Опять же, прием, в большей степени относящийся к прозе, нежели к стихам. Рифма – это созвучное окончание двух или нескольких стихов, основанное на тождестве слогов, начиная с ударного. Рифма может быть консонансная (точное или очень близкое повторение – «та пора – топора»), ассонансная (сходны одни гласные, но не согласные – «полежу – кулешу») или диссонансная (в принципе, это даже не рифма – просто повторение одного-двух звуков, как в классическом примере «палка – тарелка»). В случае внутренней рифмы в прозе это самое тождество слогов приходится не на окончания стихов (т.к. проза не имеет графического деления на строки), а на какие-нибудь произвольно выбранные места. Могут рифмоваться предложения, абзацы, заголовки, слова через три и так далее. Этот прием хорош для создания атмосферы, добавления в повествование объема и ощутимости, создания ауры таинственности и ощущения загадки. Очень полезно рифмовать слова и фразы как-то по-особому увязанные, или просто слова, которые надо выделить на фоне остальных. Пример: «На улице опять идет дождь. Настала осень, я и не заметил. Я открываю в окно – и мокрый ветер тот час врывается ко мне в комнату. Гуляет, шумит, я знаю: он скоро высохнет, и снег придет дождю на смену. Придет ко мне». Рифма может быть практически незаметной, как в примере выше, или явной, как, например, тут: «Когда я был моложе – я тоже гулял. Но, похоже, не так, как ты, шакал. Без драки ты не можешь, я от этого уже устал!». В стихах же внутренняя рифма добавляет яркости, броскости, а так же стихи с внутренней рифмой легче запоминаются. Например:
И зыбкий дымный смог течет по небесам, Как липкий дынный сок по выцветшим усам... (М.Щербаков)
Стоит помнить, что глагольные рифмы в прозаических текстах возникают сами собой, поэтому про них можно сразу забыть. Так же стоит избегать ритмичности повествования (т.е. либо то, либо другое – лучше не смешивать, разве что в исключительных случаях; так же ритмику можно использовать, если рифмы приходятся не на концы предполагаемых «строк»). Не стоит текст пересыщать рифмами или делать рифмованным весь текст целиком – прием хорош только для выделения (иногда, конечно, оправданно срифмовывание текста от начала до конца – но это случай редкий). В случае же, если вы не можете отойти от поэтичности языка при использовании рифм, лучше вообще не пользоваться этим приемом. Айкидо не любит слабых. Шутка.
А Андрей Белый писал симфонии, соединяя в прозе поэзию и музыку:
«Скользила ласковым взглядом по незнакомцу в ясных латах и в оливковой мантии. Он вышел на лесную поляну отвешивать поклоны королевне, прижимая к сердцу белый цветок. Гас восток. Уже ложилась мгла. Он был красив и приятен, но казался свойственником козла. Хотя и был знатен».
(Северная симфония)
«Охватил ее стан и просил: «Вам дано: о, дерзните, желанная». (Все неслась сквозь метельный туман лебединая песня, странная)».
(Кубок метелей)
Стихотворные элементы в своей ранней прозе Белый связывал не столько с непосредственным влиянием стиха, сколько с ориентацией на лирико-философскую прозу Ницше, в которой отразились соответствующие явления и которая, в свою очередь, возникла в результате тяготения прозы к поэзии и музыке и осуществила тот синтез искусств, о котором много писал Белый. Таким образом, стихотворное начало вошло в прозу Белого отраженно – через прозу, а музыкальное начало – и непосредственно, и отраженно.
а можно дурацкий вопрос(?) как вопринимают такие изящества текста читатели "по-диагонали" и вообще те, кто улавливают смысл, быстро пробегая глазами по абзацам? я лет 5 назад учился так читать, но чё-та мне не понравилось
M, читатели бывают разные, естественно. Бывают такие, которые читаю стихи и не врубаются ни в ритм, ни в рифму. Здесь надо работать с помощью "эффекта дроби" - писать не только ради формы, но и ради содержания; т.е. адаптировать текст и под эстетов, и под информационщиков. И вообще, в произведении, как и в человеке, все должно быть красиво (ну, или хотя бы вообще быть) - и форма, и содержание.
Apriori, думаю, это неправильная постановка вопроса. Скорее всего, ты спрашиваешь не об этом. Суть в том, что написание прозы/стихов очень близко к любой другой деятельности; у худ.произведений есть "параметры" и "свойства", объединяющиеся в "высшие классы" - "форма" и "содержание". Без использования какого-либо из этих классов произведение "нефункционально", т.е. не цепляет, не отвечает нормам, не вызывает интереса и т.п. Резюмируя: конечно, наберется.