Существует много мифов, которые мы даже не пытаемся оспорить, принимаем на веру без намека на критику. Один из них – лебединая верность. Погибают лебеди, теряя партнера. И становится жарко в груди, а к горлу подкатывает комок невыплаканных слез и несбывшихся надежд.
Только мало кто знает, что и лебеди такие же шалуны, как и прочие индивиды, - их тоже застают в чужих гнездах. Но это, как и у современных мужчин, не означает предательства. Так, легкое развлечение. Ведь домой обязательно вернется, а дом и семья – это уже святое. Пишу я об этом с легкой горечью и иронией, не для того, чтобы принизить или извратить ситуацию, а чтобы подчеркнуть значимость последующих событий, происходящих в рассказе «Лебединая песня».
Лебединая песня — это последнее проявление таланта.
И я уже настраиваюсь на нечто особенное в рассказе, то, что будет совершено на исходе человеческих сил, то, что может показаться героическим, беззаветным и прекрасным, выше которого уж ничего не существует. И сразу возникают предположения: жертвенная любовь, вершина творчества, героический поступок.
Сюжет миниатюры прост: живет обычная крестьянская семья со своими буднями и радостями. И необычный мальчишка, пытающийся спасти лебедя ценою собственной жизни. При такой простоте – глубина и мыслей, и чувств!
Писать миниатюры сложно. Особенно, если такая спресованность эмоций и информации, которые разбросаны россыпью по всему тексту, сконцентрированы на поверхности и сокрыты между строк.
Присутствуют все элементы сюжета: экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка. Стиль изложения простой и краткий. Убраны все несущественные детали. Характерной чертой повествования является то, что автор не рассказывает, а показывает. И читатель сам может увидеть, услышать, ощутить происходящее.
Любое действие, фраза, отрывок цитаты ведет к авторской мысли, является сутью интерпретации авторского намерения. Отсутствуют голословные утверждения. Все ниточки повествования связаны. И хотя действие происходит в одной комнате и, казалось бы, все будет статично, динамика произведения ошеломляет. Так же как и язык повествования, с присущими ему естественными интонациями. Здесь нет никакой стилизации, а настоящая естественная незамутненная человеческая речь, которая соответствует возрасту, образовательному уровню и социальному положению героев.
Интересно то, как автор несколькими ключевыми фразами лепит характеры своих героев. Не даются оценочные суждения. Но герои зримые, живые, голосистые, характерные. И самое главное – разные.
Клавка – беременная баба, уверенно держащая бразды правления в своих руках:
• Клава зажмурилась крепко и, почти сразу же, раскрыла глаза. Увидев Ленку близко-близко, схватила правой рукой за ворот, левую так и не сняв с живота – привычка уже материнская…
• Старики пока копошились на полу, а Клавка, силком усадив Ленку в стул, повторила:
- Быстро говори, что с ним?
- Не перебивайте, папа…. Ну!.. – как ей духу-то хватало сдерживаться, Клавке-то?
• - Беги к дяде Мите, Лен. Он в бане полки чинит. Да не пужай, как нас, сходу-то. Осторожненько… Скажи, пусть лошадь запрягает. К Мишке ехать надо…
• - Да живой, живой! Пустите, - напугавшись грозного и властного вида Клавы, прикрылась рукой, увернулась от взгляда.
- Быстро говори, что с ним? – словно протрезвев, ещё строго, по-прежнему, но уже отчётливо и почти спокойно, потребовала от Ленки.
Клавке лет 35-40. Старший сын Мишка еще школьник, другой ребенок на подходе. Значит деду Матвею и бабе Насте лет 55-60. Дед Матвей покрикивает на свою бабку или Ленку, он не подкаблучник и не затюканных мужичок.
- Ох… - перепугалась совсем уж бабка
- Да цыц, ты, старая, жив же! Жив же? – потребовал подтверждения старик Матвей.
• - Что ты сочинение-то тут рассказываешь, не в школе небось… - возмутился дед Матвей, уже поднявший бабку Настю.
Но от слов дочери сразу замолкает: «Не перебивайте, папа…. Ну!»
«Дед сиганул на коленях к дочери, засуетился, - Клавушка, доча, очнися… Да что же это?...»
Видно, что всем руководит Клавка: готовит на всю семью, раздает команды, решает что, когда, почему. После ее одобрения и улыбки и дед начинает улыбаться Ленке. Она может легко отправить посыльного к мужу с указанием запрягать лошадь.
Клавка решительная баба, полностью посвятившая себя семье и хозяйству, любящая своих родных, живущая в мире с соседями, которые с нею считаются.
Бабка Настя - тихая бодрая старуха, преданная семье и дочери, охотно подчиняющаяся лидеру. Хотя по городским меркам женщина за пятьдесят вряд ли считается старухой.
Соседка Ленка – будущая их родственница согласно намекам. А намеки явные, и прописаны сжато, но емко.
• - Вот баламутка-то! Вот Бог соседушку-то присватал!
• А он уже в машине, укутанный в тулуп Витькин, песню пел какую-то. Там что-то: «… прости меня люби-имая-я…». А я на него и не в обиде, тёть Клав…
- Эть, ты, шустрая! – дед Матвей уже с любовью и хитрецой смотрел на Ленку.
- А что я? – Ленка зарделась и потупилась. Клава, обняла её и прижала к себе, облегчённо вздохнув. Любила она соседку, как дочку свою.
Ленка – почти копия Клавки. Еще задаст жару всей семье. Интересно, как уживутся две властные женщины под одним кровом.
Последний ЛГ – сын Мишка. Парень вырос в доме, где верховодит мать. Семья благополучная, дружная. И следовало ожидать, что Мишка будет тоже подчиняться во всем Клавке. Хотя она и не требует подчинения, но она прирожденный лидер, более сильная личность, чем остальные члены семьи.
Клавдия очень всех любит, несет все тяготы быта на себе, даже беременная, до последнего момента.
Семья, хоть и дружная, явно напоминает симбиоз – все имеют свои роли, которые их устраивают, по-своему им они выгодны, у всех есть чувство защищенности, все лидерствуют или подчиняются в своих нишах. Иерархия простроена в семье.
Отсюда я могла бы сделать вывод, что Клавкина любовь к семье не продуктивная – подмяла баба всех под себя. Но сами поступки Мишки говорят о другом. Мишка не растворился в личности матери, у него своя внутренняя жизнь. Парень не только испытывает горячее сочувствие к замерзающей птице, но и проявляет настоящий героизм.
Поведенческая черта «быть смелым» определяется как поведение, направленное на достижение определенной цели, независимо от риска лишения комфортности, свободы или жизни. Смелость человека может мотивироваться амбициями – посмотрите, какой я! Но у Мишки нет зрителей. Им движет реальная идея и сострадание к замерзающему лебедю, наглядно демонстрирующему свою преданность погибшей подруге.
Не тщеславие является побудительной причиной поступка парня. Мишка влюблен. И невольно переносит саму ситуацию на себя, на свою зародившуюся любовь. Это он подсознательно свою любимую спасает.
Обратите внимание, что автор использует минимальные средства для донесения такого объема информации до читателя. Это уже мастерство.
Но хотелось бы обратить внимание и на минусы произведения.
1. Действие происходит в замкнутом пространстве. Автору удалось избежать статичности благодаря динамизму диалогов, неожиданности поворотов сюжета, умением работать с деталями. Я вот слышу этих людей, вижу их движения, но они без лица и зависли в воздухе. Я не вижу этой комнаты, где они собрались, где происходит столько событий. А ведь это придало бы новые оттенки повествованию. Всего несколько фраз, учитывая авторские возможности в этом направлении.
Есть некоторые размышления по поводу языка повествования.
1. "подломилась в ногах"
Не нравится мне это выражение, вернее уточнение «в ногах».ПОДЛОМИТЬ, –омлю, –омишь; –омленный; сов.
1. что. Надломить снизу. П. сук.
2. (1 и 2 л. не употр.), перен., кого-что. Лишить сил, воли. Несчастья подломили его.
2. "Вот Бог соседушку-то присватал!"
Я понимаю, что автор хотел дать намек на будущие родственные связи героев. Только трудно представить Господа Бога в роли свахи. Резануло. Браки свершаются на небесах. А сватовство – это мирское занятие.ПРИСВАТАТЬ, –аю, –аешь; –анный; сов., кого (что) (прост.). Найдя (жениха, невесту), посватать.
3. "сиганул на коленях к дочери"
Обратите внимание на значение слова.СИГАТЬ, –аю, –аешь; несов. (прост.). Делать прыжок, прыжки (обычно на бегу). С. через изгородь.
| однокр. сигануть, –ну, –нёшь. С. в кусты. С. с берега в воду.
4. "силком усадив Ленку в стул"
Неправильно использован предлог. Это речь автора, а не литературного героя. Есть уже нельзя допускать неточностей.УСАДИТЬ, –ажу, –адишь; –аженный; сов.
3. кого (что). Заставить или помочь усесться. У. на место. У. в кресло.
4. СТУЛ 1, –а, мн. –лья, –льев, м. Предмет мебели — сиденье на ножках со спинкой, на одного человека. Жёсткий, мягкий с. Сесть на с. Встать со стула.
5. "Мишка уже почти замёрз и тонул почти…"
Использование глаголов разной совершенности в одном предложении.6. "У которого лебедиху кто-то подстрелил осенью…"
Такой порядок слов даже для разговорной речи труден.7. "Слава Боженьке, Витьку силищей-то не обидел. Он его от проруби до конторы на себе почти бегом…. Вместе с лебедем…. Мишка его так и не выпустил."
Кто тащил Мишку – Витька или Боженька?8. "потребовал подтверждения старик Матвей у Ленки. Ленка обнадёживающе закивала."
Повторы одной и той же формы имени в соседних предложениях. А можно использовать – Лена, Еленка, девчонка, девочка, соседка, та. Холодок,
рассказ мне очень понравился. Рекомендую в бибилиотеку.|