Как-то избыточно много о душе и в статье, и у ЮНЕСКО. Может по сути и есть здравые мысли, но сформулировано чудовищно - как будто речь идёт о легализации какой-то религиозной секты или ещё какого меньшинства. "Создание позитивного образа поэзии" - шедевр :)
Формулируя подобным образом: "поэзию можно назвать неприкрытым общением душ," - автор демонстрирует в первую очередь терминологическую беспомощность как в вопросах обсуждения поэзии, так и в метафизических вопросах. Возможно, он просто пытается подстроиться под целевого читателя - "неприкрытое общение душ" звучит ничуть не хуже, чем "командирская зарука" у Пелевина.
Все разговоры о душе, как правило, сводимы к констатации наличия в картине мира у человека некоторых сложных информационных структур, обеспечивающих мотивацию и расстановку приоритетов, преодолевающих базовые животные инстинкты. Что же касается поэзии, то она является одним из выразительных средств, посредством которых упомянутые информационные структуры могут как описываться, так и формироваться. Будь я автором портала "Русские рифмы", я бы мог сформулировать это как "поэзия - язык программирования души", но это был бы такой же бред, как и "неприкрытое общение".
Поэзия - способ понимания мира и способ разговора с миром. Она обеспечивает достаточное сопротивление материала, чтобы на его преодолении удавалось на какое-то время найти постоянно теряемую гармонию себя и мира.
И очень важны структурные составляющие поэзии, задающие регулярность стихов - повторы ритма, повторы рифм, всевозможные рефрены, аллитерации и т.д. Любой, читающий поэзию, смутно догадывается, что все эти игры - неспроста, но как именно это работает, мало кто задумывается. Поэтому на тему динамики, на тему использования повторяемых конструкций - вот выборочная цитата из одного эссе (Андрей Пашис, "Ритм в фотографии"):
Известно, что одним из определяющих критериев отнесения того или иного произведения к области искусства, а также психологической целью его восприятия зрителем является возникновение особого рода ощущения, называемого душевной разрядкой или катарсисом. Термин катарсис известен из «Поэтики» Аристотеля как ключевое понятие в анализе древнегреческой трагедии. Механизм художественного воздействия театрального представления основан на том, что зритель постепенно вовлекается в развитие сюжета, автор «захватывает» и «проводит» зрителя во времени по своему произведению, индуцируя ему эмоцию формы своего творения или, как принято говорить, «авторский замысел». По ходу развития сюжета спектакля, сопереживая и сочувствуя, зритель обнаруживает в себе и выводит наружу из себя вытесненные глубоко в подсознание негативные чувства, обезличенные патологические образы, скрытые «тени» и страхи, лишённые индивидуальной окраски, и благополучно сублимирует их, получая желаемую разрядку в кульминационный момент. В итоге всё это приводит к безопасному освобождению от патологий, комплексов и грехов.
...
Ритм является универсальным языком коммуникации хотя бы потому, что всё живое периодично. Пульсирующее сердцебиение, ритмичное дыхание, движенье мышц, дрожанье глаз, всплески гормонов, колебания давления, сезонные циклы...
Ритм - это нечто такое, что поддерживает активность, но не позволяет энергии рассеяться одномоментно. Ритм - это то, что позволяет на мгновение забыть и через забывание снять с себя изнуряющую заботу о том, чтобы поддерживать непрерывное движение. Согласно учению Дао и Дзен ритм позволяет нам «оседлать» поток и какое-то время плыть «по течению»:
«Дабы остаться целостным, давай себя «выжимать».
Дабы стать прямым, позволяй себя изгибать.
Дабы наполниться, опустоши себя.»
«Дао дэ цзин»
В общем похвальны, конечно, заботы ЮНЕСКО. Но поэзия и без этой заботы - мощная и нужная штука.
Если бы всех детей в школе в обязательном порядке учить поэзии и фигурному катанию, у нас росли бы красивые умом и телом дети, для которых в жизни было бы гораздо меньше неразрешимых проблем и поводов для расстройств :)