|
|
|
|
Минус  
/ Пролитые чернила
|
Надо мною навис «русский рок» |
---|
"Рок-н-ролл - это не работа! Рок-н-ролл - это прикол!"
Константин Кинчев
|
Русская культура в силу своей самобытности и извечной обращенности к человеку в человеке всегда занимала особое место на экспозиции интеллектуальных достижений мировой цивилизации. Сколько бы копий не сломали русофилы и западники на ристалище философских споров о том, «кто матери истории более ценен» - факт остается фактом – находясь на стыке Востока и Запада, являясь перекрестком оживлен-ных магистралей, Россия впитала в себя и мистическую прозорливость Азии, и гуманистические идеи про-свещенной Европы, которые в сочетании с природной искренностью и широтой русской натуры, выкри-сталлизовались и явили на свет образец совершенно иного восприятия жизни. Это особое мироощущение и в прекрасных полотнах русских живописцев, и в светлых образах поэтических произведений, и в чарующей гармонии звуков, созданной отечественными композиторами. Но не стоит думать, что наши культурные ценности являются лишь достоянием музеев, библиотек и филармоний – современность дала нам новые способы выражения своего «Я», используя ту подачу, при которой творческая мысль способна задеть за жи-вое если не всех, то многих живущих в этом урбанистическом мире людей. С этим общедоступным искусст-вом мы встречаемся постоянно – сидя у экрана телевизора, открывая какое-либо периодическое издание, включая радиоприемник или музыкальный центр. Одним из наиболее ярких направлений этих современных веяний культуры – является так называемый «русский рок». Есть что-то в этом названии, что роднит его с расписными матрешками, выставленными на прилавках для того, чтобы дать возможность заезжим ино-странцам вдоволь хлебнуть российской экзотики. Представляется этакий лубок, стилизованный под бесша-башную романтику рок-бытия. Но не мужички с балалайками, не пляшущие медведи скрываются за этим отечественным брендом, а сотни и тысячи судеб, сплетенных в одну. Этим небольшим вступление я как бы предварил разговор о том, чем же явился «русский рок» для на-шей культуры – погоней за модными веяниями Запада и попытка сорвать в саду, огороженном высоким идеологическим забором, заветный запретный плод, или все-таки новая форма нашего самосознания, про-росшая в удобренной прахом великих мужей почве и избравшая, как изобразительное средство, честную, бескомпромиссную и богатую на цвета и оттенки рок-музыку. Явление, которое принято называть «русским роком», если провести аналогии с минувшими столетиями в истории нашего Отечества, ни что иное, как результат преемственности поколений мыслителей и творцов, чей мятежный дух всегда искал путь к свету на этой земле, переполненной до краев потрясениями, челове-ческими страданиями и беспросветной тоской по воле. Мне иногда приходит в голову мысль о том, каким бы мы знали Сергея Есенина, живи он в этой стране где-нибудь на рубеже 70-х – 80-х годов прошлого века. Мне кажется все тем же хулиганом и романтиком, только волосы были бы чуть длиннее, а вместо гармошки в руках наверняка была бы гитара. И рождались бы те же стихи о любви, о поиске себя в этом безумном ми-ре и конечно о России. И также бы стучали в дверь в сумраке ночи серые призраки, и также бы скрипело перо дознавателя в душном и мрачном подвале.… Только смертей, возможно, было бы меньше. К тому времени социализм с «человеческим лицом» научился бороться с сорняками на своих геометрически пра-вильных грядках, не прибегая к железу, а более изощренными методами.… А если заглянуть дальше? Как вам рокер-Пушкин, с курчавой головой (а-ля молодой Макаревич), под задорный рок-н-ролл декламирую-щий со сцены свои нетленные произведения? И опять все та же безжалостная рука государственного цензо-ра, ставящая приговор очередному вольнодумному творению легким и одновременно грозным, как взмах орлиного крыла, росчерком.… И друзья-декабристы, сменившие майки с надписью «T.Rex» и «Led Zeppelin» на тюремные робы, под рев бензопилы на лесоповале (где-нибудь под Магаданом), вспоминаю-щие неистовство зала, захваченного в плен мощным гитарным соло… Часто слышу фразу типа: «Рок не может быть русским, немецким, английским и т.д. Рок не имеет нацио-нальной принадлежности и является исчерпывающим термином ». Логически мысль кажется правильной, если конечно подходить к изучению данного явления с точки зрения музыкального стиля. А если рассмат-ривать его как более широкое понятие? Рок-движение в Советском Союзе собрало под свои знамена не только непосредственно музыкантов, но и поэтов, художников, писателей, кинорежиссеров и просто талант-ливых людей. Все принципиально новое в искусстве того времени, так или иначе, обретало жизнь в этой среде, чтобы стать достоянием ценителей прекрасного. Нынешнее поколение отечественных рок-музыкантов зачастую ставит во главу угла иные ценности, де-лая крен в сторону массовой культуры, являющееся уже не столько искусством, сколько видом бизнеса. Подход к рок-музыке как к некоему продукту в свою очередь порождает потребительское отношение к ней, так свойственное посетителям магазинов, подчас оглашающим торговый зал истошными воплями – «не тот цвет», «не соответствие ГОСТу», «плохая упаковка» и т.д. Но настоящее искусство гораздо шире канонов стандартизации и маркетинга. Ему не грозит визит строгого представителя товарной инспекции, с целью уличить в том, что баллады подпольного менестреля не имеют лицензии на право называться роком, а каче-ство гитарных партий не соответствует образцам, установленным неким компетентным в этом вопросе ор-ганом. Конечно «русский рок» - понятие «совковое», задача которого заключалась в том, чтобы дать хоть ка-кое-то определение тому, чего в существующей действительности не должно было быть и в помине. Так или иначе, термин получил свое хождение и при его упоминании в голове тут же возникают определенные обра-зы, мелодии и строки. Представители поэтической богемы, агрессивно настроенной ко всему ей чужеродному, наверняка не преминут случаем, чтобы бросить свое презрительное «Фи!» в адрес вышесказанного. Тихая война снобов от литературы с непричесанной рок-н-рольной братией за право называться новой культурной волной длит-ся с момента становления «русского рока». Даже бесспорный талант Александра Башлачева, как одного из самых искренних и самобытных поэтов современности, не мог до недавнего времени занять полагающее место в пантеоне славы российской словесности. Что ж, господа, я не устану преломлять с Вами копья на ристалище диспутов и споров (ведь именно здесь рождается истина), доказывая состоятельность «русского рока», как целого пласта отечественной культуры, давшей нам немало достойных певцов своего времени. Строки рок-поэтов рожденные десятилетия назад до сих пор способны будоражить умы подрастающего поколения и согревать души зрелых слушателей. Эти песни до сих пор можно услышать в подворотне под нехитрый аккомпанемент шестиструнной гитары. На холодных стенах мегаполисов и райцентров еще появляются надписи «В.Цой жив!», а в букинистических лавах охотно раскупаются книги с текстами хитов, считавшихся ранее подпольными. Жаль только, что ны-нешний рок-н-ролл все меньше и меньше походит на форму искусства и все чаще несет на себе отпечатки эпохи гламура и всеобщей безвкусицы. А может, все перешло от количества к качеству? Существует целая плеяда современных отечественных рок-коллективов сохранивших в своем творчестве черты былых масте-ров слова. В первую очередь хочется упомянуть такие команды как «Сплин», «Пилот», «Зимовье Зверей», «Собаки Качалова»… Даже группа «Tequilajazzz» не смотря на свое альтернативное звучание (которое, впрочем, отличается особым мелодизмом) вольно или невольно следует песенным традициям «русского рока». История продолжается…Но… Щелкая каналами телевизора, я уже давно не надеюсь увидеть на экране настоящей музыки и ее геро-ев… В очередной раз прервав доклад диктора программы новостей о неуклонном росте доходов беднейших слоев населения и об укреплении вертикали власти, я ставлю в проигрыватель диск и погружаюсь в иной мир – мир поэзии и рок-н-ролла… Похоже надо мною окончательно и бесповоротно навис «русский рок»… | Нижний Новгород |
© Минус |
Объём: 0.203 а.л.
Опубликовано: 29 09 2008
Рейтинг: 10.03
Просмотров: 1645
Голосов: 1
Раздел: Не определён
|
«Осколок циферблата»
|
Цикл:
Пролитые чернила
|
«КИНОхроника»
|
Клубная оценка: Нет оценки
Доминанта: Библиотека (Пространство для публикации произведений любого уровня, не предназначаемых автором для формального критического разбора.)
|
пролетарий-над-корпусом-психушки | 30-09-2008 13:50 №1 | Автор Группа: Passive | Даже бесспорный талант Александра Башлачева, как одного из самых искренних и самобытных поэтов современности, не мог до недавнего времени занять полагающее место в пантеоне славы российской словесности. Ну почему же, недавно открыл в магазине учебник лит-ры за 11 класс и увидел там тему "Поэзия конца 20 века". В этой теме упоминался и Цой, и Летов, и Веня Дыркин и Науменко и Саш-Баш...Так что тенденция положительная есть. Рок не может быть русским, немецким, английским и т.д. Рок не имеет нацио-нальной принадлежности и является исчерпывающим термином а вотя с этим согласен на все сто. Меня, если честно воротит от слова "русский рок". Иногда около группы КИНО пишут стиль-Русский Рок...Какой к черту русский рок это?Это если и "русский", то пост-панк. И вообще, зачем подчеркивать? Да,я понимаю, есть своя специфика у русской неформальной музыки, есть оригинальные черты...Но у многих юсовских или английских группы тоже они есть...Но ведь не называют англичане Битлов "британским роком"...Да и американцы не спешат навешивать такие ярлыки. Агата кристи - русский рок?ха-ха-ха,тьфу...Автоматические Удовлетворители - русский рок? пять раз хахаха... есть определенные стили музыки и они международны. У звучания КИНО нет ничего особо "русского" кроме языка на котором поется. Русским роком можно назвать лишь реально рок-фольклорные группы. Текст прочитал с интересом. заноза в голове | Минус | 30-09-2008 14:58 №2 | Автор Группа: Passive | Так я про Башлачева и говорю, что до недавнего времени :) Русский Рок - это скорее определение эпохи в истории нашей культуры (как скажем Серебряный Век), так как это был не просто стиль музыки, а движение.
| Мишель | 03-10-2008 18:25 №3 | Победитель конкурса к Дню Победы Группа: Passive | Хорошее эссе( я так понимаю, это эссе). Давненько уже не читала ничего на эту тему. Очень хорошо написано. спасибо.
Философ, прости, но Цой не играл пост- панк.
Литература- не прокуратура. Писать надо о том, от чего не спится по ночам.... | пролетарий-над-корпусом-психушки | 03-10-2008 18:50 №4 | Автор Группа: Passive | Мишель))))
Виктор Цой играл ТИПИЧНЕЙШИЙ пост-панк. Если не лень, послушайте The Сure ранние альбомы, а потом Кино...И у Вы поймете,что
1)КИНО - пост-панк 2) КИНО брало пример с The Cure 3)Цой даже в имидже пример брал с Робби Смита
Хотя какая разница, какой стиль? Да и границы у пост-панка размыты - к пост-панку относят, как КИНО, так и СТРАННЫЕ ИГРЫ(вот что странно!), Агату кристи и Bauhaus,Depeche Mode(с чем я не согласен)и b-52's
то есть спектр разнообразен
КИНО - пост-панк))) это РУССКИЙ пост-панк в музыкальном отношении не самый оригинальный(тем не менее КИНО - обожаю)
заноза в голове | пролетарий-над-корпусом-психушки | 03-10-2008 18:54 №5 | Автор Группа: Passive | Философ, прости, но Цой не играл пост- панк. меня в еще на тусах говнонефов так достали эти муз-дилетанты, относящие КИНо к "русскому року", приравнивая КИНО к СПЛИНу или БИ-2, которых тоже называют "русским роком"
Согласен с Минусом.в том,что РР - не стиль, а ДВИЖЕНИе. Движение? может быть...но никак НЕ стиль...тьфу. заноза в голове | captain | 03-10-2008 19:18 №6 | Автор Группа: Passive | http://fr.youtube.com/watch?v=QVc29bYIvCM&feature=related
Ян Кертис ишо повлиял.:) А о русском роке превосходно написал и исчерпывающе: Великое рок-н-ролльное надувательство - 2, Илья Кормильцев http://www.radio-om.com/om/2007/08/25/print:page,1,velikoe_roknrollnoe_naduvatelstvo__2.html
Сойдя вниз к капитану, так как мне нужно было с ним поговорить, я имел несчастье застать его как раз в ту минуту, когда он торопливо откупоривал бутылку. | пролетарий-над-корпусом-психушки | 03-10-2008 19:29 №7 | Автор Группа: Passive | Ян Кертис ишо повлиял.:) Куда уж без Кертиса в наше время:) Ян уже в гробу ворочается...что про него только не пишут)))что только не говорят. С нашего ЛК кто-то даже написал стих "Дайте Кертису петь". Кертис просто скрежетал зубами в гробу. заноза в голове | captain | 03-10-2008 19:36 №8 | Автор Группа: Passive | Не знаю. Я вот слушаю Контрол, это чистое Кино, только намного талантливее:)Совершенно выносящий ритм. Я с поэтовой точки зрения... А што, не повлиял? Тогда извините, что вклинился:)
Сойдя вниз к капитану, так как мне нужно было с ним поговорить, я имел несчастье застать его как раз в ту минуту, когда он торопливо откупоривал бутылку. | пролетарий-над-корпусом-психушки | 03-10-2008 19:38 №9 | Автор Группа: Passive | Control? Не слышал...Это Новая Волна? 80е?
заноза в голове | пролетарий-над-корпусом-психушки | 03-10-2008 19:43 №10 | Автор Группа: Passive | Повлиял, повлиял Кертис...На Цоя только ленивый не влиял...То старый биг-бит, то Крафтверк, то Игги Поп...Парень наслушался Новой Волны, подстригся, оделся в черное, сочинил гениальные тексты, примитивную, НО очень своевременную, вошедшую в струю, музыку...И стал иконой как дворовых пацанчиков, так и волосатых подворотных говнопанков, так и очкастых кибер-интелей...
заноза в голове | captain | 03-10-2008 19:43 №11 | Автор Группа: Passive | Shes Lost Control, Джой дивижн, Ян Кертис. Вроде, самый известный у него хит. Ссылку я дал выше.
Сойдя вниз к капитану, так как мне нужно было с ним поговорить, я имел несчастье застать его как раз в ту минуту, когда он торопливо откупоривал бутылку. | пролетарий-над-корпусом-психушки | 03-10-2008 19:51 №12 | Автор Группа: Passive | Ааа...это ж альбом Джоев...А то я полез искать группу Контрол в инете((((
заноза в голове | captain | 03-10-2008 19:53 №13 | Автор Группа: Passive | Философ. А Вас ведь тогда или не было или Вы грудным были младенцем.:) А я уже был. И повлияла не музыка, а - тексты. Музыка тоже, конечно. Но тексты прежде всего. И Вам, выросшему в обстановке вседозволенности,музыкального телевидения, радио ФМ, и прочая и прочая.. не понять Вам НИКОГДА, что делала эта музыка и эти песни с людьми, у которых ничего этого не было. В ТВ - Кобзер и утренняя почта, в радиво - маньячный Маяк, ну, правда были кассетники и пластинки (у меня Цой был первый на бобиннике, знаете такого зверя?:). Но это же были русские песни, на русском языке! Это - выносило башню напрочь. Вам, ну ни за что так сейчас не вынесет, поверьте.:)) Хоть бы Вы все для себя по полочкам разложили. Вы почитайте статью Кормильцева, может что поймете. Больно Вы самоуверены. А как на стенах писали Я ХОЧУ БЫТЬ С ТОБОЙ. И как это трогало до слез.Но это уже НАУ.Волшебство.
Сообщение правил captain, 03-10-2008 19:59 Сойдя вниз к капитану, так как мне нужно было с ним поговорить, я имел несчастье застать его как раз в ту минуту, когда он торопливо откупоривал бутылку. | пролетарий-над-корпусом-психушки | 03-10-2008 19:57 №14 | Автор Группа: Passive | Козел, вот уж не нужно тут разыгрывать из себя старого рокера))) И Вам, выросшему в обстановке вседозволенности,музыкального телевидения, радио ФМ, и прочая и прочая.. не понять Вам НИКОГДА, что делала эта музыка и эти песни с людьми, у которых ничего этого не было. я то как раз понимаю...помню лет в 14 просто не мог без КИНО...Цой был со мной всегда. не поверишь,у меня текли слезы от некоторых его песен. "Мы родились в тесных квартирах новых районов...", эта песня в контексте пейзажа - срывала голову. я не самоуверен, просто я - меломан))) заноза в голове | captain | 03-10-2008 20:01 №15 | Автор Группа: Passive | Да,блин!:) У меня такое чувство, что старые рокеры появились позже. Тогда торчали - все. Я понимаю, что Вам кино нр. Но тогда это было сов. неожиданно. Ну, знаете, как если бы сейчас Путин преотлично запел что-неть из Элвиса, а все правительство, танцуя, стало бы раздавать народу деньги.:)
Сойдя вниз к капитану, так как мне нужно было с ним поговорить, я имел несчастье застать его как раз в ту минуту, когда он торопливо откупоривал бутылку. | Silver Fox | 03-10-2008 20:12 №16 | Автор Группа: Passive | Это... Филозов, ты лучше не возникай, Козел все прально сказал. Кста, миньон (знаешь такое слово) Алисы "Я - меломан", "Мы вместе" и еще что-то третье было сразу же после покупки какой-то мужик в автобусе хотел у меня перекупить за червонец при номинале... забыл, блин... вроде рупь двадцать (а червонец - это 16 пачек сигарет Герцеговина и еще на пачку Явы останется). Но как Кинчева-то продавать? Это уж попозже квинов и Маккартни можно было купить на Калининском по три пятьдесят, поехать на Ленинский и сдать рублей по восемь... Такие вот дела, Филозов... Зато ты сейчас можешь и это и много другое, причем легко и практически бесплатно... Это тебе не коммутация радиолы с кассетником, чтобы записать Би-Би-Си или Голос Америки
"Люди получают не то, что заслужили, а просто что попало" | nessi | 03-10-2008 20:29 №17 | Автор Группа: Passive | Мы все росли на одних букварях, господа, потому, никому ничего объяснять и не надо... (как там ссылки на цитаты здесь ставят?) (Макаревич)
Об этом надо поговорить с Мумитроллем | captain | 03-10-2008 20:29 №18 | Автор Группа: Passive | Представляете, я ошалел, узнав, что есть такое радиво - ФМ диапазона. Европа плюс была наиочаравательнейшей станцией эфира. Какие там были симпатяги ди джеи! Как-то им верилось, вероятно, что они делают большое дело омузыкаливания обобранной и в этом плане - мелодийном, страны. страны где везде завывали на два голоса Пугачева и Леонтьев, и только на дачах лилось бесконечное уестудей.
В теплом воздухе естудея Финский залив отступал, студея...
Сойдя вниз к капитану, так как мне нужно было с ним поговорить, я имел несчастье застать его как раз в ту минуту, когда он торопливо откупоривал бутылку. | Минус | 04-10-2008 14:45 №19 | Автор Группа: Passive | Очень рад, что моя скромная статейка предоставила почву для таких философских и музыковедческих споров :) Всем спасибо за проявленный интерес! А вообще у каждого свой взгляд на Русский Рок. Я просто высказал свой...
|
|
|
|