|
|
|
|
Алари  
/ Второй Предел / Проза
|
Этюд №4. Дар |
---|
Этюд №4. «Дар». Вчетверо кратко. Вне посвящения.
| I
Люди шли со скованными лицами, нестройной, рыхлой колонной. С серого неба падала морось, стучащая иногда по листьям берёз, текущая по мрачным лицам. Колея скользкая, глинистая, и солдатам сложно, злобно топтать её сапогами. Движение одинаковых промокших шинелей, безуспешно обвёрнутых ради теплоты человека, не прекращается ни на секунду, монотонное и молчаливое. Косой взгляд, прямой взгляд – не у этих солдат: взгляд – в землю, для продления каждым его склизкого шествия. Один солдат был с очень острыми скулами; ненароком поскользнувшись на колее, рукой он схватил за одежду проходящего мимо; тот без слов и размаха оставил его падать вниз прикладом своего оружия. Роняя кровь с разбитых губ, тянулся солдат с земли, чтобы встать, но тишина вокруг: в людях повисло презрение к его существу, и люди шли мимо, не глядя на его осунувшееся скуластое лицо, на его синеватые губы, бледные щёки, тёмные впалые глазницы. Безразличие есть, когда каждый одинок. В воздухе висел неоспоримый зуд комаров. Грязный солдат тяжко поднялся с колен, с силой чувства ощупал своё лицо руками и пошёл дальше, чтобы жить. II
К вечеру дождь перестал, и засветило с неба косо красноватое солнце. Дойдя до лесной опушки, солдаты принялись устраивать свежие костры и дряхлые палатки рядом с сохлыми, верно поваленными бурей деревьями. С редкими криками, шедшими из горла, рубились топорами ветви хрустящих крон, и скоро увлечённо занялось собою первое пламя теплоты. Усталые люди с колким свойством очей устраивались на брёвнах и грелись, сохли у своих огней; стал разноситься запах пищи: готовилась скорая каша для оживления тел. В сумерках каждый костёр с обступившими его людьми обратился словно в отдельный округлый мир света, со своей причиной и своим законом. К каждому миру выходил из окружающего солдат за своей пищей, но каждый раз другие молча забирали у него пропитание, и всем казалось, что это можно. Только у последнего костра скуластый человек с глубокими ямами глаз получил свою миску жидкой каши – из рук маленького, желтоватого солдата с лицом, покрытым пятнами. Тогда солдат словно засмеялся голосом и занял себя едой, раскрывая покрытый красной коркой рот навстречу мигу сытости. По щекам его бежали слёзы, но он ушёл почти в самую тень, и никто не увидел его плача. III
Ото сна солдат с вострым ликом отправился в глубину мира лесного: он не мог. Редкие капли по памяти падали вниз с листьев берёз и тополей, делая воздух мокрым и свежим. Закидывая голову, видел солдат меж крон куски тёмного серого неба; тогда казалось, что тень есть тяжёлое свойство земли. Идя меж стволов по невидной траве, он спотыкался о столбы шороха, и мир весь желтел от его страха; шорох оказывался кустом или молодым деревцем на ветру, и солдат словно успокаивался, но так и не переставал биться дрожью усталости. В голове его плутали фразы и лгали, становясь красивыми. Солдату было очень страшно; он сказал себе слово, но испугался осознанного звука и замолкнул. Неожиданное движение природы споткнулось человеком, поднявшим рябое жёлтое лицо навстречу, но солдат испугался чужого брожения и того, чтобы не быть теперь хоть миг одиноким, и отвернулся, уйдя. Признав свою сонливость, солдат наконец вернулся к общему лагерю, но лёг отдельно от палаток, прижавшись к тёплому телу павшего дерева и укрывшись своей шинелью. Небо розовело, синело и белело вдалеке, и солдат наблюдал его утро, пока не утомил себя окончательно и не уснул, сам того не заметив. IV
Честен только тот бой, в котором враг смотрит врагу в глаза. Но спали у костров часовые, и слышался храп из командирской палатки. Сквозь запертые веки видел спящий солдат, как чёрная точка поползла по светлеющему небу: снаряд. Рухнула злоба наземь, смешав с землёю и щепой копчёное человеческое мясо; и только тогда лагерь засуетился криками возбуждёнными и страшными. Снаряды шли один за другим и шквалом покрывали лагерь, разрывами сея в людях бессознательность пространства. Солдат лежал один, шевеля от непонимания и скрытой надежды своими мятыми культями, и текли из его глубоких глаз сухие слёзы. Не было живой заботы о его ранении и о его душе, и потому решил солдат приблизиться к смерти, чтобы говорить с ней. – Кто ты? – спросила Смерть солдата. – Я – Поэт. Напряжённо, чуть дыша. – Для снаряда нет поэта, для снаряда ты – солдат. Облегчённо, безнадежно, перестал дышать… | Январь-Июнь 2005 Новосибирск |
© Алари |
Объём: 0.1087 а.л.
Опубликовано: 23 07 2005
Рейтинг: 10.33
Просмотров: 7506
Голосов: 10
Раздел: Не определён
|
«Этюд №3. Надежда»
|
Цикл:
Второй Предел / Проза
|
«Притча о Авиаконструкторе»
|
Рекомендации: aloorpro
Клубная оценка: Хорошо
Доминанта: Авторская Воля (Особое закрыто-вольное подпространство сайта)
|
найти | 22-07-2005 14:47 №1 | Самая чуткая Группа: Passive | Жестока сама идея, потому остается негативное чувство. Этим не слишком нравится, хоть так и было задумано. Очень сильный рассказ, потому как чувства переданы с большим мастерством. Написано просто превосходно, слова гармонируют друг с другом, а это немаловажно :)
i love your space | Алари | 22-07-2005 15:00 №2 | Координатор Группа: AdmX | Если ценить в рассказах позитив, хорошее настроение, то Этюд №4 вообще ничего не стоит :)
creativity under attack | ksyu | 22-07-2005 23:38 №3 | Уснувший Группа: Passive | "Капая кровь с разбитых губ" - что-то не то. Может быть или "кпая кровьЮ", или "роняя кровь". Ну как-то так. Мрачные реалии войны. Очень трогательная концовка. "Я - поэт". А кому это интересно на войне? Даже Смерти на это наплевать. На войне - значит солдат. Вариантов быть не может.
Все получится! | Алари | 23-07-2005 10:57 №4 | Координатор Группа: AdmX | Спасибо, Ксю :) У меня были некие проблемы как раз с этой фразой :) Роняя :)
creativity under attack | Мадам Ко | 24-07-2005 11:13 №5 | Блондинка Группа: Passive | Конец вообще нет слов! Браво, Мессир! Но вот в некоторых местах есть тяжёлые фразы. Я имею в виду сейчас не то, что они по смыслу тяжёлые, а слишком нагруженные разными словами. Иногда это звучит не естественно. Я уже, кажется тебе где-то что-то подобное писала. Просто...иногда кажется, что очень много таких мощных оборотов. Не переусердствуй, когда пишешь. Ты мастер в этом деле, у тебя столько в произведениях красивых фраз. Но смотри, чтобы их было не слишком много. Знай меру. Это совет. А вообще, мне очень понравилось. Жестоко, но правдиво. Я помню, я отдала редактору расскааз с жестоким концом. Он даже был не то, чтобы жестокий, но печальный, а главное, правдивый. Так редакторша долго со мной разговаривала об этом рассказе. Говорила, что она тащится от него, но ей кажется, что для печати нужно изменить конец, т.к. он слишком жестокий и правдивый, как в жизни. Я ей сказала, что изменять я ничего не буду точно. И что это замечательно, что мне удалось описать жизнь. Вот такая вот история.У тебя тоже получилось описать всё...как в жизни...
Тока тссссссссссс. Без палева. Это не я. | Tiana | 25-07-2005 09:22 №6 | Автор Группа: Passive | Просто великолепно. Тяжело, да, как-то свинцово на душе после этого рассказа, но этот осадок, в общем, и есть то самое впечатление от талантливого исполнения. Вот это техника! Фразы насыщены (а кое-где и перенасыщены) смыслом. "Для снаряда нет поэта, для снаряда ты – солдат" - вообще грандиозно. Ты долго его создавал?
Я тут. | Алари | 25-07-2005 11:07 №7 | Координатор Группа: AdmX | Да... В мыслях, черновиках и идеях этот этюд зрел почти полгода.
creativity under attack | aloorpro | 25-07-2005 12:18 №8 | Любитель мате Группа: Passive | заметно. Только глаз режут "Особо острые скулы". Как-то на общем фоне... выглядит смешно
Бывают минуты, когда я чувствую себя циником, когда все табу моей расы дразнят меня своими клешнями © | Алари | 27-07-2005 19:43 №9 | Координатор Группа: AdmX | Да, плохое слово "особо", исправлю, спасибо.
creativity under attack | Artemique | 30-07-2005 00:42 №10 | Уснувший Группа: Passive | Написано довольно неплохо.
Уйду я,но я не последний ,кто помнит зачем нам дана жизнь. | Алари | 19-11-2005 15:39 №11 | Координатор Группа: AdmX | ИМХО, это лучшее на сей момент моё прозаическое произведение :)
creativity under attack | Ятурхенженсив | 23-04-2006 13:06 №12 | Уснувший Группа: Passive | Koгда читал,подумал не о солдатах, о людях из концлагеря, по большому счету им надо выжить...вообще,даже затоптать!Потом о гастарбайтарах к ним тоже подходит, уже из настоящей реальности. Воины-это братство плеча, взаимопомощь,одно целое. Поэт может быть в любой оболочке, но антураж не совсем... Зато финал без изъяна,назвался груздем-полезай в лукошко!
*СЕКСОТ* | Алари | 23-04-2006 13:11 №13 | Координатор Группа: AdmX | "Воины-это братство плеча, взаимопомощь,одно целое." -- мне тоже так раньше казалось. Когда-то. Потом... сначала брат из армии вернулся. Потом другой... не возвращается. А ещё, есть прекрасный рассказ, советую прочитать. "Поединок" Куприна. Там уж точно прочувствуешь глубину и тонкость этого "братства". Где люди -- как звери. И ничто не единит их, кроме палок и надежды на ответную жестокость.
creativity under attack | Ятурхенженсив | 23-04-2006 13:57 №14 | Уснувший Группа: Passive | А еще можно посмотреть фильм "Солдат Джейн" и почитать анекдоты про поручика Ржевского, либо "Они сражались за Родину". Замечания,причем личного восприятия,касались соответствия сюжета и персонажа в нем.
*СЕКСОТ* | Хазар Хазаров | 11-01-2007 12:48 №15 | Автор Группа: Passive | Напоминает Сигизмунда Кржижановского. Излишне романтизированы, моралистичны 1 и 2 части. Недостатки: Ритм повествования местами растянут, словно древнерусская былина, скучен, неестественнен. Обилие устаревших слов отрывает от сути повествования, уводит от цели автора. Достоинства: Почти все + касаются 3 и 4 частей. столбы шороха, весь желтел от его страха, - чрезвычайно удачные выражения. Повествование трезвое, внимательное и безучастное. Хорошо. Облегчённо, безнадежно, перестал дышать… - возвращение к романтичности, плохо.
Неплохо.
Понимать я не хочу ничего, хотя знаю все на свете. Ремонт глушителей и его жена | Фаворитка | 14-05-2007 23:25 №16 | Уснувший Группа: Passive | в начале заумно, запутанно. где-то наоборот спускается до элементарных фраз. согласна с Мадам (про фразы)
кажется, несколько раз подчеркнули, что он (а он поэт) на войне одинок, что он требует (как все творческие люди) к себе особого внимания, заботы (вероятно, простого человеческого понимания). но - раз - не нашел он и этого (где -неужели?- каждый сам за себя).. упал - никто не поможет встать. ему сложнее, чем остальным. изнеженный, избалованный, лиричный. просто мальчик. как Ленский. но... "поэтом можешь ты не быть, а гражданином быть - обязан". и на войне все равны.
в этом и суть этюда. только на ск он реалистичный вот... правдивый... хых... мне видится так...
Лояльность превыше всего.//Чудовищная крыска | screamer | 03-12-2007 08:39 №17 | Автор Группа: Passive | С серого неба падала морось, стучащая иногда по листьям берёз, текущая по мрачным лицам. Морось - мелкая по определению, как она может стучать? шинелей, безуспешно обвёрнутых ради теплоты человека, обвернутых? Вокруг чего? Усталые люди с колким свойством очей устраивались на брёвнах и грелись, Ну, зачем здесь эти очи, почему нельзя просто глаза? В сумерках каждый костёр с обступившими его людьми обратился словно в отдельный округлый мир света, со своей причиной и своим законом. Округлый мир света - ням:) Рухнула злоба наземь, смешав с землёю и щепой копчёное человеческое мясо; и только тогда лагерь засуетился криками возбуждёнными и страшными. Может, запятую после криков? Понравилось, очень. | Алари | 03-12-2007 08:42 №18 | Координатор Группа: AdmX | screamer, спасибо за отзыв. Нет, исправлять тут ничего не нужно. Всё написано именно так, как должно. Если немножко вдумаешься в фрагменты, к которым цепляешься, в стиль повествования и в синтаксис, то поймёшь :) Рад, что понравилось. Вероятно, ты уже в альманахе читала. creativity under attack | screamer | 03-12-2007 08:51 №19 | Автор Группа: Passive | Этого альманаха у меня нет... Но читала уже несколько раз. Я цепляюсь потому, что твое более раннее мне кажется более удачным, оно само цепляется за меня.
| Алари | 03-12-2007 08:53 №20 | Координатор Группа: AdmX | screamer, можно признать, что в творчестве я с 2005 года деградирую, это будет недалеко от истины. А сейчас и вовсе с писательством завязал – предел деградации. Надо тебе альманах первый принести, да. У тебя точно его нет? У тебя только один альманах? creativity under attack | screamer | 03-12-2007 09:04 №21 | Автор Группа: Passive | Я тебя тыкаю носом в 2005 год. Ты там оставил что-то важное, вернись и забери. У меня его ТОЧНО нет. Я бы, правда, заметила, если бы он у меня был:)
| rbaibur | 18-06-2011 14:16 №22 | Уснувший Группа: Passive | Грустно.. А помнить надо всякое! Ибо всякое чаще и случается в жизни. /аРбА
|
|
|
|