Критик Группа: Passive | Публикация: izolda, «Кеша» Жизнь пернатых, или нет повести печальнее на свете
Увидеть жизнь и смерть глазами попугая, что называется взглянуть на мир под другим углом, позволит нам рассказ Изольды «Кеша». Великий поэт, писатель и публицист Дефо говорил, что в поэме может воспеть даже метлу, и что примечательно мог, зараза! История Кеши захватывает с первых слов и продолжает держать в напряжении на протяжении чтения всего рассказа. Его своеобразный, искаженный благодаря пернатой специфике, взгляд на мир и смешит и заставляет задуматься одновременно. Помните, как говорили восточные мудрецы? «Увидишь золото – не увидишь льва. Увидишь льва – не увидишь золота» В этом рассказе то же самое. Под непритязательной историей попугая прячется глубокое знание жизни и философские мысли, достойные пера Ницше и Канта. Безопасная жизнь в рабстве или свободный полет, ежеминутно грозящий смертью? Но об этом потом! Автор не только поднимает серьезные философские вопросы, маскируясь шутливостью, он еще и проявляет тонкое знание материи подвластной Купидону. Как четко выписан персонаж садиста кота, способного проявить свою любовь только через пожирание предмета своей страсти! Кроме того, раскрываются и чисто бытовые вопросы в жизни отдельно взятой семьи, такие как воскресная уборка, доброта ребенка и нервозность, озлобленность жизнью взрослой женщины. Автор как бы намекает на нелегкую судьбу женщин в современном «мужском» обществе, где так трудно матерям одиночкам. Но не в этом, на мой взгляд, является основным месседжем рассказа. Все начинается с Лоджии. Да, да, именно так, с большой буквы. Потому что Лоджия здесь не фрагмент планировки, а символ. Символ свободы. Далее рассказ превращается в метафору, подобную тем, к которым часто прибегал Джек Лондон в своем цикле о жизни волков. Под попугаем, вылетевшем в открытое окно, конечно, подразумевается человек впервые выходящий в открытый мир, и даже не подозревающий о тех опасностях, что поджидают за углом. Каждый второй тут стремится тебя ощипать, а каждый третий сожрать. И только на близких людей можно положиться. Но, однажды потеряв их, так трудно потом отыскать обратную дорогу (напишите своим родителям!). В конце концов, не выдержав борьбы с миром, Кеша решает вернуться, и, после долгих поисков, ему это удается. Тут бы казалось самое место для хеппиэнда, но автор поражает нас неожиданной концовкой. Кот-троглодит, воспользовавшись отсутствием хозяев, наконец воплощает в жизнь свои извращенные фантазии. Тут бы стоит воскликнуть вслед за незабвенным Шуриком: «Птичку… Жалко!», но вы ведь помните, увидишь золото… Это вполне закономерный конец и смерть отдельно взятой птицы тут не главное. В самом деле, все мы смертны, и именно это, наверняка, и хотел донести до нас автор. Изольда своим финалом вступает в полемику с самим Ницше, она говорит: «да, конечно, все, что нас не убивает, делает нас сильнее. И Кеша после путешествия по двору обогатился ценным опытом, но… Но на каждого мудрого попугая рано или поздно найдется голодный кот!»
Одним словом мои вам пять и привет от Библиотекаря!
Привет от Кайлин)
Есть два варианта чтения рассказов, написанных от лица животных. Первый – ироничный, второй – драматико-философский. Потому что именно так можно показать человеческую жизнь со стороны со всеми пороками и изъянами. В этом рассказе от лица домашнего попугая изобличаются многие человеческие недостатки, в виде шутки, конечно. Однако трагичный финал заставляет иначе оценить текст; вникнуть во фразы, использованные автором для характеристики бытовых ситуаций. Как всегда начну с названия. Оно простое, обозначает имя главного героя рассказа. При этом, волей не волей, вспоминается мультфильм с одноименным героем, проводятся аналогии с его похождениями. Отсюда вырисовывается модель рассказа – один день из жизни попугая или жизнь, как один день. Действительно, одного дня достаточно, чтобы изобразить жизнь в клетке. Именно поэтому автор использует прием переноса человеческих характеристик и логики на обычного питомца Кешу. Конечно, всяким живым существам характерно запоминания повторяющихся действий, воспроизведение их и применение уже как опыта. Однако, такой подход позволил читателям «услышать мысли попугая, что является двигателем данного рассказа. Чтобы разнообразить «будни» питомца автор прибегает к стилизации монолога своего героя, так как рассказ написан от первого лица. Здесь стоит обратить внимание на стилистику и речевые обороты, использованные для передачи мысли и их оживления. Ироничная интонация сквозит в каждом предложении. Как и положено попугаю, существу лишь со стороны знакомому с человеческим бытом и принципами, изъясняется он образно, чем и вызывает интерес рассказ. Насыщенность языка и создает некое подобие птичьего щебетания, которое звучит в гармонии с описываемыми сценами. В тексте, написанном разговорным стилем, отлично переплетается динамика повествования с описаниями и размышлениями главного героя. В тексте встречаются такие разноуровневые слова, как «подиум», «выпендриться» (современные) и «нумера», «почивать изволю» (устаревшие). Вычурность выбранных фраз не мешает, а создает необходимую игривую атмосферу, которая является лишь оберткой для иных замыслов. Что характерно для иронической прозы. Однако основной смысл рассказа заполняется центральным символом, коим является главный герой. Птица – свобода – полет. Побег от однообразия, из тесноты стен туда, где, несомненно, поджидает опасность. Сравнение дома с «каменными джунглями», хоть и не ново, но в данном контексте проводит явную параллель с образом жизни человека. Туда же автором причислились: сон до обеда, культ еды и телевизора, любовь к котам, и, конечно, уборка квартиры. Свобода, к которой стремится герой, делит рассказ на две половины. В первой – она манящая, солнечная, сулящая открытия и неизведанная. Во второй – холодная по вечернему и голодная, как жизнь помойного кота. Центральный эпизод, несомненно, начинается со слов – «Лоджия, Лоджия, Лоджия… Никто не видит и я свободен, свободен!». Весь рассказ эмоционально насыщен, так как, автор показывал «жизнь как один день», но в этом фрагменте осуществляется особый подъем, связанный с достижением заветной мечты. Что отвечает авторскому замыслу передать волнение, сплошным потоком фраз и впечатлений. При этом, авторское присутствие (мнение) в тексте не проявляется – якобы повествование идет языком свойственным главному герою. Хотя, какие формы речи могут быть привычными для попугая? Ироничный настрой, обеспеченный речевыми и смысловыми приемами, все-таки определяется авторский мотив – трагедия под покровом шутки. Рассказ построен на повествовании героя («Пока я тут ябедничал»; «Это снова я. Прошло немного больше времени, чем я обещал» - выражения характерные для репортажа). Повествование перемежается множественными описаниями (больше пояснениями – «Песочница. Это так называется. Обычно ее устраивают на детской площадке») и рассуждениями («А что это за блестящая штучка? Ну-ка поглядим, потрогаем, потянем. Ай!»). Восклицательные, вопросительные интонации добавляют экспрессии, особенно, в эпизоде с полетом. Динамизма рассказу придают глаголы совершенного вида и короткие, но емкие предложения. Насыщенность языка, о которой говорилось, создается многими средствами. Метафорами – «солнце еще не включили»; оригинальными сравнениями – «лежу как турист в белых рибоках перед медведем». Также, присоединительной связью предложений, которая уплотняет текст по смыслу. Рассказ оживлен разговорными и жаргонными выражениями – «Жрать давай!», «подглядывания за соседом дауном», «прикольно»; встречаются книжные слова – «апартаменты», «подиум»; крылатые фразы – «Куда хочу - туда лечу!», «Жуй кокосы, ешь бананы», «Мой дом - моя крепость». Автор делает героя наблюдательным, ведь не зря в эпиграфе сказано – «мир глазами попугая». Например, как точно описываются им обитатели квартиры – «Даша маленькая, Глаша большая да еще Василий. Вот с последним у меня высокие отношения: хищник он натуральный» - незамысловатые и, одновременно, метафоричные. Идея рассказ – тоже метафора, о которой уже говорилось раньше, и наиболее четко она выражается в использованной автором цитате – «Увидеть мир и умереть». «Дураки» - характеризует герой это мнение, тем самым, определяя конец рассказа. «Страшные истории на ночь очень вредны для пищеварения. Я люблю истории со счастливым концом» - однако, рассказ постепенно превращается в страшную историю. Третья часть посвящена скитаниям блудного попугая по дворовым трущобам, радостному возвращению в родные стены и погибели от лап заядлого противника по кухне. Счастливый финал только сквозил в строках о возвращении, но финал уже предугадан во многих интонациях, заданных автором. Рассказ мог бы быть назван – «Увидеть мир и умереть». Ведь главный герой – хрупкая птичка – избран, как жертвоприношение во имя свободы. Несмотря на позитив, послевкусие от рассказа оставляет именно финал, что и было задумано автором.
|