|
|
|
|
| Лев - царь писателей Толстой ненавидел Шекспира, но повторил судьбу короля Лира | Событие: Зьміцер Александровіч, 21 09 2008 19:28 Люди Календарь памятных дат |
Статья Константина Кудряшова в АИФ №36 от 03 сентября показалась мне очень забавной, или как сейчас модно говорить, прикольной. Надеюсь, она представит интерес для авторов и читателей ЛК и даст импульс к интересной дискуссии. --------------------- 180 лет назад, 28 августа (9 сентября) 1828 г., в одной русской аристократической семье родился мальчик. Ни мать, ни отец, разумеется, не догадывались, что произвели на свет не просто «глыбу» и «матёрого человечище», но и «зеркало русской революции». А новорождённый Лёвушка Толстой вообще ни о чём пока не думал… Странное дело - ассоциативное мышление. Скажешь: «Пушкин» - и тут же возникает светлый образ шампанского под ручку с «Зима!.. Крестьянин, торжествуя…» Скажешь: «Достоевский» - появляется бледный человек с окровавленным топором. А стоит сказать: «Толстой», как перед глазами встаёт сам Лев Николаевич - большой лоб, большая борода, большой талант и очень большие книги. Одним словом - много. Масштабно. Эпично. Даже сама фамилия, начавшаяся с прозвища, которое московский князь Василий Тёмный дал в середине XV в. далёкому предку Льва - Андрею Харитоновичу, представляется величественной. Хотя, казалось бы, в прозвище, которое сегодня можно перевести как «Жиртрест», мало почётного. Масштаб личности Толстого настолько велик, что под его покровом едва-едва угадывается человек как таковой. Иной раз дело доходило до того, что признанные мастера прозы, например Довлатов, с удивлением заявляли: «Даже Толстой был как все!» Зачётку на стол! А ведь он и правда был как все. Излюбленные полемические оплеухи вроде «недоучившийся студент», которыми так любят разбрасываться хулители, скажем, Ленина, в полной мере применимы и ко Льву Толстому. Тем более что граф учился в том же Казанском университете, что и вождь мирового пролетариата. И как учился - любо-дорого посмотреть. Само начало университетских лет было феерическим - абитуриент Толстой на вступительных испытаниях, к которым готовился два года, умудрился схлопотать кол по русской и всеобщей истории, а также кол по географии. Сам вспоминал об этом так: «Помню, вопрос был: Франция. Присутствовал Пушкин, попечитель, и опрашивал меня. Он был знакомый нашего дома и, очевидно, хотел выручить: «Ну, скажите, какие приморские города во Франции?» Я ни одного не мог назвать» - весьма ценное признание от автора «Войны и мира». В университет он всё-таки поступил, пусть и со второго раза, осенью 1844 г. Правда, учёба да и само звание студента были молодому сиятельству по барабану. Это доказывает хотя бы то, что даже специальность он выбирал не сам - тётушка-опекунша заставила своего подопечного учить арабский и турецкий языки, дескать, образование, полученное на восточном факультете, можно будет потом выгодно конвертировать в дипломатическую службу. Однако второго Грибоедова из Льва не получилось. Поговорку «От сессии до сессии живут студенты весело» тогда ещё не изобрели, но общий стиль жизни студента Толстого вполне ей соответствовал. Балы, маскарады, танцевальные вечера, спектакли - Толстой старался не пропускать ни одного светского мероприятия. По свидетельствам современников, везде старался танцевать, что выходило у него довольно ловко. Результат первой же сессии не замедлил сказаться. Графу «нарисовали гуся» по библейской истории и арабскому языку и, что позорнее прочего, вкатили три очка по французскому. Нет ничего удивительного в том, что, завалив несколько сессий подряд, Толстой был на грани вылета. Но гордыня возобладала - он предпочёл уйти сам, чему университетское начальство было только радо. Гуманист с гранатой Куда сейчас попадают недоучившиеся студенты? В армию. Тогда вопрос призыва и срочной службы не стоял вовсе, однако Толстой умудрился опередить своё время. В армию он элементарно бежал, наделав массу долгов, накуролесив в Москве и капитально «убив» яснополянское хозяйство. Как натура романтическая, разумеется, избрал местом службы Кавказ. И начало воинскому пути было положено блестящее - очередной проигрыш в карты под необеспеченный вексель. Кстати, долг Толстому помогал отдавать его приятель-чеченец Садо Мисирбиев. А насчёт самой службы граф выражался так: «Маршированья и разные стрелянья из пушек не очень приятны, особенно потому что это полностью расстраивало регулярность моей жизни». Впрочем, сражался храбро, иной раз даже дерзко, и ничто в этот период не предвещало особого гуманизма и «непротивления», которым впоследствии так прославился Толстой. В ожидании настоящего «горячего дела» будущий гуманист пишет: «По мере сил моих буду способствовать с помощью пушки к истреблению хищников и непокорных азиатов». Кстати, он дважды был представлен к Георгиевскому кресту, и оба раза награда пролетала мимо. Впоследствии уверяли, что это Толстого не очень расстраивало, поскольку он, мол, уже тогда осознал, как мерзко получать награды за убийство. Тем не менее вот как говорит сам граф: «Я вам признаюсь откровенно, что из всех военных наград я имел тщеславие добиваться именно этого маленького крестика и что это препятствие доставило мне большое горе…» Ударом на удар Образ чуть ли не святочного старца с бородой, этакого универсального учителя жизни для поколений русских людей, не соответствует реальному человеку. Считается, что после севастопольской мясорубки, где артиллерийский поручик Толстой вплотную столкнулся с ужасами глобальной войны, характер его изменился именно в сторону будущего «непротивления». Но того трогательного мальчика Лёвушки, что верил в некую зарытую около Ясной Поляны зелёную палочку, на которой написан рецепт человеческого счастья, больше нет. Есть непримиримый боец - талантливый, умный, гордый, надменный, завистливый и жестокий. Эта характеристика, которая вроде как не вяжется с привычным Толстым, подтверждается самим графом. Во всяком случае к собратьям по литературному труду он относился именно так. «Полонский смешон…», «Панаев нехорош…», «Авдотья (Панаева) - стерва…», «Писемский гадок…», «Лажечников жалок…», «Горчаков гадок ужасно…», «Тургенев скучен…», «Тургенев - дурной человек…» Не удостоилось пощады даже «солнце русской поэзии»: «Читал Пушкина… «Цыганы» прелестны, остальные поэмы - ужасная дрянь…» Кстати, похоже, слово «дрянь» было у графа одним из любимых: «Читал полученные письма Гоголя. Он был просто дрянь человек. Ужасная дрянь…» Доставалось и Родине - после заграничной поездки Толстой оставил запись: «Противна Россия. Просто её не люблю… Прелесть Ясная Поляна. Хорошо и грустно, но Россия противна…» Трусом, однако, граф не был и запросто мог повторить свои характеристики в лицо любому. Как-то в разговоре с Чеховым Толстой выдал прекрасное: «Вы знаете, что я терпеть не могу Шекспира. Но ваши пьесы ещё хуже…» Уильяму Шекспиру и впрямь не повезло. Три сотни лет триумфальных представлений по его пьесам были разом перечёркнуты вескими доводами: «Прочёл «Юлия Цезаря». Удивительно скверно» и «Какое грубое, безнравственное, пошлое и бессмысленное произведение «Гамлет»!» Прошло совсем немного лет, и жизнь показала свою извращённую иронию. Толстой, только что бывший состоятельнейшим барином, настоящим аристократом и прилежным семьянином, вдруг с пугающей точностью повторяет судьбу одного из персонажей ненавидимого им Шекспира - короля Лира. Отрекается от поместья, титула, авторских прав и, покинутый всеми, кроме одной дочери, бежит в неизвестность, а в конечном итоге - к смерти. Единственное утешение - похоронили графа в том самом месте, где он с братьями безуспешно искал в детстве ту самую зелёную палочку, которая должна была принести счастье всему человечеству.
|
Apriori | 21-09-2008 19:34 #1 | Тигрь-Людовед Группа: Passive | Спасибо большое. Прочла с интересом...
:): - смайл Шрёдингера | Жемчужная | 21-09-2008 19:44 #2 | Уснувший Группа: Passive | Любопытно. Впрочем, после этой фразы: "И как учился - любо-дорого посмотреть. Само начало университетских лет было феерическим - абитуриент Толстой на вступительных испытаниях, к которым готовился два года, умудрился схлопотать кол по русской и всеобщей истории, а также кол по географии.", где автор вроде бы заявляет об учебе в универе, а на деле приводит пример лишь со вступительных экзаменов - то есть лукавит - пропало доверие и ко всем остальным "открытиям" из жизни великого без всяких преувеличений Льва Толстого. И даже дальнеший рассказ о в самом деле неважнецкой учебе не разрушил скептического настроя к статье. Да, и образ мудрого старца не имеет никакого отношения к бурной молодости автора. В коей он признавался и раскаивался во многих своих произведениях.
| письмо генералу Z_elenne | 21-09-2008 22:01 #3 | Автор Группа: Passive | "муж, чьи правнуки босые тоже редко видят мясо")
живой человек. даже более живой, чем многие прочие.
я вот не усматриваю особого героизма во всем его curriculum vitae, особенно в конце
относительно статьи: сейчас модно развенчивать завоевания прошлых времен. "аргументы" всегда были на нужной волне, и в этот раз не подвели страждущего читателя. но газетенка желтая, об этом надо помнить все-таки.
Целую. Твой верный Жак. | Просто | 22-09-2008 12:02 #4 | Автор Группа: Passive | | vaffanculo! | 22-09-2008 12:17 #5 | Уснувший Группа: Passive | Толстой только лишь хроникер, Джей? Правда? Он не больше хроникер, чем, цитируемый тобой Джойс. Который сам говорил когда-то, что по Улиссу можно было бы восстановить Дублин в случае его разрушения. (и Джойс кое в чем ещё был хроникером, хе-хе, раз уж на то пошло)
«Отец Сергий», «Крейцерова соната», «Альберт», здесь жизни и характеры типичных русских с их морально-этическими принципами и проблемами. Ошибочно считать Толстого хроникером, имея ввиду одну лишь «Войну мир».
Толстой - гений описательности. Кто-то из литературоведов сказал, что лишь в одной «Войне и мир» насчитывается около 150 описаний разного выражения глаз и около двухсот описаний выражения губ. Это мастерство.
И я не знаю, кто бы лучше мог описать всю палитру человеческих страстей и пороков…
| Просто | 22-09-2008 12:52 #6 | Автор Группа: Passive | | vaffanculo! | 22-09-2008 15:44 #7 | Уснувший Группа: Passive | jejeje,вообще когда ты сказал про хроники, я само собой подумала про исторические хроники, недаром произведения Толстого называют "историческими эпосами", отражающими определенную эпоху. А ты, оказывается, про внутренние хроники человека, так, я правильно тебя поняла? Про описания мимики, разные и ни разу не повторяющиеся в таком большом романе и в таком кол-ве, это всего лишь такой мааааленький нюансик способностей данного автора, а не костяк его творчества. Поэтому если бы встретился Толстой и ему сказали бы, что Вы, Лев Николаевич, даже в мелочах уникальны и гениальны, он бы никому ничего не дал бы)))То был пример просто. Я ж не утвержаю, что он ради этого одного писал. Это было бы смешно, зная меня) Мне просто не понравилось слово "дрянь", которое ты, кстати волен говорить, и вот я встряла. Если б мне было лет 17, и все, что я знала о Толстом - это школьная пограмма, не исключенно, что я могла бы тоже самое про себя подумать (не я дрянь, а творч-во указанного автора, прошу не путать))). Но уже после школы, спустя годы, я прочитала Толстого всего и матерю наших учителей по лит-ре, что подсовывали нам далеко не лучшее у этого автора. Про Достоевского и Чехова. Понимаешь ли, у каждого читателя есть своя классификация литературы, её авторов по их произведениям. У меня она тоже есть. Имею право)) Толстой - это пороки и страсти русского человека Чехов - ирония над человеческими судьбами Достоевский - взаимоотношения людей, тончайшая психология отношений, недаром ФМ называют величайшим психологом. Всё, отличник закончил))) | Просто | 22-09-2008 15:48 #8 | Автор Группа: Passive | jejejeиметь мнение и иметь мнение- две большие разницы. Жаль что не могу представить Вас как прозаика или поэта. Не люблю закрытых очками лиц. | Зьміцер Александровіч | 22-09-2008 21:21 #9 | Автор Группа: Passive | Спорить о творчестве Толстого можно долго и бессмысленно, поскольку единых критериев нет и быть не может. Меня вот заинтересовал вопрос о публичных характеристиках собратьев по перу вообще, и толстовские, в частности. Каковы этические критерии в писательских взаимоотношениях? В каких рамках должна находиться та степень публичной откровенности, что позволена писателям?
Non numeranda sed ponderanda argumenta | patriot | 23-09-2008 13:33 #10 | Уснувший Группа: Passive | Таки а чё о нём спорить?!.. Толстой - он и есть Толстой. Как и сало - оно не всем полезно и не всем приятно, но от этого оно не перестает быть салом ;) В каких рамках должна находиться та степень публичной откровенности, что позволена писателям? Да, вероятно, в тех же самых, что и у обычных людей... Между прочим, Лермонтов, по воспоминаниям, был большая сволочь... Человек - он и есть человек, даже если у него за ухом гусиное перо торчит. И ничто человеческое ему не чуждо. Между прочим, на мой взгляд, Лев наш Николаевич был вполне заурядным драматургом. Так что его оценки драматургии вполне могут обусловленны "нетеатральностью" мышления Льва свет Николаевича... Да ну, какие там гламурные подонки! Так... комбедовцы духа. | patriot | 23-09-2008 14:00 #11 | Уснувший Группа: Passive | Скажу еще пару фраз...
Во-первых, "Толстой ненавидел Шекспира" явно сказано с перебором высоты: "терпеть не могу" - да, как автора, но ненависть - чувство уже относительное к живому и знакомому человеку или, по крайней мере, человеку-символу типа Гитлера.
Вообще же наивно ожидать от писателей (в данном случае я не разделяю прозаиков, поэтов и т. д.) джентльменского цилиндра, лайковых перчаток и китайских церемоний: ведь для того, чтобы быть действительно Писателем - не стряпателем бестселлеров, а именно Писателем - человеку изначально надо быть в том или ином роде изгоем, потому как именно невозможность самореализации, самовыражения и хотя бы обычного понимания в обыденной жизни и подвигает оного к "этой муке, болезненному, постыдному занятию, что-то вроде выдавливания геморроя".
Так что все мы - Великие Писатели - немного козлы, сволочи и ублюдки... Радует лишь одно - не все козлы, сволочи и ублюдки к тому же еще и писатели... ;)
Невеликих - в смысле, просто писателей - прошу не волноваться: Вы - белые и пушистые...
Сообщение правил patriot, 23-09-2008 17:33 Да ну, какие там гламурные подонки! Так... комбедовцы духа. | Зьміцер Александровіч | 23-09-2008 19:40 #12 | Автор Группа: Passive | Давно я подбирался к этой мысли: "для того, чтобы быть действительно Писателем - не стряпателем бестселлеров, а именно Писателем - человеку изначально надо быть в том или ином роде изгоем, потому как именно невозможность самореализации, самовыражения и хотя бы обычного понимания в обыденной жизни и подвигает оного к "этой муке..." patriot неплохо сформулировал. Еще согласен с тем, что"Радует лишь одно - не все козлы, сволочи и ублюдки к тому же еще и писатели..." Non numeranda sed ponderanda argumenta | patriot | 23-09-2008 19:54 #13 | Уснувший Группа: Passive | А что к ней подбираться?!.. Она очевидна для всех, кто не молится на "писатель - инженер человеческих душ" (согласитесь, вполне ежовским или бериевским душком от этих слов потягивает!). Нет, писатель - он вполне УБОГИЙ человек...
Сколько самосарказма во фразе: "Пишет, как начинающий, а пьет, как классик!.."
А союз писателей - скорпионы в банке по определению.
Сообщение правил patriot, 23-09-2008 19:55 Да ну, какие там гламурные подонки! Так... комбедовцы духа. | patriot | 25-09-2008 17:19 #14 | Уснувший Группа: Passive | Коссович про изгойство сказал неплохо:
В моей любви к животным городским – Бичам, интеллигентам, тараканам – Нет позы, нет надуманной тоски, Гражданских чувств, что ноют, словно раны.
Я просто констатирую житьё, Я вижу то, что надо бы не видеть...
...
Так вот: в моей любви нет ничего. Я вмятина на роже у асфальта, А может, и на жопе у асфальта – Но где-то эта вмятина должна быть?
Сообщение правил patriot, 25-09-2008 17:20 Да ну, какие там гламурные подонки! Так... комбедовцы духа. |
|
|
|