|
|
|
|
vaffanculo! | 22-10-2008 12:36 №1 | Уснувший Группа: Passive | Публикация: Хазар Хазаров, «мелодия» "по вашим" Хазар, мы давно уже на "ты")
| vaffanculo! | 22-10-2008 12:35 №2 | Уснувший Группа: Passive | Публикация: Хазар Хазаров, «мелодия» "почему по вашим ощущениям текст называется "Мелодия"?
-потому что есть нисходящие и восходящие интонации(эмоциональные), как в любой мелодии - потому что как в мелодии (песне) есть рефрен, повторяющиеся образы (мальчик, женщина) - потому что паузы условны (как бывает затихание в композиции, мелодии) - потому что в тексте не мало муз. символики
"Какую роль играет эпиграф?"
предупреждение. образы мимолётны, как мелодия, которую помнил и не можешь вспомнить, но что-то ещё крутится в голове, ты пытаешься вспомнить, но фальшивишь-фальшивишь...
| vaffanculo! | 22-10-2008 12:20 №3 | Уснувший Группа: Passive | Публикация: Хазар Хазаров, «мелодия» О, Хазар! Как приятно черт побери, что автор с рецензентом так разбирает саму рецензию. С удовольствием отвечу на все твои вопросы, и выполню задание! /Не такая/ проза всегда вызывает много вопросов. Я хотела было провести психоанализ образов, и были даже мысли про группы, но боялась, что ты почувствуешь себя пациентом на кушетке психоаналитика, ибо это нечто вроде копания в чужом бессознательном. Но всё сделаю. Про разрывы связи образов я указала в рецензии, это два места, со стереотипными сравнениями - "манекены" и "опоздание".
Вернусь с рецензией номер два. Ты меня приятно удивил. Я привыкла слышать обычное "спасибо" и только.
| vaffanculo! | 16-10-2008 09:31 №5 | Уснувший Группа: Passive | Публикация: Apriori, «Маски» Про девушку Дениса я хотела сказать лишь одно, что раз она одна из нас, то не идеальна относительна масок, она сама их носит и меняет, а раз так, то можно было бы сказать на этот счет или показать как-то в сюжете. Ведь она получилась прям "мессией", избавительницей от масок, хотя по логике вещей - она помогает Денису уживаться в его масках, делает их наличие комфортным для них обоих.
Спасибо, что правильно поняла меня. И правильно поняла тон рецензии - нынче это редкость, практически дар)
| vaffanculo! | 15-10-2008 18:46 №6 | Уснувший Группа: Passive | Публикация: Хазар Хазаров, «мелодия» Хотя я и не являюсь любителем экспериментальной прозы, и кроме того даже считаю, что подобного жанра «экспериментальной прозы» в принципе не существует (о чем недавно спорила в одной из дискуссий здесь, на сайте), но в тексте рецензии всё же буду использовать этот зыбкий термин, для того чтоб установить понимание между автором и рецензентом. Все эксперименты существуют лишь в нашей голове, всё остальное, скорее относится к элементам новаторства. Автор определил это произведение в раздел «экспериментальной прозы». Если прочитать текст, то объяснение подобного отнесения заключается в следующих вещах: - текст написан без знаков препинания, заглавных букв; - здесь нет ни намека на классическую структуру (композицию) рассказа; - образные сравнения не имеют прямой логической связи.
Теперь более подробно о перечисленном.
Игнорирование знаков препинания и использование одних лишь строчных букв принято приписывать писателям-авангардистам, к коим принадлежит, например, Виктория Нарбикова, написавшая свой «Свет дневных и ночных звезд» с указанным принципом. Вероятно, это делается для того, чтобы высечь из текста «шаблоны», и дать читателю самому разобратьcя в предложениях типа «казнить нельзя помиловать». Почему-то мне кажется, что для большинства читателей это кажется неудобным. Поэзию не берем в расчет, говорим только о прозе, о её канонах. Дело в том, что любое произведение (будь то зарисовка, роман, повесть, эссе) – это своего рода экстралигвистическое общение автора с читателем, путем передачи пауз, интонационных всплесков, окончания мысли через принятые знаки препинания, если в стихотворении порой не нужна «точка», потому что мы уперлись в завершение мысли (образа) в рифму, то в прозе всё сложнее. Череду образов нужно обозначать, их границы, чтобы текст произведения не превращался в палитру для смешивания красок. Сегодня записи со строчных букв называют «форумное письмо», из-за распространенного его использования в интернете, но то и понятно – кнопку шифта иногда лень нажать… Не исключено, что такое письмо найдет ещё более широкое распространение в жизни вообще, но не в литературе. Очертания в тексте не перестанут быть важным звеном. Говорю я это к тому, Хазар, что здесь с подобным авангардом ты растерял в своей «мелодии» текста все интонации, не знаю, пробовал ли ты раньше такую манеру, не посмотрела, то первый подобный опыт у тебя не увенчался успехом. Образы слились. Об этом чуть позже.
Классическая композиция рассказа, как мы знаем, имеет зачин-почин-кульминацию-зе энд, говоря простым языком. Тут ты объединил два типа композиции «плетёную» и «окольцовку». Подозреваю, что ты этого не знаешь, но могу ошибаться. «Окольцовка» - авторское обрамление текста в начале и в конце. А именно ты возвращаешься из своего полета по символам в конце «мелодии» и начинаешь его в начале. «Плетёная» - русло повествования размывается в сеть ручейков, авторская мысль скачет, по времени, по героям и образам. Здесь даже не нужно тебе приводить примеры из текста. Кто-то назвал бы эту «мелодию» сюром, но тоже спорно. Сейчас все дыры непонимания жанра и стиля латают этим словом, от безысходности. Сюрреализм в литературе – это поиск новых форм, отказ от канонов путем преобразования языка, и!! самое главное! - создание новой образности, то есть нечто вроде гипнотического сеанса в произведении. У тебя тут этого нет, поэтому ты не подражаешь Блейку и Кольриджу, этим «детям романтизма», ты пробуешь сам создавать ноу-хау, не опираясь на уже, кстати, имеющуюся школу сюрреализма в литературе. Это безусловный плюс. Твоя смелость и попытки.
Образы. Или твоё ноу-хау.
Это только по началу русалки, эскалаторы и голубые рыцари в придачу с конквистадорами кажутся бредом, мне, немного знающей творчество известных авторов психоанализа тут вроде бы все ясно… Но опять же пропуская через моё восприятие.
Приступим. «Схватись за что-нибудь, зацепись за вещь». То же самое я посоветую любому читателю этой вещи, ибо если он не найдет здесь для себя ориентиров, он просто тупо потеряется. Всё что мы знаем об образах – это то, что они должны быть связаны между собой, будь то сюр, экспериментальная проза или инструкция к бытовой технике, иначе смысл любого произведения рушится. Нить, ниточка, цепочка, звено, как угодно, но одно должно хоть в какой-то мере прикасаться к другому, потому что сам по себе рассыпанный бисер – ещё не бусы. Другое дело, что можно мастерски увязать то, что ранее не соприкасалось никак. Так вот, твоя ниточка между некоторыми из образов этой «мелодии» частенько путалась в узелки и даже в паре мест порвалась окончательно, не выдержала.
Русалка. Из головы писателя. Русалка она, Хазар, не только «на ветвях сидит», русалки в русской мифологии – это души младенцев, умерших, утопленниц, удавленниц, то есть девиц самопроизвольно лишивших себя жизни. Если ты знал об этом, Хазар, то вот этот абзац разговора с женщиной, потерявшей всё – он талантливо увязан символикой: «а если ты знаешь, чего же ты не говоришь….»
Мальчик за столом. Прокручивание вспять сознания того самого писателя, который вспоминает себя маленьким. Начало начал в цепочке образов.
Эскалатор. По Миллеру (однофамилец Г. Миллера), символ эскалатора – стремительное движение вперед в жизни человека, та женщина уже далеко продвинулась, а мальчик всё растет, мальчик целится в таких женщин из лука. У Френка Херберта в «Ловце душ» есть такие образы: «ворон…мальчик…индеец…лук со стрелой». Всё повторяется в творчестве, Хазар, ну почти всё: «ворон летает над пустыней» «ты понимаешь, что ты индеец с острой стрелой» «мой мальчик подними свой лук»
Разрыв связи образов здесь: «манекеном без сердца». Ну, совсем простенько для такого текста. Кроме того, а что есть манекены с сердцем?
Дрожание гитары Вот здесь мелодия текста и образов окончательно сформировалась, но опять разрыв связи: «опоздание….такое чувство отставания». Слишком прямо и слишком ровно для такого текста, для такого абзаца, где только что девушка играла на валторне возле хижины. Ты сорвался на стереотип. Понимаешь о чем я?
И прежде чем подвести итог, я хотела бы рассказать тебе про контент-анализ. Метод, используемый в психологии, социологии, PR – техниках. Умение вставлять в любой текст любой образ. При виртуозном использование можно добиться того, что слыша текст реферата по энергоресурсам Западной Сибири можно увидеть видеоролик, красивый, цветной, завораживающий. Для этого нужно знать, в какие места текста вставлять определенные образы. Сегодня многие «экспериментаторы» в литературе им пользуются. Это очень интересно и захватывает. Я думаю это прием как раз для тебя. Попробуй.
Стилистика в экспериментальной прозе может быть только авторской. И точка… О знаках препинания мы уже поговорили. И что же осталось мне сказать… Починить в некоторых местах «разрывы» образного ряда, и будет в самый раз, для тех, кто любит ворошить символы, образы, рассказы без рассказчиков, истории с принципиальным столкновением сознания и подсознания, нестандартные связи в логике предложений, видео внутри текста, в общем всё то, о чем пишет Хазар Хазаров. Спасибо за мелодию, я её услышала, только вот это был preplay, но все впереди, правда?
опять настройки не работают, мда
| vaffanculo! | 13-10-2008 15:11 №7 | Уснувший Группа: Passive | Публикация: Apriori, «Маски» настройки рецензента прозы - тоже маски, не работают нифига((
| vaffanculo! | 13-10-2008 15:08 №8 | Уснувший Группа: Passive | Публикация: Apriori, «Маски» «Мы не ожидали, что среди круговорота масок, одна из них окажется подлинным лицом» В. Набоков
Маски, маски кругом. Маски возраста, маски пола, маски социальной роли, и даже маски литературных персонажей. Да и вся литература – маска. Герцен ещё в 1857 году написал: «Современная литература – это исповедь современного человека под прозрачной маской романа или воспоминаний». То есть искусство литературы – это маска, чтобы высказаться и выговориться, довольно интересно, не правда ли? А если задуматься ещё и над тем, что один литературный персонаж зачем-то надевает маску другого литературного персонажа другого автора, то и подавно запутаться можно в этом хаосе. У Сологуба ведь зачем-то в «Мелком бесе» Передонов примеряет маску лермонтовского Демона, у Чехова в «Дяде Ване» Войницкий ощущает себя главным героем «Грозы» Островского, все повторяется, с какой-то неведомой целью… (на эту тему стоит почитать Л. Гинзбург "О литературном герое") Маски писателей. Псевдонимы. Тоже игра. Попытка скрыть за псевдонимом личную жизнь. Козьма Прутков, Максим Горький, Анна Ахматова. А сегодня маска Акунина на Чхартишвили – это коммерческий пиар-проект. Зачем я это все говорю? А в этом произведении от идеи «человек-маска» настолько явной и очевидной, читатель просто не может убежать. Она в персонаже, она в названии, она в мыслях героях….Она везде. Плохо ли быть в маске? Не думаю. Каждый читатель этого произведения, тоже надел виртуальую маску «ника» - образа. Но при этом верит, что остался собой. Как и Денис в рассказе. Почему Денис носит маску? Ответ на мой взгляд уже в первом предложении. «Я шел по обычному маршруту «университет-дом». Маска сродни ролевой игре. Есть такой термин «ролевой мораторий» - по И. Кону- это интервал между детством и взрослостью, когда человек пытается найти свое место в обществе. Этот интервал – студенчество. Самоопределение в жизни. «Я шутил, смеялся, громко говорил, отвешивал комплименты его маме…» Маску человек выбирает под свой характер, это правда. Но в тоже время – маска пытается скрыть наши недостатки: «Мир заиграл красками, маска натянулась сама собой». И вот тут я скажу «стоп». Рассказ был бы глубок и самодостаточен, если бы кроме лежащей на поверхности темы, во второстепенных персонажах, как в кривом зеркале отразилась бы тоже что-то любопытное для изучения автором и читателем. Не было бы обычное, простого – линейного повествования о Дениске, который меняет маски, как диски в плеере. Чего здесь недостаточно. И из-за чего рассказ переносится в милую категорию « мысли для друзей», упав с полки «серьезной прозы». Ведь та, что спасает его от маски в финале, тоже одна из нас, носитель масок, она же не безупречный своей естественностью Шариков из «Собачьего сердца», она не Раскольников, который считал себя необычным человеком (а лишь обычные носятся с масками), она такая, как и все. По крайней мере в сюжете мы ничего примечательного о ней не нашли. Как и обо всех встречающихся нам персонажах. В конце концов, читатель мог бы подумать о том, престижно ли иметь маску, всегда ли необходимо иметь настоящее лицо, легкие маски (сталкинг, которые нужно искусно одевать, что ещё больше подчеркнет их иллюзорность), может ли маска «въедаться» и пр, если бы автор это смоделировал в сюжете. Это главный минус рассказа - скупость взятой идеи. А вообще лично я считаю, что человек бесконечен, бесконечен в масках и развитии своем, для которого они нужны. «Пустота. Маски нет» хм, а ведь даже здесь можно было сыграть в «маску пустоты», она тоже имеет место быть. Итого: если углубить идейно и сюжетно рассказ, он состоится. Это лишь моё имхо. Моя маска рецензента В любом случае, спасибо, Тигра, читать было интересно. А по стилистике претензий нет. Я их не нашла.
«И в радости праздной и в горькой беде, Пусть каждый из вас будет верен себе. Носите маски, носите маски, Лишь только под маской Ты можешь остаться собой» (из песни гр. «Машины времени»)
| vaffanculo! | 12-10-2008 23:23 №9 | Уснувший Группа: Passive | Публикация: shelavin, «the Unordinary World - глава первая» Заявка принята уже. Рецензент Кайлин.
| vaffanculo! | 09-10-2008 10:00 №10 | Уснувший Группа: Passive | Публикация: Shelokov, «Лиса в поле» рецензия
«Когда встречаются два «я» То это праздник Бытия Когда встречаются два «эго» То это ночь средь бела дня» (с)
Поделюсь своими мыслями о сюжете, образах героев, которые по восприятию могут значительно отличаться от авторских.
Итак – Одиночество. Проблема из проблем. В жизни, науке и литературе. И хотя Ницше говорил в одном из своих сочинений о том, что каждый из нас приговорен к метафизическому одиночеству, я, пожалуй, не соглашусь. Нельзя по образу его Отшельника Заратустры делать такие поспешные выводы. На мой взгляд, наоборот, все мы стремимся в той или иной мере к духовному общению, привязанности, дружбе, и если уж в этом стремлении постигает неудача, тогда одиночество обнаруживает себя, как явление безысходности. Одиночество - не социальная болезнь, как и не причуда вовсе, хотя именно так говорит Дэвид Рисмен в «Одинокой толпе», одиночество вполне себе коварная и вероломная сила, которая движет нами, а в прочитанном рассказе она (сила) движет практически всеми персонажами («идея-целостность» unit-idea по А. Лавджою), но по-своему. Поэтому я так подробно и останавливаюсь на этой проблеме.
Ощущает ли Алексей своё одиночество? Вопрос можно и по-другому поставить, ощущает ли одиночество вообще любой человек? Да. Но ощущение это не психологического характера, вроде внутреннего смятения, переживания, одиночество «ощущается» определенными фактами и событиями. Вот у Сартра есть отличный пример ощущения страха по факту. «Человек не склонен замечать свой антисемитизм или свою трусость, пока не увидит свое чувство страха струящимся по ноге теплым желтым струйкам» («Стена») или «Мы плачем не потому что мы печальны, но мы печальны потому, что мы плачем» (У. Джеймс) Алексей ощутил своё одиночество в тишине, в ночи, в странной идее о какой-то заблудшей лисе в лесу, ощутил в отчужденном друге, в ворчливой матери…. Я это называю «облегченным» случаем одиночества, когда ты ещё не заблудшая душа, но уже заброшенный окружением. Тяжелые случаи, как правило, выражаются в экстремальной изоляции от людей, которая рано или поздно, приведет к безумству (сугубо личное мнение) Тяжелые одинокие случаи часто используются в образах персонажей романов – «Робинзон Крузо» Д. Дефо, «Степной волк» Г. Гессе, «Портрет художника в юности» Д. Джойса, «Чума» Камю, «Над пропастью во ржи» Д. Сэлинджер и пр. Одиночество – вполне излечимый дефект сознания, главное, правильной дорогой от него убегать. Алесей пытался найти уединение, месяц жить вне дома, придумал легенду, но запутался внутри себя и стал ещё более страдающим, ещё более одиноким. Герой ошибся.
Друг Валерка. Ещё один одинокий персонаж, хотя и знаем мы о нем мало, но достаточно для того, чтобы охарактеризовать соответствующим образом. «Остался только друг Валерка, да и тот, последние годы все реже выходил за калитку, забыл про лес и тихо выпивал в своем доме на окраине деревни»… «Так и просидишь и сопьешься тут в одиночку» - реплика меткая, отражающая проблему русской глубинки, деревень с застойной жизнью, с тиной событий. Вообще, кто-то из известных писателей высказывался о том, что мол русский алкоголизм рождается исторически из одиночества в глухих деревнях, русский мужик, неспособный найти себе достойного применения в жизни (кроме рыбалки и рубки дров), отчаянно болеет «одиночеством» в обнимку с бутылкой, это городским проще, у них жизнь бурлит…Валерка практически точно вписывается в эту мысль. Что меня поразило в этой связи, то, что автор, зная или нет, показал проблему «мужского» одиночества, основываясь на греческой философии. Объясню сейчас подробно. Есть достаточно исторических документов, где видно, что в сознании древних греков преобладал страх перед одиночеством («Эдип-царь», как пример), и греки, чтоб избежать эту «страшную» психологическую проблему, искали избавления в благах мужской дружбы (прошу тут не понимать ничего превратно), обычной мужской дружбе. Согласно Платону условием продвижения к истине, добру и красоте является прежде всего путь к дружбе. Философы искали вообще избавления от всего в дружбе. А от одиночества, тем более. Или вот у Сократа: «Не ссорьте меня с Фрасимахом, мы только что стали друзьями, да и раньше не были врагами». Мужская дружба – лекарство от одиночества. Алексей и Валерка- персонажи-примеры, говорящие нам о том, что со времен древних греков ничего в нашей жизни не изменилось…
Миша. «Дядя Леня, посиди, - Миша сел рядом и обхватил его руку, - посиди, мать скоро вернется, ты посмотришь, она не такая, она красивая». Помните Холдена Колфилда из сэлинджеровского «Над пропастью во ржи», образ которого был некой «ловушкой» во ржи, чтоб предостеречь одиноких детей от самоуничтожения? Миша не просто заброшен в своей жизни, выросший без отца и цепляющийся за свою мать, плохую или хорошую, но его мать, Миша ещё будучи ребенком, уже сводит их существование с матерью к оправдыванию, и с именно этого начинает знакомство в незнакомым мужчиной. «И только деньги берет. У них много, и они сволочи все» Наглядно? Я думаю вполне.
Мать Миши. Здесь я уже хотела сказать не только об одиночестве героини, но и о символизме в произведении, который нашла в связи образа «бегущей в никуда лисы» с образом матери Миши. Интересно, что в китайской мифологии «лиса» - это образ коварной женщины, которая вступает в отношения с мужчинами, чтобы обольстить их, заморочить им голову, и добиться определенной цели. «Мать мужиков усыпляет, у неё лекарство есть такое, она же медсестрой была». Совпадение или? Лиса все в той же мифологии существо, обладающее волшебными качествами, и супружеские отношения с мужчиной являются конечной её целью, поскольку в отношениях с мужчиной она получает от него жизненную энергию, необходимую для совершенствования своих волшебных возможностей. Ещё одна прямая связь с рассказом. Я вообще хотела сказать ещё в самом начале рецензии, что ни один литературный образ не рождается просто так. Всё уже было в разных ипостасях, культурах и пр. Но вернемся к лисе. Удивлю ещё кое чем. Может быть, даже самого автора : ) Лису называют оборотнем, в плане «значимости» в символах, она может быть как вестницей беды, несущей на хвосте вести о несчастьях, так и образом добра, предвестника судьбы. То есть её образ противоречив. Убитая лиса в рассказе, это судьба, пойманная в капкан, а именно то, что она ( лиса) привела его к дому женщины, матери Миши. В рассказе даже получается некая двоякость, лиса- звено между двумя героями, знак их истории, и Лиса – прообраз самой женщины, одинокой, мечущейся в темном лису (жизни).
Рассказ очень качественно сделан, именно сделан. Связь всех звеньев здесь прямая, интересная, грамотная, здесь хочется разбираться, думать, размышлять, что позволяет, кстати, финал, а ещё хочется поблагодарить автора за отличное раскрытие темы «судьба» и «одиночество». Здорово и спасибо, Дима. Дальнейших успехов!
администрации: настройки рецензента прозы лично у меня не работают, переразмещать мне некогда
| vaffanculo! | 06-10-2008 22:51 №11 | Уснувший Группа: Passive | Публикация: СкарлеТ, «Зависимость» вот, ещё одно уговаривание себя, закатами, телефонными трубками и всеми этими "целую, малыш"...тут даже двусмысленности нет, увы..
| vaffanculo! | 06-10-2008 22:15 №12 | Уснувший Группа: Passive | Публикация: Лилия, «Реклама» о, да)
| vaffanculo! | 06-10-2008 22:11 №13 | Уснувший Группа: Passive | Публикация: Menestrel, «Пижонство» эх, жаль, что вот эта "грохочущая" мысль всего одна тут...
| vaffanculo! | 06-10-2008 22:08 №14 | Уснувший Группа: Passive | Публикация: VALeska, «голубиная песнь» "Слов написанных букет отшелестел и сгинул."
о стихотворении
| vaffanculo! | 06-10-2008 22:05 №15 | Уснувший Группа: Passive | Публикация: himera1024, «недописанная lieder» недописанная песня? так тогда Lied, а у вас получается "недописанная композитор", с таким окончанием.
может, я чего не понимаю? и вообще можно было тут по-русски сказать?
| vaffanculo! | 06-10-2008 21:40 №16 | Уснувший Группа: Passive | Публикация: Buzya, «Шестой день» автор, знаете, что проще всего "нарисовать" в тексте? то, что ты хочешь для себя самого. и обычно, когда приступаешь, не сдерживаешь себя, нырок в сироп. это полезно, но в стол больше.
| vaffanculo! | 06-10-2008 21:36 №17 | Уснувший Группа: Passive | Публикация: spinmozg, «Дневной сон» у меня такая странная ассоциация возникла - социальный ролик на тему "вместе мы не одиноки", потому что есть ощущение пустоты, внутренней, у того, кто видит эти быстро пропадающие картинки. оценить сложно.
| vaffanculo! | 06-10-2008 17:41 №18 | Уснувший Группа: Passive | Публикация: hah_hu_nah, «Корабельные сосны» мне ваши стихи очень нравятся, прежде всего тем, что они аккуратно задают ассоциативный ряд, плывешь в нем, думая, что он твой, а в конце вместе с точкой, понимаешь, что то было чужое, просто похожее на твоё. как говорят французы, автор с "rep?re"... или автор, который дает ориентиры в образах. иногда приятно, что образы вторичны, в том смысле слова, что их кто-то видит также, и я не (упаси господи) о штампах. а о чем-то внутреннем.
| vaffanculo! | 05-10-2008 22:20 №19 | Уснувший Группа: Passive | Публикация: Нестеров Андрей Ник., «Последнее Рождество» а фото, оно имеет отношение к рассказу? (извиняюсь за любопытство)
| vaffanculo! | 05-10-2008 22:08 №20 | Уснувший Группа: Passive | Публикация: VladT, «Я любила тебя» как-то слишком банально. не пишите больше от имени немолодых девушек, пусть они живут в иллюзиях, что умнее))
|
|
|
|