Литературный Клуб Привет, Гость!   С чего оно и к чему оно? - Уют на сайте - дело каждого из нас   Метасообщество Администрация // Объявления  
Логин:   Пароль:   
— Входить автоматически; — Отключить проверку по IP; — Спрятаться
Осенняя луна
Сосну рисует тушью
На синих небесах.
Рансэцу
Dilya   / (без цикла)
Конечная остановка
Пусть смеется лишь тот, уходящему вслед
Кто прожить собирается тысячу лет
Омар Хайям
Он проснулся в семь утра. Каждый день он просыпался в это время. Умывался, одевался, завтракал и ехал. Он ехал на работу. А работал он,…а впрочем, где он работал, не представляет для дорогого читателя широкого интереса. Просто работал. Сидел в кабинете, стоял за прилавком, закручивал гайки, учил или сам учился – он работал. Какое социальное положение занимал этот человек по обыкновению проводивший следующий день одинаково с предыдущим? Какой статус в обществе имел наш герой? Не спрашивай меня, читатель, хотя бы просто потому, что известно мне о нашем друге не более, чем кому-либо. Знаю я лишь то, что не совсем таки близко жил он от службы своей. Ибо выше сказано «ехал». А как ехал? А как едут обыкновенные люди, встающие обыкновенно в семь утра? На общественном транспорте – электричка ли, автобус ли был это – пусть догадливый читатель додумает сам.
Ехал он недолго – минут десять. Ехал по-разному: иногда стоя, но чаще – сидел. Люди, по прибытию транспорта в лихорадочном безумии бежали к открытым дверям, дабы успеть занять свободное место. Наш герой был прыток и ловок, и ему это часто удавалось. Присядет так в мягкое кресло около закрытого окошка. Человек вообще любил, когда окно закрыто. Открытое окно приносило с собой холодный ветер, запах улиц и дорог и прочие неприятности. Человек не любил неприятности, поэтому он удобненько усаживался и, облокотившись на спинку, засыпал. Он вообще любил вздремнуть, в такие минуты мало, кто мог его разбудить. Прерывал сладкий сон нашего милого друга обычно кондуктор; никому другому пока не удавалось разрушить безмятежную дрему его. Сказать по правде, человек был скуповат, платить не любил, но еще ни разу ему не удалось избежать неприятной обязанности. Так и ездил человек изо дня в день: иногда быстро, ровно, с комфортом и без происшествий, порой в духоте, неудобной позе, попадая в пробки. Ездил вот уже лет 13, а может больше, по одному и тому же маршруту. Выходил на одной и той же остановке. Выходя, видел он все ту же осыпающуюся крышу старого желтого дома напротив, цветную увядшую клумбу, встречающуюся ему на пути, шел все той же дорогой, все в том же направлении.
Был ли женат наш герой? Были ли у него дети? Имел ли привязанности или неприязнь к кому-то? Вероятно, имел. Хотя, можем ли мы знать наверняка?
Когда наш друг был еще совсем маленьким, ну то есть еще не «Человек», а так всего лишь человечек, любил он все хватать. Все, что попадалось на его пути. Буквально. Схватит, бывало, какую-нибудь безделицу и разбирает, изучает, будто есть ему от этого какой-либо прок. А, если вещица разбору не подлежит, просто сидит и смотрит – любуется…и радуется. Часто фантазировал, боялся темноты, задавал глупые вопросы. Любил играть с другими детьми и, если кто из детей рядом начинал плакать, то и он заливался ревом. И другие маленькие человечки тоже - то ли от зависти, то ли за компанию - заражались тем же. Так и рыдали все вместе в унисон. А воспитатели-няньки так и бегали вокруг, охали, ахали: как же так? что случилось? один - всех «на уши поднял».
Довелось ему однажды еще пятилетним ребенком поехать в деревню, к дедушке. И научил его дед рыбачить. И так это дело понравилось ему, что все три дня, проведенных на селе, он занимался исключительно рыбалкой. Ну нравилось ему вот так спокойно и тихо сидеть на берегу реки. И шум деревьев, и звуки природы, и летний ветер в лицо. И это чувство ожидания приближающейся авантюры. И эта кульминация – рыба на крючке. Все это волновало нетронутую детскую душу. С этого дня у маленького человечка появилась мечта. Стать рыбаком. Эта идея о предстоящем рыбачьем будущем так вдохновила его, что он не мог ни о чем другом думать. Человечек поистине считал эти три дня лучшим, что было и что может быть в его жизни. Не смейся, мой читающий друг, над маленьким героем. Ведь чем только не может быть захвачено детское воображение. Не знал еще тогда маленький человечек, что нещадно губит время детские грезы. Человечек растет, а вместе с ним и желания. И что жившая когда-то в мальчишеской душе невинная мечта останется где-то далеко-далеко, на берегу той самой реки, лишь отзвуком той самой деревни.
В семь лет наш герой стал посещать школу. Учиться не любил, хоть и задания все выполнял прилежно. Как и каждый ребенок имел любимый предмет – симпатизировал математике, физике и всякого рода точным наукам. Не жаловал гуманитарную область…А впрочем особенной страстью ни к одной науке не пылал. Человечек очень хотел стать взрослым. Он был уверен, что окончит школу, поступит в институт – вот тут и заживет. Поступив в институт, обосновавшись, он стал искренне верить, что окончить институт и устроиться на работу – вот начало настоящей жизни.
Человечек стал человеком. Он давно окончил институт, встает в семь утра, ездит на работу, да ты и сам, читатель, лучше меня знаешь распорядок героя. Но вот в чем конфуз – до сих пор надеется и верит; надо только купить машину, подняться по службе, сделать ремонт – и вот тогда, ...завтра начнется жизнь. Так и «живет» в ожидании жизни.
И это все? - удивится любопытный читатель - А где подробности его студенческой и школьной жизни? Где первое чувство и первая привязанность? Первая удача и первая толика страдания? Была ли дружба, и было ли разочарование? Ну конечно, было – отвечу я. И первое поражение, и первая победа, и первая влюбленность,.. и вторая – иногда взаимная, порой несчастная, и неудача, и успех – все было. Однако рассказ мой повествует немного о другом. И, если даже спросишь ты меня, каким человеком он стал? Отрицателен или положителен наш герой? Я скажу, что это совсем другая история.
Вы когда-нибудь замечали, что если из года в год ездить по одному и тому же маршруту, пассажиры вокруг одни и те же? Человек тоже заметил. Он даже как-то привык к этим людям. Нет, не подумай, любознательный читатель, что герой наш проникся к ним как-то…ну там уважением, или, не дай Бог, любовью. Он просто свыкся видеть в окружении своем все те же лица на протяжении лет. Иногда некоторые уходили, на смену им приходили новые лица. Но человека это уже мало интересовало, он уже почти не замечал этого, ведь для него это были просто попутчики, просто серая масса, просто лица.
Различие между пассажирами транспорта было лишь одно – все они выходили на разных остановках. Вначале пути набивалось очень много народу, но к концу людей становилось все меньше, в итоге на конечной выходило 1-2 человека. Некоторые из пассажиров и вовсе не подозревали о существовании конечной станции, иные – просто никогда не доезжали туда. Наш герой знал, правда, никогда не был – ведь это слишком далеко. Страшно уезжать туда, откуда можно не вернуться.
Но однажды случилось непоправимое. Наш с вами общий друг не успел выйти на своей остановке. Двери закрылись, и маршрут тронулся. Сколько человек не умолял водителя остановить, тот будто не слышал и молча крутил баранку. Ничего не оставалось нашему другу, как выйти на следующей. А вокруг – незнакомая местность. Человеку стало очень страшно. Что же он будет делать? Как вернуться? И человек стал метаться, отчаянно ища выход. Неизвестность так напугала его, что в панике он бессильно начал рыдать от безысходности. А рядом, буквально за углом уже виднелась крыша желтого дома, и завядшая клумба, и протоптанная дорога. Но страх закрыл глаза человеку, что не заметил он знакомых очертаний и направился совсем в другую сторону. И чем дальше уходил наш герой в неизвестность, тем больше он понимал, что идет он совсем не туда, но куда идти? Где правильный путь? И как ОН, исправно выходя в нужном месте в течение 13 лет, мог допустить такую ошибку? Человек проклинал все и вся: и маршрут с его пассажирами, и свою рассеянность, и это гиблое место, а главное – он проклинал водителя. Ведь он просил его остановить! Кем он себя возомнил? Пассажир всегда прав и он должен выполнять все прихоти своего клиента. В конце концов, это его работа.
Долго еще плутал человек, пока не набрел на небольшое озеро. Посмотрел так на озеро человек и решил утопиться. К чему страдать и мучиться? Тут он увидел на берегу старика с удочкой. Склонив голову, выжидая, сидит старик тихо, не шелохнется. Неудобно стало как-то человеку топиться при посторонних. Неудобно и злобно. Ярость охватила человека. Че это он сидит тут как хозяин озера, проститься с жизнью спокойно не дает. Только хотел наш друг подойти попросить не мешаться, как вдруг ему стало…неудобно. Неудобно и жалко как-то…Жалко себя и жизнь свою никчемную. Сел он на траву и заплакал. Однако старик и головы не поднял. Обидно стало человеку: сидит рядом с тобой здоровенный детина и плачет, а ты старое чучело даже «в ус не дуешь». Вытер слезы человек и подошел к старику:
- Ты, дед, чем занимаешься?
- Рыбу ловлю
- А не подскажешь ли ты мне как выйти на N-ую сторону?
- …
- Ты, дедуль, оглох что ли под старость? Я тебя спрашиваю….
- Ты, сынок, не ори, есть грех – глуховат я на ухо одно….Сядь, да порыбачь со мной…

Человеку было не до рыбалки. И вообще понял он что, видимо, дед в конец ума лишился. Подумал человек, все равно помирать, ну посижу со стариком, хоть живая душа, есть с кем поговорить. Сел, взял удочку, насадил червячка и стал выжидать.
- Ты знаешь, старик, я вот рыбачить совсем не умею
- ….
- Мм…в детстве я рыбу ловил у себя в ауле…да позабыл, как это делается,…да и не мое это как-то…
- …

Дед упорно молчал. Обидело это человека. И решил он тоже не разговаривать с вредным старикашкой. Из принципа.
Маленькая зеленая гусеница уплетала травяной листок. Смотрел на нее человек и удивлялся. Маленькая, а ест за двоих и даже причмокивает от удовольствия.
Долго выжидал человек, только рыба не клюет и все. И у старика не клюет. Это все порядком надоело человеку: «сижу только и время теряю,…а ведь мог давно полезным делом заняться,…о чем это я?…я же утопиться хотел…ну да…полезным делом…», - вздохнул он. Вдруг чувствует – удочка то дергается,… клюет, ну да …точно – клюет!
- Поймаааал!! Ты, видишь, старик, поймал! Смотри, какой большой карась!!
Но старик не смотрел, он даже бровью не повел. Старику было, видимо, все равно.
Но на этот раз не обидело это человека. Он настолько был воодушевлен своим уловом, что не заметил отсутствующий дедовский взгляд. Наш герой так обрадовался, что даже на миг забыл о своей беде. И еще – ему не захотелось уходить. Захотелось остаться. Здесь. На берегу этого озера, рядом с молчуном-стариком. Продолжить. Рыбачить. Молча.
И вдруг он почувствовал запах своей деревни. Прям так отчетливо. Так бывает иногда. И стало ему так легко и тепло…как в детстве. Хорошо.
Хорошо, когда бывает вот так хорошо. Хорошо, когда тепло, когда лето и солнце обжигает кожу. Хорошо, когда есть с кем поделиться своими мыслями, кому подарить любовь. Когда мечты сбываются. Когда легко все поменять, когда можно ни о чем не думать. Хорошо, когда настолько хорошо, что хочется кричать от удовольствия. Хорошо, когда глаза широко открыты, когда нет страха, есть цель и силы, когда сны цветные, кино умное, шутки смешные, ветер мягкий, воспоминания приятные. Хорошо, когда во время. Хорошо, когда чувствуешь. Хорошо, потому что всегда есть выход и выбор. Хорошо верить в чудеса. Хорошо, когда тебя воспринимают и любят таким, какой ты на самом деле. Хорошо, когда есть кто-то, кто знает, какой ты на самом деле, кому это интересно. Когда тебе что-то интересно. Когда есть будущее и оно пахнет ванилью и карамелью. Хорошо, когда есть что-то хорошее. Хорошо, когда не нужен повод, а просто хорошо.
Вот так хорошо вдруг стало нашему человеку.
Он посмотрел на деда и засмеялся. Таким красивым он ему показался! Таким значительным!
«Сейчас, в эту самую минуту, в этом месте, где я сижу…вот в этом самом месте - воздух так чист,…так необычайно свеж. И это небо. Как нелепо жить вниз головой, когда такое небо есть надо мной. Ведь это все - Бог. И это озеро, и трава, и этот милый щенок, прячущийся в тени, и тень – Бог. И рыбак-старик – тоже Бог. Ты слышишь, старик? Послушай, ведь ОН везде, во всем. В этом запахе весны, и в этом звуке чирикающих воробьев, в прохладном ветре. И во мне. Я прошу помощи у Бога, но Бог во мне. ОН в каждом. Я прошу помощи у себя. И если не получаю ответа и не нахожу поддержки - значит я просто не слышу себя».
Но человек только подумал об этом. В одно мгновенье. Такая необычайная тоска охватила душу его. Так захотелось жить. Но…
Он поднялся с травы и ушел.
Он не хотел уходить, но понимал, что иного пути нет. Наш герой двигался к дороге. Теперь он знал, куда идти.
Человек подошел к станции. Транспорт уже ждал его. Народу мало. Он занял свободное место и поехал.
Он чувствовал, что ему душно, не хватает воздуха, и подумал: «Как это я раньше ездил так». Он открыл окно. Морозный ветер немедленно обдал его холодом. Но это не испугало человека, наоборот он задышал полной грудью. Тотчас залетела бабочка. С минуту покружилась она над человеком, потом стала путешествовать по салону, перелетая от одного сидения к другому. Это была обычная бабочка, капустница. Но человек наблюдал за ней с тем неожиданным интересом, с каким мы сосредотачиваем порой внимание на самых незначительных мелочах, когда нам страшно думать о самом важном, или когда нас волнует новое чувство, еще неясное нам самим, или какая-нибудь страшная мысль осаждает мозг и принуждает нас сдаться.
Кондуктор объявил конечную остановку. Как ни странно, но наш друг остался один в салоне. Он встал и направился к выходу. О чем он думал в этот момент? Что чувствовал? Может о том, что плохо воспользовался жизнью, проспал, продремал ее, не сумел вкусить ее полноты? Или останавливался мыслью на светлых прошедших моментах, на дорогих образах и лицах? Или памяти его предстали дурные дела, и снизошла на душу его тоска позднего раскаяния? Что ожидает его там и ожидает ли что-нибудь? А может он вспоминает лишь тихую речку, удочку, шум деревьев и рыбное счастье? Не знаю…
Есть в жизни такие мгновения, такие чувства, о которых нельзя сказать, о них можно только промолчать.
2007
Казань
©  Dilya
Объём: 0.347 а.л.    Опубликовано: 01 12 2007    Рейтинг: 10.01    Просмотров: 2556    Голосов: 3    Раздел: Философская проза
  Цикл:
(без цикла)
«Бессонница»  
  Клубная оценка: Нет оценки
    Доминанта: Метасообщество Библиотека (Пространство для публикации произведений любого уровня, не предназначаемых автором для формального критического разбора.)
   В сообществах: Открытое Сообщество Рецензенты Прозы, Открытое Сообщество Альманах "Мирари"
Добавить отзыв
Roni Fox02-12-2007 00:47 №1
Roni Fox
Автор
Группа: Passive
Страшно уезжать туда, откуда можно не вернуться.

Но однажды случилось непоправимое.

Может, у нашего героя и была какая-то мания на этот счет, но вообще-то это довольно странно: проехать свою остановку и впасть в такую панику, что решиться распрощаться с жизнью...
Есть и другие неясности:
Морозный ветер немедленно обдал его холодом.
Какое же было время года? До этого человек сидел у озера на траве, после - залетела бабочка... И вдруг - мороз. Если это чем-то оправдано, то в тексте я этого не нашла...
Очень трудно чувствовать себя человеком, если ты черепаха. (с) grisha1974
Dilya02-12-2007 19:08 №2
Dilya
Уснувший
Группа: Passive
Roni Fox
по поводу "Страшно уезжать туда, откуда можно не вернуться.
Но однажды случилось непоправимое."
Это метафора, девушка. Под этим заключается основная идея. Естественно, герой решил расстаться с жизнью не просто потому, что проехал нужную остановку (в буквальном ее смысле)
"Морозный ветер немедленно обдал его холодом"
Есть такой прием в литературе - оксюморон называется, сочетание несочетаемого. Герой стал иным, морозный воздух - символ НАСТОЯЩЕЙ жизни. Морозный - потому что ощутимый. Человек ощущает жизнь иначе, чем раньше и даже воздух кажется ему инвм - морозным - наполненным.
Ни одно слово не было написано просто так. Каждая фраза при написании тщательно продумывалась
Roni Fox02-12-2007 19:13 №3
Roni Fox
Автор
Группа: Passive
Про оксюморон меня не надо учить - шесть лет учили :) Но если автору приходится давать такие пространные разъяснения по тексту - с ним явно что-то не так... С текстом, а не с автором, конечно :)
Очень трудно чувствовать себя человеком, если ты черепаха. (с) grisha1974
Dilya02-12-2007 19:42 №4
Dilya
Уснувший
Группа: Passive
Roni Fox
замечу, рассказ философский...иногда придется и мозги включать
Roni Fox02-12-2007 19:48 №5
Roni Fox
Автор
Группа: Passive
Dilya, я вообще без их включения не читаю. Но согласитесь, было бы странно, если бы писатель стал делать пометки в тексте: "Вот здесь, дорогие читатели, метафора. А здесь, обратите внимание, оксюморон". Это должно быть и так понятно. Вернее, читателю даже необязательно знать эти термины, чтобы понять.
Пожалуйста, не обижайтесь :) Удачи вам.
Очень трудно чувствовать себя человеком, если ты черепаха. (с) grisha1974
В. И. Ульянов (Ленин)02-12-2007 20:05 №6
В. И. Ульянов (Ленин)
Критик
Группа: Passive
«Не спрашивай меня, читатель, хотя бы просто потому, что известно мне о нашем друге не более, чем кому-либо» - говоря так, автор хотел показать, что главный герой – рядовой гражданин с рядовой жизнью. Но при этом бесцветным становится и герой, и его судьба, в дальнейшем описываемая. И хоть автор называет его «милым другом» никаким другом, а, тем более, милым, герой никому не является.
Проявляются противоречия. Заявив, что о герое ничего практически неизвестно, автор вдруг вспоминает о его скупости, детстве у дедушки и мечте стать рыбаком…
И вальяжное вступление, призванное рассуждать, подвело к тому, что герой однажды поступил не так, как привык – проехал свою остановку.
Стоило ему однажды сделать иначе, а не по привычке, так сразу изменился мир вокруг, сбылась мечта детства и он ощутил себя свободным. Мораль ясна – «Хорошо, потому что всегда есть выход и выбор. Хорошо верить в чудеса».
ocker03-12-2007 14:24 №7
ocker
Уснувший
Группа: Passive
Рецензия в Открытое Сообщество Рецензенты Прозы
Автор, простите, в основном, стану критиковать.
После прочтения первого абзаца больше узнал о себе (как о читателе), нежели о герое: и дорогой, и догадливый. И ещё, что вы, сами про него ничего не знаете, о чем так и пишете: «Известно мне о нашем друге не более чем кому-либо», но продолжаете подробно описывать его жизнь. Кстати, я в друзья к герою не навязываюсь, «своим» или «нашим» его пока не считаю. Не очень-то хорошо звучит такой стиль изложения с комментариями.
"Ехал по-разному: иногда стоя, но чаще – сидел." Всю жизнь ездим "по-разному"...:)
"Открытое окно приносило с собой..." - Никогда не видел, чтобы "открытое окно с собой" что-то "приносило"...
"Человек не любил неприятности, поэтому он удобненько усаживался и, облокотившись на спинку, засыпал." - Но "неприятности" можно и во сне получить: "принесет так открытое окно с собой" сквозняк – и продует человека даже во сне.
"Прерывал сладкий сон нашего милого друга" - Чёй-то он "милый"? Я его ещё не полюбил совсем, да и вообще в танспорте на пассажиров не заглядываюсь, особенно на мужчин...
"Так и ездил человек изо дня в день: иногда быстро, ровно, с комфортом и без происшествий, порой - в духоте, неудобной позе, попадая в пробки" - Создается впечатление по тексту, что он в пробки внутри автобуса попадал... Вообще, режет слух.
"Выходя, видел он все ту же осыпающуюся крышу старого желтого дома напротив (Как это? Что с неё осыпалось?), цветную увядшую клумбу, встречающуюся ему на пути (Однако!), шел все той же дорогой, все в том же направлении." - И шел он, и шел: мимо осыпающихся крыш и встречающихся клумб… А крыши всё осыпались, а клумбы всё встречались :).
"Был ли женат наш герой?" - О нет! Это не мой «герой». И вопрос этот мне совсем не интересен.
"Имел ли привязанности или неприязнь к кому-то?" - А, действительно, интересно… Не заливал ли его сосед этажом выше, например? Может, он так и говорил: «Испытываю к соседу я большую неприязнь».
"Вероятно, имел. Хотя, можем ли мы знать наверняка?" - Точно: ни "вы", ни мы – не можем.
"Когда наш (ваш) друг был еще совсем маленьким, ну то есть еще не «Человек» , а так всего лишь человечек, любил он все хватать." - Это нормально: сначала у младенца происходит вкусовое познание мира, чуть позднее – тактильное, ещё позднее – всё остальное...
"Схватит, бывало, какую-нибудь безделицу и разбирает, изучает, будто есть ему от этого какой-либо прок." - Конечно, есть! А вы не знали? Так и начинается познание мира.
"Любил играть с другими детьми и, если кто из детей рядом начинал плакать, то и он заливался ревом." - И это в детской психике нормально.
"А воспитатели-няньки так и бегали вокруг, охали, ахали: как же так? Что случилось? Один - всех «на уши поднял»" - В этом-то и задача педагога–воспитателя: выявить такого «заводилу» и уделить ему бОльшее внимание. Ничего "из ряда - вон" выходящего...
"И это чувство ожидания приближающейся авантюры." - Какой авантюры?? Рыбку выловить?
"Все это волновало нетронутую детскую душу." - Чем нетронутую??
"Эта идея о предстоящем рыбачьем будущем так вдохновила его, что он не мог ни о чем другом думать." - И что же мешало осуществлению его мечты?
"Не смейся, мой читающий друг." - Ни в коем разе! "Читающий друг" до этого места и не улыбался. :)
"...на берегу той самой реки, лишь отзвуком той самой деревни." - «Отзвук деревни» - это как?
"Симпатизировал математике..." - Ну нельзя так сказать... Даже для придания текста большей художественности.
"Поступив в институт, обосновавшись..." - Это как??
"Он давно окончил институт, встает в семь утра, ездит на работу, да ты и сам, читатель, лучше меня знаешь распорядок героя." - Ага, теперь знаю, только: чего ради – пока не пойму.
"И это все? - удивится любопытный читатель..." - Так... По сценарию автора я должен стать "любопытным", но как-то пока совсем неинтересно…
"Первая удача и первая толика страдания..." - О-ох…
"Была ли дружба, и было ли разочарование? Ну конечно, было – отвечу я..." - Автор, вы навязываете читателю что-то своё, но не пытаетесь его хоть чем-то реально заинтриговать.
"И первое поражение, и первая победа, и первая влюбленность,.. и вторая – иногда взаимная, порой несчастная, и неудача, и успех." - Ну, нельзя так писать!
"Однако рассказ мой повествует..." - Оказывается, не вы повествуете, а ваш рассказ? К чему эти красивые слова здесь? Красоты изложению это всё равно не прибавляет.
"И, если даже спросишь ты меня, каким человеком он стал? Отрицателен или положителен наш герой? Я скажу, что это совсем другая история." - Боюсь, автор, при таком раскладе вы будете только сами с собой беседовать.
"Вы когда-нибудь замечали, что если из года в год ездить по одному и тому же маршруту, пассажиры вокруг одни и те же?" - Не все, или это «дежа-вю».
"Нет, не подумай, любознательный читатель, что герой наш проникся к ним как-то…ну там уважением, или, не дай Бог, любовью." - А зря, людей любить надо.
"Он просто свыкся видеть в окружении своем все те же лица на протяжении лет." - Это звучит, как плохой перевод на русский с какого-то другого языка.
"Иногда некоторые уходили..." - Куда??
"Но человека это уже мало интересовало, он уже почти не замечал этого, ведь для него это были просто попутчики, просто серая масса, просто лица." - Здесь – противоречие тому, что выше. Там говорится, что он всё замечал.
"Различие между пассажирами транспорта было лишь одно – все они выходили на разных остановках" - Уникально! Это ж надо!
"Некоторые из пассажиров и вовсе не подозревали о существовании конечной станции" - Я думаю, всё же знали, хоть и не доезжали...
"Страшно уезжать туда, откуда можно не вернуться..." - А почему с конечной можно не вернуться, если речь пока об автобусном маршруте? Понятно, что повествование переходит в аллегоричное, но – как-то без «подготовки» автора. Я сам о чём-то подобном писал, но, надеюсь, это звучало не так…
"Наш с вами общий друг (опять же - сомнительное заявление) не успел выйти на своей остановке." - О ужас!
"Двери закрылись, и маршрут тронулся" - Маршрут или автобус?
"Как вернуться? И человек стал метаться, отчаянно ища выход." - Он же уже вышел.
"...завядшая клумба." - Увядшая...
"и протоптанная дорога." - Там все дороги протаптывались? А автобус ехал - по наезженной? Или тоже - протоптанной?
"Пассажир всегда прав, и шофер должен выполнять все прихоти своего клиента." - Ваша неправда: пассажир – не покупатель, и шофер не имеет право высаживать пассажира не на остановке в целях безопасности тех же пассажиров, у шофера есть свои правила.
"Посмотрел так на озеро человек и решил утопиться. К чему страдать и мучиться?" - Да уж, шутка ли: остановку проехал...
"Неудобно стало как-то человеку топиться при посторонних. Неудобно и злобно." - Мда. Неудобняк. Но «злобно»?
"Только хотел наш друг подойти попросить не мешаться, как вдруг ему стало… неудобно." - Чёй-то «вдруг»? Ему ж и раньше неудобно было...
"Неудобно и жалко как-то." - «Жалко»?
"Тут он увидел на берегу старика с удочкой.
- Ты, дед, чем занимаешься?
- Рыбу ловлю." - Хм. Странный ответ. Неожиданный, я бы сказал...
"А не подскажешь ли ты мне как выйти на N-ую сторону?" - Сторону чего?
"И решил он тоже не разговаривать с вредным старикашкой. Из принципа" - Какого принципа?
"Маленькая зеленая гусеница уплетала травяной листок (!? Опа, новый персонаж!). Смотрел на нее человек и удивлялся. Маленькая, а ест за двоих и даже причмокивает от удовольствия." - Никогда не слышал, как гусеницы чмокают. А почему «за двоих», может - за троих?
Я не понял «про гусеницу» - это из другой притчи сюда выпало?
"Хорошо, когда настолько хорошо, что хочется кричать от удовольствия..." - "От радости" – лучше звучит, по-моему...
"Когда есть будущее, и оно пахнет ванилью и карамелью." - Да??
"Как нелепо жить вниз головой, когда такое небо есть надо мной." - А.Иванов (с)
"И это озеро, и трава, и этот милый щенок..." - Щенок тоже как-то очень неожиданно появляется...
"Он не хотел уходить, но понимал, что иного пути нет." - Почему? Как-то неубедительно…
"Человек подошел к станции. Транспорт уже ждал его." - Можно и конкретно: «остановка», «автобус»… «Транспорт» - как-то административно звучит и выбивается из художественного текста.
"Морозный ветер немедленно обдал его холодом (прохладой)." - "Морозный" здесь – перебор, и не является умным словом «оксюморон», а выбивается из текста; «холодный» «работало бы» не хуже, но вписывалось бы. (Не одно моё мнение, кажется...)
"...когда нам страшно думать о самом важном." - Почему "о самом важном" думать страшно?
"...страшная мысль осаждает мозг." - «Осаждает» - громкое неуместное здесь слово, на мой взгляд...
"Может о том, что плохо воспользовался жизнью... Не сумел вкусить ее полноты..." - Режет слух.
"Или останавливался мыслью на светлых прошедших моментах, на дорогих образах и лицах." - Вообще звучит, как отвратительный перевод с какого-то другого языка.
"Или памяти его предстали дурные дела, и снизошла на душу его тоска позднего раскаяния." - Тоже выбивается из текста по стилю.

Автор, вы меня простите, но, чтобы ваш рассказ не звучал, как «то», о чём следовало бы «промолчать» из-за обилия несуразных выражений, которые резанули слух, внимательнее нужно относиться к языку. Обидно мне за него. Мне понравилась основная идея (там, где про «хорошо»), но всё, что выше… Извините, над этим нужно ещё серьёзно поработать.

Сообщение правил ocker, 03-12-2007 21:02
J Sunrin03-12-2007 14:42 №8
J Sunrin
Автор
Группа: Passive
ocker, начала читать рецензию - понравилась чёткость формулировок, логическая обоснованность выводов рецензента. Далее рецензент погряз в обсасывании деталей - рецензия уплыла, размылась, превратившись в перечисление стилистических ляпов.
Кому адресована ваша рецензия? - призвана ли она помочь читателю составить для себя более или менее чёткую картину относительно произведения и писательского мастерства автора? Помочь издателю определиться с выбором произведений для публикации?
В данном варианте - это добрейшая Марья Ивановна пеняет ученику на ошибки и делает это, как ни странно, прилюдно.
Последний абзац понравился, однако оценки художественной ценности произведения я в нём не нашла.

Сообщение правил J Sunrin, 03-12-2007 21:44
http://sunrin.livejournal.com
Dilya03-12-2007 20:19 №9
Dilya
Уснувший
Группа: Passive
ocker
Ха)))
Чуть не упала со стула
Спасибо, что порадовали. От души посмеялась))))
Еще заходите)))
J Sunrin03-12-2007 21:24 №10
J Sunrin
Автор
Группа: Passive
Dilya, Вы попросили рецензию на ваше дилетантское произведение - задача не из лёгких. Ваш рецензент проделал очень большую работу, проштудировав ваше творение и постарался помочь вам с редактированием. Ваш ответ показывает неуместность столь внимательного к вам отношения. Это ответ невежи.

Сообщение правил J Sunrin, 03-12-2007 21:24
http://sunrin.livejournal.com
J Sunrin03-12-2007 21:37 №11
J Sunrin
Автор
Группа: Passive
ocker, кстати, моя оценка вашей рецензии на 100% подтвердилась ответом автора - это невежа, на которую не стоит тратить время.
http://sunrin.livejournal.com
ocker04-12-2007 10:43 №12
ocker
Уснувший
Группа: Passive
:) Спасибо, J Sunrin. Да не. Всё дело во мне - уж такой я человек, наверное, это мне больше нужно... зачем-то...:)
А автора можно простить - всё дело в молодости. :)
Главное, ей руководила доброта, когда она писала своё творение. Она просто хотела поделиться своими чувствами, как могла. Пока получилось не очень, но... придет это со временем - было бы желание.
А такие рецензии я далеко не всем пишу, только тем, кому именно такие требуются. Только чаще посылаю в "личку" по просьбе автора. Здесь чё-то выставил на обозрение. Не. Не из гордыни. По-отечески, не думал, что автор обидится...
Dilya, зайду, конечно, если позовёте. А если заказываете рецензию, не думайте, что она должна быть обязательно хвалебная. А вообще, когда ругают, это полезнее :) Рад, что посмеялись... Смех - дело хорошее. И вам спасибо.

Сообщение правил ocker, 04-12-2007 10:58
J Sunrin04-12-2007 10:49 №13
J Sunrin
Автор
Группа: Passive
ocker, не соглашусь с вами. Если вы считаете, что на неё стоит тратить время - мне было бы интересно узнать об этом из рецензии: почему вы так считаете? Мы все приходим сюда, чтобы чему-то научиться.
http://sunrin.livejournal.com
ocker04-12-2007 11:06 №14
ocker
Уснувший
Группа: Passive
Хм... Если я вижу откровенные ляпы, а автор бойко отбивается от замечаний читателей (о чем свидетельствует переписка в комментах выше) и не понимает, что они справедливы, считаю, что всё разжевать автору необходимо... Другое дело, стоит ли это делать прилюдно.
Я помню, в школе когда-то наша училка посвящала целые уроки, зачитывая нам же ляпы из наших сочинений - работало отлично. И весело было. И обид не было - все свои же.
"Я так думаю."
J Sunrin04-12-2007 11:16 №15
J Sunrin
Автор
Группа: Passive
ocker, да почему же необходимо разжёвывать? Вы мне разжуйте, с чего вы решили, что ей стоит писать? Я вот и не понимаю, и спрашиваю.
http://sunrin.livejournal.com
ocker04-12-2007 11:29 №16
ocker
Уснувший
Группа: Passive
Да может и не стоит... :) Я пишу, потому что считаю, что это будет полезнее автору. Это уж личное дело рецензента.
J Sunrin04-12-2007 12:28 №17
J Sunrin
Автор
Группа: Passive
ocker, мне, как читателю, интересно мнение коллеги: советуете прочитать эту вещь?
Знаете, бывает так: кидают ссылку - "смешно" (рекомендуют прочесть) - а в отзыве пишет: автор безграмотен, произведение написано явно под воздействием галлюциногенов. Т.е., не могут объяснить мотивы, которыми руководствовались, рекомендуя другу к прочтению. Важно для рецензента уметь вычленить эмоции, возникающие при прочтении и попытаться их обосновать.
Вот в данном случае - у вас возникла такая идея? - "это произведение должно понравиться такому-то из моих друзей, надо ему кинуть ссылку". Мне кажется, если рецензент будет руководствоваться своим личным желанием поделиться как критерием - это упростит работу над рецензией.
Я пытаюсь определиться с критериями.
http://sunrin.livejournal.com
J Sunrin04-12-2007 12:30 №18
J Sunrin
Автор
Группа: Passive
X, задумок всегда хватает. Вы это посоветуете кому-то читать? Кому-то, кто вам дорог. Чьим временем вы дорожите.
http://sunrin.livejournal.com
J Sunrin04-12-2007 12:45 №19
J Sunrin
Автор
Группа: Passive
X, а кто здесь опытный? я сказала ocker'у, что его рецензия больше напомнила мне разбор ошибок в школьном сочинении - и попыталась вызвать на дискуссию о том, какой должна быть рецензия. Мне это интересно.
http://sunrin.livejournal.com
J Sunrin04-12-2007 13:01 №20
J Sunrin
Автор
Группа: Passive
X, вы подтасовываете: формальную рекомендацию на сайте выдаёте за эквивалент словесного обоснования, даваемого в рецензии.
"Выворачивать процесс" - обучать мастерству должен любой профессионал - без этого нет профессионала, это суть ремесла. Ваше раздражение для меня знак, что вы не можете объяснить, чем мотивируетесь вы лично при написании рецензий.
http://sunrin.livejournal.com
Flame04-12-2007 13:06 №21
Flame
Автор
Группа: User
X, J Sunrin, а давайте обсудим это здесь: http://litclub.net/society/thread.id-836.xml. Думаю, поднятый вопрос интересен многим.
ocker04-12-2007 13:09 №22
ocker
Уснувший
Группа: Passive
Да не. Я понимаю здоровое желание J Sunrin вызвать нас всех на дискуссию по интересующей её теме "Какой должна быть рецензия" (это, видимо, связано с чем-то своим-наболевшим), и, если бы в её словах не было столько, пусть и сдержанных, и с похвалой, но - поучений, с радостью бы продолжил её. Только не здесь. Причем здесь этот автор?
Dilya05-12-2007 13:14 №23
Dilya
Уснувший
Группа: Passive
Ребята, давайте жить дружно))
ocker
"Если я вижу откровенные ляпы, а автор бойко отбивается от замечаний читателей (о чем свидетельствует переписка в комментах выше)"
Где? Где я бойко от них отмахиваюсь? Девушка не совсем поняла какие-то вещи.. Я дала разъяснения, причем совершенно безобидно)))
"А если заказываете рецензию, не думайте, что она должна быть обязательно хвалебная."
Я думаю об этом? Вы уверены? То, что я посмеялась (заметьте не над вами) ни о чем не говорит. Просто я - веселый человек. И мне показалась интересной ваша манера излагать. Всего-то! Многие из замечаний кажутся мне "высосанными из пальца". Но это всего лишь кажется. Вы меня порадовали и мне понравилась ваша рецензия, о чем свидетельствуют слова "еще заходите" (вы углядели в этом иронию? а зря).
Спасибо за комментарии) И не думайте, что я надеюсь только на позитивные отзывы. Гораздо интересней слушать критику))) Буду рада видеть вас вновь (без доли сарказма))))

***странные люди, ей богу)))
Roni Fox05-12-2007 13:58 №24
Roni Fox
Автор
Группа: Passive
Dilya, непонятливая "девушка" чуть ли не вдвое старше вас, тем не менее, спасибо за комплимент :)))
Разъяснили вы и правда безобидно, да и я вас обидеть тоже не хотела. Тем не менее, советую прислушиваться к замечаниям и критике, и возможно, скоро станете писать так, чтобы дошло даже до самых недалеких "девушек" :)
Очень трудно чувствовать себя человеком, если ты черепаха. (с) grisha1974
ocker06-12-2007 10:30 №25
ocker
Уснувший
Группа: Passive
Dilya, мы правильно друг друга поняли, думаю, вернее, чувствую, что вы - без обид и сарказма, и я - аналогично. Я пишу иногда такие рецензии именно для того, чтобы было веселее, без саморисования, без желания высмеять автора, а именно "поприкалываться" (если мысль развивать дальше, может ещё забавнее получиться, и это вовсе не значит, что я "ржу-немогу" над автором; просто есть такой стиль критики - только дай повод, слабаю что-то своё).
И на Roni Fox не обижайтесь. Есть у нас-"стариков" такой грешок, как гордыня (только "поучи отца"). Тяжело с ним справиться, но можно.:)

Сообщение правил ocker, 06-12-2007 12:49
Roni Fox06-12-2007 10:54 №26
Roni Fox
Автор
Группа: Passive
ocker, :)))
Очень трудно чувствовать себя человеком, если ты черепаха. (с) grisha1974
Добавить отзыв
Логин:
Пароль:

Если Вы не зарегистрированы на сайте, Вы можете оставить анонимный отзыв. Для этого просто оставьте поля, расположенные выше, пустыми и введите число, расположенное ниже:
Код защиты от ботов:   

   
Сейчас на сайте:
 Никого нет
Яндекс цитирования
Обратная связьСсылкиИдея, Сайт © 2004—2014 Алари • Страничка: 0.03 сек / 36 •