Литературный Клуб Привет, Гость!   ЛикБез, или просто полезные советы - навигация, персоналии, грамотность   Метасообщество Библиотека // Объявления  
Логин:   Пароль:   
— Входить автоматически; — Отключить проверку по IP; — Спрятаться
Бог есть душа мира
Энопид
Метасообщество Люди Метасообщество Лидер: Apriori

Календарь памятных дат
Дни в той или иной степени значимые для Мировой Литературы

Страницы: « <  1  2  3  4  5  6 
Аскорбинка13-03-2008 13:35 #11
Аскорбинка
Уснувший
Группа: Passive
Сегодня день рождения Сергея Владимировича Михалкова
resample.jpg (14 kb)

Сергей Михалков, известный литератор, выдающийся писатель и детский поэт, автор знаменитого «Дяди Степы» и гимнов Советского Союза и России, сегодня празднует 95-летний юбилей. Несмотря на возраст, он полон сил и оптимизма. Недавно выпустил очередную автобиографическую книгу «Что такое счастье». День рождения юбиляр намерен отметить в узком семейном кругу. Сергей Владимирович гордится не только своими сыновьями – режиссерами Андреем и Никитой, внуками, но и своими предками.

Детский поэт родился в Москве, в семье одного из основоположников советского промышленного птицеводства. Владимир Александрович Михалков, несмотря на то, что получил юридическое образование, любил литературу и прививал эту любовь своим сыновьям, сильно увлекся разведением птиц. Это увлечение переросло в профессию, след от работы в которой остался до сих пор. Знаменитостью был и прадед Сергея Владимировича. Он известный библиофил. Свою частную библиотеку, которая считалась одной из лучших в России, прадед завещал Российской академии наук. Кстати, переданные 50 тысяч томов и сегодня хранятся в академии.

Первое свое стихотворение Михалков напечатал в 15 лет. Называлось оно «Дорога», и опубликовал стихотворение юного поэта журнал «На подъеме». В этом же, 1928 году, Сергей был зачислен в авторский актив Терской ассоциации пролетарских писателей (ТАПП), и его стихи часто печатались на страницах пятигорской газеты «Терек». Бабушки и дедушки, которые читали книжки Михалкова, теперь покупают их своим внукам и правнукам. Всего же издано книг 250 миллионов экземпляров. Наиболее известные и любимые стихотворения: «Три гражданина», «Упрямый Фома», «Мы с приятелем», «Дядя Степа», «Веселый турист», «Быль для детей», «Пионерская посылка», «Карта», «Мать». Перу Михалкова принадлежит и более 200 басен, в числе которых: «Лиса и бобер», «Заяц во хмелю», «Две подруги», «Текущий ремонт». Не оставлен без внимания и такой жанр, как пьеса. Для детских театров Сергей Владимирович написал «Особое задание», «Красны галстук», «Сомбреро», «Я хочу домой» и другие.

Сергей Михалков, кроме литературного творчества, успел и поработать чернорабочим на Москворецкой ткацко-отделочной фабрике, принять участие в геологоразведочной экспедиции в Восточный Казахстан и на Волгу, а также в военных действиях Красной Армии против фашистских оккупантов, в частности Сергей Владимирович участвовал в освобождении Западной Украины. В годы Великой Отечественной войны Михалков был военным корреспондентом. В 60-х годах писатель и поэт работал главным редактором сатирического киножурнала «Фитиль». За выдающийся вклад в развитие отечественной культуры награжден орденом «За заслуги перед Отечеством» II степени. Он также лауреат Ленинской, трех сталинских и Государственной премий СССР, Герой Социалистического Труда. В 2004-м стал одним из авторов «Самой большой в мире книги для малышей» в соавторстве с Сергеем Еремеевым, Владимиром Степановым и Андреем Тюняевым.
Спокойствие, только спокойствие! Сейчас я Вас настигну - вот тогда-то мы и похохочем...
patriot11-03-2008 18:11 #10
patriot
Уснувший
Группа: Passive
В этот день, 12 марта
В 1940 г. родился Григорий Израилевич Горин (настоящая фамилия Офштейн) (ум. 2000), писатель, драматург, автор комедий «Свадьба на всю Европу», «Кот домашний средней пушистости», «Маленькие комедии большого дома», «Банкет», «Забыть Герострата», «Чума на оба ваши дома», «Тиль» и «Шут Балакирев» (последняя); сценариев к кинофильмам «Тот самый Мюнхгаузен», «Формула любви», «О бедном гусаре замолвите слово», «Убить дракона».
Да ну, какие там гламурные подонки! Так... комбедовцы духа.
patriot07-03-2008 13:21 #9
patriot
Уснувший
Группа: Passive
В этот день, 7-9 марта
7 марта


В 1894 г.:
родился Степан Григорьевич Бархударов (ум. 1983), советский языковед, специалист в области древнерусского языка, лексикологии и лексикографии, редактор 17-томного «Словаря современного русского литературного языка», автор многочисленных работ по языкознанию.

9 марта


В 1814 г.:
родился Тарас Григорьевич Шевченко (ум. 1861), украинский поэт, художник, автор произведений "Кобзарь", "Гайдамаки", "Сон", "Назар Стодоля". Поэзию Шевченко, проникнутую любовью к Украине, состраданием к тяжелой доле народа, протестом против всех форм его социального и национального угнетения, отличает близость к народному творчеству и глубокий лиризм.

В 1918 г.:
столица России переносится из Петрограда в Москву.
Да ну, какие там гламурные подонки! Так... комбедовцы духа.
patriot05-03-2008 14:26 #8
patriot
Уснувший
Группа: Passive
6 марта. В этот день...
В 1475 г.:
родился Микеланджело Буонарроти (ум. 1564), итальянский скульптор, живописец, архитектор и поэт эпохи Возрождения. Поэзия Микеланджело отличается глубиной мысли и высоким трагизмом.

В 1619 г.:
родился Савиньен Сирано де Бержерак (ум. 1655), французский писатель, автор романов «Иной свет, или государства и империи луны» (1657), «Государства и империи солнца» (1662), герой романтической драмы Э. Ростана «Сирано де Бержерак».

В 1806 г.:
родился Петр Павлович Ершов (ум. 1869), писатель, автор знаменитой стихотворной сказки «Конек-горбунок» (1834).

В 1929 г.:
родился Фазиль Абдулович Искандер, писатель, известный сатирическими повестями «Созвездие Козлотура» (1966), «Кролики и удавы» (1987), романом «Человек и его окрестности» (1993), стихотворениями, рассказами.

В 1934 г.:
родился Михаил Михайлович Жванецкий, писатель-сатирик, исполнитель своих произведений. Фельетоны и миниатюры Жванецкого злободневны, остроумны, обыгрывают специфическую стилистику «одесского юмора».
Да ну, какие там гламурные подонки! Так... комбедовцы духа.
Холодок26-02-2008 10:15 #7
Холодок
Автор
Группа: Passive
День рождения В.Гюго
ГЮГО Виктор Мари (1802-1885) - французский писатель.

Член Французской академии. Сын офицера республиканской армии. Мать Гюго, будучи роялисткой, рассталась с мужем и воспитывала сына в духе преданности легитимной монархии. Учась в лицее, Гюго уже получал награды на литературных конкурсах за оды, написанные в стиле классицизма. Первый поэтический сборник «Оды и стихотворения» (1822) принес ему милость Людовика XVIII.
Монархическими идеями проникнуты и первые романы Гюго - «Ган Исландец» (1823) и «Бюг Жаргаль» (1826).
Новый период творческого развития Гюго начался во второй половине 1820-х гг., когда нарастало народное движение против монархии Бурбонов. Гюго порвал с роялистскими воззрениями и сблизился с либерально-демократической оппозицией.
Писатель объявил войну эпигонскому классицизму. Ареной борьбы между сторонниками классического и романтического стиля стал театр. «Предисловие» Гюго к пьесе «Кромвель» (1827) стало эстетическим манифестом демократически настроенных романтиков; в нем Гюго защищал принципы новой романтической драматургии. Настоящим триумфом Гюго стала постановка «Эрнани» (1830) с главным героем - благородным разбойником, объявленным королем вне закона.
В драмах Гюго появились совершенно новые герои: куртизанка, силой любви возвысившаяся до подвига («Марион Делорм», 1831); жалкий шут Трибуле, ставший грозным мстителем за честь дочери («Король забавляется», 1832); лакей, клеймящий грандов за преступления перед народом («Рюи Блаз», 1838).
Писатель горячо откликнулся на события июльской революции 1830 г. В атмосфере народного подъема, сломившего власть монархии, был написан первый значительный роман Гюго «Собор Парижской Богоматери» (1831), события которого относятся к XV в. В сюжете мертвящие силы Средневековья сталкиваются с народными силами. Сумрачный собор выступает как символ католицизма, подавлявшего человека. Морально чистые люди находятся в самых низах общества: Эсмеральда, Квазимодо. Подлинным героем романа можно считать народ.
Временный спад революционного движения привел писателя к примирению с Июльской монархией. После буржуазной революции 1848 г. Гюго стал в ряды защитников республики. Писатель мужественно разоблачал Луи Бонапарта, совершившего переворот и превратившего республику во Вторую империю, и вскоре вынужден был отправиться в изгнание. 19 лет, проведенные в изгнании, были годами расцвета творчества Гюго. В знаменитом романе «Отверженные» (1862) писатель изобразил жизнь различных классов французского общества. Гюго показал, что преступления и нищета - неизбежное порождение капитализма. В центре романа «Труженики моря» (1866) - борьба человека со стихиями природы. В романе «Человек, который смеется» (1869) писатель изобличал жестокость аристократов и произвол монархии. Основные художественные приемы Гюго - романтическая антитеза и гротеск.
В 1870 г. писатель вернулся на родину. В своем последнем историческом романе «Девяносто третий год» (1874) он создал драматическую картину борьбы якобинской республики против вандейского восстания.
Творчество Гюго нашло широкое отражение в музыкальном искусстве. Итальянский композитор Дж. Верди создал на сюжет драмы «Король забавляется» оперу «Риголетто». По роману «Собор Парижской Богоматери» Гюго написал оперное либретто, вдохновившее многих композиторов, в том числе А. С. Даргомыжского.
Основные произведения: поэтические сборники «Оды и разные стихотворения» (1822), «Оды и баллады» (1826), «Восточные мотивы» (1829), «Осенние листья» (1831), «Песни сумерек» (1835), «Внутренние голоса» (1837), «Лучи и тени» (1840), «Возмездия» (1853), «Созерцания» (1856), «Грозный год» (1872), «Искусство быть дедом» (1877); драмы «Кромвель» (1827), «Эрнани» (1829), «Марион Делорм» (1831), «Король забавляется» (1832), «Лукреция Борджиа» (1833), «Мария Тюдор» (1833), «Анджело» (1835), «Рюи Блаз» (1838), «Бургграфы» (1843); романы «Ган Исландец» (1823), «Бюг Жаргаль» (1826), «Собор Парижской Богоматери» (1831), «Отверженные» (1862), «Труженики моря» (1866), «Человек, который смеется» (1869), «Девяносто третий год» (1874); публицистическая книга «История одного преступления» (1877-1878); политический памфлет «Наполеон Малый» (1852); книги статей и речей «Дела и речи» (1882-1884), «До изгнания», «Во время изгнания», «После изгнания»; труды о литературе и искусстве.
В следующей жизни я ни за что не буду писать чего либо
Лебедь20-02-2008 00:39 #6
Лебедь
Автор
Группа: Passive
Умер Егор Летов
Letov250.jpg (33 kb)

Один из самых последовательных и неутомимых панк-музыкантов, поэт и художник Игорь ("Егор") Летов умер на 44-м году жизни. В своей бурной и насыщенной песнями и событиями жизни он жил в разных городах и поселках. Но после 40-летия вернулся из Санкт-Петербурга в пятиэтажку на окраине Омска.

В тесной квартирке "хрущевского" дома было тесно уже от количества дисков, книг, гитар и, конечно, кассет с записями Летова и его группы "Гражданская оборона". Незадолго до смерти, будто что-то предчувствуя, Летов закончил издавать последние фонограммы и редкие записи из архива своей группы, оставившей мощный след в истории российского рока. "Все идет по плану", "Русское поле экспериментов", "Армагеддон Попс", "Здорово и вечно" - эти песни остались в истории, равно как лучшие работы "Аквариума", "Наутилуса Помпилиуса", других звезд. Летов, настоящее имя которого Игорь (после того, как по моде 80-х он начал писать его на английском - в итоге получилось Егор), в отличие от других рокеров так и не стал частью истеблишмента. Он не рвался на большие концертные площадки, к прессе или на радио. Присущие ему неукротимость, музыкальная и поэтическая дерзость, приверженность сырому "гаражному" звуку - это ему и вряд ли бы, впрочем, позволили. Но Летов и так вполне был счастлив - его такая жизнь "перекати-поле" вполне устраивала. Жил он лихо, с душой погружаясь в музыку, новые идеи, азартно предаваясь всему увлеченно и бескомпромиссно. В итоге были и алкоголь, когда-то прежде и более сильные средства - друзья поговаривают, что после того, как он резко завязал, сердце чуть позже и не выдержало... Но скорее всего оно не выдержало такого темпа жизни, творчества, эмоций, переживаний. Еще в декабре во время туров концерты "Гражданской обороны" порой старались запретить чиновники - за ненормативную лексику. То, что прощается группе "Ленинград", Егору Летову уже не позволялось. Удивительно, но последний альбом "Гражданской обороны" - "Зачем снятся сны" - получился уже не дерзким, надрывным и грубоватым, как многие прежние, а довольно светлым по настроению. Впрочем, сам Летов предпочитал называть его "сияющим", добавляя при этом, что альбом подобного радостного рода скорее всего последний в дискографии группы. На диске присутствовали и довольно веселые строчки, которые прежде было трудно представить в творчестве Летова, например: "Я иду по весенней воде, звезды, звезды в моей бороде". Сам Егор считал, что этот диск как бы "взгляд на все-про-все с птичьего полета". Увы, так оно все в итоге и оказалось...
Аскорбинка19-02-2008 17:38 #5
Аскорбинка
Уснувший
Группа: Passive
Книга-юбиляр.Антуан де Сент-Экзюпери "Маленький Принц"
Есть, есть в мире книги, о которых помнят, которые ценят, котрые любят. Их много и этим можно гордиться. Так как у нас клуб литературный, то почему бы не вспомнить о такой прекрасной и мудрой книге "Маленький Принц"? Ведь в этом году ей исполняется 65 лет!
Итак, я приступаю.

Французский лётчик, героически погибший в воздушном бою с фашистами, создатель глубоко лирических философских произведений Антуан де Сент-
Экзюпери оставил глубокий след в гуманистической литературе 20-ого века.
Человек необычайно яркой одарённости, он с детских лет увлекался рисованием, музыкой, стихами и техникой. «Детство - вот огромный край, откуда приходит каждый», - писал Экзюпери. «Откуда я родом? Я родом из моего детства, словно из какой-нибудь страны». В его творчестве, пожалуй, нет книги, где бы он не вспомнил бы о своём детстве. Детские игры в рыцарей и королей сменяются внезапным интересом к машинисту и тайнам его паровоза.
Экзюпери всегда умел ценить дружбу, считая это чувство самым драгоценным, что есть на земле. Последующая его жизнь полна драматических событий. Он попадал в тяжёлые авиационные катастрофы, участвовал в борьбе испанских республиканцев, нередко бывал на грани смерти. Друзья вспоминали: «Он не увиливал ни от какого риска. Всегда впереди! Всегда готов на всё!»

И всё-таки полнее всего этот человек раскрывался в своих письмах, рукописях, романах. Авиация и литература вошли в жизнь Антуана почти одновременно. На вопрос, что он предпочитает - летать или писать - он ответил: «Для меня летать и писать - одно и то же». Самую жизнь он ощущал как полёт, движение. Писатель мечтал о спасении всего человечества на путях морального усовершенствования, он неустанно утверждал: «Мы жители одной планеты, пассажиры одного корабля». «Мне всегда была ненавистна роль наблюдателя», - писал Экзюпери. Рапорт за рапортом подавал он в годы фашистской оккупации Франции с просьбой принять его в истребительную авиацию. «Я не люблю войну, но для меня невыносимо оставаться в тылу, когда другие рискуют жизнью... В мире, где воцарился бы Гитлер, для меня нет места... Я хочу участвовать в этой войне во имя любви к людям». 31 июля 1944 г. военный лётчик Антуан де Сент-Экзюпери погиб, выполняя боевое задание.

Читая книги Сент-Экзюпери, словно заново открываешь для себя красоту мира и природы, восходов и закатов, каждого цветка. Его мысли доходят до нас, подобно свету далекой звезды. Писатель-летчик, каким был Сент-Экзюпери, созерцает землю из точки, находящейся вне земли. С этой позиции уже не страна, а земля представляется родиной людей — прочным, надежным местом в космосе. Земля — дом, который покидаешь и в который возвращаешься, «нашенская» планета, «земля людей».
Одной из таких книг стала книга «Маленький Принц».

В «Маленьком Принце» писатель развивает одну из основных своих тем — спасение человечества от надвигающейся катастрофы. Эта тема получает свое развитие и углубление. Ни одно законченное произведение Сент-Экзюпери не вынашивалось им так, долго, как «Маленький принц».
Тема отношений между взрослым летчиком и ребенком, каким он был когда-то, между миром взрослых, где прекрасно только мужество, и праздничным миром ребенка, где прекрасно все.
«Любить — это не значит смотреть друг на друга, это значит смотреть в одном направлении» — эта мысль определяет идейный замысел повести-сказки.
«Маленький принц» был написан в 1943 году, и трагедия Европы во второй мировой войне, воспоминания писателя о разгромленной, оккупированной
Франции накладывают свой отпечаток на произведение. Своей светлой, грустной и мудрой сказкой Экзюпери защищал неумирающую человечность, живую искру в душах людей. В известном смысле повесть явилась итогом творческого пути писателя, философским, художественным его осмыслением.

Сказка, как и притча, древнейший жанр устного народного творчества. Она учит человека жить, вселяет в него оптимизм, утверждает веру в торжество добра и справедливости. За фантастичностью сказочной фабулы и вымысла всегда скрываются реальные человеческие отношения. Подобно притче, в сказке всегда торжествует нравственная и социальная правда. Сказка-притча «Маленький принц» написана не только для детей, но и для взрослых, которые еще не вполне утратили детскую впечатлительность, по-детски открытый взгляд на мир и способность фантазировать. Сам автор обладал таким по-детски вострым зрением.

«Прообразом» литературной сказки «Маленький принц» можно считать фольклорную волшебную сказку с бродячей фабулой: прекрасный принц из-за несчастной любви покидает отчий дом и странствует по бесконечным дорогам в поисках счастья и приключений. Он старается снискать славу и покорить тем самым неприступное сердце принцессы.
Сент-Экзюпери берет за основу этот сюжет, но переосмысливает его по- своему, даже иронически. Его прекрасный принц совсем ребенок, страдающий от капризного и взбалмошного цветка. Естественно, о счастливом финале со свадьбой не идет и речи. В скитаниях маленький принц встречается не со сказочными чудовищами, а с людьми, околдованными, словно злыми чарами, эгоистическими и мелочными страстями.
Но это только внешняя сторона сюжета. В первую очередь, это философская сказка. И, следовательно, за казалось бы простым и незатейливым сюжетом и иронией скрывается глубокий смысл. Автор затрагивает в ней отвлеченном виде через иносказания, метафоры и символы темы космического масштаба: добра и зла, жизни и смерти, человеческого бытия, истинной любви, нравственной красоты, дружбы, бесконечного одиночества, взаимоотношения личности и толпы и многие другие.

Несмотря на то, что Маленький принц ребенок, ему открывается истинное видение мира, недоступное даже взрослому человеку. Да и люди с омертвелыми душами, которых встречает на своем пути главный герой, намного страшнее сказочных чудовищ. Взаимоотношения принца и Розы намного сложнее, чем отношения принцев и принцесс из фольклорных сказок. Ведь именно ради Розы Маленький принц жертвует материальной оболочкой – он выбирает телесную смерть.

Немецкие философы-идеалисты выдвинули тезис – человек равен Богу в том, что он, подобно Всевышнему, может продуцировать идею и реализовывать ее в действительности. А зло в мире происходит оттого, что человек забывает о том, что он подобен Богу. Человек начинает жить только ради материальной оболочки, забывая о духовных стремлениях. Только детская душа и душа Художника не подвержены меркантильным интересам и, соответственно, Злу.

Но главная трагедия «взрослых» героев Сент-Экзюпери не столько в том, что они подчинены материальному миру, сколько в том, что они «растеряли» все духовные качества и стали бессмысленно существовать, а не жить в полном смысле этого слова.
С помощью героя автор указывает читателю на омертвелость и внутреннюю опустошенность жителей планет, которые олицетворяют собой все человеческие пороки. И не случайно обитатели планеты Земли характеризуются через жителей планет, увиденных Маленьким принцем. «Земля – планета не простая! На ней насчитывается сто одиннадцать королей (в том числе, конечно, и негритянских), семь тысяч географов, девятьсот тысяч дельцов, семь с половиной миллионов пьяниц, триста одиннадцать миллионов честолюбцев – итого около двух миллиардов взрослых».
Этим автор подчеркивает то, насколько мелочен и драматичен современный ему мир. Но Экзюпери вовсе не пессимист. Он верит в то, что человечество, подобно Маленькому принцу, постигнет тайну бытия, и каждый человек найдет свою путеводную звезду, которая будет освещать его жизненный путь.
Только человек с богатым внутренним миром и стремящийся к духовному самосовершенствованию имеет право называться Личностью. К сожалению, обитатели маленьких планет и планеты Земли забыли об этой простой истине и уподобились бездумной и безликой толпе.
Неразрешим конфликт между главным героем и обитателями планет
(«странными взрослыми»). Взрослые никогда не поймут принца-ребенка. Они чужды друг другу. Обыватели слепы и глухи к зову сердца, порыву души. Их трагедия в том, что они не стремятся стать Личностью. «Серьезные люди» живут в собственном, искусственно созданном мирке, отгородившись от остальных (у каждого своя планета!) и считают его истинным смыслом бытия!
Эти безликие маски никогда не узнают, что такое истинная любовь, дружба и красота.
Но Художник способен увидеть сущность – внутреннюю красоту и гармонию окружающего его мира. Еще на планете фонарщика Маленький принц замечает: «Когда он зажигает фонарь – как будто еще рождается одна звезда или цветок. А когда он гасит фонарь – как будто звезда или цветок засыпают.
Прекрасное занятие. Это по-настоящему полезно, потому что красиво». Главный герой говорит внутренней стороне прекрасного, а не ее внешней оболочке.
Человеческий труд должен иметь смысл, а не просто превращаться в механические действия. Любое дело полезно лишь тогда, когда оно внутренне прекрасно.
В разговоре с географом затрагивается еще одна важная эстетическая тема
– эфемерность прекрасного. «Красота недолговечна», - горестно замечает главный герой. Поэтому Сент-Экзюпери призывает нас как можно бережнее относится ко всему прекрасному и постараться не растерять на трудном жизненном пути красоту внутри себя – красоту души и сердца.
Но самое главное о прекрасном Маленький принц узнает от Лиса. Внешне красивые, но пустые внутри розы не вызывают никаких чувств у ребенка- созерцателя. Они мертвы для него. Главный герой открывает истину для себя, автора и читателей - прекрасно лишь то, что наполнено содержанием и глубоким смыслом.
Непонимание, отчужденность людей – это еще одна важная философская тема. Сент-Экзюпери не просто затрагивает тему непонимания между взрослым и ребенком, а тему непонимания и одиночества в космическом масштабе.
Омертвелость человеческой души приводит к одиночеству. Человек судит о других только по «внешней оболочке», не видя главного в человеке – его внутренней нравственной красоты: «Когда взрослым говоришь: «Я видел красивый дом из розового кирпича, в окнах у него герань, а на крыши голуби», они никак не могут представить себе этот дом. Им надо сказать: «Я видел дом за сто тысяч франков», - и тогда они восклицают: «Какая красота!»
Люди разобщены и одиноки, даже когда находятся вместе из-за неспособности понять, полюбить другого и создать узы дружбы: «Где же люди?
– вновь заговорил наконец Маленький принц. – В пустыне все-таки одиноко… -
Среди людей тоже одиноко, - заметила змея»…
Одиноким, никем не понятым чувствует себя и автор. Его одиночество среди людей близко одиночеству Маленького принца. Истинное дарование человека, его талант под силу понять лишь людям с открытым и чистым сердцем. Именно поэтому так легко и быстро Маленький принц обретает друга в лице автора, именно поэтому принц понимает автора без слов и готов открыть другу все тайники собственного сердца.
Маленький принц покидает собственную планету, не зная о том, что то, что он будет искать на разных планетах, окажется так близко – на его родной планете.

Сам Маленький принц – это символ человека – странника во вселенной, ищущего скрытый смысл вещей и собственной жизни.

Роза – это символ любви, красоты, женского начала. Маленький принц не сразу разглядел истинную внутреннюю сущность красоты. Но после разговора с
Лисом ему открылась истина – красота лишь тогда становится прекрасной, когда она наполняется смыслом, содержанием. «Вы красивые, но пустые, - продолжал Маленький принц. – Ради вас не захочешь умереть. Конечно, случайный прохожий, поглядев на мою розу, скажет, что она точно такая же, как вы. Но для меня она дороже всех вас…»
Издавна в сказках Лис (не лиса!) является символом мудрости и знания жизни. Беседы Маленького принца с этим мудрым животным становятся в повести своего рода кульминацией, ибо в них герой обретает, наконец, то, что искал. К нему возвращаются утраченные было ясность и чистота сознания.
Лис открывает малышу жизнь человеческого сердца, учит ритуалам любви и дружбы, о чем люди давно забыли и потому лишились друзей и потеряли способность любить
Пустыня – это символ духовной жажды. Она прекрасна, ибо в ней таятся родники, найти которые человеку помогает только сердце.
Рассказчик терпит аварию в пустыне — такова одна из сюжетных линий в повести, ее фон. В сущности, сказка и родилась в пустыне. Сказки, которые мы знаем и любим, родились в лесу, в горах, на берегу моря — там, где обитают люди. В сказке Сент-Экзюпери лишь пустыня и звезды. Почему? Давно замечено, что человек, попав в экстремальную ситуацию, находясь на грани жизни и смерти, словно заново переживает, переосмысливает свою жизнь, дает ей суровые оценки, пытаясь выявить в ней самое ценное, настоящее и отмести мишуру. Человек по новому воспринимает и саму жизнь: что в ней главное, а что случайно. Рассказчик оказывается один на один с мертвой пустыней, песками. Увидеть, что истинно в жизни, а что ложно, ему помогает Маленький принц, пришелец с «планеты детства». Поэтому значение этого образа в произведении особое — он подобен рентгеновскому лучу, помогающему человеку увидеть то, что скрыто от поверхностного взора. Поэтому тема детства с его незамутненностью взгляда, кристально чистым и ясным сознанием и свежестью чувств занимает центральное место в повести. Поистине — «устами ребенка глаголет истина».
Герой немногословен — о себе и своей планете он говорит очень мало. Лишь понемногу, из случайных, мимоходом оброненных слов, летчик узнает, что малыш прилетел с далекой планеты, «которая вся-то величиной с дом» и называется «астероид Б-612». Маленький принц рассказывает летчику о том, как он воюет с баобабами, которые пускают такие глубокие и сильные корни, что могут разорвать его маленькую планету. Выпалывать нужно первые ростки, иначе будет поздно, «это очень скучная работа». Но у него есть «твердое правило»: «...встал поутру, умылся, привел себя в порядок — и сразу же приведи в порядок свою планету». Люди должны заботиться о чистоте и красоте своей планеты, сообща беречь и украшать ее, не дать погибнуть всему живому. Так, исподволь, ненавязчиво, возникает в сказке еще одна важная тема — экологическая, которая является очень актуальной для нашего времени. Создается впечатление, что автор сказки «предвидел» будущие экологические катастрофы и предупреждал о бережном отношении к родной и любимой планете.
Сент-Экзюпери остро ощущал, как мала и хрупка наша планета. Путешествие Маленького принца от звезды к звезде приближает нас к сегодняшнему видению космических далей, где Земля по неосторожности людей может исчезнуть почти незаметно. Поэтому сказка не потеряла своей актуальности и по сей день; потому и жанр ее — философский, ибо она обращена ко всем людям, она поднимает вечные проблемы.
Маленький принц из сказки Сент-Экзюпери не мыслит свою жизнь без любви к нежным закатам, без солнца. «Однажды я за один день видел заход солнца сорок три раза!» — говорит он летчику. И немного погодя добавляет:
«Знаешь... когда станет очень грустно, хорошо поглядеть, как заходит солнце...» Ребенок ощущает себя частицей мира природы, к единению с ней он призывает взрослых.

Установившаяся было гармония взаимоотношений взрослого и ребенка едва не нарушается. Малыша волнует мысль о барашке и розе: сможет ли он съесть ее и если да — тогда зачем цветку даны шипы? Но летчик очень занят: в моторе заело гайку, и он старался ее отвернуть, поэтому отвечал на вопросы невпопад, первое, что приходило в голову, раздраженно бросая: «Ты видишь, я занят серьезным делом». Маленький принц изумлен: «Ты говоришь, как взрослые» и «ничего не понимаешь», как тот господин «с багровым лицом», что живет один на своей планете. Он за всю жизнь ни разу не понюхал цветка, ни разу не посмотрел на звезду, никогда никого не любил. Он только складывал цифры и с утра до вечера твердил одно: «Я человек серьезный! Я человек серьезный!.. Совсем как ты». Маленький принц, побледневший от гнева, объясняет рассказчику, как это важно — уберечь единственный в мире цветок, который растет только на его планете, от маленького барашка, который «в одно прекрасное утро вдруг возьмет и съест его и даже не будет знать, что он натворил».
А потому стоит задуматься, как важно заботиться о том, кого ты любишь, и чувствовать себя от этого счастливым.
«Если барашек его съест, это все равно как если бы все звезды разом погасли! И это, по-твоему, не важно!»

Посещая последовательно шесть планет, Маленький принц на каждой из них сталкивается с определенным жизненным явлением, воплощенном в обитателях этих планет: властью, тщеславием, пьянством, псевдоученостью... По мнению
Сент-Экзюпери, они воплощали в себе доведенные до абсурда наиболее распространенные человеческие пороки. Не случайно именно здесь у героя возникают первые сомнения в правильности человеческих суждений.
Глубокий смысл скрывается в образе-символе планеты, на которую возвращается Маленький принц. Это символ человеческой души, символ дома человеческого сердца. Экзюпери хочет сказать, что у каждого человека есть своя планета, свой островок и своя путеводная звезда, о которой человеку не стоит забывать. «Хотел бы я знать, зачем звезды светятся, - задумчиво сказал он /Маленький принц/. – Наверное, затем, чтоб рано или поздно каждый мог вновь отыскать свою». Герои сказки, пройдя тернистый путь, обрели свою звезду ,и автор верит в то, что и читатель найдет свою далекую звезду.
Сказка «Маленький принц» воспринимается как романтическая мечта, не исчезнувшая вовсе среди людей. Словно само детство вдруг подошло и стало рядом в тихий час полного одиночества, спросило, с любопытством глядя на разбитый самолет: «А что это за штука?» — и вернуло взрослому человеку ту бесстрашную прямоту суждений и оценок, какая бывает у детей.
Феномен сказки «Маленький принц» в том, что написанная для взрослых она прочно вошла в круг детского чтения.
Не все доступное взрослым откроется сразу детям. Но дети читают эту книгу с удовольствием, так как она привлекает их простотой изложения, рассчитанной на ребенка, той особой, присущей именно этой сказке атмосферой духовности, дефицит которой так остро ощущается в наши дни.
« — На твоей планете, - сказал Маленький принц, - люди выращивают в одном саду пять тысяч роз… и не находят того, что ищут…
— Не находят, - согласился я.
А ведь то, чего они ищут можно найти только в одной единственной розе, глотке воды…»
Важно, чтобы эту истину запомнили дети и не прошли мимо основного – надо быть верным в любви и дружбе, нужно прислушиваться к голосу сердца, нельзя быть равнодушным к тому, что происходит в мире, нельзя пассивно относится к злу, каждый в ответе не только за свою судьбу, но и за судьбу другого человека.
Спокойствие, только спокойствие! Сейчас я Вас настигну - вот тогда-то мы и похохочем...
Аскорбинка13-02-2008 13:56 #4
Аскорбинка
Уснувший
Группа: Passive
135 лет со дня рождения русского певца Федора Ивановича Шаляпина
135 лет со дня рождения русского певца Федора Ивановича Шаляпина

Тех почестей и тех восторгов, которые выпали на долю гениального певца, не имел никто. Могучий бас, равного которому не было в мире, да и вряд ли когда-либо будет еще… Перед Шаляпиным склонялись все, и его имя горело яркой звездой на русской оперной сцене.
«Это просто великолепно! Гениально!» – леди Грей, почтенная дама с молодым лицом и седыми волосами, напоминавшая портреты Екатерины Великой, захлопала в ладоши, кивая одобрительно своим двум гостьям, – таким же тощим, разодетым леди. После она подошла к рослому светловолосому гиганту с голубыми глазами, стоящему у рояля, и протянула ему руку для приветствия.
– Ваша «Блоха» так замечательна, и это ваше громовое «ха-ха, ха-ха» – даже зазвенели хрустальные подвески в канделябрах…
И отдышавшись, сказала: «Завтра вам, мой дорогой Шаляпин, должно быть особенно в голосе, – и она многозначительно посмотрела певцу в глаза. – Ведь я собираюсь представить вас королеве!» У Шаляпина от этих слов непривычно защипало в глазах. Про себя он только довольно хмыкнул.
…В каких только театрах он не пел и какие только вельможи и сановные дамы его не слушали – от их бриллиантов сверкали ложи всех ярусов… Где только ему не приходилось бывать – и в гостиной премьер-министра, и в квартирах музыкантов оркестра, пить шампанское в посольствах и портер с театральными плотниками… Чей только слух ему не приходилось услаждать, а вот приглашение петь перед чопорными англичанами его растрогало до слез. Так же, как когда-то из него, совсем зеленого юноши, вышибло слезу при виде часов на серебряной цепочке, поднесенных кем-то из публики на первом его «бенефисе»…
Фёдор Иванович Шаляпин [1(13).2.1873 - 12. 4. 1938] - российский певец (бас), народный артист Республики (1918). Было это в Уфе, куда Федор примчался из Казани вместе с другом-хористом, – антрепренер Сергеев-Самарский для летнего сезона 1890 года набирал в театральную труппу статистов и хористов. Густой басистый голос худющего и высоченного, словно колокольня, Федора понравился антрепренеру и 17-летнего Шаляпина без раздумий зачислили хористом, по контракту и жалованьем. Так началась его карьера певца.
...А петь ему всегда хотелось, все его безрадостное полуголодное детство. Оно прошло в Суконной слободе под Казанью, где в хлипком деревянном домишке, почти сарае, жили его родители. Они были из простых и перебрались из деревни поближе к городу, спасаясь от жестокой нужды. Здесь, 12 апреля 1873 года, у Ивана Шаляпина, крестьянина из вятских, и Авдотьи Прозоровой, крепкой сбитой молодки, и родился их первенец – Федор.
Жили Шаляпины убого – отец был писарем в Присутствии и весь заработок постоянно пропивал в кабаке, а мать надрывалась на поденщине – стирала и мыла полы. Впрочем, так жили все обитатели Суконной слободы – сапожники, каретники, скорняки, и Федор подростком у каждого из них побывал в «науке». Правда, недолго, потому что их соседом был еще регент. Вот к нему-то 12-летний Федор, с неохотой посещавший приходское училище, как-то явился и храбро спросил – не возьмут ли его в певчие... Регент молча снял с гвоздя скрипку и строго сказал:
– Тяни за смычком!
Он и заронил в душе у Федора первую искру к пению и тягу к театру – другой, яркой жизни. С тех пор и пошло: всенощные, молебны, свадьбы, похороны – для певчих всегда находилась работа…
О том, сколь могуч и тембрист его окрепший после юношеской ломки голос, Шаляпин узнал позже, уже в Тифлисе, куда занесла его нелегкая судьба странствующего артиста. И она же свела крайне бедствующего парня с его добрым гением – Дмитрием Усатовым, бывшим артистом императорских театров. Тот не только много дал Федору в плане постановки речевого голоса, но и посвятил его в святая святых вокала – в тайну малого дыхания.В сезон 1893-1894 годов исполнил партии Мефистофеля ("Фауст" Гуно), Мельника ("Русалка" Даргомыжского) и многие др. В 1895 году был принят в труппу Мариинского театра, спел несколько партий, однако дирекция императорских театров не обратила внимания на его талант. В 1896 году по приглашению Мамонтова поступил в Московскую частную русскую оперу, где раскрылось его дарование. Особое значение для Шаляпина имели занятия и последующая творческая дружба с Рахманиновым. За годы работы в театре Шаляпин исполнил почти все основные партии своего репертуара: Сусанин ("Иван Сусанин" Глинки), Мельник ("Русалка" Даргомыжского), Борис Годунов, Варлаам и Досифей ("Борис Годунов" и "Хованщина" Мусоргского), Иван Грозный и Сальери ("Псковитянка" и "Моцарт и Сальери" Римского-Корсакова), Олоферн ("Юдифь" Серова), Нилаканта ("Лакме" Делиба) и др. Большой успех имел Шаляпин во время гастролей Московской частной русской оперы в Петербурге в 1898 году. Известный всей Москве меценат и ценитель искусства Мамонтов давно мечтал заполучить талантливого юношу-самородка. Савва Иванович даже взялся покрыть за свой счет неустойку за разрыв контракта, недавно заключенного Федором в Петербурге… Вопрос, слава Богу, уладили, и в ближайшие дни Федор блистательно спел в партии Сусанина. Успех был огромный – молодой бас, высокий, статный, по-артистически импозантный, быстро завоевал признание московской публики и стал ее любимцем. А дальновидный Мамонтов уже размышлял о том, как удержать ему эту редкостную жар-птицу.
…Среди итальянских балерин, выписанных Саввой Мамонтовым из венецианского театра «Фениче» на летний сезон 1896-го, была одна рыженькая, которая страшно нравилась молодому Федору Шаляпину. Звали ее Иолой Ло-Прести, по сцене Торнаги, и, как оказалось, она приходилась внучкой самому Джузеппе Гарибальди. Порхающая, словно мотылек, синьорина всегда была грустна. Видимо, ей было не по себе в незнакомой России. И, встречаясь на общих репетициях, Федор участливо подходил к итальянке и в качестве приветствия неизменно произносил три магических слова: аллегро, анданте, модерато... Весь свой словарный запас на итальянском. И широко улыбался. Так и общались с полгода, заменяя недостающие слова жестами, смехом и… поцелуями. А на прогоне «Евгения Онегина», перед премьерой, разгоряченный, влюбленный до безумия Шаляпин признался своей Иоле в чувствах. И непросто так, с глазу на глаз, а во всеуслышание!
…В сцене на петербургском балу Шаляпин пел арию Гремина. Все шло своим чередом, и вдруг в знакомом месте известной арии отчетливо слышится:
– Онегин, я клянусь на шпаге, безумно я люблю Торнаги!..
Все сидевшие в зале засмеялись и как один повернули головы в сторону директорской ложи, где сидели Савва Иванович Мамонтов и смущенная Иола.
– Ну, поздравляю вас, Иолочка! – прошептал Мамонтов по-итальянски. – Ведь Феденька объяснился вам в любви…
А потом, посерьезнев, добавил:
– Посмотрите на этого мальчика, – он сам не знает, кто он!
…Когда летом в 1898 году молодые люди обвенчались в маленькой сельской церквушке близ Владимира, Иола не сомневалась, что в их жизни все будет так же, как у ее родителей и друзей: приличный заработок, собственный уютный дом, ну и, конечно, дети.
Сбылось почти все – уже через несколько лет у четы Шаляпиных подрастало шестеро детей: три мальчика и три девочки
Большое влияние на формирование идейно-художественных принципов Шаляпина имела его дружба с Максимом Горьким, начавшаяся в 1901 году. В значительной степени под ее благотворным влиянием артист был связан с прогрессивными общественными кругами, пел для рабочих, исполнял революционные песни.
После победы Октябрьской революции Шаляпин был художественным руководителем Мариинского театра (1918). В 1922 году уехав за границу на гастроли, Шаляпин не вернулся в Советский Союз (жил в Париже). Несравненный на сцене Федор Шаляпин был неотразимым и в жизни. Певца повсюду преследовали экзальтированные поклонницы. Обожатели не давали проходу на отдыхе, и певец страдал, не имея возможности просто пройтись по улице. А популярность его была неслыханной – в витринах магазинов красовались портреты Шаляпина, в кондитерских продавались шоколадные конфеты в обертках с его изображением, а в галантерейных лавках – гребенки с витиеватым именем певца. Пользовался спросом и одеколон «Шаляпин».
И, конечно же, о Шаляпине судачили на всех углах. Говорили о бесчисленных любовницах, ночных кутежах и дебошах… Будто он в приступе гнева бесчинствует и бьет прислугу самоваром, а сундуки вышвыривает в окно, что водку в рот не берет, а пьет только французские вина, с этикеткой «Специально для мсье Шаляпина», которые ему персонально присылают… Но больше всего ходило легенд о шаляпинских богатствах… И не беспочвенно.. Только на Императорской сцене, согласно контракту 1907 года, за 27 выступлений в сезон Шаляпин как «солист Его Императорского Величества» получал 50 000 рублей. Были у него и гонорары за заграничные гастроли, за сольные концерты. Помогал и чужим, по велению души, помня беспросветную нужду и унижения в юные годы.
А у него уже не просили, а требовали! Пролетарский писатель Максим Горький без стеснения постоянно выпрашивал у друга «мятежной юности» деньги, и немалые – то на оборудование для подпольной типографии, то для организации курсов пропагандистов, то для субсидирования некоего прогорающего издательства… И это не считая мелких сумм персонально для Пешкова и бесчисленных благотворительных концертов с участием.
За нескончаемой чередой репетиций и спектаклей, за семейными хлопотами и длительными гастрольными поездками Шаляпин сразу как-то не заметил тех революционных перемен, которые произошли. А, ощутив, призадумался. С началом Гражданской войны для него, как и многих других его близких друзей, жизнь в тогдашней России, опьяневшей от крови и бессмысленной жажды все уничтожать – что судьбы человеческие, что храмы, библиотеки, памятники, – стала невыносимой. Кошмарный сон наяву. За это время у певца появились и морщины, и первые седины.
В доме, славившемся достатком и уютом, мгновенно исчезли элементарный комфорт и необходимые бытовые мелочи. С продуктами становилось все хуже, все тяжелее. Спасибо, что хоть изредка выручали «продуктовые» гонорары. Но и с ними бывали курьезы. …Однажды привезенный Шаляпиным на дачу под Сестрорецком драгоценный фунт масла, которым расплатились за концерт моряки-кронштадцы, бессовестно сожрал пудель Булька, пока они с соседом Корнеем Чуковским гудели о последних новостях…
Смертельно уставший от всего этого хаоса, Шаляпин стал подумывать об эмиграции, вслед уже покинувшим страну Рахманинову и Бунину. «Из этой страны надо удирать», – писал он в Москву старшей дочери Ирине. Не грело душу и не спасало и звание «народного артиста Советской республики» – представители новой власти часто вламывались к нему в дом посреди ночи и уносили все, что им приглянулось, не гнушаясь ложками и вилками, и даже требовали с вальяжного и ненадежного барина контрибуцию в пять миллионов рублей. А сами, не моргнув глазом, сняли с его банковского счета в Ялте двести тысяч… Федор Иванович постоянно испытывал страх за жизнь детей, опасаясь, что семьи, и в Москве, и в Петербурге, останутся без дров и еды.
…Все решили последние гастроли за границей, устроенные весной 1922 года, не без содействия наркома по культуре Луначарского. Певцу удалось выхлопотать разрешение взять с собой в длительную поездку все свое семейство. Это помогло Шаляпину прийти в себя: Рига, Лондон, Хельсинки, Копенгаген… И теперь, отплывая на «Адриатике» от английских берегов и направляясь в Америку, он, стоя на палубе первого класса среди нарядной публики, мучительно размышлял… Мысли крутились об оставшихся в Москве пятерых старших детях, об Иоле Игнатьевне –- она так и не дала ему согласия на развод… Ну да ладно, даст Бог, со временем и это уладится, а ребятню при первой же возможности он обязательно перетянет к себе. Были бы только силы работать, да голос звучал все так же... И петь не пропала охота!.. Как-никак, а ведь уже с ярмарки едет... И Шаляпин шумно вздохнул, глядя на волну за кормой парохода. Мысленно он снова и снова выходил на сцену – не ради себя, а ради того, чтобы волновать слушателей так, как никто другой...
В июне 1937 года в Париже состоялся последний выход великого певца на сцену, в его коронном образе Бориса Годунова. Он волновался так, как никогда. После концерта ушел за кулисы бледный, потный, с дрожащими руками. Ему сильно не здоровилось. А весной 1938 года у Шаляпина обнаружили грозную болезнь – лейкемию, и за полгода его не стало.
Спокойствие, только спокойствие! Сейчас я Вас настигну - вот тогда-то мы и похохочем...
Apriori13-02-2008 12:37 #3
Apriori
Тигрь-Людовед
Группа: Passive
День Рождения И.А. Крылова
Иван Андреевич Крылов

Крылов.JPG (18 kb)

Отец его Андрей Прохорович Крылов (1736—1778) умел читать и писать, но «наукам не учился», служил в драгунском полку, в 1772 г. отличился при защите Яицкого городка от пугачёвцев, затем был председателем магистрата в Твери и умер, оставив вдову с двумя малолетними детьми. Иван Крылов первые годы детства провёл в разъездах с семьёй. Грамоте выучился дома (отец его был большой любитель чтения, после него к сыну перешёл целый сундук книг); французским языком занимался в семействе состоятельных знакомых. В 1777 г. он был записан в гражданскую службу подканцеляристом калязинского нижнего земского суда, а затем тверского магистрата. Эта служба была, по-видимому, только номинальной и Крылов считался, вероятно, в отпуске до окончания ученья.

Учился Крылов мало, но читал довольно много. По словам современника, он «посещал с особенным удовольствием народные сборища, торговые площади, качели и кулачные бои, где толкался между пестрой толпой, прислушиваясь с жадностью к речам простолюдинов». В 1782 г. Крылов ещё числился подканцеляристом, но «у оного Крылов на руках никаких дел не имелось», и жалованья он, по-видимому, не получал. Скучая бесплодной службой, Крылов в конце 1782 г. поехал в Санкт-Петербург с матерью, намеревавшейся хлопотать о пенсии и о лучшем устройстве судьбы сына. Крыловы остались в Санкт-Петербурге до августа 1783 г., и хлопоты их были не бесплодны: по возвращении, несмотря на долговременное незаконное отсутствие, Крылов уволился из магистрата с награждением чином канцеляриста и поступает на службу в петербургскую казенную палату.

В это время большой славой пользовался «Мельник» Аблесимова, под влиянием которого Крылов написал, в 1784 г., оперу «Кофейница»; сюжет её он взял из «Живописца» Новикова, но значительно изменил его и закончил счастливой развязкой. Крылов отнёс свою оперу к книгопродавцу и типографу Брейткопфу, который дал за неё автору на 60 руб. книг (Расина, Мольера и Буало), но оперы не напечатал. «Кофейница» увидела свет только в 1868 г. (в юбилейном издании) и считается произведением крайне юным и несовершенным, к тому же написанным неуклюжими стихами. При сличении автографа Крылова с печатным изданием оказывается, однако, что последнее не вполне исправно; по удалении многих недосмотров издателя и явных описок юного поэта, который в дошедшей до нас рукописи ещё не совсем отделал свою оперу, стихи «Кофейницы» едва ли могут назваться неуклюжими, а попытка показать, что новомодность (предмет сатиры Крылова — не столько продажная кофейница, сколько барыня Новомодова) и «свободные» воззрения на брак и нравственность, сильно напоминающие советницу в «Бригадире», не исключают жестокости, свойственной Скотининым, равно как и множество прекрасно подобранных народных поговорок, делают оперу 16 летнего поэта, несмотря на невыдержанность характеров, явлением для того времени замечательным. «Кофейница» задумана, вероятно, ещё в провинции, близко к тому быту, который она изображает.

В 1785 г. Крылов написал трагедию «Клеопатру» (она не дошла до нас) и отнес её на просмотр знаменитому актёру Дмитревскому; Дмитревский поощрил молодого автора к дальнейшим трудам, но пьесы в этом виде не одобрил. В 1786 г. Крылов написал трагедию «Филомела», которая ничем, кроме изобилия ужасов и воплей и недостатка действия, не отличается от других «классических» тогдашних трагедий. Немногим лучше написанные Крыловым в то же время комическая опера «Бешеная семья» и комедия «Сочинитель в прихожей», о последней Лобанов, друг и биограф Крылова, говорит: «Я долго искал этой комедии и сожалею, что, наконец, её нашёл». Действительно, в ней, как и в «Бешеной семье», кроме живости диалога и нескольких народных «словечек», нет никаких достоинств. Любопытна только плодовитость молодого драматурга, который вошёл в близкие сношения с театральным комитетом, получил даровой билет, поручение перевести с французского оперу «L’Infante de Zamora» и надежду, что «Бешеная семья» пойдет на театре, так как к ней уже была заказана музыка.

В казенной палате Крылов получал тогда 80-90 руб. в год, но положением своим не был доволен и перешёл в Кабинет её Величества. В 1788 г. Крылов лишился матери и на руках его остался маленький его брат Лев, о котором он всю жизнь заботился как отец об сыне (тот в письмах и называл его обыкновенно «тятенькой»). В 1787—1788 гг. К. написал комедию «Проказники», где вывел на сцену и жестоко осмеял первого драматурга того времени Я. Б. Княжнина (Рифмокрад) и жену его, дочь Сумарокова (Таратора); по свидетельству Греча, педант Тянислов списан с плохого стихотворца П. М. Карабанова. Хотя и в «Проказниках», вместо истинного комизма, мы находим карикатуру, но эта карикатура смела, жива и остроумна, а сцены благодушного простака Азбукина с Тянисловом и Рифмокрадом для того времени могли считаться очень забавными. «Проказники» не только поссорили Крылова с Княжниным, но и навлекли на него неудовольствие театральной дирекции.

В 1790 г. Крылов написал и напечатал оду на заключение мира со Швецией, произведение слабое, но все же показывающее в авторе развитого человека и будущего художника слова. 7 декабря того же года Крылов вышел в отставку; в следующем году он стал владельцем типографии и с января 1792 г. начинает печатать в ней журнал «Зритель», с очень широкой программой, но все же с явной наклонностью к сатире, в особенности в статьях редактора. Наиболее крупные пьесы Крылова в «Зрителе» — «Каиб, восточная повесть», сказка «Ночи», «Похвальная речь в память моему дедушке», «Речь, говоренная повесою в собрании дураков», «Мысли философа по моде».

По этим статьям (в особенности по первой и третьей) видно, как расширяется миросозерцание Крылова и как зреет его художественный талант. В это время он уже составляет центр литературного кружка, который вступал в полемику с «Московским журналом» Карамзина. Главным сотрудником К. был А. И. Клушин. «Зритель» имел уже 170 подписчиков и в 1793 г. превратился в «С.-Петербургский Меркурий», издаваемый К. и Клушиным. Так как в это время «Московский журнал» Карамзина прекратил свое существование, то редакторы «Меркурия» мечтали распространить его повсеместно и придали своему изданию возможно более литературный и художественный характер. В «Меркурии» помещены всего две сатирические пьесы Крылова — «Похвальная речь науке убивать время» и «Похвальная речь Ермолафиду, говоренная в собрании молодых писателей»; последняя, осмеивая новое направление в литературе (под Ермолафидом, то есть человеком, который несет ермолафию или чепуху, подразумевается, как заметил Я. К. Грот, преимущественно Карамзин) служит выражением тогдашних литературных взглядов Крылова. Этот самородок сурово упрекает карамзинистов за недостаточную подготовку, за презрение к правилам и за стремление к простонародности (к лаптям, зипунам и шапкам с заломом): очевидно, годы его журнальной деятельности были для него учебными годами, и эта поздняя наука внесла разлад в его вкусы, послуживший, вероятно, причиной временного прекращения его литературной деятельности. Чаще всего Крылов фигурирует в «Меркурии», как лирик и подражатель более простых и игривых стихотворений Державина, причём он выказывает более ума и трезвости мысли, нежели вдохновения и чувства (особенно в этом отношении характерно «Письмо о пользе желаний», оставшееся впрочем, не напечатанным). «Меркурий» просуществовал всего один год и не имел особого успеха.

В конце 1793 г. Крылов уехал из Петербурга; чем он был занят в 1794—1796 гг., известно мало. В 1797 г. он встретился в Москве с кн. С. Ф. Голицыным и уехал к нему в деревню, в качестве учителя детей, секретаря и т. п., во всяком случае не в роли дармоеда-приживальщика. В это время Крылов обладал уже широким и разносторонним образованием (он хорошо играл на скрипке, знал по-итальянски и т. д.), и хотя по-прежнему был слаб в орфографии, но оказался способным и полезным преподавателем языка и словесности (см. «Воспоминания» Ф. Ф. Вигеля). Для домашнего спектакля в доме Голицына написал он шуто-трагедию «Трумф» или «Подщипа» (напечатанную сперва за границей, потом в «Русской Старине», 1871 г., кн. III), грубоватую, но не лишенную соли и жизненности пародию на ложноклассическую драму, и через неё навсегда покончил с собственным стремлением извлекать слезы зрителей. В 1801 г. кн. Голицын был назначен рижским генерал-губернатором, и К. определился к нему секретарём. В том же или в следующем году он написал пьесу «Пирог» (напеч. в VI т. «Сбор. Акд. Наук»; представлена в 1 раз в Петербурге в 1802 г.), легкую комедию интриги, в которой, в лице Ужимы, мимоходом задевает антипатичный ему сентиментализм. Несмотря на дружеские отношения со своим начальником, К. 26 сентября 1803 г. вновь вышел в отставку. Что делал он следующие 2 года, мы не знаем; рассказывают, что он вёл большую игру в карты, выиграл один раз очень крупную сумму, разъезжал по ярмаркам и пр.

В 1805 г. К. был в Москве и показал И. И. Дмитриеву свой перевод двух басен Лафонтена: «Дуб и Трость» и «Разборчивая невеста». По словам Лобанова, Дмитриев, прочитав их, сказал К.: «это истинный ваш род; наконец, вы нашли его». К. всегда любил Лафонтена (или Фонтена, как он называл его) и, по преданию, уже в ранней юности испытывал свои силы в переводах басен, а позднее, может быть, и в переделках их; басни и «пословицы» были в то время в моде. Прекрасный знаток и художник простого языка, всегда любивший облекать свою мысль в пластическую форму аполога, к тому же сильно наклонный к насмешке и пессимизму, К., действительно, был как бы создан для басни, но все же не сразу остановился он на этой форме творчества: в 1806 г. он напечатал только 3 басни, а в 1807 г, появляются 3 его пьесы, из которых две, соответствующие сатирическому направлению таланта К., имели большой успех и на сцене: это «Модная лавка» (окончательно обработана ещё в 1806 г. и в 1-й раз представлена в Петербурге 27 июля) и «Урок дочкам» (сюжет последней свободно заимствован из «Pr?cieuses ridicules» Мольера; представлена в 1 раз в Петербурге 18 июня 1807 года). Объект сатиры в обеих один и тот же, в 1807 г. вполне современный — страсть нашего общества ко всему французскому; в первой комедии французомания связана с распутством, во второй доведена до геркулесовых столпов глупости; по живости и силе диалога обе комедии представляют значительный шаг вперед, но характеров нет по-прежнему. Третья пьеса К.: «Илья Богатырь, волшебная опера» написана по заказу А. Л. Нарышкина, директора театров (поставлена в 1 раз 31 декабря 1806 г.); несмотря на массу чепухи, свойственной феериям, она представляет несколько сильных сатирических черт и любопытна как дань юному романтизму, принесенная таким крайне неромантическим умом. Неизвестно, к какому времени относится неоконченная (в ней всего полтора действия и герой ещё не появлялся на сцену) комедия К. в стихах: «Лентяй» (напеч. в VI т. «Сборника Акад. Наук»); но она любопытна, как попытка создать комедию характера и в тоже время слить её с комедией нравов, так как недостаток, изображаемый в ней с крайней резкостью, имел свои основы в условиях жизни русского дворянства той и позднейшей эпохи.
:): - смайл Шрёдингера
Холодок10-02-2008 23:34 #2
Холодок
Автор
Группа: Passive
В.Бианки
БИАНКИ ВИТАЛИЙ ВАЛЕНТИНОВИЧ


Виталий Бианки родился в Петербурге. Певучая фамилия досталась ему от предков-итальянцев. Возможно, от них же и увлекающаяся, артистическая натура. От отца — ученого-орнитолога — талант исследователя и интерес ко всему, «что дышит, цветет и растет».
Отец работал в Зоологическом музее Российской Академии наук. Квартира хранителя коллекций находилась прямо напротив музея, и дети — трое сыновей — часто бывали в его залах. Там за стеклянными витринами замерли животные, привезенные со всего земного шара. Как хотелось найти волшебное слово, которое «оживило» бы музейных зверей. Настоящие были дома: в квартире хранителя расположился небольшой зоопарк.
Летом семья Бианки уезжала в деревню Лебяжье. Здесь Витя впервые отправился в настоящее лесное путешествие. Было ему тогда лет пять-шесть. С тех пор лес стал для него волшебной страной, раем.
Интерес к лесной жизни сделал его страстным охотником. Недаром первое ружье ему подарили в 13 лет. А еще он очень любил поэзию. Одно время увлекался футболом, даже входил в гимназическую команду.
Разными были интересы, таким же — образование.Вначале — гимназия, затем — факультет естественных наук в университете, позднее — занятия в институте истории искусств. А своим главным лесным учителем Бианки считал отца. Именно он приучил сына записывать все наблюдения. Через много лет они преобразились в увлекательные рассказы и сказки.
Бианки никогда не привлекали наблюдения из окна уютного кабинета. Всю жизнь он много путешествовал (правда, не всегда по своей воле). Особенно запомнились походы по Алтаю. Бианки тогда, в начале 20-х годов, жил в Бийске, где преподавал биологию в школе, работал в краеведческом музее.
Осенью 1922-го Бианки с семьей вернулся в Петроград. В те годы в городе при одной из библиотек существовал интереснейший литературный кружок, где собирались писатели, работавшие для детей. Сюда приходили Чуковский, Житков, Маршак. Маршак и привел однажды с собой Виталия Бианки. Вскоре в журнале «Воробей» был опубликован его рассказ «Путешествие красноголового воробья». В том же, 1923 году, вышла первая книжка («Чей нос лучше»).
Самой знаменитой книгой Бианки стала «Лесная газета». Другой подобной просто не было. Все самое любопытное, самое необычное и самое обычное, что происходило в природе каждый месяц и день, попало на страницы «Лесной газеты». Здесь можно было найти объявление скворцов «Ищем квартиры» или сообщение о первом «ку-ку», прозвучавшем в парке, или отзыв о спектакле, который давали на тихом лесном озере птицы-чомги. Была даже уголовная хроника: беда в лесу не редкость. Книга «выросла» из небольшого журнального отдела. Бианки работал над ней с 1924 года до конца жизни, постоянно внося какие-то изменения. С 1928 года она несколько раз переиздавалась, становилась толще, ее переводили на разные языки мира. Рассказы из «Лесной газеты» звучали по радио, печатались, наряду с другими произведениями Бианки, на страницах журналов и газет.
Бианки не только сам постоянно работал над новыми книгами (он автор более трехсот произведений), ему удалось собрать вокруг себя замечательных людей, любивших и знавших зверей и птиц. Он называл их «переводчиками с бессловесного». Это были Н.Сладков, С.Сахарнов, Э.Шим. Бианки помогал им в работе над книгами. Вместе они вели одну из интереснейших радиопередач «Вести из леса».
Тридцать пять лет писал Бианки о лесе. Это слово часто звучало в названиях его книг: «Лесные домишки», «Лесные разведчики». Повести, рассказы, сказки Бианки своеобразно соединили в себе поэзию и точное знание. Последние он даже называл по-особенному: сказки-несказки. В них нет волшебных палочек или сапог-скороходов, но чудес там не меньше. О самом неказистом воробье Бианки мог так рассказать, что мы только удивляемся: оказывается, тот совсем не прост. Удалось-таки писателю найти волшебные слова, которые «расколдовали» таинственный лесной мир.

Эй, не туда! Укушу!…
— Помогите! А то укушу!
— Укусит-укусит!
Мне домой… А у меня — ноги…
Эх, молодёжжжж-ж-ж-ж-жжь!
— Ты что, с луны свалился?
— Нет, с гусеницы…
— Ты же козявка!
— От козявки слышу!
Я Вас лю... Ну вот, только жениться собрался.
В следующей жизни я ни за что не буду писать чего либо
Холодок10-02-2008 00:46 #1
Холодок
Автор
Группа: Passive
День рождения Б.Пастернака
Борис Пастернак
(10.02.1890 - 30.05.1960)
Биография

Родился в Москве в семье академика живописи Л.О. Пастернака и Р. И. Пастернак (урожденной Кауфман), до замужества бывшей профессором Одесского отделения Императорского русского музыкального общества. Наиболее важными для духовного становления будущего поэта явились три события: приобщение к христианству, увлечение музыкой и философией. Родители исповедовали Ветхий Завет, а русская няня тайком от них водила мальчика в православную церковь. Первое творческое увлечение Пастернака, наряду с рисованием,- музыка. Но, получив признание А. Скрябина, юноша порвал с музыкальным сочинительством. По окончании гимназии (1906) учился в Московском университете; с юридического факультета перешел на историко-филологический (окончил в 1913 г.). Здесь под руководством Г. Г. Шпета Пастернак знакомится с феноменологией Э. Гуссерля, а в апреле 1912 г. на скудные средства родителей отправляется в Марбург для обучения у главы неокантианцев Германа Когена. Там он получает возможность продолжать карьеру профессионального философа, но прекращает занятия философией и возвращается на родину. "Прощай, философия"- эти слова из автобиографической повести Пастернака "Охранная грамота" (1931) теперь значатся на мемориальной доске дома в Марбурге, где некогда проживал безвестный студент, ставший всемирно почитаемым классиком.

В печати Пастернак впервые выступил в альманахе "Лирика" (1913; 5 стихотворений), затем появились его книги стихов "Близнец в тучах" (1914) и "Поверх барьеров" (1917). Возвратившись к этим стихам, многое исключив и переработав, добавив появившиеся затем в периодике, поэт выпустил через двенадцать лет новый сборник - "Поверх барьеров. Стихи разных лет" (1929) - своего рода расчет с прошлым. Настоящим своим поэтическим рождением Пастернак считал лето 1917 г. - время создания книги "Сестра моя - жизнь" (вышла из печати в 1922 г.). До того Пастернак в 1913 г. в литературном кружке "Мусагет" прочитал доклад "Символизм и бессмертие", где уже проступала программа нового, постсимволистского сознания.

Рубеж 1920-1930-х гг. сказался в эволюции Пастернак мучительной напряженностью. После завершения поэмы "Высокая болезнь" (1923-1928) Пастернак завершает роман в стихах "Спекторский" - о судьбе русского интеллигента, "которого должно вернуть истории" (1931, начат в 1925).В 1929 г. он публикует "Повесть" с одноименным героем стихотворного романа, которую считал первой частью будущей эпопеи и замысел которой восходил к 1918 г. В промежутках он опубликовал несколько прозаических произведений: "Аппелесова черта" (1918), "Письма из Тулы", "Детство Люверс" (оба-1922), "Воздушные пути" (1924). Однако проза Пастернака, опубликованная при его жизни, не вызвала признания современников. Зато его лирика обретала все большую известность. На I съезде писателей СССР Н. Бухарин даже противопоставил ее поэзии Маяковского как "отжившей агитке".

Тому были основания, хотя сам Пастернак решительно противился возведению его на "литературный трон". В книга 1932 г. вышла лирики Пастернака "Второе рождение".

Естественно, что в годы Великой Отечественной войны Пастернак не мог отрешить себя от судьбы России. В первые месяцы сражений он пишет патриотические стихотворения: "Страшная сказка", "Бобыль", "Застава", в дальнейшем -"Смерть сапера", "Победитель" и другие. После эвакуации в Чистополь в октябре 1941 г. и по возвращении в Москву в августе 1943 г. с бригадой писателей уезжает на Брянский фронт.

Зимой 1945/46 г. Пастернак начал реализацию своего главного замысла - романа "Доктор Живаго" (предварительное название - "Мальчики и девочки"). В эти годы и позже активно занимается переводами трагедий Шекспира, "Фауста" Гете, грузинских лириков.

1950-е годы стали для писателя временем тяжелых испытаний. Предложенный для публикации журналу "Новый мир" роман "Доктор Живаго" был отвергнут редакцией. После издания его за рубежом (1957) и присуждения автору Нобелевской премии (1958) началась травля писателя как в официально-литературных, так и в политических кругах вплоть до требования выдворения его за пределы страны. Вне России Пастернак себя не мыслил, что и побудило его отказаться от Нобелевской премии. После перенесенного инфаркта поэт умер, по заключению медицинских экспертов, от рака легких. Похоронен в поселке Переделкино Московской области.

Русские писатели 20 века.
Библиографический словарь.
Т 1.М.: Просвещение. 1999. С. 171

Борис Пастернак


ЗИМНЯЯ НОЧЬ
Мело, мело по всей земле
Во все пределы.
Свеча горела на столе,
Свеча горела.

Как летом роем мошкара
Летит на пламя,
Слетались хлопья со двора
К оконной раме.

Метель лепила на стекле
Кружки и стрелы.
Свеча горела на столе,
Свеча горела.

На озаренный потолок
Ложились тени,
Скрещенья рук, скрещенья ног,
Судьбы скрещенья.

И падали два башмачка
Со стуком на пол.
И воск слезами с ночника
На платье капал.

И все терялось в снежной мгле
Седой и белой.
Свеча горела на столе,
Свеча горела.

На свечку дуло из угла,
И жар соблазна
Вздымал, как ангел, два крыла
Крестообразно.

Мело весь месяц в феврале,
И то и дело
Свеча горела на столе,
Свеча горела.
1946 г.
В следующей жизни я ни за что не буду писать чего либо
Страницы: « <  1  2  3  4  5  6 
Сейчас на сайте:
 Никого нет
Яндекс цитирования
Обратная связьСсылкиИдея, Сайт © 2004—2014 Алари • Страничка: 0.03 сек / 34 •