Литературный Клуб Привет, Гость!   ЛикБез, или просто полезные советы - навигация, персоналии, грамотность   Метасообщество Библиотека // Объявления  
Логин:   Пароль:   
— Входить автоматически; — Отключить проверку по IP; — Спрятаться
Простой человек, обретший знание, — это мудрец. Мудрец, решивший, что он знает, — это простой человек.
Умэнь
izolda   / Рассказы
Кеша
Мир глазами домашнего попугая
Утром просыпаюсь и что я вижу: солнце еще не включили. Выходной у них видите ли. Спать изволят до обеда. А мне что делать? Ну, размялся, походил по подиуму, почистил перышки, в окне темно, т.к. солнце включать никто не собирается. Соседа не видно - пообщаться не с кем.
Странный у меня такой сосед - страшненький. Живет за окном. Окно висит на веревочке и его во времена климатических войн ветром сдувает. Но сосед с характером - ни в чем уступать мне не хочет. Что я делаю, то и он. Я проверял: я правым глазом моргну - он подлец левым, я запою - он подхватывает, хотя у него окно видимо с хорошей звукоизоляцией - ничего не слышно. И ведь не надоедает ему… вот только, когда солнце выключают тогда только от него и отдыхаю.
Апартаменты у меня великолепные трехэтажные. Внизу столовая, ванна и другие хозяйственные помещения. Повыше нумера для бодрствования, променада и подглядывания за соседом дауном. Ну и наверху почивать изволю во времена полярной ночи. В общем, условия вполне санаторные.
Население нашей планеты немногочисленно: Даша маленькая, Глаша большая да еще Василий. Вот с последним у меня высокие отношения: хищник он натуральный. Я специально для него игру придумал: называется «последнее фото в моей жизни». У него интерес ко мне какой-то нездоровый. Пришлось изучать его сексуальные пристрастия. И что вы думаете? Выяснилось что он в этом смысле просто трагладит, но спасение есть: не некрофил точно. Поэтому когда он пообщаться приходит, я все его штучки знаю наперечет и просто падаю с третьего этажа на первый, ноги вытяну и лежу как турист в белых рибоках перед медведем. А ему динамика нужна, развитие, измотать жертву в неравном бою - вот его сценарий. А так как в этой игре все не по его правилам, то он интерес ко мне теряет и уходит на кухню канючить что-нибудь у Глаши.
Глаша девица с характером: Василий - что бы он ни попросил - она последнее со своей тарелки отдаст, а мне ни за что пока я ей пароль не скажу. И ведь придумала же не что-нибудь простонародное вроде «У вас продается славянский шкаф?», а надо же было так выпендриться: «Телефона, телефона, чукча кушать хочет». Я вполне уважительно отношусь к этому представителю народа с непростой судьбой и трудными условиями существования, не позволившими ему в совершенстве овладеть чудесами современной техники, но причем здесь процесс моего питания - я же не дрессированный попугай.
Даша маленькая любит пообщаться. Любит со мной почирикать на языке диких джунглей. Языка этого она не знает, как и я впрочем. Но поскольку она не вкладывает никакого смысла в слова - ей важно само общение, то собеседница она исключительно приятная и не вредная как Глаша.
Пока я тут ябедничал, все-таки включили солнце. Сегодня главным по тарелочке была Дашка. Сначала в тишине воскресного утра я услышал шлепанье босых ног. Ноги передвигались вприпрыжку, изображая легкое движение молодой газели. Потом что-то зашуршало и после полной темноты наступили сумерки. И, наконец, милый моему сердцу детский голосок прожурчал: «фокус-покус обнимокус». Ослепительное солнце Гавайев хлынуло навстречу моим старым костям. Я воспарил в его лучах и не побоюсь быть высокопарным: стены моей келий расступились, крылья моего сердца расправились, и я увидел банановые рощи, песчаный берег могучего океана, стаи диких обезьян и много-много вкусных сочных фруктов. Я почувствовал запах прерии и тепло излучения раскаленной добела почвы. И как мало надо-то было…
Нет, не расслабляться! Здесь и сейчас! Пока Дашка не убежала. Я набрал побольше воздуха и заорал приветственно: «Жрать давай». Пока Глашка не проснулась и не начала пароли спрашивать, надо заявить о своих правах на пропитание.
Да, да. Вот оно воскресенье - день милый моему плотоядному сердцу. Никто никуда не торопиться. Завтрак плавно перетекает в обед, и не говорите, что я делаю культ из еды. Просто в жизни, в которой гавайское солнце включают всего один раз в день, и нет места подвигу, еда является гарантированным наслаждением. Яблоки, джем, печенье… Что еще для счастья надо? По телику как раз передача про Гавайские острова. Вот оно - миражи в руку в воскресенье до обеда. Да здорово у них там. «Жуй кокосы, ешь бананы» - рай для отдыхающих обалдуев. А мы тут с Дашунькой тихо по-семейному грызем себе орешки, и пальма в кадке в углу стоит за права финиковых бороться не собирается. Я стреляный воробей - с девчонками дружи, а сам не плошай. Я семечки к себе подгребаю, а то Дашунька - это миленькая машинка для лузганья - не успеешь оглянуться, как тарелка пуста. Так бы и сидел - балдел всю жизнь у телевизора.
Но разве счастье возможно в этом нестабильном мире? Глаша явилась - сейчас всех построит в шеренгу по три (Василий, где ты родной).
Началось. Я в новостях слышал о буре в пустыне и еще что-то про бурю в стакане, но вот про бурю в одной отдельно взятой семье знаю достоверно только я один. Надо где-нибудь пересидеть этой тайфун. Глаша объявила, что в воскресенье все должны поклоняться бешеному существу по имени Пылесос. Кто угодно, только не я. Лучше пойду, подышу свежим воздухом.
Летне-зимний сад с гордым названием Лоджия удается посещать нечасто. Это все Глаша: туда не ходи - козленочком станешь, сырую воду не пей и главное не заедай Мухоморами. А как же голос свободы, который придушен в моем сердце тяжелой лапой каменных джунглей? А как же свобода выбора гарнира и независимость в вопросе, с какой ноги утром вставать? В том то и дело что всегда хочется именно то отравленное яблочко, надкусить, которое прячут за спину люди, у которых было такое тяжелое детство, что с годами они превратились в садистов.
Лоджия, Лоджия, Лоджия… Никто не видит и я свободен, свободен! Василий - вот досада: легок на помине. Хитрюга. Видно на свидание он пришел заранее. Размазался тонким слоем вдоль стенки и думал я его не замечу. Удачного дня, ваше Святейшество, счастливо оставаться: мой парящий полет к славным просторам необъятной родины не пересекается с вашим крадущимся переминанием вдоль стены. Не напрасно глаголил Классик: «Рожденный ползать, не отрывай свой взгляд от телевизора: там покажут способного летать, и ты ощутишь свое ничтожество в полной мере».
Эко меня занесло. Давно хотел поиграть в симулятор полета, только Дашка не давала - жадина. Зато теперь оторвусь - возьму свое грубой силой.
Как здесь просторно… Я понимаю, что в квартире места больше чем в моем трехэтажном доме, но здесь… или у меня плохо со зрением или стен не видно совсем. Хотя возможно во всем виноват утренний туман. Обстановка тоже какая-то однообразная. Мебель везде одного цвета. Я понимаю, что зеленый - это цвет надежды, но я же не на свидании, хочется какой-нибудь экзотики, разнопестрых оттенков. Хотя возможно все дело в том, что я слишком высоко взлетел. «Головокружение от успехов» по истории проходили?
Пять минут - полет нормальный! Ай да я. А ведь сколько привязанных к ножке стула сидят по домам! Вот они бескрайние просторы, вот он смысл жизни - чувствую себя буревестником: да здравствует, ура! Где вы, глупые гагары. Я свободен, свободен. Куда хочу - туда лечу!
Почему, кто это сказал: «Увидеть мир и умереть». Дураки. Увидеть мир вдохнуть свежий воздух и начать жить… Даша, Глаша, уважаемый Василий, смотрите телевизор - и вы увидите небо в алмазах - вам его покажут.
Как все это интересно. Узнать, почувствовать, ощутить, испытать, понять, посмотреть, да мало ли что еще… снижаемся. Готовьте посадочную площадку. Все системы приведены в боевую готовность. Начинаю обратный отсчет. Журналистов и обозревателей просят не беспокоиться: пресс-конференция пройдет позже.
Итак, вот она посадочная полоса желтого цвета. Как романтично. Шасси выпущены. Есть касание. Говорите - вы в эфире: Земля! Хотя вроде это из другой оперы?
Образование никому никогда не вредило. Вот он момент истины, когда осознаешь собственную мудрость. Ведь никто не заставлял меня смотреть телевизор. А я сам еще в раннем возрасте понял, что это источник знаний. Что бы не говорили ворчливые родители своим детям, что они зря тратят время, пялясь в этот ящик, мне повезло. Я же умудренный просмотром знаю все.
Песочница. Это так называется. Обычно ее устраивают на детской площадке. Ага, а вот и детишки. Мелковатые по сравнению с Дашунькой. Ну что же? Ваш специальный корреспондент прибыл к месту назначения, попробуем пообщаться.
Хр… фр... хр-шр-щ… ну ты мелкий, сам знаю, что у меня красивый хвост. Мне твоя кепка тоже нравится. Ну и манеры у современной молодежи. Ладно, поправим галстук и полетим дальше.
А что это за блестящая штучка? Ну-ка поглядим, потрогаем, потянем. Ай!
Попался - лапа застряла. И что я в этой арматуре нашел - совершенно неинтересно. Где мои лесные орехи? Пора включать мозги. Ну, ничего сейчас вытащу. Дашка сказку мне читала про репку: там, в качестве метода воздействия на застрявший предмет было предложено потянуть посильнее. Попробуем… тянем-потянем. Вы догадались что дальше? Да правильный ответ: «вытянуть не можем». Ага, вот и жучка… Помощь пришла! Ма-ма! Спасайся, кто может. Я могу? Ответ отрицательный. Боже, какая пасть. Только не это - я боюсь щекотки. Дурак - не тянуть надо было, вот так вправо, в сторону, вперед. Свободен. Уфф.
Я обогатился новым знанием. Смотрел тут недавно фильм, «Дыхание смерти» называется. Я тогда думал как это - смерть и вдруг дышит. Теперь знаю - она еще умеет рычать и щелкать зубами. Прикольно.
Жрать, однако, охота. Перелеты на дальние расстояния плюс стресс от общения с братьями меньшими отнимают силы. У Дашки в учебнике есть картинка, и она про нее мне объяснила, что это кормушка. Добрые детишечки подкармливают в городе неимущих птичек не способных добывать себе пищу самостоятельно. Это для непредприимчивых и необразованных. Я же не бомж, а птица свободного полета. Видали, знаем, что пищу можно тупо и банально добывать собственным трудом: копать червей, ловить рыбок, щипать траву; можно найти спонсора, объявить конкурс на кормление свободной птицы, провести тендор; на худой конец можно стырить что-нибудь у мечтателя с плохим аппетитом. Будем живы - не помрем. Знание - сила!
Ладно, дорогие мои читатели: объявляется перерыв на обед, я вернусь к вам ровно через час.

Это снова я. Прошло немного больше времени, чем я обещал. Уже вечер, становится прохладно. Есть хочется невыносимо. А Дашунька сейчас наверно лопает фрикадельки, приготовленные Глашей. За время моего отсутствия я попробовал все вышеперечисленные методы добывания пищи, даже бомжацкий - поесть из кормушки. Был дважды частично ощипан, хромаю на одну лапу. Здесь совсем не Риодежанейро, доложу я вам. Я в отчаянье. Кроме того, на мою жизнь трижды покушались разные подлые твари, и сейчас я сижу, забившись в угол: отсюда мне видно все, но меня видно не очень. Я слежу за приближающимся ко мне помойным котом, который тоже видимо давно не обедал и предаюсь воспоминаниям о моем счастливом утре. Откровенно говоря, голова моя занята двумя проблемами: не упустить момент, когда будет пора смываться в связи с приближением зверя на опасное расстояние и нельзя ли вернуть себе немного несвободы в дорогом моему сердцу замкнутом пространстве, где остались мои дорогие близкие.
Нужно пробовать, нужно искать свой дом. Но как? Думай голова!
Ключ к поиску - это окна. Нужно вспомнить, что там было особенного в моих родных окнах? Как отличить их от сотен других во дворе? У Дашки на окне сидит игрушечный человечек с длинным носом, она называет его Буратино. Сейчас мне не до этого, а то я бы рассказал вам удивительную сказку о деревянном человечке нашедшем ключи от счастья. Но сейчас он мой ключ и я должен пробовать его на многочисленных окнах уже зажигающих вечерние огни.
Как я скитался в поисках Буратино, рассказывать не буду. Страшные истории на ночь очень вредны для пищеварения. Я люблю истории со счастливым концом. Поэтому скажу только, что я нашел его. И форточка была открыта, и впервые с тех пор как я покинул родное жилище, я вздохнул с облегчением.
Я присел на краешек и заглянул в комнату. Свет не горел, и внутри никого не было. Я не увидел даже Василия. Я догадался, что Даша с Глашей ушли меня искать. Видимо их крики я слышал, когда пролетал мимо соседнего дома. Ну, ничего я дождусь, когда они вернутся. Теперь уже ничто не страшно в этом мире. Мой дом - моя крепость. Я дома и все будет хорошо. Я прикрыл глаза, расслабился и с удовольствием вспомнил сегодняшнее утро.
Быстрый шорох и потом кромешная темнота… и последнее что я подумал: “Василий, подлец, достал все-таки”.
©  izolda
Объём: 0.558 а.л.    Опубликовано: 16 04 2007    Рейтинг: 10.04    Просмотров: 4090    Голосов: 3    Раздел: Ироническая проза
  Цикл:
Рассказы
«Анюта»  
  Клубная оценка: Нет оценки
    Доминанта: Метасообщество Библиотека (Пространство для публикации произведений любого уровня, не предназначаемых автором для формального критического разбора.)
   В сообществах: Открытое Сообщество Рецензенты Прозы
Добавить отзыв
В. И. Ульянов (Ленин)02-06-2007 01:21 №1
В. И. Ульянов (Ленин)
Критик
Группа: Passive
Рецензия в Открытое Сообщество Рецензенты Прозы
Жизнь пернатых, или нет повести печальнее на свете

Увидеть жизнь и смерть глазами попугая, что называется взглянуть на мир под другим углом, позволит нам рассказ Изольды «Кеша».
Великий поэт, писатель и публицист Дефо говорил, что в поэме может воспеть даже метлу, и что примечательно мог, зараза! История Кеши захватывает с первых слов и продолжает держать в напряжении на протяжении чтения всего рассказа. Его своеобразный, искаженный благодаря пернатой специфике, взгляд на мир и смешит и заставляет задуматься одновременно. Помните, как говорили восточные мудрецы? «Увидишь золото – не увидишь льва. Увидишь льва – не увидишь золота» В этом рассказе то же самое. Под непритязательной историей попугая прячется глубокое знание жизни и философские мысли, достойные пера Ницше и Канта. Безопасная жизнь в рабстве или свободный полет, ежеминутно грозящий смертью? Но об этом потом!
Автор не только поднимает серьезные философские вопросы, маскируясь шутливостью, он еще и проявляет тонкое знание материи подвластной Купидону. Как четко выписан персонаж садиста кота, способного проявить свою любовь только через пожирание предмета своей страсти! Кроме того, раскрываются и чисто бытовые вопросы в жизни отдельно взятой семьи, такие как воскресная уборка, доброта ребенка и нервозность, озлобленность жизнью взрослой женщины. Автор как бы намекает на нелегкую судьбу женщин в современном «мужском» обществе, где так трудно матерям одиночкам. Но не в этом, на мой взгляд, является основным месседжем рассказа. Все начинается с Лоджии. Да, да, именно так, с большой буквы. Потому что Лоджия здесь не фрагмент планировки, а символ. Символ свободы.
Далее рассказ превращается в метафору, подобную тем, к которым часто прибегал Джек Лондон в своем цикле о жизни волков. Под попугаем, вылетевшем в открытое окно, конечно, подразумевается человек впервые выходящий в открытый мир, и даже не подозревающий о тех опасностях, что поджидают за углом. Каждый второй тут стремится тебя ощипать, а каждый третий сожрать. И только на близких людей можно положиться. Но, однажды потеряв их, так трудно потом отыскать обратную дорогу (напишите своим родителям!).
В конце концов, не выдержав борьбы с миром, Кеша решает вернуться, и, после долгих поисков, ему это удается. Тут бы казалось самое место для хеппиэнда, но автор поражает нас неожиданной концовкой. Кот-троглодит, воспользовавшись отсутствием хозяев, наконец воплощает в жизнь свои извращенные фантазии. Тут бы стоит воскликнуть вслед за незабвенным Шуриком: «Птичку… Жалко!», но вы ведь помните, увидишь золото… Это вполне закономерный конец и смерть отдельно взятой птицы тут не главное. В самом деле, все мы смертны, и именно это, наверняка, и хотел донести до нас автор. Изольда своим финалом вступает в полемику с самим Ницше, она говорит: «да, конечно, все, что нас не убивает, делает нас сильнее. И Кеша после путешествия по двору обогатился ценным опытом, но… Но на каждого мудрого попугая рано или поздно найдется голодный кот!»

Одним словом мои вам пять и привет от Библиотекаря!

Привет от Кайлин)

Есть два варианта чтения рассказов, написанных от лица животных. Первый – ироничный, второй – драматико-философский. Потому что именно так можно показать человеческую жизнь со стороны со всеми пороками и изъянами. В этом рассказе от лица домашнего попугая изобличаются многие человеческие недостатки, в виде шутки, конечно. Однако трагичный финал заставляет иначе оценить текст; вникнуть во фразы, использованные автором для характеристики бытовых ситуаций.
Как всегда начну с названия. Оно простое, обозначает имя главного героя рассказа. При этом, волей не волей, вспоминается мультфильм с одноименным героем, проводятся аналогии с его похождениями. Отсюда вырисовывается модель рассказа – один день из жизни попугая или жизнь, как один день. Действительно, одного дня достаточно, чтобы изобразить жизнь в клетке. Именно поэтому автор использует прием переноса человеческих характеристик и логики на обычного питомца Кешу. Конечно, всяким живым существам характерно запоминания повторяющихся действий, воспроизведение их и применение уже как опыта. Однако, такой подход позволил читателям «услышать мысли попугая, что является двигателем данного рассказа.
Чтобы разнообразить «будни» питомца автор прибегает к стилизации монолога своего героя, так как рассказ написан от первого лица.
Здесь стоит обратить внимание на стилистику и речевые обороты, использованные для передачи мысли и их оживления. Ироничная интонация сквозит в каждом предложении. Как и положено попугаю, существу лишь со стороны знакомому с человеческим бытом и принципами, изъясняется он образно, чем и вызывает интерес рассказ.
Насыщенность языка и создает некое подобие птичьего щебетания, которое звучит в гармонии с описываемыми сценами. В тексте, написанном разговорным стилем, отлично переплетается динамика повествования с описаниями и размышлениями главного героя.
В тексте встречаются такие разноуровневые слова, как «подиум», «выпендриться» (современные) и «нумера», «почивать изволю» (устаревшие). Вычурность выбранных фраз не мешает, а создает необходимую игривую атмосферу, которая является лишь оберткой для иных замыслов. Что характерно для иронической прозы.
Однако основной смысл рассказа заполняется центральным символом, коим является главный герой. Птица – свобода – полет. Побег от однообразия, из тесноты стен туда, где, несомненно, поджидает опасность.
Сравнение дома с «каменными джунглями», хоть и не ново, но в данном контексте проводит явную параллель с образом жизни человека. Туда же автором причислились: сон до обеда, культ еды и телевизора, любовь к котам, и, конечно, уборка квартиры.
Свобода, к которой стремится герой, делит рассказ на две половины. В первой – она манящая, солнечная, сулящая открытия и неизведанная. Во второй – холодная по вечернему и голодная, как жизнь помойного кота.
Центральный эпизод, несомненно, начинается со слов – «Лоджия, Лоджия, Лоджия… Никто не видит и я свободен, свободен!». Весь рассказ эмоционально насыщен, так как, автор показывал «жизнь как один день», но в этом фрагменте осуществляется особый подъем, связанный с достижением заветной мечты. Что отвечает авторскому замыслу передать волнение, сплошным потоком фраз и впечатлений.
При этом, авторское присутствие (мнение) в тексте не проявляется – якобы повествование идет языком свойственным главному герою. Хотя, какие формы речи могут быть привычными для попугая? Ироничный настрой, обеспеченный речевыми и смысловыми приемами, все-таки определяется авторский мотив – трагедия под покровом шутки.
Рассказ построен на повествовании героя («Пока я тут ябедничал»; «Это снова я. Прошло немного больше времени, чем я обещал» - выражения характерные для репортажа). Повествование перемежается множественными описаниями (больше пояснениями – «Песочница. Это так называется. Обычно ее устраивают на детской площадке») и рассуждениями («А что это за блестящая штучка? Ну-ка поглядим, потрогаем, потянем. Ай!»). Восклицательные, вопросительные интонации добавляют экспрессии, особенно, в эпизоде с полетом. Динамизма рассказу придают глаголы совершенного вида и короткие, но емкие предложения.
Насыщенность языка, о которой говорилось, создается многими средствами. Метафорами – «солнце еще не включили»; оригинальными сравнениями – «лежу как турист в белых рибоках перед медведем». Также, присоединительной связью предложений, которая уплотняет текст по смыслу. Рассказ оживлен разговорными и жаргонными выражениями – «Жрать давай!», «подглядывания за соседом дауном», «прикольно»; встречаются книжные слова – «апартаменты», «подиум»; крылатые фразы – «Куда хочу - туда лечу!», «Жуй кокосы, ешь бананы», «Мой дом - моя крепость».
Автор делает героя наблюдательным, ведь не зря в эпиграфе сказано – «мир глазами попугая». Например, как точно описываются им обитатели квартиры – «Даша маленькая, Глаша большая да еще Василий. Вот с последним у меня высокие отношения: хищник он натуральный» - незамысловатые и, одновременно, метафоричные.
Идея рассказ – тоже метафора, о которой уже говорилось раньше, и наиболее четко она выражается в использованной автором цитате – «Увидеть мир и умереть». «Дураки» - характеризует герой это мнение, тем самым, определяя конец рассказа.
«Страшные истории на ночь очень вредны для пищеварения. Я люблю истории со счастливым концом» - однако, рассказ постепенно превращается в страшную историю. Третья часть посвящена скитаниям блудного попугая по дворовым трущобам, радостному возвращению в родные стены и погибели от лап заядлого противника по кухне. Счастливый финал только сквозил в строках о возвращении, но финал уже предугадан во многих интонациях, заданных автором. Рассказ мог бы быть назван – «Увидеть мир и умереть». Ведь главный герой – хрупкая птичка – избран, как жертвоприношение во имя свободы. Несмотря на позитив, послевкусие от рассказа оставляет именно финал, что и было задумано автором.

Сообщение правил В. И. Ульянов (Ленин), 02-06-2007 01:22
Midnight22-03-2008 01:01 №2
Midnight
Автор
Группа: Passive
занимательно, на диво умный попугай:)))
Началось. Я в новостях слышал о буре в пустыне и еще что-то про бурю в стакане, но вот про бурю в одной отдельно взятой семье знаю достоверно только я один. Надо где-нибудь пересидеть этой тайфун. Глаша объявила, что в воскресенье все должны поклоняться бешеному существу по имени Пылесос. Кто угодно, только не я. Лучше пойду, подышу свежим воздухом

особенно понравилось)))
live to inspire...
izolda13-04-2008 13:37 №3
izolda
Автор
Группа: Passive
Midnight, большое спасибо
Всё что не убивает нас, делает нас сильнее...
Добавить отзыв
Логин:
Пароль:

Если Вы не зарегистрированы на сайте, Вы можете оставить анонимный отзыв. Для этого просто оставьте поля, расположенные выше, пустыми и введите число, расположенное ниже:
Код защиты от ботов:   

   
Сейчас на сайте:
 Никого нет
Яндекс цитирования
Обратная связьСсылкиИдея, Сайт © 2004—2014 Алари • Страничка: 0.02 сек / 34 •