Литературный Клуб Привет, Гость!   ЛикБез, или просто полезные советы - навигация, персоналии, грамотность   Метасообщество Библиотека // Объявления  
Логин:   Пароль:   
— Входить автоматически; — Отключить проверку по IP; — Спрятаться
Лишь вершину Фудзы
Под собой не погребли
Молодые листья.
Бусон

Стихи. Как это?

Изложите, пожалуйста, каковы для Вас критерии качества стихотворения. Или хотя бы дайте пару советов начинающим стихотворцам.
  Ветка: Aurthem, 28 10 2007 08:57 Метасообщество Люди / Беседка  
Страницы:  1  2  3  > »
Для цитирования фрагмента чужого высказывания, выделите его мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Aurthem28-10-2007 08:57 №1
Aurthem
Автор
Группа: Passive
Каждый в своей жизни сталкивается с прозой, а со стихами дело сложнее.
Мои познания, например, ограничиваются ямбом, хореем, дактилем, анапестом, амфибрахием и пиррихием. Поэтому просто невозможно обсуждать даже очень интересные мне стихотворения (в самом деле, не писать же «нравится» – «не нравится» – как это поможет автору?). Также, чтобы писать хорошие стихи, необходимо сформировать некое представление о «хорошем».
Надеюсь, обсуждение будет полезно не только мне.

Итак, первым критерием служит, я полагаю, пресловутое нравится – не нравится, «цепляет» – не «цепляет».
Большая часть опытных поэтов говорит о заезженности рифм. «Кровь-любовь» или, ещё лучше, «счастье-несчастье» их действительно раздражает. Наверное, это тоже какой-то критерий.
не слышу
nn28-10-2007 09:38 №2
nn
Автор
Группа: Passive
Щастье-несчастье - это из категории ботинок-полуботинок.) еще первым делом получают щелчок по носу за глагольные рифмы и рифмование одинаковых частей речи в одной форме - напр. реки - чебуреки.) Это всё довольно легко рифмуется, поэтому считается дурным тоном.
Но, на самом деле, встречаются стихи, где и то и другое будет уместным.
Или вот любовная лирика. Написать хороший стих о любви, да еще и назвав это вслух, чтобы вышло не избито, чтобы стиху можно было верить - это что-то из высшего пилотажа.

В общем, Тём, может быть, кто-то выдаст тут настоящую теорию, я в этом не разбираюсь совсем.
У меня только один критерий - внутренний: в стихотворении должна быть мысль, если написал,но сам себе не веришь - в топку стих. Даже если форма важна настолько, что можно поступиться содержанием - то всё равно лучше не оставлять слов, которые возникли случайно, подставлены "для размера". Бывает, правда, еще ситуация, когда случайно сказанное слово становится самым точным. Поэтому, надо судить по результату и быть первым критиком самому себе.
L'amour dure trois ans
Астролябия28-10-2007 13:35 №3
Астролябия
Автор
Группа: Passive
Да, тут все так сложно... вроде бы "кровь-любовь" - это плохо; но бывает так, что хорошо. Глагольные рифмы плохи не потому что они плохи - а потому, что слишком часто употребляются и их начинаешь замечать - тогда как надо замечать суть стиха.

Для меня стих - единство формы и содержания. Точное равновесие. Смысл зачастую передается не словами, а самой конструкцией стиха, где от перемены мест слагаемых сумма меняется. Стих - модель мира, в общем-то. И стих - сам по себе мир.

Не знаю, что еще добавить. И не знаю, стоило ли вообще что-нибудь писать - слишком это сложно для письменной дискуссии. Лучше бы подошли кухня, чай и длинная ночь :+)
Калоша на рыбьем меху28-10-2007 13:36 №4
Калоша на рыбьем меху
Автор
Группа: Passive
очень интересная тема- как раз вчера в чате спрашивала- как же писать хорошие стихи- чтобы и слог и стиль и смысл цепляли....как вложить в строчки душу? вот на этот вопрос я так и не нашла ответа....
вот например-можно ли это уже считать стихом или это еще просто набор слов, косящих под стихотворение ???где проходит граница???

калошам не положены шнурки-
они по лужам гордо реют флагом-
а если и бывают вдруг резки-
то потому, что жизни нет с дуршлагом!

Сообщение правил Калоша на рыбьем меху, 28-10-2007 13:54
Тихо шифером шурша, крыша едет не спеша...ц.
Aurthem28-10-2007 16:42 №5
Aurthem
Автор
Группа: Passive
Попробуем воспользоваться приобретёнными знаниями для разбора предложенного фрагмента.
1. Чего хочет выразить автор в данном стихе? Видимо, сказать нам о ценности калош, причём, как водится, при помощи метафор.
калошам не положены шнурки-
здесь идёт речь о достоинствах калош, далее,
они по лужам гордо реют флагом-
немного режет слух шаблонное "реять флагом", которое, к тому же, не совсем точно может передать состояние калош в луже. Но, допустим, это обращение к абстрактному восприятию читателя, призванное пробудить в нём длинный ассоциативный ряд. Продолжим:
а если и бывают вдруг резки-
резость калош действительно не укладывается в голове и вызывает подозрение в создании рифмы. Притянем это за уши объяснением, что калоши показывают свой характер, гипотетически возражая владельцу. Физически это проявляется, допустим, неким дискомфортом при носке. И наконец:
то потому, что жизни нет с дуршлагом!
ещё большие неудобства причиняет ходьба в промокшей обуви, о чём и не преминул заявить автор, справедливо полагая это окончательным аргументом в пользу калош.
Можно сказать, что тема автором выбрана не очень удачно, потому что мало кто испытывает возвышенные чувства по поводу калош, и при взгляде на выверенные логически аргументы возникает сомнение в искренности его чувств (ведь стихи выражают в основном чувства). В общем, при помощи данного стиха сложно добиться от читателей просветления духа и каких-либо эмоций вообще, ибо в нём изложены известные всем и не вызывающие протеста факты.
2. Поговорим теперь о форме. Рифма "флагом-дуршлагом" как раз является лёгкой рифмой (существительные в одной форме). Ещё заставляет спотыкаться "а если и" (здесь "и" представляется не совсем на своём месте, хотя и спасает размер) и громоздкость "то потому, что", которая делает выпирающей последнюю строку, переполняя её стопами. Обилие пиррихиев делает быстрым и лёгким энергичный ямб (благодаря перескакиваниям от начала к концу строки).
Также можно сказать об отсутствии звукописи в стихе - без фонетического звучания он практически ничем не отличается от ритмически организованной прозы.

Итого: чувствуется несерьёзность стиха и такое же к нему отношение автора, а потому полноценным произведением его не очень хочется называть. Вот.
не слышу
Aurthem28-10-2007 16:45 №6
Aurthem
Автор
Группа: Passive
Ещё: спасибо всем высказавшимся.
Ждём следующих литераторов.
не слышу
Астролябия28-10-2007 16:54 №7
Астролябия
Автор
Группа: Passive
уууу... Lignum Vitae, Вы реально думаете, что расчленение - это лучший способ познания и понимания? Надеюсь, что это просто была адекватная реакция на калошин пример :+)
Aurthem28-10-2007 17:05 №8
Aurthem
Автор
Группа: Passive
Ага. Разбор предполагает под собой расчленение и бесспорно является самым объёмным способом анализа. Конечно, я не считаю это лучшим способом, есть ещё целостное осознание, но оно зачастую трудновыразимо.
Кстати, а какой ещё бывает способ познания и понимания?
не слышу
Калоша на рыбьем меху28-10-2007 18:13 №9
Калоша на рыбьем меху
Автор
Группа: Passive
валяюсь под столом от смеха- сначала подумала- это юморной разбор- потом вчиталась-как серьезно подошли к калоше- а вдруг это стихотворение не нужно понимать так буквально- вдруг это было иносказание?))
что касается рифм- тут согласна- дурацкие)

Сообщение правил Калоша на рыбьем меху, 28-10-2007 18:14
Тихо шифером шурша, крыша едет не спеша...ц.
Калоша на рыбьем меху28-10-2007 18:17 №10
Калоша на рыбьем меху
Автор
Группа: Passive
и вообще интересно восприятие стихов с психологической точки зрения- как сделать так чтобы они притягивали человека- что в них необходимо заложить??) скажете- легко- чувства и переживания- вопрос- как? какие?? чтобы это не было банально и избито
Тихо шифером шурша, крыша едет не спеша...ц.
Aurthem28-10-2007 18:42 №11
Aurthem
Автор
Группа: Passive
Ну как сказать... У меня такой юмор специфический. Даже если говорю серьёзно, это можно понять по-другому. В зависимости от настроения.

А про психологичность стихов - не знаю. Правда. Можно, конечно, сумничать и изречь сакраментальное "каждый к этому подходит по-своему", но у меня опыта такого подхода нет, так что примера не приведу. Ждём умного опытного персонажа.
не слышу
Астролябия28-10-2007 18:53 №12
Астролябия
Автор
Группа: Passive
Aurthem, много их, этих способов. Например, поставить себя на место автора - то есть стать на время автором не твоего стиха. Примерить на себя. Посмотреть: где ты соврал, где схалтурил, где недодумал... Где ты неподражаем, где велик... :+)

Не думаю, что стоит углубляться дальше, а то мы уйдем от обсуждаемой тему куда-то в сторону.

Калоша на рыбьем меху, а вот попробуй взять первого попавшегося персонажа. Даже стандартного. Ну, например - кошка. И написать стих от ее имени. Почувствовать ее жизнь. Скажем, кошка голодна, ее выгнали из дома. Она думает, где найти еду. Мышь, что ли, слыхивала она про мышей... какие они? И как их есть - прямо сырых? Со шкуркой? Фи.

Вот уже имеем образ, и фантазийно-веселый (думающая кошка) и печальный (голодная), и понятный (всех когда-то выгоняли, или хотя бы намекали, что, мол, сколько можно чай пить... поздно уже, спать пора :+)

Я кошка. Я бреду... (калоша, продолжай :+)

Почему взяла персонажа - а про него легче чем про себя. И ему можно приписать собственные чувства-мысли.
Калоша на рыбьем меху28-10-2007 19:31 №13
Калоша на рыбьем меху
Автор
Группа: Passive
Я кошка. Я бреду...
Желудок мой пустой,
я словно вся в бреду-
трава такой отстой...

хозяйка стерва злая-
пинком под зад гоня-
при этом громко лая!
вот вредная квашня!

разбила только вазу-
да шторы подрала-
она меня же сразу
из дома прогнала!

теперь гуляю вольной-
но что скажите есть?
читала в книжке школьной
для кошек мыши жесть!

Но где скажите мышек
на блюдцах выдают?
Пока набила шишек-
Голодный мой дебют

Сообщение правил Калоша на рыбьем меху, 28-10-2007 19:51
Тихо шифером шурша, крыша едет не спеша...ц.
Калоша на рыбьем меху28-10-2007 20:20 №14
Калоша на рыбьем меху
Автор
Группа: Passive
думаю этот шедевр откроет цикл
"Я креведко")))
Тихо шифером шурша, крыша едет не спеша...ц.
письмо генералу Z_elenne28-10-2007 22:31 №15
письмо генералу Z_elenne
Автор
Группа: Passive
критериев качества стиха невероятное множество,
а вот список запрещенных рифм я бы издала на уровне федерального закона, с уголовным преследованием за нарушение)
Целую. Твой верный Жак.
Астролябия29-10-2007 00:12 №16
Астролябия
Автор
Группа: Passive
Калоша, ликвидируем кривости.
Я кошка. Я бреду...
Желудок мой пустой,
я словно вся в бреду-
трава такой отстой...
Желудок мой пустой выглядит обращением: желудок мой пустой, не бурчи... Для точного впечатления надо "желудок мой пуст".

бреду-отстой убираем. Ищем что-нибудь другое, менее явное (ничего не имею против таких рифм, но стих "чтобы притягивал человека... чтобы это не было банально и избито" сам сопротивляется такому выбору).

хозяйка стерва злая-
пинком под зад гоня-
при этом громко лая!
вот вредная квашня!

Стерву опять-таки убираем. И квашню. Мы же пишем притягивающий взоры стих, а не отталкивающий, мы стараемся, чтоб проявилась тоска кошки по еде и теплу, а не ее тупая злость. Не к барабанности стремимся, а к душевности. Рифмы снова в мусор. Убираем два дееприяастных оборота (оба - кривы. Хозяйка злая гоня и лая).

разбила только вазу-
да шторы подрала-
она меня же сразу
из дома прогнала!
Тут нарекания к "же". Она меня же и прогнала! Не тот акцент. После вазы убираем тире.

теперь гуляю вольной-
но что скажите есть?
читала в книжке школьной
для кошек мыши жесть!
Хорошо, пусть кошка и читать умеет. "Скажите" в запятые, а лучше убрать: почему кошка обращается к читателям? Мы же не детский стих пишем. Лучше и "школьную" книжку убрать. И жесть. Как-то потоньше... кошка - элегантное животное. Должна проявиться ее кошачесть, мягкость. Она же такая гибкая, мягкая, такая одинокая... ах...

Но где скажите мышек
на блюдцах выдают?
Пока набила шишек-
Голодный мой дебют
"Скажите" снова в топку. Требовательная какая кошка, плоская, схематичная. Какие шишки? Кто не давал есть дебюту?

Вопщем, конечно, все и так мило, симпатишно. Но еще раз. Мы пишем стих, который затронет людей. Они должны узнать в кошке - себя. Эта же кошка вышла мультяшной.

Давай попробуй использовать побольше кошачьих рррр и шшшш. Кошшшшка... бррреду... И другой ритм. Я кошка... я бреду... Я выброшена в голод... Напишем трагедию :+)

сорри, возможно, за меня отчасти говорит глинтвейн... заносит... рразойдись, пешеходы!
Калоша на рыбьем меху29-10-2007 00:21 №17
Калоша на рыбьем меху
Автор
Группа: Passive
драма (11 kb)
Тихо шифером шурша, крыша едет не спеша...ц.
Астролябия29-10-2007 00:25 №18
Астролябия
Автор
Группа: Passive
(грозно): Дык мы пишем сурьезный стих, который найдет отклик в сердцах людей, или нет? Ась?
Калоша на рыбьем меху29-10-2007 00:26 №19
Калоша на рыбьем меху
Автор
Группа: Passive
пишем- осталось только, как говаривал один товарищ- Начать и углубить)
Тихо шифером шурша, крыша едет не спеша...ц.
Калоша на рыбьем меху29-10-2007 00:37 №20
Калоша на рыбьем меху
Автор
Группа: Passive
Мое прощальное танго)

Я кошка....я бреду...
Куда-то в ночь и слякоть...
Сгоревший кошкин дом-
Корзинки больше нет...

писатель (42 kb)
Тихо шифером шурша, крыша едет не спеша...ц.
Flame29-10-2007 07:11 №21
Flame
Автор
Группа: User
Для того, чтобы стих получился, он должен быть качественным и свежим.

Качественность стиха означает нетривиальность замысла и безупречность исполнения.

Нетривиальность замысла прежде всего свидетельствует о нетривиальности автора, то есть это означает, что автору есть что сказать, и он умеет это сделать. Все формулировки про вложенную в стих душу и всё такое - это всё другими словами описанная нетривиальность замысла.

Безупречность исполнения означает виртуозное владение автором техниками стихосложения, знание канонов и умение их как соблюдать, так и нарушать в зависимости от замысла, а не потому что "так написалось".

Свежесть стиха - это следствие большого словарного запаса автора, его начитанности и кругозора. При прочтении стиха не должно возникать мысли о том, что да, неплохо, только всё это уже много раз и почти точно так же написано. Свежесть может быть в теме стиха, или же (если стих про любовь или про осень) в выразительных средствах, неожиданных образах, метафорах, свежих рифмах.

Это - инвариант. В деталях у каждого хорошего автора свой подход, свой стиль. Невозможно научиться писать стихи по учебнику, но есть книжки, которые хорошо бы прочесть, например Вячеслав Лейкин "Играем в поэзию" (http://www.lib.ru/KIDS/LEJKIN/lejkin.txt), сам прочёл с огромным удовольствием :)
Просто29-10-2007 10:24 №22
Просто
Автор
Группа: Passive
«Безупречность исполнения означает виртуозное владение автором техниками стихосложения, знание канонов и умение их как соблюдать, так и нарушать в зависимости от замысла, а не потому что "так написалось". (С)
А если ТАК НАПИСАЛОСЬ, техника от интуиции, нарушения канонов автором продуманы и прочувствованы и читатель (по настроению) сочувствует и сопереживает, и! У каждого свой читатель!!! (Слушатель, смотрЕтель-глядетель сериала, потребитель по большому счёту).
И что?
Я не про то, не про те стихи что не держат ритм и сразу вызывают отторжение, но кто придумал что глагольные рифмы это плохо? Кто придумывает правила вообще? Потом находится чудак, который эти правила нарушает, и выходит в лидеры, на минутку…
Можно упереться и сотворить небывалое раньше, а можно в катрене выложить душу и настроение, которое будет созвучно многим.
С оговоркой. В нашем времени. В нашей действительности. (Опять таки у каждого своё, и «Владимирский централ» - фореве, и «вальс-бостон», и)…
Державин – классик. Вы его любите и читаете по вечерам? Поют и слушают Окуджаву. Высоцкого. Митяева.
(лирики и циники).
Вчера.
А Вы хотите в завтра?
Тогда не заумствуйте.

ЗЫ.
калошам не положены шнурки-
они по лужам гордо реют флагом-
а если и бывают вдруг резки-
то потому, что жизни нет с дуршлагом!

Вместо тире – запятые, а так ИМХО полный ржач:
Какая фигня – шнурки, гордо, флагом, (купила мама Лёше) и какие они были, и…
«Резки» – плохое настроение, нефиг было выходить замуж за дуршлаг…

ЗЫ2:
Я кошка.
Я бреду.
Прохожим на беду.
От папы масть, непостоянство мамы.
Плюётесь. Боже мой, какие драмы!
А мне сейчас важней найти еду.
Я чёрная.
Я зимняя.
Душа
Непонята.
За шкурой ни гроша.
Мышь, мышечка, мышулечка, мыша!
Ну жрать охота,
Вам бы - эпиграммы…

Сообщение правил Просто, 30-10-2007 09:29
Flame29-10-2007 11:01 №23
Flame
Автор
Группа: User
А если ТАК НАПИСАЛОСЬ, техника от интуиции, нарушения канонов автором продуманы и прочувствованы и читатель (по настроению) сочувствует и сопереживает, и! У каждого свой читатель!!!


Речь не о том, что каноны ни в коем случае нельзя нарушать. Я не сторонник догматических норм. Но Человечество пишет стихи не первую тысячу лет, и о каких-то культурных контекстах вовсе не вредно знать, так как читатель будет воспринимать стих не сам по себе, а как элемент мозаики этих самых контекстов, как-то уже уложившихся внутри читателя и выстроивших его индивидуальное восприятие.

То, что хотел бы я высказать, высказыванию не подлежит,
ибо вот то, что я высказать хотел бы, оно таково,
что, когда его всё же высказать пытаешься, оно бежит,
а когда не пытаешься, ввек не избавишься от него.

Кое-кому в этом видятся контуры некоего совершенства.

Мне же мерещится нечто нелепое: новый наряд короля;
к чучелу чудища не подошедшие зубы, хребет, плавник;
тёмный аккорд вне тональности, вязкое "до - фа диез - ля";
в муках разбитую мастером вазу склеивающий ученик...

Кое-кто без особых причин именует это соблазном.

Бью себя по рукам, твержу: оставь, не сходи, брат, с ума;
ты, даже в родном диалекте не ориентируясь наверняка,
будучи лишь приложением к вывеске "Генрих" или там "Франсуа",
ловишь на слове то, для чего не выдумано языка...

Кое-кто, неизвестно зачем, прибегает с этим к латыни.

      Nomen? Sermo? Aestus? Aevum? Aurum? Oriens?
      Malum? Scelus? Lutum? Luctus? Maeror? Odium?..

Видимо, я не прав, говоря, что погоды стоят ещё те.
Видимо, они уже эти, двадцатого раза по сто
нашей, не чьей-нибудь эры, в не чьей-нибудь нищете...
Стоп! Это всё уже было, было... значит, не то, не то...

Кое-кому это кажется чем-то несовместимым с карьерой.

Мне же - вот только что - чудилось: вижу, нашёл, сошлось!
Явственно обнаружились какие-то маяки, резеда, мистраль...
Правда, через секунду это покрылось коростой и взорвалось,
в воздухе вычертив снежную сверхскоростную горизонталь...

Кое-кто почитает за благо не трогать этого вовсе.

      Carmen. Metus. Merum. Mustum. Reditus. Requies.
      Lumen. Flamen. Caelum. Deus. Venia. Otium...

Сбросить оцепенение, буквы пересчитать, повторить "не то",
встать, потоптаться несколько - и снова назад, в дурман...
Есть, наконец, эксперты авторитетнее, нежели кое-кто...
Шар замедляет движение... Прах осыпается со стремян...

Кое-кто вообще ничего под этим не разумеет.

(Михаил Щербаков)

Сообщение правил Flame, 29-10-2007 11:02
Просто29-10-2007 11:42 №24
Просто
Автор
Группа: Passive
Человечество пишет стихи не первую тысячу лет, и о каких-то культурных контекстах вавсе не вредно знать,
*грустно улыбаюсь*
«читатель будет воспринимать стих не сам по себе, а как элемент мозаики этих самых контекстов»,
*грусно улыбаюсь в очередной раз*
Критик –да, Который прочёл-пережевал и дай бог пережил и перечувствовал а не получил диплом за критику, кто есть критик, отдельный вопрос, читатель - ??? И повесьте меня за эти знаки препинания, но как иначе выразить…
Я по простому хотел сказать что стихи критика и чувство – минус критика будут жить. Правила – правильным. Джимму –Брим. Кто нечитабельный – посмОтрим.

А что про посткриптум?
Flame29-10-2007 13:03 №25
Flame
Автор
Группа: User
«читатель будет воспринимать стих не сам по себе, а как элемент мозаики этих самых контекстов»,
*грусно улыбаюсь в очередной раз*

Даже у того, кто из стихов раньше читал только "Наша Таня громко плачет...", такие контексты есть. У каждого свои. Даже у Маугли, выросшего совсем в изоляции от поэзии, условно "бесконтекстным" будет только самый первый прочитанный стих. Уже второй будет восприниматься в контексте первого.

А что про посткриптум?


А постскриптум хороший ))

Страницы:  1  2  3  > »

Сейчас на сайте:
 Никого нет
Яндекс цитирования
Обратная связьСсылкиИдея, Сайт © 2004—2014 Алари • Страничка: 0.02 сек / 29 •