Как недавно сказал Евгений, мои программы страдают от скуки. Он даже добавил "Дружественный интерфейс у тебя носит характер меланхолии, еще чуть-чуть и покажется, что программа вздохнет через колонки". Он очень прав. Подход к программированию имеет значения, но у каждой программы есть ИДЕЯ. Когда писалась Unix , у людей была Идея. А вот сейчас... Зачем я это пишу? Ну конечно, работа есть работа. Приготовить столько-то набросков реляционной базы данных, столько-то формирований запросов к ней. И кто будет работать с моим продуктом? Представляю секретаршу. Ей так же скучно. Садится она, думает о проблемах и личной жизни, которой, к слову, у нее нет. Она садится за компьютер, включает ненавистную мою программу начинает писать. Долго и вдумчиво. И цифры, "дебет, кредит, итого" называют ей ту сумму, которая скоро погреет карманы стяжательного начальства. И программа вдруг говорит ей - "а зачем ты живешь? Чего ты достигла?" А я все пишу код, добавляю процедуры, одна вызывает другую. Последовательность вызовов, точное перенаправление и, наконец завершающий цикл. Условия педантично разделены табуляцией, переменные сливаются с константами в танце и конвейер функции выдает результат. Евгений пьет кофе. Он всегда его пьет, так как управляется быстрей меня. Да, не спорю - программист из меня не важный. Внимательно посмотрев на монитор, он переключает утренний взгляд на окно. Зима. Календарная весна, но снег, холод и все то, что контрастирует с уютом обжитой квартиры, например моей, куда я хочу вернуться.
- Юр, а ты никогда не думал, что может повлиять на человека в решающий момент? Обычно, какая-то мелочь. К примеру, в рассказе Грина "Слабость Даниэля Хортона" человек в лесу хочет застрелиться, но случайный путник кидается на него, отводит ружье и говорит "Не делайте этого, ОНА придет!".
Евгений любит приводить примеры из литературы. Это мне знакомо. Я и сам читал много, но он говорит не о сюжете, а о том, что показывает его душа после осознания мыслей писателя.
- Как сказать... Вот если-бы можно было поддержать человека, даже находясь далеко от него, это интересно. И главное - если ты далеко от него, то не будет "славы". Не будет осознания своей важности, мол, "какой я хороший, помог другому". Ведь сейчас все делается на публику.
- Главная публика - это твое сердце. И в отличие от окружающих, обмануть его нельзя.
Я немного подумал и ответил:
- Но ведь огромное количество людей обманывают свое сердце каждый день. Не видят, как много всего, к чему стоит идти как на костер в ночи.
- Ты прав. Но... Есть маленький секрет. Он и не обманывают сердце, это оно обманывает их. Ведет не к тем кострам. Ну ладно, я пойду, ты поскорей закончи с программой, ее завтра надо уже сдавать главному программисту.
- Удачи, Женя.
Да, надо дописывать поскорей. В офисе сегодня не так людно, все же выходной. Когда человек сосредоточен на деле, он мягко продумывает действия. И все же я хотел большего от программы. А именно - оставить там частицу себя. Все те строки кода, что я видел, как - бы говорили: "допиши еще, ты же давно хотел". Будто написать на стене утреннего тумана надпись для тех, кто сможет прочесть. Передать привет кому-то. Мягкое хокку о волне жизни, какая омывает берег наших душ. И обязательно не первому попавшемуся человеку, а особому, случайно выбранному. Итак, псевдослучайные числа укажут, кто увидит мой привет. Программа уже компилируется и работает, а проверка... Проверять ее должен не я. Прошло три часа, и я оторвался от работы, закончил ее полностью. Последний мазок на картине удался, удалось и обрамление. Цифры, вычисления в программе ничего не значат. Они - снег, осталось думать о том, кто найдет цветок под ним... Катерина чувствовала сегодня то ожидание, какое посещает тогда, когда ждать нечего. Из-за этого оно становится очень притягательным, как притягателен мистицизм, когда не знаешь его суть. Весенние ручейки, солнце и лениво-добродушный город кажутся необычными, ведь так отвыкаешь от этого зимой, ловя физическое тепло в чашке чая. Работа закончена, но сидеть в офисе нужно. И создавать видимость занятости. Включение рабочей лошадки, по имени "Pentium-2 ММХ" было отчасти ненужным, однако она сделала это. Экран загрузки, так знакомый. Шуршанье винчестера. Окно программы подсчета финансов... И вдруг монитор с легким треском сменил разрешение. Заполняясь символами ASCII - кода стал вырисовывать портрет юноши, с задумчивым лицом и каким-то отблеском зари в глазах. Картинка стала плавно переходить в другую - ночь, из звезд видны лишь несколько. Вдали углядывается труба завода, мерно источающая дым. В целом картинка выражает спокойствие. Спереди неприглядный дом тормозит взгляд, не дает вглядеться в горизонт. Затем медленно тает и заполняется легкой зыбью, изображение показывает как бы через зажмуренные глаза яркий солнечный свет и брызги моря. Катя никогда не видела моря, но догадалась. Катя удивилась, но это быстро прошло. Любопытство взяло верх. И тут портрет задвигался и сказал "Взгляни в окно, если хочешь увидеть меня.". Она подошла к окну, увидела сначала широкое, все покрытое зелеными листьями дерево. А рядом с деревом, напротив окна, стоял молодой парень. Парень глядел прямо в окнона Катю и тихо улыбался. Улыбался, потому что не растаял в логах серверов, а увидел свою звезду еще тогда, в мерцании пикселя с цветовым кодом 11. И теперь видит ее наяву. Это был я. Я конечно. |