«Троян зимний» - важная дата для Древних славян, день Воинской славы, когда много русских воинов пали от Римских мечей в придунайской области, у Трояного Вала (скорее всего оборонительная насыпь, но возможно на этом месте был воздвигнут небольшой форпост, этимология названия не высянена до сих пор). Воины те бились не сложив оружия и не показав спины. Этот праздник известен также под названиями: «Стрибожьи внуки», «поминовение падших у Троянова Вала».
К сожалению, на сегодня много не выяснено из истории героического подвига у Трояного Вала, в том числе точной даты (около 101 года нашей эры) и других подробностей. Этот эпизод в истории Древней Руси четко упоминается в Велесовой книге и восхваляется в «Слове о полку Игореве»:
«То ведь римляне нам завидовали и замыслили зло на нас - пришли со своими возами и железными бронями и ударили на нас, а поэтому долго отбивались от них и отбросили их от земли нашей; а римляне, видя, что мы крепко защищаем свою жизнь, оставили нас» (Велесова книга)...
«И они на прямом пути к тризне полегли, и Стрибоговы внуки пляшут над ними, и плачут о них осенью, а студеной зимой о них причитают. И голуби дивные так говорят, что погибли они славно и оставили земли свои не врагам, а своим сыновьям. И так мы потомки их, и не лишимся мы земли» (Велесова книга)...
В этот день, согласно легенде, по селеньям проходит Коровья Смерть.
По старинному поверью, она никогда не приходит сама, а заносится кем-то из проезжих. Поэтому в этот день не ходят в гости и ни кому дверей не открывают, не делают и не принимают подарков.
Всю зиму Коровья Смерть, в образе страшной старухи, черной коровы, собаки или кошки скитается по лесам и болотам, пока первое февральское солнце не подгонит ее ближе к человеческому жилью, где незаметно гуляет среди стада и напускает на него порчу, или пробирается в хлев со скотиной без присмотра...
Коровья смерть – один из эпитетов Мары-Зимы, что связно видимо с тем, что коровы чаще всего околевают в конце зимы без видимой на то причины. Свежей травы еще нет, а сено кончается, остается лишь самое худое, с низов копен. Оно плотное, плохо просушенное, часто подгнившее. В хлевах царят холод, сырость, опасные сквозняки. То, что Коровья Смерть – оборотень, можно считать указанием и на другую природу опасности – лютого волка, от голода и мороза, забывшего про осторожность.
Всякая болезнь изгоняется огнем да пеплом. Зачумленную скотинку выводили из стада, сжигали ее тушу и окуряли ее место в хлеву. Иногда опахивали бороздой все село. И, конечно, обращались к Велесу, покровителю скота, с просьбой оградить от напасти, не пустить более болезнь. В жертву приносят масло, молоко, в самых тяжелых случаях – саму корову. Вот одна из поздних (двоеверческих) обрядовых песен на изгнание Коровьей Смерти.
Смерть, ты Коровья Смерть! Выходи из нашего села, Из закутья, из двора В нашем селе
Ходит Власий святой Со ладоном, со свечой, Со горячей золой.
Мы тебя огнем всожжем, Кочергой загребем, Помелом заметем И попелом забьем!
Не ходи в наше село; Чур наших коровушек, Чур наших бурёнушек,
Рыжих, лысых, Белосисих, беловымьих, Криворогих, однорогих!
|