в этот день родились:1749
Иоганн Гете, немецкий поэт, мыслитель, один из основоположников немецкой литературы нового времени, автор трагедии «Фауст» (1808-1832), романа «Страдания юного Вертера» (1774), стихотворных элегий, научных трактатов.
1891
Михаил Чехов, русский актер, режиссер, писатель («О технике актера»)
1925
Аркадий Стругацкий, русский писатель-фантаст. Братья Стругацкие (Аркадий Натанович и Борис Натанович) – авторы научно-фантастических произведений, кинодраматурги, создатели повестей «Трудно быть богом» (1964), «Понедельник начинается в субботу» (1965), «Пикник на обочине» (1972) и др.
1925
Юрий Трифонов, русский писатель («Студенты», «Нетерпение», «Другая жизнь»)
1939
Владимир Ивашов, русский актер («Баллада о солдате», «Приключения неуловимых», «А зори здесь тихие»)
1947
Юрий Беляев, русский актер («Чужие здесь не ходят», «Цареубийца», «Королева Марго»)
1948
Наталья Гундарева, русская актриса («Труффальдино из Бергамо», «Осенний марафон», «О бедном гусаре замолвите слово», «Зимний вечер в Гаграх»)
в этот день произошло:1850
в Веймаре состоялась премьера оперы Р. Вагнера «Лоэнгрин»
1892
украинский писатель Иван Франко обвинен австрийскими властями в распространении незаконной литературы
1904
в Ньюпорте (США) впервые шофер приговорен к тюрьме за превышение скорости
1956
в Киеве открыт памятник Ивану Франко
.
Сегодня Наталье Гундаревой исполнилось бы 60 летПростая русская ДульсинеяИзвестия, Елена Ямпольская
Говорят, лицедейство - по сути женская профессия. И все-таки великие актрисы появляются на свет через огромные паузы. Их мало, их очень мало, в наше время - так просто по пальцам перечесть. Одну из них Россия потеряла в мае 2005-го.
Нельзя сказать, что мы поняли значение Натальи Гундаревой лишь тем майским утром, когда она скоропостижно - оторвался тромб - скончалась в московской больнице Святителя Алексия, не дожив до 57 лет. Или даже за четыре года до того, когда Наталью Георгиевну госпитализировали с диагнозом "ишемический инсульт" и страна жила скупыми сводками бюллетеней. Нет, Гундарева не испытывала дефицита зрительской и человеческой любви, скорее, наоборот, - старалась спрятаться от назойливых ее проявлений. Другое дело, что проклятый июль 2001-го вдруг показал: героини Гундаревой давно стали для нас родными людьми, однако о ней самой мы не знаем практически ничего.
Все эти гражданки Никаноровы и сладкие женщины с видимыми и невидимыми миру слезами добывали себе хоть крупицу бабьего счастья, а в жизни сильный пол Гундареву боготворил. От поклонников отбоя не было. Темпераментный житель гор, подкараулив ее после спектакля, сказал прямо: "Ты дэвушка моей мечты. Выбирай: или в загс, или зарэжу"... Последний, третий муж Гундаревой - актер Михаил Филиппов. Человек с внешностью Наполеона (кстати, и родившийся с ним в один день). Когда Филиппов пришел в труппу "Маяковки", оба - и он, и Гундарева - были несвободны. Филиппов, между прочим, приходился зятем самому Андропову...
Актерство - жестокая профессия, требующая всего человека, без остатка. Наталья Гундарева не скрывала, что за огромный свой успех заплатила многим. В первую очередь - здоровьем. И еще - нереализованным потенциалом материнства. Хотя именно ей довелось стать главной мамой всего СССР в картине "Однажды двадцать лет спустя"...
О Гундаревой ходили легенды - будто бы она самородок из глубинки и в Москву добиралась чуть ли не пешком, как Михайло Ломоносов. После картины "Осень" на студию пришло письмо: "Передайте товарищу Смирнову, что он молодец, потому что снимает не только профессиональных артистов, но и нас, простых людей. Крестьянка Гундарева прекрасно сыграла доярку Дусю..."
На самом деле Наталья Гундарева родилась и выросла в Москве, рядом с высоткой на Котельнической набережной. В детстве она воображала себя королевой (не крестьянкой). Зимними вечерами расчерчивала прутиком на снегу свои владения. Правда, планы на будущее строила вполне реалистичные. Из десятого класса ушла в вечернюю школу, два года отработала в конструкторском бюро, занималась - трудно выговорить - реконструкцией железобетонных керамических комбинатов. Сдала два экзамена в МИСИ. А потом решилась и перекинула документы в "Щуку".
Отец говорил ей: "Наташка, пока вокруг тебя обежишь - буханку хлеба съешь". Тугая круглолицая девочка знала, что такое комплексы. Тем более что конкурс в Щукинское училище был почти 300 человек на место. Точнее - 297. Абитуриентка Гундарева надела розовое платье в огромных раскидистых цветах, накрутила волосы на папильотки, веки подсинила, губки и щечки подкрасила. Ей казалось, что в театральный принимают, как в институт физкультуры, - только самых здоровых. Однако по дороге от метро до училища она попала под дождь. Грим смылся. Цветы с платья как будто тоже. И все-таки ее приняли. На звездном курсе - рядом с Юрием Богатыревым, Константином Райкиным, Натальей Варлей - она получила прозвище "конопатое чудо"...
После окончания "Щуки" Гундареву приглашали четыре театра: "Современник", МХАТ, Вахтанговский и имени Маяковского. Андрей Гончаров предложил молодой выпускнице сразу три роли. Правда, ни одну из них она впоследствии так и не сыграла. Зато отправилась на показ, затянутая в корсет. "Он обманул меня, а я его, - шутила потом Гундарева. - Мы квиты"...
Она хранила актерскую преданность Гончарову. На похоронах Мастера не была - сама в это время тяжело заболела. В годовщину смерти легендарного худрука театр задумал издать сборник воспоминаний. Обратились и к Гундаревой, в то время проходившей курс реабилитации в подмосковном санатории. Михаил Филиппов отвез рукопись в театр, и оказалось, что Гундарева первая выполнила задание. Это в ее характере. "...Зачем посылаются нам экстремальные ситуации (а я попала в таковую)? Наверное, для того, чтобы мы поняли, что в этой жизни важно, что нет... За эту болезнь я поняла, что, пожалуй, единственный человек, кроме моих родных, кому по-настоящему было необходимо мое здоровье, мои силы, я сама, - это был Андрей Александрович Гончаров. Я уверена, что, если бы он был жив, я бы уже работала, потому что он не представлял себе театр без меня..."
Восхождение Гундаревой было стремительным и триумфальным. В 1974-м Липочка в спектакле "Банкрот" стала театральной сенсацией Москвы. Через пару лет фильм Владимира Фетина "Сладкая женщина" утвердил славу поистине народной актрисы. В 1977-1978-м она одновременно снималась в трех фильмах на "Мосфильме", в двух - на "Ленфильме", в одном - на "Беларусьфильме" и сразу в пяти телевизионных лентах. А в театре начала репетировать Катерину Измайлову - леди Макбет Мценского уезда. Работала на износ. Отдыхать за всю жизнь как-то не научилась. Были роли, по-настоящему, без мистики отнимавшие у нее жизненную энергию. На гастролях в Германии Гундарева сыграла свою Катерину четыре раза подряд. И от нервного перенапряжения потеряла слух. Звуки доходили, как через вату...
Значительно позже, в Киеве, во время спектакля "Виктория" у нее случился гипертонический криз. Потом всякий раз, лишь только приближалась соответствующая реплика, волна паники захлестывала, сжимала горло. Что делала Гундарева? Да ничего - просто продолжала играть.
Попав в аварию, она опасалась, что больше не сможет водить машину. И тоже - просто села за руль. Гончаров спросил: "Кому и что вы доказываете?" Гундарева ответила: "Себе, Андрей Александрович, себе".
Наталья Гундарева - далеко не сладкая женщина. В ее интервью часто встречается категоричное "не люблю". Не люблю животных. Не люблю цирк. Не люблю работу на земле. Не люблю прессу... Не люблю смешить людей, стыдно... Не люблю тусовки...
Общеизвестно, что по серьезному поводу Гундарева могла и матерком подпустить. Излишней сентиментальностью она тоже не страдала. Я была свидетельницей такой сцены: восторженная журналистка ахает после спектакля: "Наталья Георгиевна, я видела - вы плакали на поклонах..." "Да нет, - обрывает излияния Гундарева, - просто у меня, как у старой собаки, к вечеру глаза слезятся..."
Наталья Гундарева заслужила право быть собой и никому ничего не доказывать. Хотя бы потому, что дала своей стране больше, чем получила взамен. Настоящая, стопроцентная звезда, она на всю жизнь сохранила детскую привычку к экономии. Долго кочевала по коммуналкам, лично занималась перепланировкой, высчитывала кубометры паркета и кафеля. Ее родители рассказывали, что первым словом, которое произнесла маленькая Наташа, было не "мама" или "папа", а "сама".
Последние годы Гундарева провела в трехкомнатной квартире на 1-й Тверской-Ямской. У них с Филипповым был дом в деревне и "Жигули"-"пятерка". Променять это все на "Мерседес" и виллу в Монако Гундарева никогда не мечтала. Даже если бы появилась вдруг такая возможность. "Не хочу, - говорила, - спать с двустволкой под подушкой..." Одна из немногих российских актрис, она никогда не снималась в рекламе. Хотя и предлагали. "Один российский банк зазывал меня в свой ролик. Я знала, что за это платят пятьсот, ну тысячу долларов. Меня спрашивают: "Сколько бы вы хотели получить за свой труд?" Я говорю: "Десять тысяч долларов!" "Таких денег у нас нет..." - "Как же я могу рекламировать банк, у которого нет денег?"... Так что в сегодняшнем капризно-эпатажном понимании этого слова Гундарева и не звезда вовсе.
Сильному человеку жить трудно. Сильной женщине - вдвойне. Однако кто мог предположить, что жанром ее судьбы станет трагедия?
Это случилось 18 июля 2001 года на даче под Дедовском. В тот день Наталья Гундарева долго загорала, потом купалась в ледяной Истре и занималась на тренажерах. Вечером муж нашел ее лежащей в кухне на полу без сознания. Несколько часов актриса провела в терапевтическом отделении горбольницы Дедовска. Оттуда ее доставили в НИИ скорой помощи им. Склифосовского, в отделение нейрохирургической реанимации. В "скорой" она впала в кому. 27 июля Гундареву перевезли в НИИ нейрохирургии им. Бурденко.
Примерно в это же время из Франции пришло сообщение об инсульте у Жан-Поля Бельмондо. Через две недели Бельмондо покинул клинику... Что касается Гундаревой, лишь спустя полтора месяца врачи разрешили перевести ее в обычную палату. Однако специалисты утверждают, что как раз в данном случае российская медицина оказалась на высоте. Просто тяжесть гундаревского недуга была несопоставима с болезнью Бельмондо.
О причинах инсульта Гундаревой много говорили. Строили догадки, делала ли она пластическую операцию... Актриса всегда настойчиво худела - русской красавице всегда казалось, что ее слишком много... Под занавес последнего в ее жизни театрального сезона Гундарева вдруг отказалась продолжать репетиции во МХАТе в "Кабале святош". Таким образом, когда искали виноватых, под раздачу попал и Олег Табаков. Потом выяснилось, что график репетиций пересекался с работой в антрепризе - Гундаревой просто пришлось выбирать.
Декабрь 2002-го. Наталья Гундарева уже дома. Вышла погулять. Поскользнулась, упала, ударилась затылком об лед. Все произошло так стремительно, что муж не успел ее подхватить... Новая эпопея больниц и отчаяния. За что эти испытания актрисе, доставившей миллионам людей столько радости? За что выпало ей стать объектом охоты, выслеживаний, подглядываний, когда то в таблоидах, то на экране появлялось неузнаваемое - совершенно неузнаваемое, - но все-таки родное лицо...
Михаил Филиппов, проживший с Натальей Гундаревой 19 лет, оберегал жену от назойливого внимания во время болезни и молчал два года после ее смерти. В 2007-м вышла маленькая книжечка "Наташа" - откровенная только по эмоциональному выплеску. Подробностей там мало, много любви, боли и неутихающей тоски. Да и нам ее не хватает - Натальи Гундаревой.
Избранная фильмография Натальи ГундаревойЗдравствуй и прощай (1973)
Ищу человека (1973)
Назначение (1973)
Осень (1975)
Сладкая женщина (1976)
Труффальдино из Бергамо (1977)
Подранки (1977)
Вас ожидает гражданка Никанорова (1978)
Уходя - уходи (1978)
Осенний марафон (1979)
Отпуск в сентябре (1979)
Дульсинея Тобосская (1980)
О бедном гусаре замолвите слово (1980)
Однажды двадцать лет спустя (1980)
Одиноким предоставляется общежитие (1983)
Подросток (1983)
Хозяйка детского дома (1983)
И жизнь, и слезы, и любовь (1984)
Зимний вечер в Гаграх (1985)
Личное дело судьи Ивановой (1985)
Аэлита, не приставай к мужчинам (1988)
Две стрелы. Детектив каменного века (1989)
Паспорт (1990)
Собачий пир (1990)
Небеса обетованные (1991)
Виват, гардемарины! (1991)
Затерянный в Сибири (1992)
Петербургские тайны (1994)
Райское яблочко (1998)
Ростов-папа (2001-2004)
Ивашов Владимир: Герой не нашего времениРодился в простой семье: отец был рабочим на авиационном заводе, мать – швеей на фабрике. Он умел шить, столярничать, готовить. Он не был самым сильным, но никого не боялся и умел за себя постоять. После окончания школы в 1956 году он поступил во ВГИК (начинал у Григория Козинцева, окончил в 1963 году, мастерская Михаила Ромма). Учился легко, но никто не предполагал, что он станет всемирной знаменитостью в 19 лет.
Еще на втором курсе ВГИКа Владимира Ивашова пригласили на главную роль юного солдата в фильме Григория Чухрая «Баллада о солдате» (1959). После выхода на экраны этого фильма на молодого, неопытного актера свалилась неслыханная популярность. Так угодно было судьбе, что самая первая его роль стала главной. Снимать должны были Олега Стриженова, но его возраст и внешность аристократа были неубедительны для режиссера. Нужен был 17-летний герой, наивный и пылкий, с юношеским максимализмом в глазах, который еще не успел повзрослеть и для которого слово «мама» значит очень много. От Владимира Ивашова требовалась только естественность, искренность при создании образа рядового Алеши Скворцова, но для начинающего актера это и было самым трудным. Он был настолько органичен в этой роли и настолько прирос к ней, что в дальнейшем ему было очень трудно перешагнуть через сложившийся стереотип. Ивашов довольно много снимался, режиссеры безжалостно эксплуатировали его внешность, но так и остался в памяти зрителей актером одной роли.
Григорий Чухрай о герое Алеше Скворцове: «По биографии это простой крестьянский парень из русской глубинки. Но вглядитесь в него – похож этот юноша на деревенского парня? Да ничуть. Это скорее принц. Светлый отрок. Или тот самый «милый» из русских песен, кто всегда лучше всех: статный, гибкий, красивый, нежный. А зовут его как? Алеша. Звучит как мягкий сумеречный шёпот. А фамилия у него какая? Скворцов. Он птица весенняя. И что он делает все экранное время?» Да просто все приходит на помощь. Он защитник и заступник, он не бросит, он поможет, отведет беду. Алеша Скворцов – символ русского народа. И вместе с тем он - живой. Он искренний, естественный. Доверие к нему – теплое и настоящее. Алеша - часть человеческой общности, скрепленной бедой. Его жизнь только начало жизни. Это безгрешная душа. Лучшие всегда умирают первыми».
Фильм собрал в прокате 30 миллионов зрителей. Картину решили отправить в Канны, где она имела громкий успех – приз за лучший фильм для молодежи и приз «За высокий гуманизм и исключительные художественные качества. Григорий Чухрай вспоминал: «Реакция зрителей в Каннах нисколько не отличалась от реакции где-нибудь в Рязани или в Тбилиси: там же смеялись, там же затихали, там же плакали».
Все еще будучи студентом ВГИКа, Ивашов снялся сразу в нескольких фильмах: «Тучи над Борском» (1961), «Семь нянек» (1962) и других. После окончания ВГИКа Ивашов вместе с супругой Светланой Светличной в 1963 году поступили на службу в «Театр-студию киноактера». В 60-е годы он много снимался. Сыграл Печорина в «Герое нашего времени» (1965), адъютанта Приходько в «Железном потоке» (1967), адъютанта полковника Кудасова в «Новых приключениях неуловимых» (1968). Он прекрасно пел под гитару. Песня «Русское поле» в его исполнении («Неуловимые») стала навсегда его визитной карточкой. Всего через год после успеха «Семнадцати мгновений весны» (1974) на «Таллинфильме» был снят фильм — «Бриллианты для диктатуры пролетариата». Ивашов сыграл разведчика. Стал народным артистом РСФСР (1980); Получил серебряные медали имени Александра Довженко (1975, за участие в фильме «Пламя», 1982 — «Право на выстрел»). Жизнь актеров старшего поколения после перестройки сложилась по-разному. Некоторые, как Михаил Ульянов, Армен Джигарханян, Лев Дуров, востребованы и активно снимаются. Такие величины, как Нонна Мордюкова или Татьяна Доронина в современное кино не вписались, для них нет масштабных ролей. Незачем размениваться на сериалы после фильмов, в которых они сыграли. Кто-то из актеров просто ушел из жизни. В марте 1995 года, не дожив полугода до 56 лет, Владимир Ивашов ушел из жизни, но не из памяти тех, кто его любил, тех, кому он всегда отвечал взаимностью.
Для миллионов поклонников и поклонниц он по-прежнему остался Алешкой Скворцовым из «Баллады о солдате». Младшие коллеги по актерскому цеху называли его почтительно Владимир Сергеевич. Для друзей он был просто Вовка. Он обладал притягательной силой и чисто мужским обаянием.
Природная простота и благородство не дали Владимиру Ивашову стать звездой в полном смысле этого слова. Его не прельщали ни деньги, ни слава, ни обилие поклонниц. Особенно это стало ощутимо и понятно в последние годы его жизни, когда заслуженный артист России, приняв, но, так и не сумев понять все, что произошло со страной и с кинематографом за годы перестройки, стал простым рабочим в строительной фирме.
Актер Валерий Баринов рассказывал: «Началась полоса, и не только в его жизни, она началась в жизни, вероятно, всего кинематографа, когда мы проходили пустые коридоры «Мосфильма»… Я помню: я пришел озвучивать картину, и прибежала Нина Григорьевна – ассистент (сейчас не помню ее фамилию), она сказала: «Валера, иди, там сейчас будут режиссеры…». Там я тогда впервые услышал это слово – «кастинг». Я вошел. Стояла группа актеров, и стоял Володя. Я ужасно обрадовался и говорю: «Володя, а что тут?» - «Тут, - говорит, - пробы, сейчас будут подбирать артистов». - Я говорю: «А для чего?» - Он говорит: «Для рекламы». Легенда нашего кинематографа! Рядом стоял человек, за которым бегали толпы. И эти два молодых (я не знаю, каким словом их обозвать), они сказали, что «А вот…» Я говорю: «Вы знаете, кто это?» Он меня сразу схватил за руку. Я думаю: «Боже мой, только не испортить бы ему пробу».
Он перестал быть нужным отечественному кинематографу. В период безвременья герои, каким был Ивашов, не могли существовать. Он тяжело переживал развал Театра-студии киноактера, в котором служил много лет, но никто и никогда так и не увидел его в унынии и печали. Он улыбался и весело шутил, даже когда это было просто больно делать.
Отдушиной для Владимира Ивашова были его поездки на охоту и встречи с друзьями, которых у него было много и среди простых людей, и среди артистов. А еще была любимая семья, о которой он очень заботился и оберегал. Его сын Алексей Ивашов считает так: «Я, наверное, не смог бы относиться так к своей жене, как он относился к моей маме. Он прощал все. Даже когда и не мог простить. Даже когда и уходил, он все равно прощал».
ФильмографияБаллада о солдате [1959]
Леон Гаррос ищет друга [1960]
Тучи над Борском [1960]
Евдокия [1961]
Семь нянек [1962]
Подсолнух [1963]
Альманах "Юность" [1963]
Тетка с фиалками [1963]
Хоккеисты [1964]
Я - "Береза" [1964]
Герой нашего времени [1965]
Максим Максимыч [1965]
Тамань [1965]
Бэла [1966]
Железный поток [1967]
Новые приключения неуловимых [1968]
Дорога домой [1969]
Путина [1971]
А зори здесь тихие... [1972]
Открытие (рукопись академика Юрышева) [1973]
Совсем пропащий [1973]
Пламя [1974]
Помни имя свое [1974]
Фронт без флангов [1974]
Бриллианты для диктатуры пролетариата [1975]
Когда наступает сентябрь [1975]
Ярослав Домбровский [1975]
Корень жизни [1977]
Право первой подписи [1977]
Юлия Вревская [1977]
По улице комод водили... [1978]
Дознание пилота Пиркса [1979]
Утренний обход [1979]
Звездный инспектор [1980]
Право на выстрел [1981]
Через Гоби и Хинган [1981]
Ваня [1982]
Жил-был Петр [1983]
Кто сильнее его [1984]
День гнева [1985]
Христиане [1987]
Фуфель [1990]
Это мы, господи!.. Ястребов [1990]
Иван Федоров [1991]
Под маской беркута [1991]
Русские братья [1991]
Рукопись [1992]
Слеза дьявола [1992]
Тридцатого - уничтожить! [30-го уничтожить!> [1992]
Убийство на Ждановской [1992]
Сыскное бюро "Феликс" [1993]