|
|
|
|
aloorpro
Любитель мате | Настроение: столько всего надо сделать... Музыка: Несчастный случай Тема: "Бойцовский клуб" Паланика Добавлено: 05 02 2008 11:55:49 |
Вчера ночью я дочитал одолженную мне обозначенную в теме книгу, там были выделены уголками различные мысли, я в принципе понимал возможность их путеводности, но в голове не отложилось. Выполнив это действие (а на самом деле раньше), я понял, что у Паланика не хватило фантазии. Странно, не так ли? про нее как-то очень много говорят, а на деле это книшка могла быть в два раза короче. Есть ходы положительные, стилеформирующие, они вторичны. Есть отрицательные в своей деструктивности, они от недостатка мыслей. Когда пишешь без мыслей в голове, цепляешься за то, что уже упомянул, и развиваешь эту мысль. Соответственно, возникают повторения. Некоторые любят Чака Поланика за повторение, а ведь это - прямое следствие недостатка мыслей и нечувствиетльности к тексту. Пример. В начале книги есть рефрен "Ты просыпаешься в..." Там описываются командировки, уже довольно подробно описанная бессоница и знакомство с Тейлером. Этот рефрен повторяется так часто, (часто на следующей строчке, но чаще - через два абзаца), что понимаешь, что автору он требовался главным образом для того, чтобы начать излагать мысль, логически не связанную с предыдущей, а поиск названия отелей помогал ему освободиться от уже написанного текста. Я много раз слышал, что автор несвободен от текста так же, как композитор - от предыдущей ноты и духа произведения в целом, и эта мысль всегда мне казалось мудрой. Кажется такой и сейчас. Положительные сюжетные ходы так же заимствованы, я не мог не обратить на это внимания, хотя это естественно, - ведь тот, кто был первичен, сильно мною любим. Разберемся. Тайлер работает киномехаником и официантом и проводит на работе диверсионную работу по расшатыванию нервов населению - сакральный смысл всех этих действий не раскрывается, весело и все тут, а так же есть время спустя возможность не ходить на работу и получать деньги, хотя и сомнительно. То есть для сюжета не столь важно, что он там подливает в холодный картофельный суп-пюре на молочной основе. Так что мне это бросилось в глаза. Вспомнилась "Книга Мануэля" Кортасара и его микрагитация: наполнять пачку сигарет окурками различной длины и потом продавать; разыгрывать сценки в целях обратить внимание общественности на действия правительства; пожимать руку водителя автобуса перед тем, как выйти, - все с целью выдергивать людей со своих насиженных мест и заставить думать. Перед Палаником такой задачи не стоит. Главной идее книшки лет сто пятьдесят, если не двести. Остальным тоже. Это идеи анархистов, как несложно догадаться, а также Ницше. Заслуга же Паланика в том, что он это совместил, придал происходящему масштаб и написал таким языком, чтобы это стала читать молодежь. За что ему и спасибо. А контркультурности Томпсона в книге нет. Томпсон омерзителен, и его контркультруность в том, чтобы выжимать из своей омерзительности максимум для себя. Чак Паланик - нет. У него - бунт серой массы в цивилизационной стадии развития культуры Запада (читайте Шпенглера) - все хотят быть уникальными и стоящими внимания. Единственная обыденность, которой противостоит Паланик - лицемерие. Он не контркультурен, он просто писатель. Вероятно, как и многие в Америке, перекованный из жерналиста.
|
vaffanculo! | 05-02-2008 17:44 #1 | Уснувший Группа: Passive | На мой вгляд, не самая удачная у Паланика вещь. А рефрен....так он во всех книгах у него, только различной формы, типа собственной фишки) Наиболее удачный рефрен в "Колыбельной", ну а в "Уцелевшем" как раз краткость сестра Паланика в плане изложения стоящих мыслей.
| geekboy | 07-02-2008 10:56 #2 | Уснувший Группа: Passive | фантазия это наверно перераспределенный жизненный опыт новизна картин скорее сама придет в голову человека, очистившегося от всего, что емУ не свойственно чем просто в голову, усиленно выстраивающую эти картины, бросающую в дело не проверенные лично на вкус впечатления, детали, не родные - а такие нельзя проверить на входе на false n trust - и в итоге будет перекореженная, не такая уж настоящая раскадровка ~ реальность
все таки новизна и соответсвие - которые мы безошибочно отмечаем в хороших произведениях - проистекают из неискаженного восприятия автора себЯ, и потом остального, когда либо пропущенного сквозь личную оптику etc
то чт принимается за масштабность мира и ~ фантазию - хорошо произведенное отсечение лишнего и спорного, отсев звуков, ассоциаций, повадок и лиц, воспроизводимых ситуаций из своего прошлого
привязка к ~ нотной зависимости непосредственно участков текста уууузко дана
текст вряд ли сплошной, можем иметь 10 000 начальных точек вне обязательной связи именно с предшествующим участком при этом легко моделируются смещение и задачи наложения звучания - теми же полосами курсива и обычно-происходящего - если взять самое примитивное
и разброс/перепад по ~ октавам - то что и в музыке сопоставляется с ~ состоянием - как бы в пространстве намного больше
если работать с блоками, перепадами, а не сплошняковой жевательной массой, проблема *последовательного заполнения белой бумажки* (чтобы читать складно?) преобразуется в запись и подачу отдельных картин
каждый раз вы имеете свободу выбирать ключ подачи / вы имеете возможность отобрать тОлько важные вАм (а не логике сюжета) картины / проблема стыка звучания имеет место лишь на сжатых очерченных полигонах и вне их она выводится на уровень выше, сводясь к переплыву кадра; ваше произведение не монотонно стучащий состав с углем о 40ка вагонах, стук которого доводит до отупения после 2х минут, а каждый раз набегающий и уносящийся шум, поток, всегда неожиданный, с разных сторон
вы заставляете читателя жить и реагировать, освобождаясь сами от необходимости засыпать целый состав той обычной хренью, мурой, какую и пнуть то лень
|
|
|
|