Литературный Клуб Привет, Гость!   ЛикБез, или просто полезные советы - навигация, персоналии, грамотность   Метасообщество Библиотека // Объявления  
Логин:   Пароль:   
— Входить автоматически; — Отключить проверку по IP; — Спрятаться
Верно, в прошлой жизни
Ты сестрой моей была,
Грустная кукушка...
Исса
Ольга де Бенуа   / ящик пандоры
Картинки одиночества
Рядом со мной на скамейку сел худощавый мужчина, одетый просто и непритязательно, с длинными волосами, седеющими на висках, и чисто французским орлиным носом. Он раскрыл блокнот и начал судорожно что-то рисовать, изредка поглядывая на готический собор, перед которым мы сидели. Я сняла наушники и попыталась подсмотреть. Наконец любопытство победило, и я требовательно и, пожалуй, немного резко спросила: Qu’est-ce que vous faites ? Он вздрогнул, обернулся, посмотрел мне в лицо, улыбнулся и ответил: я рисую. Я поинтересовалась: и что вы рисуете? Он пробормотал: вот эти фигу-ры, видите, там, на башенках. Мой собеседник устроился поудобнее на скамейке, закрыл блокнот и уставился на меня, сцепив пальцы на животе. Я тут же заподозрила, что этот фокус с блокнотом является ловким крючком для знакомства, на который я неосторожно попалась.
Молчание затянулось. Он смотрел выжидательно, и я решила, что нужно спросить что-то, раз уж я первая заговорила с ним.
Я спросила: а вы хорошо рисуете?
Он сказал: нет, но время от времени я прихожу сюда, чтобы рисовать, знаете, есть такой способ выражать свои эмоции при помощи… Он говорил долго, половину слов, ко-торые он произносил, я не поняла.
Вы француженка? – наконец поинтересовался он.
Я воскликнула со смехом: неужели вы не слышите акцент?
Вы полька? - Нет, я русская. - Вы из Москвы? - Нет, я из Новосибирска, представь-те, там тоже живут люди. - А где это, Новосибирск? - Это в Сибири. - Далеко? - Очень да-леко. -
И что вы делаете в Париже? - Как видите, сижу на скамейке.
Он сказал мне: спасибо, вы не позволяете мне скучать. Я ответила, что предпочи-таю скучать одна, потому что скучать с кем-то вдвоем обременительно вдвойне.
Он сказал мне: вы предпочитаете быть одна в этот прекрасный вечер? Меня разо-злила банальность его слов, и я ответила еще более банально, что человек всегда одинок, а про себя подумала, что в последнее время слишком часто повторяю эту фразу.
Он произнес длинный грустный монолог о том, что одиночество помаленьку съе-дает человека, и лучше не позволять ему завладеть своей душой. Я пробормотала что-то в том духе, что я пока еще молода, и во мне много того, что можно безвозмездно отдать одиночеству.
Он спросил: сколько вам лет? Я сказала: разве этот вопрос можно задавать женщи-не? – И все-таки? – Двадцать три. – О, так вы – молодая женщина. А я думал, юная де-вушка…
Я заметила, что слабо понимаю разницу между fille и jeune femme, он сказал, что разница слабо уловима, но у него все в голове перепуталось, и выгляжу я как юная краси-вая девушка. Я заметила вкрадчиво, что внешность всегда обманчива.
Я спросила, сколько ему лет. Оказалось, что около сорока трех.
Вы стары, сказала я. Он странно улыбнулся. К сожалению, или к счастью, «юным красивым девушкам» можно безнаказанно говорить все, что взбредет в голову.
Он спросил, не хочу ли я выпить чего-нибудь, и вообще, хочу ли я что-нибудь. Он может отвести меня в какой-нибудь ресторанчик или клуб.
Я ответила с прямотой, которая, возможно, злит многих, что нет, спасибо, я не хочу с вами спать.
Он заметил, что не говорил ничего об этом. Я ответила, что обычно шагаю через две ступени. Он не понял и переспросил. Я ответила, что плохо говорю по-французски. Он раскрыл рот, как это делают рыбы, когда им не хватает воздуха. Я спросила его, знает ли он русский язык. Он сказал, что нет. И я поинтересовалась, почему он ничего не знает. Он сказал, что, напротив, знает многое, и сделал очень умное лицо. Я спросила, был ли он когда-нибудь в Африке. Он ответил, что никогда там не был. Я сказала, что в таком случае он не знает ничего. Он спросил, была ли я в Африке. Я сказала, что нет. Но зато, сказала я значительно, я ЗНАЮ, что я там не была. А это уже полдела для того, чтобы туда попасть.
Он спросил, как меня зовут. Я ответила: Ольга. Он долго повторял это имя, будто смакуя его вкус, и я возненавидела его за то, что он ставит ударение на последний слог, будто говорит о ком-то постороннем.
Я узнала его имя, оказалось, что его зовут Паскаль.
И чем вы занимаетесь, с любопытством спросила я. В моем мозгу, испорченном уроками французской литературы, его имя ассоциировалось с первыми национальными энциклопедиями, искусственными языками и почему-то Вольтером.
Он сказал, что ищет работу.
Многие в Париже сейчас ищут работу, заметила я. Париж очень дорогой город. Чем вы занимались до того, как начали искать работу?
Я был режиссером в театре, - ответил он.
А чем вы занимаетесь теперь, кроме того, что ищите работу и рисуете?
Я пишу, - ответил он.
О, в таком случае мы с вами почти коллеги. Я тоже собираюсь писать.
О чем? – поинтересовался он без особого интереса.
О вас, например. Почему бы нет? Вы первый сорокалетний француз по имени Пас-каль, с которым я познакомилась в Париже. Хороший повод для пары строк, не так ли?
Он застенчиво улыбнулся.
А теперь, мне пора бежать, - сказала я.
Куда? – спросил он. Его лицо исказилось, и в нем проявилось что-то старое и не-доброе.
На метро. Домой, - осторожно сказала я.
Он откинулся на скамейку и посмотрел на здание перед собой, уходящее в небо.
Этот собор, сказал он, был построен в 17веке по приказу…
Так он говорил долго.
Я слушала, почти ничего не понимая. Я очень устаю, когда долго говорю на чужом языке, в ушах как будто сгорают переключатели, и они перестают что-то воспринимать.
Иногда я слышу голоса, - неожиданно сказал Паскаль. Его лицо осунулось, и ве-черние тени придали ему сходство с вампиром. – Они говорят со мной, и я ничего не могу поделать. Они полностью…
Я испуганно смотрела на него. Я ненавижу и боюсь сумасшедших. Может быть, потому что боюсь когда-нибудь спятить в особо причудливой и неизлечимой манере.
Я рисовал вас, - сказал он и кинул мне на колени блокнот. Я поглядела и ужаснулась, на крохотной странице было мое лицо, страшное, старое, обезображенное временем, гримаса старухи, лицо, в котором практически ничего не осталось от меня настоящей. Я вздрогнула и начала листать блокнот. Фигуры, фигуры. Тысячи людей, прохожих, запол-няли страницы в ряд, повернутые спинами к изображавшему их безумцу, безликие, мол-чащие, равнодушные. На каждой странице в ряд, спины, спины, спины отвернувшихся людей, похожие на равнодушные статуи готического собора, повествование о чужом оди-ночестве, об одиноком бдении в квартире огромного города когда-то умного и талантли-вого человека, а теперь превратившегося в интеллектуальную развалину, еще способного вести беседы с незнакомками, но уже не способного подчиняться диктату времени, кото-рое уносит все – и знакомства, и людей, и слова.
Я осторожно положила блокнот на скамейку рядом с ним. Паскаль смотрел на не-бо, опустошенный, забывший о моем присутствии, он бормотал что-то себе под нос. Я по-думала: почему я всегда встречаю людей настолько странных, что хочется бежать от них сломя голову или же остаться, чтобы пропасть вместе с ними. Почему моя жизнь напол-нена странными людьми?
Я вспомнила тех, кто остался в Новосибирске.
Я посмотрела на часы, повернулась к Паскалю спиной и побежала по направлению к вокзалу.
Осень 2008
Париж
©  Ольга де Бенуа
Объём: 0.174 а.л.    Опубликовано: 25 06 2009    Рейтинг: 10.07    Просмотров: 1930    Голосов: 2    Раздел: Рассказы
«Двадцать минут моей жизни»   Цикл:
ящик пандоры
«Клошар»  
  Рекомендации: eilichev   Клубная оценка: Нет оценки
    Доминанта: Метасообщество Библиотека (Пространство для публикации произведений любого уровня, не предназначаемых автором для формального критического разбора.)
Добавить отзыв
Максимович25-06-2009 05:51 №1
Максимович
Автор
Группа: Passive
Хорошо

Я поглядела и ужаснулась, на крохотной странице было мое лицо, страшное, старое, обезображенное временем, гримаса старухи...

ужаснулась: (лучше двоеточие)
Исследователь стал подопытным. Почему-то хочется воспринимать этот рассказ именно так :)
Мое мнение. Не более того
dasha25-06-2009 10:35 №2
dasha
Уснувший
Группа: Passive
Дочитала до конца и стало жутковато. Может быть я слишком сильно воспринимаю литературу?
Dаш@
Ольга де Бенуа25-06-2009 10:40 №3
Ольга де Бенуа
Автор
Группа: Passive
Максимович
да, вы правы насчет двоеточия) насчет исследователя тоже есть что-то под названием "резон". =)

dasha
В чужом сумасшествии всегда есть что-то жуткое.)
"Где бы мне найти забывшего о словах человека, чтобы с ним поговорить?"
Мария Гринберг25-06-2009 15:35 №4
Мария Гринберг
Автор
Группа: Passive
Любопытно, то есть всех он изображал со спины, кроме героини - почему бы?
Чужая душа-потёмки, но не слишком ли уж мрачный диагноз Вы ему поставили - какой же он сумасшедший, 43-х летний мужчина, с, по-моему, вполне нормальной реакцией на fille и jeune femme - не все же они шагают через две ступеньки?
Да и ей ведь хотелось всё-таки остаться?
А странностями люди и интересны, не странных - просто не заметишь, не запомнишь.
Roni Fox25-06-2009 16:57 №5
Roni Fox
Автор
Группа: Passive
Я бы тоже не стала рядить в сумасшедшие вполне вменяемого человека только за то, что он может видеть сквозь время... или просто пытается.
А вообще мне ваш стиль нравится.
Очень трудно чувствовать себя человеком, если ты черепаха. (с) grisha1974
Ольга де Бенуа25-06-2009 18:30 №6
Ольга де Бенуа
Автор
Группа: Passive
Мария Гринберг
"Иногда я слышу голоса" (вот и разгадка о сумасшествии). Может, стоило лучше развить, но я не стала. Я вообще люблю намеки в тексте.
А про спину и лицо - здорово, что вы заметили.. Обычно стараюсь писать так, что каждая фраза что-нибудь да значит, нельзя ее ни выкинуть, не прибавить к ней что-то.

Roni Fox
вполне возможно, что не всегда сумасшедший.
и спасибо на добром слове =)
"Где бы мне найти забывшего о словах человека, чтобы с ним поговорить?"
Мария Гринберг25-06-2009 18:58 №7
Мария Гринберг
Автор
Группа: Passive
Да, на голоса я тоже обратила внимание.
В самом деле, его поведение резко меняется, когда ей стало скучно и она решила уйти, до того, в общем-то шёл обычный галантный разговор, естественно переходящий в приглашение, ну и далее по ступенькам - а тут появляются явные признаки ненормальности?
Видимо, для него эта встреча показалась чем-то большим, ему она представилась чем-то отличающейся от других, возможно, способной его понять - потому он и изображает её лицо, причём состарившейся, мудрой?
Но - не судьба...
Ольга де Бенуа25-06-2009 19:30 №8
Ольга де Бенуа
Автор
Группа: Passive
Мария Гринберг

Может быть.. =) Кто их знает, этих литературных героев? Иногда сами не ведают, что творят.
"Где бы мне найти забывшего о словах человека, чтобы с ним поговорить?"
eilichev07-07-2009 02:12 №9
eilichev
Уснувший
Группа: Passive
Привет, Альгея ;)
Да, классный рассказ ;)
Поразительно, что оба героя, которых, может быть, судьба послала друг другу - остаются во власти своих представлений, "картинок одиночества", которые у каждого свои..
и каждый лепит к другому ярлычки со своих картинок

поэтому и остается - каждый в своем одиночестве
поэтому и общения - не получается..

да. все - правда.. ;)
Eugene
Ольга де Бенуа07-07-2009 02:34 №10
Ольга де Бенуа
Автор
Группа: Passive
eilichev,

как всегда очень метко подмечаешь то, что мне даже самой не до конца ясно))
за похвалу - спасибо.
"Где бы мне найти забывшего о словах человека, чтобы с ним поговорить?"
Добавить отзыв
Логин:
Пароль:

Если Вы не зарегистрированы на сайте, Вы можете оставить анонимный отзыв. Для этого просто оставьте поля, расположенные выше, пустыми и введите число, расположенное ниже:
Код защиты от ботов:   

   
Сейчас на сайте:
 Никого нет
Яндекс цитирования
Обратная связьСсылкиИдея, Сайт © 2004—2014 Алари • Страничка: 0.03 сек / 37 •