Вчера по "Культуре" показывали документальный фильм о замечательном скрипаче Максиме Венгерове.
Максим может показаться кривлякой, чересчур артистичной громадой, насилующей скрипку. Он очень популярен на западе, в 2004 году стал лауреатом грэмми, у него контракты с ведущими звукозаписывающими фирмами. Имидж счастливчика. Однако в его игре - неудержимая энергия, с легкостью перекрывающая своим потоком все возможные к нему претензии. Максим показался мне очень непосредственным существом. Он полагает, что если бы в жизни не было таких вещей, как музыка или танго, существование было бы бессмыссленно. Идеалисты неактуальны в 21 веке, но безоговорочно доверять у меня получается только подобным людям.
Забавно: в Ютубе Максима можно посмотреть, набрав в поисковике "Vengerov", а не "Венгеров".
Предлагаю посмотреть в его исполнении Венявского (с небольшой предысторией) здесь: http://youtube.com/watch?v=dADqk_wefTw&feature=related
Также - исполнение с оркестром "Виртуозы" "Танца с саблями" Хачатуряна здесь: http://youtube.com/watch?v=bNBNqcp4mL8&feature=related
Десятиминутный отрывок из документального кино (эпизод о том, как Венгеров записывал симфонию Бетховена с Ростроповичем) - здесь: http://youtube.com/watch?v=f8KtxN_cgdI
И справка.
Максим Венгеров родился 20 августа 1974 года в Новосибирске, учился игре на скрипке с пяти лет, занимаясь у Галины Турчаниновой, а позднее - у Захара Нухимовича Брона.
Захар Нухимович Брон (род. 17 декабря 1947, Уральск) — российский и немецкий скрипач и музыкальный педагог. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1985), народный артист РФ (1999). Учился скрипичному мастерству в Одессе в Музыкальной школе Столярского в классе Артура Зиссермана, затем в Московском училище имени Гнесиных в классе Бориса Гольдштейна и, наконец, в Московской консерватории в классе Игоря Ойстраха, по окончании которого (1971) остался в консерватории ассистентом. Участвовал в значительных международных конкурсах, в том числе в Конкурсе имени королевы Елизаветы (1971). Основные достижения Брона связаны, однако, с его педагогической деятельностью, начавшейся в 1974 г. в Новосибирской консерватории. Одним из первых учеников Брона был Вадим Репин, в 1982 г. в 11-летнем возрасте выигравший Конкурс скрипачей имени Венявского. Среди других новосибирских учеников Брона были, в частности, Максим Венгеров, Наталья Прищепенко и др. В 1989 году Захар Брон вместе с семьей и учениками - Вадимом Репиным, Максимом Венгеровым, Николаем Мадоевым, Натальей Прищепенко - переехал в Германию (г.Любек), где получив место профессора любекской высшей школы музыки (консерватории), продолжил педагогическую деятельность. С 1997 г. З.Брон - профессор Высшей школы музыки в Кёльне. В период работы в Германии лауреатами различых международных конкурсов стали следующие ученики З.Брона: Дайшин Кашимото, Латица Хонда-Розенберг, Аркадий Гутников, Маюко Камио и другие. Захар Брон работает, главным образом, в Западной Европе, а также Японии, являясь профессором консерваторий Лондона, Мадрида, Цюриха, Кёльна и других)
В свои 33 года Максим Венгеров является одним из наиболее выдающихся мировых скрипачей. Свой первый сольный концерт Венгеров дал, когда ему исполнилось 5 лет. В возрасте 10 лет после обучения у Галины Турчаниновой и профессора Захара Брона он получил первый приз на Юношеском конкурсе имени Венявского. В 1990 году, в возрасте 15 лет, он стал лауреатом Международного конкурса скрипачей имени Карла Флеша, подтвердив репутацию музыканта самого высокого уровня.
В мае 2000 года, после 10-летнего контракта со звукозаписывающей компанией Teldec Classics, Максим Венгеров заключил контракт на эксклюзивных условиях с компанией EMI Classics. К этому времени среди достижений Венгерова были такие номинации, как лауреат премии компании Граммофон «Молодой артист года» и «Артист года» премии Ritmo (Испания) в 1994 году, лауреат премии компании Граммофон «Запись года», а также лауреат премии Гремми «За лучший классический альбом года» и «Лучший инструментальный солист с оркестром» в 1996 году, обладатель премии Эдисона «За лучшую концертную запись» в 1997 году, лауреат премии компании Граммофон «Артист года» в 2002 году, а также лауреат премии Эдисона и «Грэмми» «Лучший инструментальный солист года» (с оркестром) за исполнение Скрипичного концерта Бриттена и Концерта для альта с оркестром Вальтона в 2004 году.
В 1997 году Венгеров стал первым классическим исполнителем, который был удостоен звания посланника ЮНИСЕФ. В этой роли Венгеров дал ряд концертов для необеспеченных детей из Уганды, Гарлема, Таиланда и Косово. В рамках данной деятельности Венгеров не только вдохновил детей во всем мире своим высоким искусством, но и привлек внимание других лиц для финансовой поддержки программ ЮНИСЕФ. Другим страстным увлечением в жизни Венгерова является его преподавательская деятельность через мастер-классы. Один из его мастер-классов для молодых музыкантов был записан Четвертым телевизионным каналом и стал частью документального фильма о Венгерове под названием «Играя сердцем», который был представлен на Каннском телевизионном фестивале в 1999 году. С октября 2000 года Венгеров является профессором по специальности скрипка в Консерватории в Сааре.
Максим Венгеров регулярно выступает в качестве солиста и дирижера с ведущими оркестрами, работает с выдающимися дирижерами, вместе с Тревором Пинноком дебютировал на скрипке эпохи барокко, в недавнее время начал играть на альте. Регулярно выступает по всему миру с сольными концертными турами, а также дуэтом. Свой сезон 2004/05 Венгеров открыл концертом в Нью-Йоркской филармонии с Лондонским Симфоническим Оркестром. До конца 2004 года Венгеров гастролировал по Дальнему Востоку и Европе со своей программой виртуозных произведений. Эта программа была записана и выпущена компанией EMI. 2005 год для Венгерова стал годом перерыва от концертной деятельности, но в течение которого он обучался мастерству импровизации у Дидье Локвуда, занимался танго, готовился к исполнению нового альтового концерта, написанного специально для него Вениамином Юсуповым. Мировая премьера концерта состоялась в мае 2005 года в Ганновере с оркестром NDR. В 2006 году Венгеров возобновил свою концертную деятельность серией мировых турне с концертами Моцарта в сопровождении камерного оркестра UBS Вербье Фестиваль и сольным турне с исполнением произведений Моцарта, Бетховена, Прокофьева и Шостаковича. В настоящее время он записывает полное собрание скрипичных концертов Моцарта и Симфония Концертанте (с альтистом Лоренсом Пауэром) для компании EMI Classics, первый диск которого был выпущен в начале 2007 года, что по времени совпало с его мировым турне в сопровождении камерного оркестра UBS Вербье Фестиваль.
Статья в Википедии о Максиме на русском языке очень небольшая, тогда как на английском - со всеми деталями биографии.
Смотрите-ка, как легко у нас нонче бросаются адиосами, как не уважающие себя работники - заявлениями об уходе)))
Примерно такого имхо я и ожидала, потому и сомневалась в рациональности предложения сей статейки в музсообщество) Но это не беда. Я писала дневниковую запись, без претензий.
Аврелий Виктор писал, что Клеопатра проституировала. Обратим же презрение наше на Клеопатру, эту спекулянтку от красоты! ну-ну)
И к чему эти лицемерно-целомудренные зачеркивания? Чай Вы не девочка, Дядя.
írói álnév, для меня кино было неожиданностью, иначе, возможно, поделилась бы анонсом.
Музыкант, не композитор, - всегда технарь, при всей исключительной тонкости настройки его внутреннего исполнительского инструмента, при всей оригинальности интерпретации. И конечно же, кроме скрипки и танго в жизни есть много интересных и стоящих вещей. Самое приятное в фильме, пожалуй, было наблюдать за тем удовольствием, которое доставляет Венгерову его основное жизненное занятие. Это вдохновляет.
Однако же признаю, что Венгеров - шоумэн. А классическая музыка не нуждается в шоу. Она даже не нуждается в исполнителе.
"Чем слышнее куплет, тем бесплотнее исполнитель." А Венгеров - упитанный!)) Иначе говоря, он претендует на успех музыки, притом - чужой. Подобное неприятное качество было у Паваротти, но тот хоть сам был инструмент, т.е. имел то право на гордость, которое заявляют ухоженные красавицы и красавцы - на свою красоту. Но выкачивание немыслимых денег из своей красоты выглядит слегка бесчестно, правда? Будто все эти очаровашки нажились на том, что им не принадлежит. На даре люди не спекулируют: дар спекулирует человеком, забирает у него человеческое в обмен на - нечеловечное. Никто и не читает небось эти мои вечерние размышления о Божием величестве)) как это там у Михайлы..
Как в сильном вихре тонкой прах, В свирепом как перо огне, Так я, в сей бездне углублён, Теряюсь, мысльми утомлён!
... сижу вот теперь и раздумываю: музыкант меня очаровал или мужчина, и думаю - мужчина в музыканте, а не наоборот.