Я вижу музыкантов на улице они поют о дороге по которой приехали, о домах за деревьями, о заходе солнца и городе где желания тают как снег. Мне нравятся их черные руки, отбивающие такт в барабаны, и мне нравятся их повязки на головах, они как знаки неприкасаемых, и девушки у них такие же сильные, они пойдут за ними по разным дорогам, когда однажды сердце одного из них этого захочет, как волна хочет добиться другого берега. Я с ними вместе, и я тоже бью в свой барабан, просто невидимый он, потому что создан из слов. Я иду дальше. На краю тротуара стоят проститутки, по две, курят, на них короткие курточки и такие же юбки, им холодно и поэтому они немного пританцовывают и смеются, им нечего терять в этой жизни где удача или смерть всегда рядом, в любой машине, которая их увозит и снова привозит назад. Я не знаю, когда они спят и видят ли сны но все, что я могу им пожелать это цветных снов, как в детстве, из которого они выбрались кое-как. Я сдерживаю себя, чтобы не сказать это вслух. Я встречаю бродяг. Это профессионалы своего дела: они знают к кому можно приставать, а к кому нет. Они держатся гордо и одинаково пьяные идут точно, как пароход с одной и той же скоростью и балластом. Один из них просит у меня сигарету, и я даю ему, как возвращают долг. Потому что есть родство поэта с бродягой. Оба свободны и знают цену свободе. Впереди ярко горят аттракционы. Блестящие от рекламы и массы фонарей. Такие мало напоминают детство. Они скорее напоминают взрослость – хулиганскую, где пробуждаются желанья совсем не детской грубости. Я не люблю эти новшества, но они навязываются хуже чем снег на голову, их наглая музыка звучит еще два квартала. Люди идут толпами и делятся на две категории – до аттракционов и после. Я не вхожу ни в одну из них, но разве виновен я в этом? В витринах магазинов работают телевизоры. Их десятки. Все показывают разное. На одном экране женщины раздеваются. На другом мужчины бросают лассо. Ролики рекламы предлагают зубную пасту и стиральные порошки. Люди останавливаются возле витрины, глядят и двигаются дальше. Все двигаются, только я стою и думаю о рождении и о том, что эту тайну не смогут открыть священники. Ревет полицейская машина. Ей уступают дорогу. Она проносится мимо меня. Люди в машине сосредоточены, их губы сжаты так плотно, что кажется, они никогда не произносят ни слова. В этот момент я думаю что люблю людей, какими бы они ни были и с этим чувством захожу в бар. Бар для меня любимое зрелище. Здесь властвует дух мужчин, алкоголя, и здоровые мужики говорят о серьезных вещах, таких как женщины и зарплата. Или молчат. Так, как в баре, люди нигде не умеют молчать и так много сказать молчанием. Вижу, как подходят мужчина и женщина к стойке. Она покупает водку и воду и становится возле дверей и ждет. Покорная как все жены и скорбная как богоматерь. Я даже уверен, что она в какой-то степени богоматерь, и дома их ждет сынишка и сцена эта обычная и повторяется с небольшими вариациями каждый день. Потому что женщины каждый день плачут и любят. Потому что мужчины каждый день пьют. Потому что проститутки рискуют каждый день выходя на работу. и тем более аттракционы каждый день по сто раз на дню крутят одни и те же песни. А им вторят полицейские машины, что аккуратно объезжают бродяг. И я собираюсь домой, когда собирают свои инструменты музыканты у старого собора, где сумерки приходят раньше на час.
Postscriptum:Это программное стихотворение из моего будущего сборника с таким же названием. Тема города для меня очень важна в стихах. Этот стих написан после моего приезда в Ригу.
|