Сегодня я решила написать обзор по прозе увлекательного и разностороннего автора этого сайта – Гриши 1974 (Сергей Грищенко). Впервые я заинтересовалась его творчеством, случайно наткнувшись на рассказ «Фонарь», после чего с жадностью поглощала все выходившие в свет новинки. Но и этого мне показалось мало. И тогда я решила заглянуть в мысли автора, изучить его прозу и понять, кто же такой Гриша. С удовольствием я читала одно произведение за другим, потеряв счёт времени. И вот к каким выводам я пришла. Всю прозу автора я условно разделила на следующие группы:
1. Лирика. 2. Юмористическая проза 3. Диалоги с поэтом. 4. Братья наши меньшие.
Почему, зачем и по какому принципу я сейчас объясню.
Группа I. Лирика.
Итак, Лирика. Эту группу я разделила ещё на несколько подгрупп: Пейзажи. Жизненная. Городские улочки. Пейзажи.
(«Увидеть море», «Озеро (турнир за Сумирэ)», «Комната»)Пейзажных зарисовок не так уж и много, но, пожалуй, начну с самой любимой… «Озеро» - жемчужина пейзажной ветки! Потрясающие описания, обороты, чувства. Автор так мастерски рисует место действия, что невольно возникает ощущение реальности, присутствия:
«А радуга не убежала, как бы потягиваясь, она, улыбаясь, щурится от блеска росы и что-то шепчет…. призывно, ласково, осторожно…. Так хочется ее коснуться, но боюсь спугнуть, вдруг исчезнет и вместе с отблесками своих цветов, в воздухе растворятся мои воспоминания о тебе…».
А рядом с водной гладью витает то, что люди называют чудом: «Когда он ушел, над озером промчался ветер, радуга осыпала водную гладь тысячей разноцветных искр, освобождая место, предчувствию обыкновенного чуда». И сразу хочется верить – чудеса есть, они рядом! Браво, Сергей! «Комната». Достаточно странно, что я занесла это произведение в эту ветку. Но это действительно так, ведь описывается не только то, что происходит в комнате, а, прежде всего её обстановка, которая настолько необычна и волшебна, что принять её за пейзаж кощунством не будет: «Свет лился из завитого и как бы выкручивающегося из центра комнаты светильника. Сияние шло по потолку и в тоже время оставалось в центре. Эта удивительная гармония настолько увлекла меня, что я чуть было, не налетел на изящный стеклянный столик, который странным образом успокоил и расслабил меня своей, такой нужной здесь, прозрачностью». В дальнейших произведениях тоже будет много пейзажных зарисовок, но почему они не оказались здесь, станет понятно чуточку позже…
Жизненная («Гонка», «Шепот времени», «Первая любовь», «Я не люблю целовать искусственные губы…», «Румба на облаках», «Визитка», «Пить, рисовать, убивать, забыть…», «Люди города N», «Вызов судьбы», «Знакомство в маленьком кафе», «Фиолетовые тени», «Самоубийство для Ирэн», «География мгновения», «Грабли и подушка», «А жаль», «Тарен», «Тихуана», «Всё как прежде», «Мультики», «Вальс в Будапеште», «Леди BMW.», «Беглецы», «Простите…», «Письмо шефу с пейзажем»)
Удивительно, как много вошло в эту ветку! В оправдание поясню: кругозор Гриши очень широк, и сложно понять, что именно вкладывал в те или иные слова автор. Пытаясь придти к компромиссу с собой и прочитанными произведениями, я озаглавила ветку именно «Жизненная», куда включила сразу несколько понятий. Это и случаи из жизни, и философские размышления, и просто рассказы о ком-то…быть может ком-то выдуманном…или же реальном – словом, всё, что может произойти в жизни писателя и о чём он может написать. Подробно рассмотрю лишь два произведения, которые являются, на мой взгляд, наиболее важными…
Я считаю, что они играют важную роль в творчестве автора, определяют его стиль и мастерство, и если вы ещё не читали их, то рекомендую это сделать как можно скорее – получите массу удовольствий. И «Шепот времени» и «Первая любовь» начинаются об упоминании некого Лжеца, который и является рассказчиком и героем («Первая любовь») одновременно. Почему Лжец? Потому что лжёт, ответите вы. Но не тут-то было, автор выдаёт закавыку, на которой лично я споткнулась: «Её мне рассказал мой друг, а он никогда не врет. За что и получил прозвище – Лжец». Вот и думайте, что это означает! События происходят в одном городе, а некоторые места перекликаются (магазин часовщика). Однако, не смотря на общий цикл, рассказы по содержанию различны. Легкомысленная, ветреная и мимолётная «Первая любовь» и серьёзный, впечатляющий, заставляющий задуматься «Шёпот времени». Достаточно сопоставить два отрывка и можно заметить разницу: «…эти глаза, сияющие непокорностью и особенным гордым блеском, на вас, и только на вас, смотрят с безграничной нежностью В таких глазах можно увидеть отражение вашего счастья, можно прочитать свою судьбу, а можно, просто смотреть в эти глаза и сгорать от любви.» («Первая любовь»)
«…ко времени следует относиться с уважением, время нужно ценить. Ведь, в сущности, все окружающее нас, целиком зависит от времени. Суета, спешка, устремления, наша жизнь и смерть, заключены в невидимые рамки секунд, минут и часов». («Шёпот времени») Удивительно, но даже эпиграфы противоположны! «.... еще одна обыкновенная история» («Первая любовь») «...так стенные часы, сердцебиенью вторя, остановившись по эту, продолжают идти по ту, сторону моря» («Шёпот времени») Интересно, что «обыкновенная история» не является такой уж обычной. Любовь сама по себе необыкновенна, а любовь Лжеца, который никогда не врёт, вообще незаурядна. Но автор упрямо пишет: «обыкновенная история», но уже в конце даёт понять читателю, что же необыкновенного есть в этом рассказе: «Счастье, это нечто удивительное. Если ты по настоящему счастлив, то ты счастлив во всем. Ты находишь этот мир удивительным, то, на что раньше ты не обращал внимание, само бросается в глаза и сердце бьется как-то особенно радостно». Эпиграф же «Шёпота времени» сразу настраивает на раздумья. Цена времени и потусторонность – вот основа рассказа. Однако автор явно играет с читателем! Ведь пишет, казалось бы, в таком серьёзном рассказе, совсем простые и элементарные истины! Дорожите временем, не растрачивайте его, потому что рано или поздно придётся пожалеть об этом, и только истинный часовщик знает цену времени. Но единую мысль в двух разных рассказах уловить несложно: те дни, что мы проживаем, даются нам не просто так, мы должны ценить их, радоваться каждому мгновению, видеть в мелочах те нотки счастья, которых нам порой не хватает, чтобы насладиться моментом.
В этой ветке я собрала то, чего так не хватает серым монотонным городам: живости, красок, вспышек, другого взгляда на привычные вещи. Первым по списку рассказом идёт «Венеция». Это единственное произведение из категории «Диалоги с поэтом», которое я решила перенести в «Городские улочки». Дело в том, что в «Венеции» Сергей обрисовал всё так, что, казалось бы, простые городские улочки, которые скучны и однообразны, стали не просто колоритными и насыщенными, но живыми, со своими чувствами и мыслями, со своей судьбой: «. Оформленные в уютном восточном стиле кафе, днем такие шумные от студентов и туристов, сейчас пустуют. Скучающий официант с белоснежным полотенцем на плече, курит и смотрит повтор футбольного матча местной команды. Петляя по лабиринту старых улочек и веселых разговорчивых сторожей, так не трудно утратить чувство реальности и незаметно прейти из города, в его слегка размытое отражение». Заметьте, как равноправны строки автора и строки И. Бродского:
«Среди застывших в черном камне сцен ревности мавра, вы снова чувствуете, как ваше сердце горько сжимается - ах, из-за простого платка, и вы уходите вниз по набережной в поисках кафе…» «Чем доверчивей мавр, тем чернее от слов бумага, и рука, дотянуться до горлышка коротка, прижимает к лицу кружева смятого в пальцах Яго каменного платка». Наверное, опиши Сергей своей лёгкой рукой какой-либо малоприметный городок России, он зацвел и запах бы, по своей красоте переплюнув саму Венецию… Не могу упустить и такие городские шедевры, как «Фонарь» и «Осень». Удивительно, как перекликаются эти два произведения. Здесь автор прибегает к потрясающему способу, который я мысленно окрестила «другим взглядом». После «другой взгляд» станет излюбленным приёмом этого автора (хотя почему станет? Уже стал!), повернёт для читателя образ повседневных событий в совершенно другое русло. И в «Фонаре» и в «Осени», Сергей раскрывает тайны подсознания неодушевлённых вещей: фонарного столба и фонтана. Признаться честно, я зачиталась этими мыслями. В двух монологах происходит оценка действительности: «Оля сегодня поздно вышла. Проспала видать. Хотя, она больше одного клиента за ночь, домой не водит. Смотреть на нее без слез не могу! Молоденькая совсем, лет девятнадцать – двадцать». («Фонарь») «Я видел страсть и нежность так близко, что порой сам влюблялся. Я не подглядывал, а открыто смотрел, я был частью их чувств, и моему восторгу не было предела». («Осень») Печально, но оба товарища стареют, угасают, их жизнь подходит к концу, они своё отслужили: «Но однажды, дождавшись, я вдруг понял, что я забыт, пуст и сух. Так приходит старость. Ты все еще способен смеяться, ты волнуешься при виде влюбленных, но они проходят мимо и ты уже не способен привлечь их своим журчанием и брызгами. Только несколько брошенных монеток, еще напоминают о когда-то присутствовавшей здесь жизни». («Осень»)
«Когда фонари светят тускло или начинают часто мигать, это значит, что к ним приходит старость. - Черт, только не это. Ну, давай же! Нет, бесполезно, уже и светить без посторонней помощи не могу. Здравствуй скучная старость. Вчера, как только потускнел, подумал, что приболел немного, но это видимо не болезнь, постарел я. Постарел».
Группа II. Юмористическая проза.
Юмористическую прозу я разделила на две подгруппы: И смех и грех, Детские войны.
И смех и грех. («Коньяк и звёзды на скорую руку», «Вторжение», «Blend-a-med», «Месть», «Аэропорт», «Аэропорт 2», «Шпаги свист…», «Матрица 1,2,3», «Свободные лётчики», «Белое солнце Албании 1,2», «Летающие огурцы», «Дневник албанской черепахи 1,2,3,4,5», «Дежурная аптека», «Муравьиные хроники 1,2», «Уроки албанского 1», «Дело чести», «В гостях у сказки»).
Чего-чего, а юмора в творчестве Гриши хватает! В подгруппу «И смех и грех» я внесла жизненный юмор. Очень много реальных случаев, есть и пародии…
Начну, пожалуй, с самого вкусного – «Дневник албанской черепахи 1,2,3,4,5» Помните, я говорила о «другом взгляде» Сегрея? Так вот, здесь этого взгляда хватает с лихвой! Но уже не лирическо-философского, а самого, что ни на есть позитивного! Не буду лукавить, читая «Дневники» я смеялась до слёз, а после пятой части у меня сильно болел живот. Не верите? Убедитесь сами! Албания – место, где автору пришлось работать продолжительное время. Не удивительно, что многие его рассказы (по большей части юмористические) связаны с городом Тиран (столицей Албании). Именно там и разворачиваются престранные события, описанные черепахой, которую окрестили Тартилой. Оцените начало:
«16 августа. «Шухер» Вчера, в бомбоубежище, где мы живем, вернулся взволнованный отец. Сначала, он принял четыре таблетки валидола, а потом сказал: - Хрен – редьки не слаще! Итальянцы уехали – приехали русские! Если я правильно понял, пока только один, но через пару дней прибудет второй. Будут лютовать! 20 августа. «Столкновение» Несколько дней наблюдала за русскими из укрытия. Язык их, мне понятен, но большую часть времени, они говорят на странном диалекте. Некоторые слова я смотрела в черепашьей энциклопедии, но слов – «мудлон» и «чмо», там нет. А сегодня, как говорит русский, я спалилась! Смотрела в энциклопедии – «спалилась», - ужас! Меня заметили, реакция была, по меньшей мере, странной, я чуть не умерла от страха. Русский остановился и, сделав глаза большими, сказал: - Фигасе! Тартила! …» Далее ещё веселее! Описание странного поведения русского народа (в лице Сергея), совсем не русского диалекта, а так же всем известной широты русской души, подкреплённые фразами типа «я любопытная черепаха», рассмотрены и оценены мудрой рептилией =). Частей пять. Удачны не все, скажу честно, но смешных моментов предостаточно.
Детские войны. («Ясли №1», «ДС №13 (как всё начиналось)», «ДС №666», «Букварь для нового поколения 1,2»(внимание! Нехорошие слова!), «Поликлиника 1,2») Юмор Сергея не знает границ! Теперь его внимание переключилось на детей. Хотите знать всю правду об этих, безобидных на первый взгляд, ангелах? Милости прошу!
С названием этой группы я долго гадать не стала и взяла авторское название цикла. Пожалуй, это самая неопознанная и необычная ветка, из всех вышеперечисленных. «Роттердамский дневник». Поразительно рисует автор своё видение стихов Бродского. Роттердам – крупнейший порт Нидерландов, любимый город Бродского, пострадавший во время второй мировой войны. Вот как описывает это поэт: Дождь в Роттердаме. Сумерки. Среда. Раскрывши зонт, я поднимаю ворот. Четыре дня они бомбили город, и города не стало. Города - не люди и не прячутся в подъезде во время ливня. Улицы, дома не сходят в этих случаях с ума и, падая, не призывают к мести. Здесь упор делается на покорность городов, их спокойствие, непоколебимость, они не люди, которые способны не только «сходить с ума» и «призывать к мести», но и делать те разрушительные вещи, из-за которых гибнут сами…с городами вместе. Но Сергей прорисовывает другой сюжет. Он описывает последствия бомбёжки, рассказывает о том, что осталось от города: «Был город, и не стало. Дойдя до той улицы, на которой еще четыре дня назад жил, я оглянулся, и увидел город. Город, которого теперь нет, потому что мир сошел с ума. Я чувствовал, как во мне поднимается дикая необузданная ярость…» , передает скорбь: «Один лишь дождь, ошеломленный увиденным, пытался рыданиями потушить разбушевавшееся адское пламя». Возможно, эта миниатюра смогла бы стать самостоятельным рассказом, но автор пишет последние слова, которые всё расставляет по местам: соединяет и сливает воедино всё написанное со стихом Бродского: «…но Роттердам - это тихий, мирный город и месть здесь не священна. Теперь я знаю, что прощать умеют только города».
Группа IV «Братья наши меньшие»
Ветку «Братья наши меньшие» я разделила на две подгруппы: Сказки с картинками Звери тоже люди Сказки с картинками («Пошли гулять по крышам», «Маленькая правда о крысах», «Альбом Черепашки»). Сказки потому, что действительно сказочно! Вы когда-нибудь видели говорящую крысу в тапочках? А курящую черепаху? Может вы видели танцующего кота? Что? Видели? О, значит, вы читали «Сказки с картинками»! Как и положено сказке, в произведениях есть много поучительных моментов, заставляющих задуматься над нашими действиями: «С бабушками нужно видеться как можно чаще. А вы, люди, сидите в четырех стенах, да еще и заборы строите. Отгородился от мира и радуешься?» («Альбом Черепашки»).«Если человек ворует у друзей, то он по вашему – «крыса»! Запомните – крысы, вообще не воруют, ни у себя, ни у людей! Ну, вот что такого я могу у вас украсть, а? Кусочек сыра, который упал и закатился в самый дальний угол вашего неубранного дома? Вы что, найдете его, подымите, вымоете и станете есть?». («Маленькая правда о крысах»).
«- Мы свободнее и смешнее. - А это важно? - Очень. Только важнее всего не просто быть смешным, а уметь смеяться над собой». («Пошли гулять по крышам»).
Ко всему прочему, всё это сопровождается замечательными картинками! Если вам кажется, что в этом нет ничего серьёзного, что всё это всего лишь развлекательная программа для детей, то вы правы, ведь позитив непременно присутствует. Но при желании можно увидеть нечто большее, чем просто картинки.
Людям свойственно не замечать то, что творится у них под носом, нечасто задумываться о проблемах своих собратьев и тем более не учитывать их мнения. «Жить на воле мне было бы страшно, особенно страшно оказаться в деревне, где, однажды заблудившись и не имея возможности быстро переползти через пыльную дорогу, я был бы раздавлен колесами грузовика, того, что развозит молоко или воду». («Черепаха»). Кто-нибудь из вас догадывался об этом? «Нет, ну не хамство? Набрали флаконов с едкой гадостью, и давай меня травить. А за что? Вроде жил себе мирно, а если и грызанул кого пару раз, так я ведь клоп, а не бабочка какая».(«Клоп») Бедняга клоп. Ему тоже приходится несладко с людьми. «Ну, вот я и подмел все, теперь чисто, глаз радуется. Пойду за забор мусор выброшу. Там за забором – зоопарк, правда, совсем другой, еще хуже, чем наш – людской. Вот там то грязи!» («Зоопарк»). А вот что думает муха о писателях: «Что ж бывает, хотя знаете, что я вам скажу, однажды я несколько лет прожила в большой британской библиотеке и, ознакомившись с огромным количеством работ самых разных авторов, я спросила себя – а зачем сейчас люди пишут, если в принципе, все уже давно написано до них?» («Муха»). Интересная точка зрения, с которой можно согласиться, а можно поспорить, что собственно и делает герой «Мухи». Видеть, а не смотреть. И видеть не только людей, не только меньших братьев, но то, что творим сами. Очень много нового можно узнать и открыть для себя; конечно, представление о мире не перевернётся, но от монотонности унесёт.
Кроме всего есть ещё одно, на мой взгляд, интересное произведение – «Пианист», которое не вошло не в одну из вышеперечисленных групп. И дело не в том, что это ни лирика, ни юмор и там не упоминаются животные, нет. На мой взгляд, эта повесть определяет творческую личность автора. Это повесть о талантливом музыканте, который свой дар получает ещё в детстве. Десять глав являются последовательными, но очень важными в жизни героя, меняет его быт, его судьбу. В первой главе это маленький пятилетний мальчишка, талант которого обнаруживается только под конец, а в последующих трёх главах раскрывается для читателя. «Он слышал музыку, музыку одной ноты, он еще совсем по-детски, невнятно, постигал размер этого звука, его длительность, тональность и что самое главное – разновидность». Но потом идёт повествование об уже повзрослевшем герое, его мировое признание, но не это волновало его. Две мечты не дают покоя пианисту: «Я бы очень хотел собрать свой собственный, универсальный оркестр, вернее даже не оркестр, а просто группу музыкантов, человек пять или шесть…А еще, я мечтаю о любви». Автор показывает, что герой является узником своей уникальности: его не понимают уже имеющиеся в его распоряжении музыканты, и он ничего больше не умеет, кроме как играть, даже любить, потому что любви не было. Но уже после их осуществлений (группу удаётся-таки набрать, а судьба дарит девушку его мечты), герой опустошён, угнетён, потому что любовь оказывается несчастной, возлюбленная бросает музыканта, он оторван от жизни, и это один из важных моментов. Ведь теперь пелена падает с глаз, вернее её срывают, жизнь замирает, останавливается, горе и безысходность заполняют мысли героя, а в душе поселяется боль, духовное и физическое состояние, идут на убыль. И даже после того, как ему удаётся справиться с чувствами, жизнь теряет интерес, ушли эмоции и краски. Но, начиная с переезда уже постаревшего героя в провинцию Лиссабона, автор рисует затишье, состояние анабиоза:
«Он боялся признаться, даже самому себе, что его жизнь, давно утратила смысл, что его душа искалечена, и реанимировать ее, теперь, почти невозможно. Он прошел, через очень глубокую и болезненную переоценку ценностей и музыка, уже не приносила ему прежнего удовлетворения, он мечтал сделать что-то действительно важное». Вот-вот, что-то должно случиться, говорят строки, и это происходит. Наткнувшись в детском доме маленькую девочку, родители которой умерил у неё на глазах, герой видит в ней что-то близкое, родное, видит ту же боль и пустоту, что живёт и в его душе: «Она не качалась, а просто неподвижно сидела. В глазах десятилетнего ребенка, он увидел такую бездну горя и боли, что все самые страшные переживания в его жизни, показались ему, просто легкой головной болью». Возможно девочка – это символ всех одиноких детей, боль которых во много раз сильнее взрослых. У пианиста появляется новая цель: найти подход к замкнутой малышке, обрадовать её, вернуть к жизни. Сам того не замечая, герой возрождается, забывает о прошлом, он охвачен азартом, впервые за несколько лет начинает по настоящему размышлять и думать. В конце ему удаётся написать историю, а к ней и музыку. Это и есть его победа, достижение цели: девочка, как и сам герой, приобретает интерес к жизни, блюз становится лекарством. Это последнее, что сочиняет музыкант, его последнее творение: «Посмотрев на Марию, Мартин увидел, что её глаза открыты. Девочка держала в руках ракушку, и, не отрываясь, смотрела не неё. Мартин видел, что Мария слушает, в её глазах, проносилось что-то такое, что пианист не успевал опознать». Но даже эта повесть неразрывно связана со стихами. С их помощью музыкант общается со скрипачкой Софией, через них передаёт настроения и душевные состояния. Кстати, о духовных аспектах. Они являются основой повести, им уделено наибольшее внимание автора, именно на духовном уровне читатель познаёт героев. Казалось бы, на этой оптимистичной ноте всё и заканчивается. Но в самом конце Сергей пишет: «…его «Грустный вальс», так никогда и не прозвучал». «Грустный вальс» - шедевр, написанный пианистом, после разлуки с любимой, есть напоминание, что боль прошлого никуда не ушла, она преследовала музыканта до его последних дней.
Творчество Сергея разнообразно и многолико. Это мир романтики и реальной жизни, необычных явлений и простых историй, юмористических моментов и лиричных размышлений. Автор правдив, он напоминает читателю о простых истинах и рисует мысли предметов, смотрит со стороны на причуды людей и разговаривает с поэтом. Читая Сергея, попадаешь в увлекательный мир, где есть о чём подумать, и есть над чем посмеяться.
ВОЖДЬ! Стоило столько прикалываться, чтобы получить такой шикарный обзор! Ох стоило! Варвар даже немного завидует:))) Шучу. Отличный обзор - замечательного автора и очень хорошего человека! Аскорбинка - ты умница!
Павел Феникс, сори ошибочка вышла! спасибо) щас исправим! Холодок, как солидно звучит "солидный обзор"!) Muirhead-Ъ как только ознакомлюсь с твоим творчеством, попробую чёт-нить наваять)))
Спокойствие, только спокойствие! Сейчас я Вас настигну - вот тогда-то мы и похохочем...
Аскорбинкаогромное спасибо, кошмар, я оказывается столько всего понаписал:)))) Если честно, то просто нет слов. Большое спасибо Всем за внимание к моему творчеству, я вас всех очень люблю. Сегодня улетаю домой, так что скоро увидимся:))) Аскорбинка еще 10000000раз спасибо,я очень-очень тронут.