Алекс, приветствую. Извини за задержку.
Постараюсь быть объективным. Сначала общая оценка.
Ну что ж, в который раз автор порадовал нас краткостью своих произведений. Полагаю, что задумывалась также яркость стиха, которой, к сожалению, добиться не удалось. Эпитеты и метафоры, которые могли бы стать оригинальными, не имеют под собой стойкой смысловой основы. Небрежность в форме стиха, в ритме, размере и рифмах, которая, кажется, стала чуть ли не авторской особенностью, в очередной раз чёрным шариком ложится на минусовую чашу весов.
Однако вместе с тем, стих не лишён некой смысловой нагрузки, общей идеи, и идея эта, надо сказать, довольно спорная. Рассмотрим эту идею подробнее.
Стих берёт человеческую расу в целом (или человека в общем), так или иначе, автор говрит "мы", значит подрзумевает всё человеческое сообщество. И описывает не что-нибудь, а извечную проблему, давно ставшую философской, - проблему познания. Ну, сразу скажем, показал он далеко не все её грани, а коснулся только познания, присущего научной картине мира, т.е. грубо говоря - познания материи. Автор говрит о неизвестности, крайностях, фактах, вселенной, т. е. о том, что всегда человека разумного интересовало. О стремление его познать неизвестное или непознаваемое, о стремлении разобраться во всём досконально. Прямых утверждений, что это плохо в тексте, конечно, нет. Но атмосфера стиха такую мысль навевает. Вспоминается старый спор физиков и лириков, грубо говоря не стремитесь особо в космос, подумайте о душе.
Автор говрит, что мы забыли истинную цель своего существования, исполнились своих желаний и полезли в неизвестность, не прощая это другим (почему другим мы этого не прощаем, лично я не понял. Но пусть это будет мнением автора). По всему выходит, что в неизвестность нам лезть не следовало. А следовало нам вспомнить, "для чего мы здесь". Собственно для чего мы здесь, из стиха неясно, вполне логично, учитывая, что мы это забыли.
Дальше - больше. Мы вскрываем нутро, ищем сердце вселенной, а потом нещадно обращаемся с ней, как с военнопленной. Либо автор предсказывает нам будущее, либо я чего-то не понял. Ведь ни сердца, ни других органов вселенной мы так и не нашли, ведь поиски только-только начались... Возможно, под вселенной автор имел ввиду нашу планету, или некий мир внутри человеческого сознания. Может быть вселенная - это символ, который означает, например личный мир каждого человека.
В любом случае имеется ввиду склонность человека разрушать то, чем он овладел. А виной всему - стремление к познанию, намериние весьма благое. Коими и выстлана известная дорога.
Итак, проблема, заявленная в стихе, ясна (более-менее). Познание материи часто не приводит ни к чему хорошему, а о познании духовном мы, люди, вроде как забыли. Это одно из возможных видений смысла, который держится на очень хлипких деталях и образах. Так что не отрицаю возможность иных трактовок. И детали на мой взгляд стоило сделать покрепче, а образы поярче. Я понимаю, что эти критерии довольно туманны, поэтому оценки мои не претендуют на звание абсолюта. Но всё-таки в целом и основном - слабовато. Хотя идея довольно оригинальная.
Основной рефрен.
Вскрывая случайности,
препарируя факты.
Харктеристика научной картины мира. Стремление минимизировать неопределённости (довольно полезная, кстати, штука) и разобраться в сути любого явления. Однако характеристика получилась нелестная. Или это мне так видится? К чести автора нужно отметить, что надо уметь вот онстатировать факты с негативной подоплёкой.
Анатомия крайностей
Среди древности трактов.
Допустим, что анатомия в данном контексте - наука об утройстве чего бы то ни было. В данном случае об устройстве крайностей. Крайности можно трактовать двояко. Это и границы, за которые человек всегда стремился, и нарушения норм, явление также присущее людям, преодоление каких-то пределов. Ну, пусть это будут грани и выход за них, то, что человек всегда стремился познать и разобраться в устройстве, чем и занимается анатомия. Т. е. название стиха можно трактовать, как познание запредельного. Если немного поразмыслить, то пределы эти могут быть не только материальные. Однако атмосфера стиха необъяснимо придаёт этому познанию отрицательный смысл.
Так, теперь собственно форма. Наверное, ты ждёшь подробного разбора...
Ну, в основном рефрене всё более-менее, только в первой строке слога не хватает. Ну и рифмы хоть и не идеальные, но вполне читаемые.
Забывая, для чего мы здесь,
Вспоминая, что хотим,
Начинаем в неизвестность лезть,
Что другим мы не простим.
Размер изменил. Совершенно необоснованно. Лишние слоги в 1ой и 3ей. Постановка ударений неправильная. Чтеца эта строфа сбивает с толку. Если изменение размера сделано в целях симметрии, то в четвёртой строфе он совсем другой, симметрия идёт у чёрту.
Мы вскрываем нутро,
Ищем сердце вселенной,
А потом поутру
С ней, как с военнопленной.
Теперь в 1ой и 3ей не хватает слога. Нутро-поутру - это, как ни крути, не рифмы вообще.
Четвёртая строка совершенно нелепая. Явно не хватает глагола. Слово военнопленная - слишком длинное, хочется разделить на два.
Размер, на который настраиваешься в рефрене, полностью сбивается этими двумя строфами. Одним словом, форма опять подвела....
Теперь мои личные соображения. Возможно, я ошибся насчёт негативной подоплёки, но всё-таки сложилось у меня впечатление, что осуждаешь ты в этом стихе познание пределов. В таком случае я с тобой полностью не согласен. Человек разумный не может жить без пределов, без их достижения и преодоления. Одни границы сменяют другие, в этом суть двжения, суть жизни. Когда кончились границы на земле, мы придумали космос, виртуальную реальность, всегда существовали границы разума, творчество - тоже исследование границ, рефлексия, самопознание, везде пределы, неизвестность, крайности. Человек всегда туда лезет, так уж он устроен. Наверное, это свойство разума. Я сейчас не говорю о большинстве модульных людей, а о бунтарях, незаурядных, нестандартных людях. Возможно, ты просто перечислил основные свойства познания, и не думая о негативном смысле, однако это не означает невозможность моей трактовки.
Возможно, имелось ввиду, что пора перестать искать бесконечность материальную и заглянуть в себя. Но и тут бесконечность - не предел...
Интересный символ - анатомия, или тебе просто нравится слово? В контексте стиха скажу так - не бывает другой анатомии, кроме как анатомии крайностей.
Итак, ставлю пять за идею. Достойно, хоть и спорно, наталкивает на размышления. Творческий рост налицо. Появляются какие-то намёки на авторский стиль. Видно, что и сам размышлял. Ещё бы - гносеологическая проблема...
И три за форму. Ну, как всегда. Работай.
В итоге - четыре. Может и многовато, ну да ладно.
Спасибо за внимание.
С поклоном, Д. В.
Ой, не ищите, глупые, девочку Любу... Вот из этого ствола... я убил её вчера! (с) А. Григорян