Литературный Клуб Привет, Гость!   ЛикБез, или просто полезные советы - навигация, персоналии, грамотность   Метасообщество Библиотека // Объявления  
Логин:   Пароль:   
— Входить автоматически; — Отключить проверку по IP; — Спрятаться
Прекрасный это удел — пасть на войне.
Сократ
janeyni   / (без цикла)
etude (про видимость и слепоту)
Она – танцевала перед ним голой, вульгарно и бесстыдно выгибаясь, уродливо задирала полу-согнутые стройные ноги и дрыгала ими в воздухе. Неопрятно, хотя и беззвучно, ела. Ковыряла в носу вилкой.
Он – был слепым.
Она смотрела на его рыхлое, как хлеб, лицо пресыщенно.
Он никогда не видел её прекрасного и тонкого лица.
Он ощущал такое, о чём я рассказать не сумею. И, в частности, главное – что зрение – это всего лишь зрение, а свет – это всегда свет!
Она же ощущала из-за своего зрения, что жизнь и бесконечность есть как бы только снаружи ее, и видимость была для нее всем.
Слепой был избавлен от мрака – ночь не была для него тем, чем она является для вас, зрячих. Тьма, населённая фантомами тьма – это подобие слепоты, давлеющее над вами как напоминание о небытии и смерти, была его любимой средой обитания, его вечным "золотистым светом".
Слепой был музыкантом и композитором, большой знаменитостью. Он любил звук. И понимал в нем толк. Из=ображение же от слепоты в его голову не проникало, а только одно во=ображение. Оно было безгранично, ибо никакая скудная видимость не связывала его, не ставила ему предела. Оно было безгранично и свободно, но слишком эфемерно и абстрактно, так что иногда он терялся в нем. Осязание же было как бы цементом в тяжелом построении его восприятия.
Был ли он счастлив? Любил ли пространство, которое ощущал вокруг себя кожей и слухом? О, он ощущал его! Он вслушивался в него ревниво и страстно (ревниво до страсти и страстно до злобы!) Он впитывал из него такое… (о чем, впрочем, я тоже не сумею да и не посмею рассказывать)
Что знал он, слепорожденный, о зрении? (Здесь, впрочем, важно заметить, что он не был слепорожденным в полном смысле этого слова. Он ослеп, когда был младенцем – вот почему существо его хранило в себе, на огромной глубине, какие-то зрительные образы. Он даже был способен видеть невероятные младенческие сны, и в то же время он не мучился, не терзался ностальгией по давно утраченному видимому миру.) Вопрос лишь в том, ревновал ли он к зрению ее?
"Он ненавидит зрение, – считала она, – как ненавидят то, чему завидуют, скрывая это даже от самих себя. И если бы случилось чудо, и он смог вылечиться и прозреть, вряд ли бы он захотел этого. Он предпочел бы остаться слепым навсегда." Об окружающих она могла судить только по себе, меря на свой недлинный аршин. Слепой же не мог позволить себе подобной роскоши.
Они поженились лет восемь назад. Она была тогда еще совсем молодой. Он был старше ее лет на двадцать. Им восхищались, о нем писали в газетах и модных журналах. Его показывали по телевидению в разных странах. По радио передавали его музыку. Перед ним заискивали и даже пресмыкались, но он умел поставить себя так, что все это оставалось за воротами его дома, из которого он выходить не любил.
Ее мало кто замечал в жизни. Она выросла без родителей, без близких в приютах и сиротских домах. Она была замечательно хороша собой, но одиночество и нужда как-то заслонили ее красоту и врожденное умение держать себя. Но слепой ее все-таки выделил, каким-то образом "заметил" ее. Можно сказать, что он взял ее за себя прямо из окружающего мрака. Она недолго сомневалась, прежде, чем согласиться на этот брак. (Предложение последовало столь стремительно и неожиданно, что в начале она даже немного растерялась.) И долго потом не могла ответить себе на вопрос, был ли то с ее стороны брак по рассчету или иное. Впрочем, как и большинство людей, она была неспособна к строгой, нелицеприятной оценке своих действий и качеств, хотя умом природа отнюдь не обидела ее.
Она так и пошла за него в недоумении. Возможно она думала, что в ее состоянии блеск положения заменяет блеск глаз возлюбленного.
Сравнение с Дюймовочкой злило ее, хотя в нем и было что-то от крота. Тогда, раньше, в первые месяцы их брака, когда они восходили на супружеское ложе, он требовал, чтобы она не тушила огня. Это раздражало ее, но она не смела ослушаться. "Ну и организм у тебя," – жарко дыша ей в ухо, похабно шептал он. Он был тяжел и неповоротлив, да, но, как крот в земле, – ловок и вынослив в ночной любви. И тогда она, заметьте, закрывала глаза, с судорожной нежностью руками и ногами изо всех сил прижимала его к себе и…

По ночам ей иногда казалось, что кто-то пристально рассматривает ее – это он "видел" ее в своих снах. Он "видел" ее в своих снах, но всегда натыкался на какое-то пустое, "туманное" место и тогда просыпался в слезах от разочарования и безнадежности и, как бы нечаянно, резко пихал ее в бок зрячим локтем. Просто ему было мало ее, но он не осознавал этого до конца. Видимо в слепом человеке жила любовь зрячего. В такие моменты он весь – всем организмом, всем существом был готов к вИдению, как готов к горению сухой порох. (Но также, как горение уничтожает самое порох, не уничтожило ли бы и его внезапное вИдение ?)
Но она любила играть с огнем. И под конец перестала бояться его. Ей казалось, что она возненавидела его за слепоту. Его слепота была для нее как бы продолжением ее одиночества, ибо, мнилось ей, слепота эта переходила на его душу и на саму любовь. Она любила по-детски играть с огнем – она любила бесшумно (как ей казалось) извлечь из камина горящую лучину и, приблизив, осветить его лицо. Он тогда ощущал на себе что-то, лицо его выражало туповатое недоумение, и еще нечто похожее на грустную укоризну. Она бесшумно смеялась невеселым смехом, зная, что из гордости он никогда не спросит, что это было, и на совести у нее было нехорошо.
Иногда ему начинало казаться, что он ошибся в ней, что она неумна, зла и безобразна, как смерть.
Был период, когда музыка, которую он писал, стала банальной и самодовольной, как и его отношение к ней – вот как много стало зависеть от нее, хотя он и не отдавал себе в этом отчета. Впрочем она к музыке его была равнодушна, как и к любой серьезной музыке вообще.
Он пытал счастья с другими женщинами, но они либо ускользали от него туда, откуда являлись, как тени; либо, как забытые предметы обихода, все время оказывались под ногами, так что он, чертыхаясь, поминутно натыкался на них.
И тогда он понял, что только с ней он не будет чувствовать себя одиноким и что… (Он привык к ней и, возможно, эту привычку путал с любовью и счастьем.)

Как закончить это повествование? Что добавить к уже сказанному? Да и надо ли что-либо добавлять? Ситуация эта так проста, так величественно безнадежна. В былые лучшие времена из таких ситуаций рождались сюжеты трагедий и поэм, которые потом навечно оставались в памяти людей, и которые нашему времени затмить почему-то никак не удается. Впрочем, автор не намерен, рассуждая таким образом о былых и нынешних, якобы совсем уж ни на что не годных и бесплодных временах, скрывать тот факт, что не чувствует в себе достаточно внутренних сил и таланта, чтобы привести здесь рассказ, способный проиллюстрировать с разительной силой все сказанное выше и заканчивает там, где полагалось бы повествованию только начинаться, оставляя воображению читателя доделывать работу за себя.
©  janeyni
Объём: 0.173 а.л.    Опубликовано: 21 06 2007    Рейтинг: 10    Просмотров: 1993    Голосов: 0    Раздел: Рассказы
«2 сказки»   Цикл:
(без цикла)
«Беда народов.»  
  Клубная оценка: Нет оценки
    Доминанта: Метасообщество Творчество (Произведения публикуются для детального разбора от читателей. Помните: здесь возможна жесткая критика.)
   В сообществах: Открытое Сообщество Рецензенты Прозы
Добавить отзыв
aloorpro21-06-2007 21:03 №1
aloorpro
Любитель мате
Группа: Passive
какие фразы.
слишком много анализа, пусть и хорошего, на такое отсутствие сюжета.
Ситуация занятная, можно было раскрыть ее через какое-нибудь событие и тогда рассказ стал бы полноценным.
А подобный "парфюмерский" анализ годится только для романов типа "парфюмера", т.е. все равно сюжетных.
Я бы считал это фабулой. На которой можно вырастить неплохой рассказ
Бывают минуты, когда я чувствую себя циником, когда все табу моей расы дразнят меня своими клешнями ©
Мишель21-06-2007 23:20 №2
Мишель
Победитель конкурса к Дню Победы
Группа: Passive
Наверное, впервые соглашусь с Джонни- на этом можно вырастить хорошее произведение побольше. ( повесть, роман). Не соглашусь , что сюжет отсутствует. В этюдах такого рода повествование строится на подсознательных, почти опорных чувствах. т. е. как бы некоторой расписки не хватает.
Но если рассмотреть это произведение в другом ракурсе- я не меняла бы ничего. Этюд. ....Про то,что видим и про то, что чувствуем глубоко внутри. Тут ведь в музыке дело. Музыка как эмоциональный и как глубоковнутренний фон.
Литература- не прокуратура. Писать надо о том, от чего не спится по ночам....
Летящая22-06-2007 01:18 №3
Летящая
Уснувший
Группа: Passive
Это просто ниточка. На которую нанизаны схематично два образа. Его и ЕЕ.
Она могла стать всем. И почти стала. Если бы не была столь жестоко-равнодушна. Хотя бездушной ее назвать нельзя.
Ноктюрн прозвучал. Хоть и оборвался на полуноте.
Я из тех, кому не наплевать.
janeyni29-06-2007 17:12 №4
janeyni
Уснувший
Группа: Passive
Спасибо вам за отзывы. Я немало помучился сомнениями из-за этого текста. Он вообще-то входит в цикл других текстов, как бы этюдов, из которых можно "вырастить" что-то посерьезнее и покрупнее. В этом тексте изначально присутствовала история, происшествие там одно, но потом все вдруг потянулось в неожиданном для меня направлении, и историю пришлось бросить, чтобы она не отвлекала от главного. Что же касается "главного", то я так до сих пор и не пойму, удалось ли мне здесь выразить. Иными словами эту идею я выразил бы такою фразой: "Не верю глазам своим! Боюсь, что видимое больше связано с природою глаза, чем с сутью вещей..."
ocker01-08-2007 09:27 №5
ocker
Уснувший
Группа: Passive
Рецензия в Открытое Сообщество Рецензенты Прозы
Суть, считаю - в постоянном противоречии, в удивительной совместимости несовместимого, и в том, как эти разности сосуществуют рядом.
Трудно писать рецензию на произведение, над которым автор сам ещё размышляет. Нет. Не скажу, что это "сырьё" для будущего романа. Зачем расписывать на сотни листов то, что умещается на двух страницах?
Где-то я слышал: "Смотреть на человека, чтобы увидеть, как много невидимого". Было бы желание - увидеть.., когда проще скрыться за цинизмом удобного равнодушия. Обозлиться от непонимания, замкнуться в своём мирке - ибо, кто знает, что есть действительно истина: то, что видимо, или то, что создает наше сознание, воображение. Всё это условности, созданные нашим материальным миром. Почему-то вспомнился фильм, выходивший в нашем прокате под названием "Куда приводят мечты"...
"Зримо только сердце", - говоря словами классика.
Сюжет раскрыт хорошо, последовательно и умело. Автор "расставил точки на "i" именно там, где нужно, для изложения того, что хотел сказать на тот момент.
Язык изложения, однако, тяжел. Читается с трудом. Но, возможно, иначе было трудно - тема нелегка.
Извини, автор, если сути так и не уловил. Но тем и хороши такие вещи - каждый видит своё. Опять "видит"... Хм... Здесь "видит" - в понятии "чувствует".
Что касается ошибок, смутили два момента:
"...когда они всходили на супружеское ложе..." - может, "восходили"; "всходят" вообще-то ростки; или я опять что-то не додумкал?
"Но так же, как горение уничтожает самое порох..." - "также", на мой взгляд, слитно.
В целом, понравилось, хоть и "ложилось" нелегко. Читал дважды, потому что "выветривалось" быстро - возможно, "всплывает" позже, через пережитое.

Сообщение правил ocker, 01-08-2007 09:29
Добавить отзыв
Логин:
Пароль:

Если Вы не зарегистрированы на сайте, Вы можете оставить анонимный отзыв. Для этого просто оставьте поля, расположенные выше, пустыми и введите число, расположенное ниже:
Код защиты от ботов:   

   
Сейчас на сайте:
 Никого нет
Яндекс цитирования
Обратная связьСсылкиИдея, Сайт © 2004—2014 Алари • Страничка: 0.02 сек / 34 •