Литературный Клуб Привет, Гость!   ЛикБез, или просто полезные советы - навигация, персоналии, грамотность   Метасообщество Библиотека // Объявления  
Логин:   Пароль:   
— Входить автоматически; — Отключить проверку по IP; — Спрятаться
Бушует осенний вихрь!
Едва народившийся месяц
Вот-вот он сметёт с небес.
Какэй
Алари
Символ эпохи
Один взгляд - на пять российских фильмов
Событие:
Алари, 05 12 2007 21:35
Полузакрытое Сообщество ЭЙЗЕНШТО?
Один взгляд
Не могу писать об одном фильме, не пересказывая его сюжет. Поэтому в первом своём обзоре (надеюсь, он окажется востребованным, а не последним) я решил просто пройтись по нескольким фильмам, сказать о каждом пару слов, заметить несколько тезисов, которые интересно развить после просмотра фильма. Итак.

Во всём чувствуется дух времени. Поэт не будет услышан, если он опережает своё время, и слух не готов к его пониманию, или если он продолжает дело Пушкина – уже раскрытые темы, исчерпанный в первоисточнике и в веках стиль. Дело поэта, мне кажется, быть в резонансе с обществом, с волнующими его проблемами. И вот, с одной стороны:

Потому что искусство поэзии требует слов,
я – один из глухих, облысевших, угрюмых послов
второсортной державы, связавшейся с этой, --
не желая насиловать собственный мозг,
сам себе подавая одежду, спускаюсь в киоск
за вечерней газетой.

Или Довлатов, или другие голоса поздней советской эммиграции, все имеющие что-то близкое. Быт и глубокое несоответствие происходящего самому себе заставляют поэта – творить в соответствующей интонации, пусть не всегда, но нередко. Хочется ещё одну цитату:

Генерал! Я вам должен сказать, что вы
вроде крылатого льва при входе
в некий подъезд. Ибо вас, увы,
не существует вообще в природе.
Нет, не то чтобы вы мертвы
или же биты – вас нет в колоде.

А прежде, совсем в другую эпоху:

Я раньше думал —
книги делаются так:
пришел поэт,
легко разжал уста,
и сразу запел вдохновенный простак —
пожалуйста!
А оказывается —
прежде чем начнет петься,
долго ходят, размозолев от брожения,
и тихо барахтается в тине сердца
глупая вобла воображения.
Пока выкипячивают, рифмами пиликая,
из любвей и соловьев какое-то варево,
улица корчится безъязыкая —
ей нечем кричать и разговаривать.

И было время множество поэтов всех мастей, и голоса их путались, и их знали, и улица говорила через них – с собой.
Теперь улица предпочитает рэп, офисный планктон ходит на удафком, и дела людям нет до поэзии как голоса. Сменилась конъюнктура в средствах выразительности. Сменился сорт поэтов, как и сама поэзия. И как голос – звучат теперь, например, фильмы. Сейчас в кино особенно остро раскрываются социальные проблемы, мне кажется, ярче, чем в чистой литературе, драматургии, музыке; хотя, возможно, я просто недостаточно осведомлён. Но есть фильмы, заставляющие нас резонировать, появившиеся из нашего резонанса, характерные для нашего времени.

Таков, например, фильм Сергея Лопана "Пыль".

Перемен (12 kb)

Фильм говорит о тяге к великому и живому, что есть в каждом человеке. И внучик, совершенно подавленный своей бабушкой, работающий на фабрике игрушек, становится готов на поступок, едва внешняя, высокая, чувствующая собственную осмысленность власть заставляет вспомнить об этой тяге. А ведь многие из нас переходят к жизни посредственной, совсем не сравнимой с детскими мечтами, если они были. Конечно, становится сломлен юношеский максимализм. Но есть ещё стремление к достоинству.

Вообще бытует мнение, что сейчас не снимают хорошего кино. Люди, так считающие, напоминают тех, кто слушает одну попсу, ничем более не интересуется, и всё-таки ругает тексты за их убожество. Стоит только оглянуться, окажется, что сильных фильмов – море. Вот, например, замечательный фильм Бориса Хлебникова "Свободное плавание".

Дорожные рабочие (78 kb)

Я родился и вырос в третьем по населённости городе страны. Казалось бы, должны быть связи, должно быть понятно, куда дальше итти, хотя бы должны быть направления хода. У меня такое направление есть, но я создал его себе сам. А большая часть студентов, бывших одноклассников и так далее – не знает, куда себя деть, они никому не нужны без портфолио, наработок, рекомендаций. Проблема становления молодёжи очень остра в городах. Но здесь, если посмотреть объективно, и возможностей много, хотя бы следующих из образования. А что в глуши, в окончательной провинции, среди постсоветской разрухи, вставших и перепродаваемых заводов, гнетущей безработицы и беспросветности? Та же армия, которой горожане избегают, может быть для человека из глуши – отдушиной. Одна из историй такого поиска себя молодым человеком весьма удачно, на мой взгляд, раскрыта в "Свободном плавании".

В последнее время в России снято сущестенное количество фильмов, стоящих просмотра как с эстетической, так и с социальной точки зрения. Снимают о поиске выхода из атмосферы несоотетствия. Иногда поиск ведётся с дрожью и приводит к самым болезненным результатам. Как, например, в фильме Кирилла Серебреникова "Изображая жертву".

Вместо моря (49 kb)

Сама работа главного героя (чья роль, кстати, сыграна отлично) – изображать жертву на следственных экспериментах – уже пронизана лживостью. Какая-то дрожь есть в каждом персонаже. В операторше-милиционере, которая, услышав на работе что-нибудь вроде "ну и мясорубку же тут устроили" звонит домой спросить, не забыли ли купить говядину на суп. В конвойном, готовом предать форму за какие-то эфемерные, лёгкие приобретения. И немалого стоит фраза – "вы откуда такие прилетели?!"

В целом, перед нами уже давно что-то изображают. Сначала чиновники плясали, будто в восьмидесятом году Коммунизм. Потом – что будет рынок. Теперь – что все счастливы в потреблении. Глянь в телевизор, так с новостей, на традиционном голубеньком сперва, а теперь иногда с красненьким, таком проработанном фоне, с употреблением высочайших технических средств и приёмов НЛП говорят о том, что в стране случается только хорошее, что мир наш русский ещё чего-то стоит, что головы за нас думают светлые, глаза вперёд смотрят ясные, а то, что по горло в дерьме – так на то "плевать". Нет ни идей, ни приятия потребления и хвалёной демократии.

После крушения коммунистической идеологии в душе народа появился вакуум. Семьдесят лет этот вакуум закрывали насильно, сочиняя лживые обряды взамен христианским, выуживая из голов пустые слова вместо тысячелетней мудрости. Когда идеология коммунизма дискредетировала себя, страна обратилась к церкви. По опросам начала девяностых, наша страна – далеко не атеистическая. Другая проблема – в том, что люди забыли, что такое – верить не по принуждению. Да, да, я хочу сослаться на "Остров" Лунгина.

Святость (18 kb)

Так как я тяготею к пониманию общества и значения в нём религии, фильм кажется мне особенно важным. Иногда я слышу такие аргументы против веры: священники-де ездят к службе на мерседесах, а на нашу копеечку, в храме отданную, с миссией на канары. И пьющие бывают священники, и гордые, и грешные, и какие угодно. Но только откуда они берутся? С Неба Господом Богом даются? Наверное, концентрация святости в духовенстве действительно выше, чем в народе. Но религия мне кажется больше мудростью. Впрочем, совсем не надо мне о религии. А фильм посмотреть определённо стоит, он хорош и с эстетической, и с этической точки зрения. Говорят, священники действительно похожи на изображённых.

Но с чего вообще затеял я этот обзор в стиле "галлопом по Европам"? Дело в том, что сегодня я увидел фильм Михалкова "12".

Сквозняк (24 kb)

Двенадцать присяжных судят чеченского мальчика. Случайное сомнение в одном – заставляет сомневаться каждого. Фильм длится два с половиной часа, действие практически не выходит за рамки одного помещения – спортивного зала в школе. Но концентрация событийности в фильме – удерживает внимание до конца. Действие ставит вопросы ребром – не столько относительно рассматриваемого судебного дела, сколько о нашем менталитете, быте, устоях, обществе. С одной стороны, это то, что делает нас русскими, с другой – далеко не всё русское красиво и достойно. Кажется, благородства в каждой нации – на грош.

И, судя по ярким произведениям искусства, что созданы в России в последние годы, мы остро переживаем это наше несовершенство. Коммунистическая идеология в какой-то мере возвышала нас над остальным миром, также, как и поголовная безграмотность веком раньше. Как пишет Шишкин, "Великая страна рабов". И скинуть гнёт можно только через осознание собственного рабства. Владыка и угнетатель – не царь, не партия, не режим, но сами.

Вот такой получился обзор, больше, может быть, обзор моих мыслей, нежели упомянутых фильмов, но при наличии поддержки – я буду учиться :)
oh_no_oh_my05-12-2007 22:34 #1
oh_no_oh_my
Уснувший
Группа: Passive
Ну что, для начала хочется просто сказать: «Ура!»
Из представленных фильмов смотрела один. (Да, вот такие теперь киноведы, совсем не смотрят современное кино)) Это «Остров» естественно. Картина на мой взгляд очень противоречивая. С одной стороны – это очень хорошо, что фильм религиозной направленности смог притянуть к себе массового зрителя, с другой стороны, тема то очень поверхностно показана. В данном случае я не имею в виду чудесного Мамонова, который и вытянул весь фильм, а может и создал. Хотя, думается, посади его в режиссерское кресло, мы бы получили нечто более глубокое. Лунгин режиссер слабый, мое мнение. Была на его мастер -классе. Поняла, что нельзя ему снимать фильмы о вере, не дорос еще. Ну как можно брать на себя такую ответственность, когда ты сомневаешься, можно ли снимать молящегося человека. У режиссера просто априори не может возникать таких вопросов. Это все должно быть осмысленно заранее и уж коли ты сомневаешься - не снимай, иначе какое-то нечестное кино у нас получается.
«12» не смотрела, поэтому ничего говорить не буду, правда и смотреть мне не шибко хочется, но надо. За остальное, спасибо, постараюсь все поглядеть )
oh_no_oh_my05-12-2007 22:35 #2
oh_no_oh_my
Уснувший
Группа: Passive
ах, да! рекомендую из последнего отечетвенного "Изгнание" Звягинцева.
Mitsuki Aili Lu05-12-2007 23:12 #3
Mitsuki Aili Lu
Сказочница
Группа: Passive
ми смотрела два из... Пробуй, Мить, эх... за пробу еще никто не убивал... Несколько взглядов и почти целый, объемный апельсин.
"кто-то с улыбкой, (и где её черти носят), выдаст тебе доспехи и пару крыльев." (с) DAN
Лебедь06-12-2007 00:16 #4
Лебедь
Автор
Группа: Passive
фильм религиозной направленности смог притянуть к себе массового зрителя, с другой стороны, тема то очень поверхностно показана

Фильм то совсем не о религии, скорее– о человеке, нашедшем Бога. А секрет успеха прост: люди настолько устали от "форматного" кино, скопированного с голливудского, про успешных менеджеров, бандитов и ментов, что режиссер создавший что то новое автоматом поднимается на гребень.

Оффтоп: Мить, ты не хочешь создать в "Дискуссиях" раздел "Обсуждалки", где можно будет высказать мнение по прочитанным книгам и фильмам?
oh_no_oh_my06-12-2007 11:24 #5
oh_no_oh_my
Уснувший
Группа: Passive
я сказала "религиозной направленности", а не о религии. Кстати, как человек к этому Богу пришел, в картине так и не показано. Спустя 20 лет человек в Бога поверил, а каков его путь к нему - сами догадывайтесь.

Насчет успеха. На самом деле тут все просто. Реклама у фильма была огромная. Причем "Остров" позиционировался как какой-то триллер-боевик.(можно вспомнить рекламу по тв, ну и вообще почитать аннотацию на диске.) Плюс на вторые роли были приглашены популярные у массового зрителя актеры -Дюжев и Сухоруков. Вспомним игру Дюжева, она отвратительна. Но это ошибка режиссера, взявшего на вторые роли актеров с уже сложившимся образом. Другая часть зрителя пошла на Мамонова, это все-таки культовая фигура.
К тому же в фильме ужасно не проработаны детали, а это знаете один из таких критериев, по которому и определяется качество картины.
в облаках06-12-2007 12:29 #6
в облаках
Автор
Группа: Passive
помимо выражения собственного взгляда и понимания картины, мне важным кажется напоминание о фильмах. из перечисленных я видела только 2 - остров и жертву. и вот насчёт острова хочу сказать, что он никак не тянет на "анонсированную" глубину. но при этом именно игра сухорукова, как мне кажется, оч даже достойна внимания.
Мить, спасибо за обзор)кстати, напомнил мне о задумке похожего параллельного разбора фильмов
у всех огромная пробоина в башке
Алари06-12-2007 12:44 #7
Алари
Координатор
Группа: AdmX
Спасибо :)

Я до осознаний отдельных картин ещё не слишком, мне интереснее вот – дискуссию под упоминанием посмотреть, чем свой взгляд раскрывать.

Так что если в ближайшее время будут ещё мои статейки в Эйзеншто, то тоже примерно такие, собирательно-обозревательные по стоящему внимания :)
creativity under attack
El Buka08-12-2007 15:04 #8
El Buka
Грубиян
Группа: Passive
Российский кинематограф нужно забанить по IP, дабы он не калечил ни местных, ни зарубежных мирных фтыкателей.
El Buka.
If you're 555, then I'm 666! (c) Slipknot "The Heretic Anthem".
Алари09-12-2007 07:32 #9
Алари
Координатор
Группа: AdmX
El Buka, езжай в Новую Зеландию.
creativity under attack
írói álnév09-09-2008 11:46 #10
írói álnév
Фенек
Группа: Passive
Перечитала. Из всего несмотренной осталась только "Пыль".

А будет ещё обзор?..
Живите в доме – и не рухнет дом. © Арсений Тарковский
Алари09-09-2008 12:16 #11
Алари
Координатор
Группа: AdmX
авось будет. не знаю :)
creativity under attack
Сейчас на сайте:
 Никого нет
Яндекс цитирования
Обратная связьСсылкиИдея, Сайт © 2004—2014 Алари • Страничка: 0.02 сек / 30 •