому смертному, ок? Будет любопытно, скоро выложу свой. Все лучше поспорить на эту тему и обменяться мнениями, чем вести задушевные беседы о крокодилах в холодильнике)
У Селинджера лучше б взяли "Выше стропила, плотники" или вообще "9 рассказов". У Кинга "Сияние" - лучшая? Ну-ну... Из Набокова практически невозможно выбирать, зря вы так - вещи уж очень разные, многоравноценных) Блин, а Стругацких и правда нет! С Имхонетом сравнивать не совсем адекватно, ибо там совершенно другая задача ставилась при составлении списка. Сравните "1001 книга, которую должен прочесть каждый образованный человек" и "1001 книга, которую вы должны прочесть, прежде чем умереть") В первом случае задача просветительская, во втором - ознакомительно-показательная. И вовсе нет задачи выбрать именно лучшее из этих авторов...
что-то мало комментов, с веселыми мангустами и удавами мы плохо конкурируем)
Давайте, каждая литдержава включит свои школьные программы целиком в список, ага) Закинем туда Островского, Грибоедова... Американцы Кристофера Бакли, ага)))
Лиам Маккарти, который был студентом Бродского в 1995 году, пишет мне из Амхерста: “В первый день занятий, раздавая нам список литературы, он сказал:
“Вот чему вы должны посвятить жизнь в течение следующих двух лет”. Лиам прилагает список: “Бхагавадгита”, “Махабхарата”, “Гильгамеш”, Ветхий Завет... И еще сто книг. Тридцать из них греческая и латинская классика (трагики, поэты, философы). Далее — Блаженный Августин, Св. Франциск, Св. Фома Аквинский, Мартин Лютер, Кальвин... Данте, Петрарка, Боккаччо, Рабле, Шекспир, Сервантес, Челлини... Декарт, Спиноза, Гоббс, Паскаль, Локк, Юм, Лейбниц, Шопенгауэр, Кьеркегор (но не Кант и не Гегель). Де Токвиль, де Кюстин, Ортега-и-Гасет, Генри Ацамс, Оруэлл, Ханна Арендт... Никакого пристрастия к соотечественникам, в списке только “Бесы” Достоевского, проза Мандельштама и мемуары его вдовы. Из прозы XX века — “Человек без свойств”, “Молодой Торлесс”, “Пять женщин” Музиля, “Невидимые города” Кальвино, рассказы Притчетта, “Марш Радецкого” Йозефа Рота. Отдельный список сорока четырех поэтов XX века. Он открывается именами Цветаевой, Ахматовой, Мандельштама, Пастернака, Хлебникова, Заболоцкого.
На что рассчитывал Бродский, давая своим студентам такие списки? Даже если многие из них (не все!) и читали уже Шекспира, Сервантеса, Августина, Макиавелли и что-то из Платона (эти авторы часто входят в разные курсы по литературе, политологии, философии), то вряд ли им действительно удалось бы посвятить два года чтению античных и последующих классиков, отложив остальное. Я полагаю, что Бродский не столько имел в виду реальный список чтения, сколько горизонты гуманитарного знания, некую карту той страны, которую он сам обжил и в которую он приглашал своих учеников.
Клиффорд Саймак – Вся плоть – трава Рей Брэдбери – Марсианские хроники Стивен Кинг – Вся Темная Башня и Сердца в Атлантиде Говард Лавкрафт – Данвичский кошмар и Кошки Ултара Джером Сэлинджер – Выше стропила, плотники и 9 рассказов Джон Фаулз – Энигма Трумен Капоте – Хладнокровное убийство Виктор Пелевин – Священная книга оборотня Харуки Мураками – Кафка на пляже Владимир Сорокин – День опричника Ричард Бротиган – Смерть не заразна Михаил Булгаков – Мастер и Маргарита Александр Куприн – Яма Аркадий и Борис Стругацкие – Отягощенные злом и Улитка на склоне Лион Фейхтвангер – Лже-Нерон Френк Херберт – Дюна (вся целиком) Чак Паланик – Бойцовский клуб (и можете кидаться камнями) Варлам Шаламов – Колымские рассказы Ирвин Уэлш – На игле Сергей Довлатов – Зона; Компромисс; Соло на Ундервуде Генри Миллер – Тропик Рака Милан Кундера – Бессмертие Джон Диксон Карр – А потом – убийство! Марк Твен – Таинственный незнакомец Дмитрий Липскеров – Родичи Ирвин Шоу – Ночной портье и Вершина холма Гарольд Макдональд – Вся серия про Флетча Анатолий Приставкин – Ночевала тучка золотая Джордж Оруэлл – 1984 и Скотный двор Питер Страуб - Глотка Аркадий Аверченко - Можно прям всего целиком Даниил Хармс - Откровения одного музыканта, да и вообще все, кроме поздних детских Венедикт Ерофеев - Москва-Петушки и Варфоломеева Ночь или Шаги Командора
Будет здорово, если кто-то заметит повторение той или иной книжки, автора, в списках наших, разыщет её и поймет, что пропустил стоящее, собственно, ради этого одного и моно здесь подискутировать)
Вовыч, забыла про "Ночь в Лиссабоне", ты не напомнил, спасибо. Добавлю сейчас.
qwert, спасибо за список, заинтересовало кое-что, даже пометила себе)
Действительно, странноватая подборка)) Ну, про русскоязычных авторов можно даже не говорить, но: у Марка Твена взяли только Гека Финна. А у Дэшила Хэммета, - четыре вещи, не спорю, лучших, но - четыре? У Грэма Грина - восемь? А Амброза Бирса нет. Зато, конечно, есть Коэльо) Навскидку - наверно, прочла где-то около половины. То есть ту часть, которая совпадает с обязательным списком, входящим в курс зарубежной литературы у нас в вузе))
Дуглас Хофштадтер "Гёдель, Эшер, Бах: эта бесконечная гирлянда" Льюис Кэролл "Охота на Снарка" Евгений Клюев "Между двух стульев" Роберт Хайнлайн "Чужой в чужой земле" Станислав Лем "Эдем - Солярис - Непобедимый" А. и Б. Стругацкие "Улитка на склоне" Мерси Шелли "Паутина" Виктор Пелевин "Шлем ужаса" Ирина и Леонид Тюхтяевы "Зоки и Бада"
а вообще личный список можно очень длинный написать, конечно, только боюсь мои предпочтения достаточно однобоки, поэтому навязывать не буду :)
Леди, обязательный список - это не очень интересно) И потом, я же говорю, он фактически включает половину вышеприведенного) Я не знаю, какой там был "отпечаток культуры" на этих "ведущих литературоведах мира", но включить Чендлера и не включить Бредбери и Шекли - это, по-моему, ужос)) Леди, мне казалось, что мы уже где-то когда-то переходили на "ты"?))
how-let, с этим они оплошали, согласна, а про отпечаток...заметила, что там в основном "англо", аргентинцев, испанцев, португальцев нет, три калеки...? Я иногда забываю, что перехожу на ты, исправляюсь вот)
Во как... У каждого - свой и только свой список, списки эти могут пересекаться. Да и постановка вопроса не совсем корректна. Кто такой "образованный человек"? Каковы критерии, кто дает определения? Наверное, можно просто что-то рекомендовать, но не так категорично. Смотрел список, нашел Бёлля, но почему-то не "Где ты был, Адам?", а я считаю это лучшим у него. Это я к тому, что вкусы и мнения расходятся. Да и - как может сказать человек, которому двадцать, каким он видит этот список, ведь через десяток лет его мнение неизбежно изменится. Поэтому - просто мнения, без обязялова, типа "морального кодекса строителя коммунизма" (был такой давным-давно). В дискуссиях вроде похожее было, типа "десятки лучших".
"Мальчик и Тьма" - чуть ли не единственное что у Лукьяненко не развлекательно-боевое, а именно - глубокое и серьезное. Шекли я думал "включать не включать", но мне показалось в компании Саймака и Бредбери он не выдерживает конкуренции) В остальном - шикарная подборка, Muirhead-Ъ. Серьезно Пелевин – Поколение Пи (как не странно) - и вовсе и не странно!
Стругацкие – Трудно быть богом/Улитка на склоне/ Тургенев – Отцы и дети Лондон – Мартин Иден/Джон ячменное зерно Бредбери – Абсолютно все его рассказы Дик – Снятся ли андроидам электрические овцы/Ремарк – Черный обелиск/Тени в раю Лукьяненко – Рыцари сорока островов/Мальчик и тьма/Спектр/Танцы на Снегу/Лабиринт отражений Пелевин – Поколение Пи/Чапаев и пустота/Водонапорная Башня/ Булгаков – Мастер и Маргарита/Белая гвардия Хайнлайн – Практически все Урсула Ле Гуин - Волшебник Земноморья Э.Бронте - Грозовой перевал Олди - Герой Должен Быть Один ОГенри - рассказы Гоголь - Майская ночь, или утопленница/Вечера на хуторе близ Диканьки Шолохов - Тихий Дон Шукшин - Я пришел дать вам волю
deboutsurlezinc, но, Джей, он ведь приведен как информация, просто для сравнения, и, может, как раз показательной глупости, что ли, составления таких списков для всех.
я не расчитывала, что он кому-то понравится, кроме меня (у меня много совпадений с этим списком из классики, но я это я, это мой вкус, и об этом говорить не приходится)
я привела его прежде всего для обсуждения лит-ры в целом и для обмена своими предпочтениями.
я написала в чате чем конкретно полезен этот список, если забыть про миллера и остальных. копирую: сегодня многие люди даже не знают имена нобелевских лауреатов в области лит-ры, лауреатов сегодняшних дней, это прискорбно, зато все читают модных Коэльо и Уэлша))
список дает информацию, и человеку любящему лит-ру она полезна, хотя бы для общего развития.
deboutsurlezinc, не надо, Джей, не удаляйся.. Зачем? пусть будет. Слово твое ведь сам знаешь, для многих ценно. сравнения вкусов Литературных. а сам список - просто из интереса, что люди считают необходимым прочесть. Разумеется, на вкус и цвет товарищей нет, но часто ведь совпадает. Вот список Миллера меня правда впечатлил. Его самого мне читать сложно, но само то, что он привел.. Давно мне говорят про Артюра Рембо - нужно бы почитать в конце концов, и поплотнее, чем пара стихотворений.
нужно уметь видеть полезное зерно во всем, а не пинать "вкусовщину", что и так понятно, я вот до сих пор пинаю школьную программу по лит-ре, она была узкой ЛИЧНО для меня, где гарантия, что список Миллера не узкий для кого-то ещё?
одно я знаю, все списки как путеводители, можешь бродить по карте с компасом, а можешь искать путь сам....
опять же моё из чата, если не увидишь, джей:
"я просто считаю, что нормальный образованный человек должен мало-мальски ориентироваться в море из Робски-Кутзее-Уэлша, знать у каких берегов останавливаться))) чтоб не причалить к г..."
А как же "Легенды Невского проспекта", "Легенды разных перекрестков" и "Приключения майора Звягина"? Оч. хорошие художественные вещи. Ушедшие в народ почти как сказки)