Исполнение желаний или улыбка Кхидра*
Однажды некий дервиш повстречал на пути Кхидра , который, как известно, c cамого начала перемещается в различных обличиях по всей земле. Он странствует, помогая некоторым достойным людям в деле прояснения их сознания, с тем, чтобы оно было способно отразить сияние Истины. Кхидр показывает подготовленным, как разоблачить тайну их смертности и свести разрозненные элементы в истинное "я".
– Я могу открыть тебе секрет талисмана, посредством которого исполняется любое желание! – сказал Кхидр дервишу. – Хочешь ли ты этого? – Разумеется, - ответил дервиш. – А готов ли ты? – спросил Кхидр, потупив глаза. Честный дервиш глубоко задумался и, сев прямо на землю с опущенной головой, провел в размышлениях много времени. Кхидр безмятежно стоял над ним и терпеливо ждал ответа. Наконец, дервиш сказал: – Твой талисман мне ни к чему! Пока у меня есть желания я не готов к этому. Когда же у меня их больше не станет, такой талисман вряд ли будет иметь для меня смысл. – А возможно ли человеку достичь этого состояния ? Есть ли у тебя такое желание? – Говорят, что не желает тот, кто уже все получил, или тот, кто потерял надежду получить что-либо… Как бы там ни было, я не могу желать того, чего даже не способен себе представить. Но… я могу к этому стремиться! Кроме того – это не желание, а… скорее, внутренняя потребность… Кхидр улыбнулся, а улыбка его была подобна некому невидимому свету, проясняющему все вокруг. И в этом свете молодой дервиш успел различить некоторые вещи, внутри и снаружи себя, такими, какие они и есть на самом деле, потому что уже обладал Вниманием. На прощание Кхидр сказал: – Тебе действительно ни к чему этот талисман, Джабир**. Да и секрет его тебе уже известен и так.
***
Примечания: *Кхидр (ал-Хидр, Хызр) – в мистической мусульманской традиции таинственный персонаж, иногда отождествляемый с пророком Ильей (который по Писаниям вознесся на небеса во плоти), и которого мусульмане именуют Ильяс. Считается, что Кхидр является идеальным учителем. Он предстает перед достойными и помогает им тайно или явно в их исканиях. Образ Кхидра часто используется в обучающих историях и сказках.
** Предположительно имеется в виду Джабир ибн Хайян (ок. 721 – ок 815 †) в европейской литературе известный как Гебер-алхимик, считавшийся одним из первых алхимиков. Джабир был учеником Абу Мухаммада Джафара ибн Мухаммада Садика, который являлся прямым потомком пророка Мухаммада и первого праведного халифа Абу Бакра. Джафар Садик родился в Медине в 83 г. хиджры (702-703г. †) и умер от отравления в 25 день месяца шевалла в 148 г. хиджры (15 декабря 765 г. †). Шииты-имамиты считают его своим шестым имамом, носителем тайного учения.
****
Секрет и тайна.
Рассказывают, что Амир ал-муманин* , наслышанный о восхитительной мудрости шейха Абу Хабиба, возымел желание увидеть его и послал ему почтительное приглашение приехать в Багдад и стать его почетным гостем. Шейх вежливо отклонил приглашение, сославшись на то, что не может оставить своих обязанностей даже на малый срок. Халифу было известно, что "худший из мудрецов стремится к царям, а лучший из царей стремится к мудрецам", и он, взяв с собою только несколько человек из ближайшего окружения, сам, тайно, без свиты отправился в Басру, город, где проживал Абу Хабиб. Там он скромно просил мудреца принять его. И был приглашен в его присутствие. Во время беседы халиф, восхищенный манерами, простотой и немного грустным юмором мистика, сказал: "Я слышал, что люди вашего круга обладают знанием тайн, делающих человека счастливым, угодным Богу, полезным современникам и потомкам. Существует ли для меня возможность приобщения к хотя бы некоторым из этих тайн?" Мудрец ответил: "Знание некоторых тайн действительно связано со счастьем для тех, кто ими обладает. Но ты путаешь две разных вещи – секрет и тайну. Секрет – это то, что скрывают, но что может быть узнано; тайна же – наоборот – не спрятана, но не может быть открыта по желанию, как не может быть открыта распахнутая дверь. В тайне нет таинственности, которая часто является порождением обманчивого! И она непостижима , ибо нет способов ее прямой передачи. Тайна – это путь. А путь поддается только тому, кто следует по нему; тому, кто жаждет дали. Наитие и благодать – этапы пути, а не то, что накрывает человека ни с того ни с сего, подобно возбуждению и наслаждению. А открывающий тайну другому – это всего лишь проводник, знающий дорогу. Впрочем, безмерна милость Всевышнего, определяющего людям пути разной длины, трудности и разного направления!"
Примечание: * Амир ал-муманин (араб.) – "повелитель правоверных", титул багдадских халифов. |