Данная статья-невеличка была опубликована на портале Книгозавр - с сохранением всех копирайтов привожу ее и у нас. Думается мне, стоит о ней задуматься.
Донкихотство - конечно, почетное занятие, безусловно одобряемое, но не приносящее никаких, стоящих того, результатов.
Мир сетературы порождает удивительные жизненные формы. Вчера ночью я занимался исследованием таких жизненных форм и нашел для себя еще одну - донкихотствующие критики. Кто они такие и кого они едят?
Как известно, человек "в теме" знает, что на литературных сайтах существует целый пласт, например, поэтов, занимающихся графоманией. Пишут себе стишки средней руки, восторгаются друг - другом и от такой жизни вполне счастливы. Но это графоманство никак не может состыковаться с «личным вкусом» многих обитателей СИ. Можно возмущаться по поводу этих графоманов как угодно, но, в конце концов, большинство приходит к единому – «чем бы дитя не тешилось, лишь бы не вешалось». Однако остается меньшинство, и это меньшинство никак не хочет мириться с происходящим. Их возмущает искажение великой русской поэзии группой нечистоплотных лиц. Их возмущает наглый пафос графоманов-дегенератов. Их возмущает все то, что возмущает в графомане вас.
С точки зрения критика, графоман, а тем более воинствующий графоман, представляет собой очень удобную мишень для «уничтожающего огня критики». Набравшись некоторым числом литературных терминов, можно вымеривать по ним, и убедившись в факте брака обрушиться, обрушиться, обрушиться… Графомана очень легко раскритиковать. За все.
Вот за этим «легко раскритиковать» и отправляются те, кто не может смириться с ветряными мельницами графомании, объявляя ей крестовый поход не на жизнь, а насмерть. Взяв знамя «истинной поэзии», латы пофигизма и копья из крепких слов, они донкихотами набрасываются на образ врага. И мочат – их статьи и рецензии разоблачительны, их слово остро, а местами – и крепко, и бранятся они отборно. УУУУ! Натиск, Валькирии, Вперед, Ура! Вот она, пьянящая радость победы санитаров самиздата, вот она, стрельба по обезумевшему от страха лосю с вертолета! ДА! ДА! ДА!
Я тоже сначала думал – какие молодцы. Я заблуждался. Эта вечная битва больше напоминала вакханалию с избиением младенцев, чем работу критика. Их остроты в конце концов становились в моей голове такой же комковатой кашей из мух и котлет, где не разберешь – то ли это обсуждаемое произведение, то ли слова критика. Слилось. Графоманов крепко били, графоманы умело отбивались… Стало противно. Такая разновидность критика, постигающего свой Дао путем насмешек. Я назвал это для себя графоманствующей критикой. Да, для меня это такие же графоманы, только от литературной критики и заслуживают они не лавров, орденов и нашивок за моральные ранения. А того, что и остальные графоманы – невнимания.
Да какая ирония, хорошо припечатано - графоманы от критики, позор им и забвение! Видать, накипело у человека? Ещё, помнится, где-то было такое удачное сравнение - критики, как те бабули на скамейке, которым любовь уже недоступна, вот они и шипят вслед каждой мини-юбке, дескать, в нашшшше время...
графоманы-онлайнисты это очень удобный снаряд для оттачивания словестной эквилибристики. чем и я - грешен - частенько занимаюсь. так, "по фану" как говорится. некоторые до умильности амбициозны. )
.. пойдём со мной. ты пожалеешь, но тебе понравится.
Негатив 1. графоманы, которые "Пишут себе стишки средней руки, восторгаются друг - другом и от такой жизни вполне счастливы".
Негатив 2. Графоманящие Критеги, которые "Взяв знамя «истинной поэзии», латы пофигизма и копья из крепких слов, они донкихотами набрасываются на образ врага. И мочат – их статьи и рецензии разоблачительны, их слово остро, а местами – и крепко, и бранятся они отборно".
Оба Негатива, как мы, само собой уразумели - негативные.
Позитивы, очевидно, могут быть такие : Позитив 1. Аффтары-таланты, они же Гении. Они идеальны. Негатив-1 их хвалит/нехвалит, не суть. Негатив-2 их не трогает.
Позитиф-2. Критег-Гений. Профессиональный Критик. Который вникает в произведение, пропускает через него ток высокой частоты своего разума-воображения, полученную плазму описывает в "Рецензиях". Негатив-1 он критикует/некритикует, не суть. Негатив-2 его обходит стороной, как халтурщики мастеров, как 3 сорт первый. Позитив-2 работает с Позитивом-1. Они достойны друг друга по определению.
Вопросы телезрителям : 1. Зачем Негатив-1 вешает свои творения? 2. Что мешает Негативу-2 обойти Негатив-1? 3. Так ли Позитив-1 уверен (и, кстати, а откуда он уверен что он Позитив-1?) что он не Негатив-1 а именно Позитив-1? 4. Кто заплатит Позитиву-2 за работу? За затраченное время? За высокочастотный ток своего ума-воображения?
И мимо темы: Базар. Мясной ряд. Отделы. В отделе 2 мясо вчерашнее. В отделе 4 - протухшее. В отделе 1,3, 5,6,7 - качественное и свежее. В отделе 8 - мяса нет, стОит табличка "это мясо, бля буду, век воли невидать, ты просто слепой и мудак". В отделе 9 и 10 - мясо высочайшего качества. Представили?
Если человек подходит и говорит в отдел 2 "мдя", а в отдел 4 "фтопку" - ему заламывать руки и выкидывать нах вон? Называя "графоманствующим гурманом". Или человека, достающего бабло и уплачивая за табличку в отделе 8 (чтобы не выглядеть мудаком а наоборот - знатоком) - как на самом деле его назвать? А того, кто купил сразу в отделах 9 и 10 = на следующий раз не пускать в 9 и 10, а, сначала заставить купить в отделах 1,3, потом в 5, 6, 7, а на еще следующий раз = именно с 2 и 4. А кому щас легко? Зато его НЕ назовут "графоманствующим гурманом". А продавцы - заметьте - молчать не будут. В ответ. Ибо каждый продавец по определению (если он нормальный) хвалит свой товар. Продавцы скажут как минимум "на любой товар есть свой купец".
Essence, да понятно это все, и ты правильно сказал, с очень, кстати, яркими примерами :)) Я к тому, что гармонии достичь очень трудно - почти невозможно, но стоит постараться и попытаться...
Отвечу на второй вопрос, первый сам отпадет. Гордон Кихот — российское аналитическое теле-шоу, выходящее на Первом канале. Выходит каждую пятницу в 22:30. Ведущий — Александр Гордо'н. Цель программы: борьба с «ветряными мельницами», являющимися, по мнению ведущего, уродами. Чаще всего гостями передачи становятся модные личности, вызывающие раздражение у некоторых слоёв населения: 3 июля 2008: Сергей Минаев, - *певец* офисного планктона 10 июля 2008: Сергей Мавроди. 19 сентября 2008: Михаил Задорнов, - с примерным вопросом: "Чо ты Миша, гонишь про русский язык?" 3 октября 2008: Ксения Собчак. 10 октября 2008: Виктор Ерофеев, - с примерным вопросом: "Ну, развалил ты советскую литературу. А что взамен?" И т.д. Передача, как видишь, новая, но в инете уже битвы "серых" и "Кихотов". И, как я заметил, серые набирают очки Найдешь время - спроси у Гугла про Гордон Кихота Да, чуть не забыл: заметил, что почти все приглашенные, когда их начинали прессовать, выказывали такое недоумение, типа: "Куда я попал? Везде меня хвалят, я кумир миллионов, а вы, здесь, шавки, чо втюхиваете?" Это к слову
Aprioriя видела кусочек с Собчак. ну и что??? Фрагмент с Ксюшей - пастораль и не совсем в тему. Серьёзный разговор был с Задорновым, Минаевым, Ерофеевым. О том, как они, нахватавшись верхушек, дурачат народ, уродуют, подстраивают под себя литературу, искусство. Ситуация один в один по рассказу Шукшина "Срезал". Особенно роль Глеба Капустина подошла Задорнову. К чему я это? Спускать иногда надо таких людей на грешную землю. Иначе впендюренное надергивание, горлом, хамством взятое мнение большинства, станут нормой в каком-нить тупике.
аааа.... тогда надо будет посмотреть еще. может, найду в сети записи... хмхм. пускать- да. я всегда и везде буду говорить: главное - гармония, баланс, равновесие...
Байкал ВВ, странное у вас обо мне мнение... всю жизнь я пытаюсь добится гармонии. наверное - что-то делаю не так, раз вы так считаете... может, подскажете - что именно?
AprioriНадя, ушли от темы. Я смотрю, в мире появился Шелавин-Кихот. Все-таки есть резонанс. Какой ни есть. Я точно знаю, что под лежачий камень коньяк не побежит. А что он здесь не выступит?
Aprioriрезонанс?.. Я про Гордона. Как-никак, человек пошел за чистоту культуры. Ну, а Шелавин, как бы подхватил. Всё, Надя, у меня отбой. На часах уже 13 понедельник
Essence позвал меня сюда ответить на его мнение. Саму статью не комментирую, а по поводу мнения:
Негатив 1. графоманы, которые "Пишут себе стишки средней руки, восторгаются друг - другом и от такой жизни вполне счастливы".
- не негатив. Негатив, это если они пойдут водку квасить, потом сядут за руль и кого-нибудь задавят, или поссорятся и за ножи схватятся. А пока люди посвящают свободное время коллекционированию марок и показыванию друг другу своих коллекций, написанию стишков любого уровня и показывания их друг другу, игранию в тетрис и в Half Life - это не негатив.
Да, можно посожалеть о том, что они как-то не так тратят своё время. Но хочу процитировать Линн:
все друзья очень любят меня обвинять: "время тратишь бездарно ты день ото дня!". может, правы. но лучше скажите: а нужно это время кому-нибудь кроме меня?
Негатив 2. Графоманящие Критеги, которые "Взяв знамя «истинной поэзии», латы пофигизма и копья из крепких слов, они донкихотами набрасываются на образ врага. И мочат – их статьи и рецензии разоблачительны, их слово остро, а местами – и крепко, и бранятся они отборно".
Тоже в каком-то смысле не негатив - лучше уж так. Играют в ту же игру, только "за зергов". Как и первые, бывают паталогически серьёзны в своей игре, но без этой серьёзности они просто не получат максимального погружения, максимального "эффекта присутствия". Максимального ощущения того, что они "делают этот мир лучше".
Оба Негатива, как мы, само собой уразумели - негативные.
Не негативные, просто очень серьёзные.
Позитивы, очевидно, могут быть такие : Позитив 1. Аффтары-таланты, они же Гении. Они идеальны... Позитиф-2. Критег-Гений. Профессиональный Критик...
Для меня позитивы другие. В противовес перечисленных выше упёртым позитив - это сетевые авторы и комментаторы, относящиеся к сетературе вообще и своему творчеству в частности без натужной серьёзности, легко и с иронией. Пример таких авторов - Леонид Каганов.
Вопросы телезрителям: 1. Зачем Негатив-1 вешает свои творения? ...
"Зачем уходит жизнь моя?" (c)
И мимо темы: Базар. Мясной ряд...
Действительно, мимо. Можно представить и не мясной ряд, а, например, десятизарядный револьвер в руках у бойца, на которого бегут десять врагов. Второй и четвёртый дают осечку - порох отсырел, и боец громко кричит врагам - "Какой некачественный порох положили в патроны номер два и четыре!" Неуместное сравнение. И с мясным рядом сравнение неуместное. Потребительское. Литература существует и развивается не в терминах потребления, а в терминах предоставления возможностей. Возможности экспериментировать. Возможности учиться. Возможности ошибаться. Возможности удивлять.