Литературный Клуб Привет, Гость!   С чего оно и к чему оно? - Уют на сайте - дело каждого из нас   Метасообщество Администрация // Объявления  
Логин:   Пароль:   
— Входить автоматически; — Отключить проверку по IP; — Спрятаться
Старость — убыль одушевлённости, совершающаяся с течением времени.
Неизв. платонник
AW   / Между виселицей и фонтаном (проза)
То,че т бо'
Fear takes one's legs.
Fear gives one wings.*
...Его шаги гулким эхом отдавались в затхлом воздухе зала. Серые пыльные плиты ничем не радовали опущенный к ним взгляд.. Но смотреть больше было не на что - те же серые плиты на потолке, стенах и два ряда грубых четырёхугольных колонн всё того же безрадостного цвета по краям зала, у самых путей.
Он не помнил, как оказался здесь. Архитектура зала напоминала ему станцию метро, но даже его изощрённый разум не мог представить себе такого. Всё серое, потухшее, ни ветерка, ни звука.. Нет, звуки были.. тихие шелесты, словно где-то шелестели газетой...
Он посмотрел вперёд.. серая, словно асфальтовая дорога, поверхность плит и ряды колонн тянулись в пепельную дымку тумана. И то же самое ждало его позади, когда он оглянулся. Ни людей. Ни переходов. Ни выхода. Ни поездов.
Сколько он шёл уже? Час? Два? Может сутки или больше? Время в этом странном месте словно остановилось и порой он с сомнением смотрел на свои ноги, словно чувствуя себя на медленной беговой дорожке...
Но нет, одинаковые колонны мягко проплывали мимо, шаги тонули в тяжёлом воздухе, глаза настолько устали от серого цвета, что с трудом различали что-либо ещё.
Но тут что-то привлекло его внимание. За колоннами, на стене за рельсами, там, где обычно помещены названия станций, он заметил что-то. Что-то длинное и чёрное. Чёрнильный цвет острым циркулем уколол глаз. С трудом заставив ноги двигаться быстрее, словно что-то этому мешало, он пошёл по диагонали и мимо колонн подошёл к самому пути, чтобы рассмотреть то, что оказалось угольно чёрными буквами, словно дёгтем вымазанными на серых плитах.
Посмотрел и в детском страхе тут же отвернулся, спрятавшись за колонной. Он почувствовал, как ледяная иголочка кольнула его сонную артерию, как только взгляд коснулся странных букв. На стене было написано "ТО,ЧЕ Т БО'".
Минутой (?) позже он, пересилив странное ощущение холода внизу живота, снова посмотрел на стену. Нет, не наваждение и не бред уставшего разума. Странное ТО,ЧЕ Т БО' по прежнему оставалось на своём месте. Трудно, очень трудно, скрипя жерновами старой мельницы в голову пришло осознание этого слова, которое он - сам не зная почему - озвучил:

- Так называется эта станция...

Он испугался звука собственного голоса, хриплого и чужого. Казалось - звук повис в почти осязаемой тишине, серой, как и всё окружающее, нехотя, вязко перемещаясь в воздухе.
Он устало опустился на корточки у колонны. Из кармана выпала пачка "Честера". Чуть приподняв брови, он поднял её. Откуда? Ведь месяц назад бросил курить. Тем не менее, в этот миг, былая привычка дала о себе знать. Раскрыв пачку он вытряхнул на пол последнюю сигарету и зажигалку и горько ухмыльнулся. Крикет. Серого цвета.
Пламя разгорелось с пятого или шестого чирка, когда он уже отчаялся раскурить. Крохотный, почти полностью синий язычок пламени лизнул нижний край сигареты чтобы потухнуть навсегда. Он стал усиленно дымить, раскуривая. Победив сигарету он с уже забытым наслаждением затянулся дымом, выпустив через нос столь подходящие к интерьеру серые струйки. На ум пришла нелепая в этих условиях мысль - в метро же нельзя курить.
Ещё две затяжки и принципы одолели жажду к никотину. Он поднялся и пошёл дальше.
Слишком быстро, чтобы увидеть, как сигарета замерла на полпути к полу и крохотным огненным маячком зависла в полуметре от серых плит.

Угольное название станции мелькало чаще, то справа то слева. Он уже привык, но как и прежде, цепко смотрел по сторонам и прислушивался. И тут до его уха донесся странный звук.. Длинный, протяжный вой.. словно вой ревуна на маяке острова Небельберген.. вой повторился трижды и каждый раз его безупречный слух точно определил ноту - Ре, Ми, Фа...

Ре. Ми. Фа.
Опять!

Резко рванувшись в сторону, он с силой обнял колонну руками и ногами, сжал зубы, закрыл глаза, уставившиеся в пугающее ТО,ЧЕ Т БО', и, если бы умел, зажал бы уши мочками, чтобы только не слышать того, что следовало за тремя нотами - обычным сигналом прибытия поезда.

- На прибывающий поезд посадки нет, всем отойти от края платформы! Поезд следует до станции ТО,ЧЕ Т БО'! - резануло по ушам металлически ледяным голосом, голосом другого мира. Он сильнее вжимался в серые плиты колонны, ожидая того, что должно было произойти.
Где-то далеко, в невидимом за туманом тоннеле раздался металлический лязг и, он не видел, как старый состав, бледно-зелёного и синего цветов, выкатился из-за завесы. Он нёсся не снижая скорости, и ни в одном из окон не горел свет. Двери были распахнуты и лязгали по мере движения. Поезд мчался мимо бесконечной зелёной змеёй.
И к нему тянуло.
Его тело ощутимо потянуло туда, к чёрным зёвам распахнутых дверей.. он крепче сжал пальцами углы колонны, но кеды соскользнули и он повис, повис в воздухе, руками держась за опору, а ноги устремлялись туда, к мчащемуся мимо поезду.
Когда пальцы его были готовы уже вот вот разжаться, а доводы рассудка жалко капитулировали перед мыслью "Отпустить? Может быть так что-то изменится?", поезд кончился и он резко рухнул вниз.
Жёлтое окошко с надписью "Посад не" померкло в сером тумане.

Он не считал времени, да и не мог - часов не носил по жизни. Прошли часы, а может дни, а он всё так же брёл вперёд, не чувствуя усталости, заткнув пасть панике, глядя на красные шнурки своих кедов и изредка поглядывая по сторонам.

Скрипка.
Бред.
Нет, правда скрипка.
Атональные, захлёбывающиеся, скрипящие ноты.. где-то впереди.
Он со всех ног бросился туда, откуда доносилась эта мелодия. В обычных условиях его лицо бы страшно исказилось от этих визгов, которые он привык называть издевательством над инструментом, но сейчас эти звуки показались ему самой прекрасной мелодией из тех, что он слышал когда-либо. Через минуту дикого бега, когда лёгкие уже разрывались, не способные насытиться мокрым воздухом ТО,ЧЕ Т БО', впереди, в тумане, проявились очертания перехода.
Мостик над одним из путей и лестница к нему со станции. Словно безумный он взлетел по ступенькам. Музыка становилась всё громче. Если бы он обратил внимание, то увидел бы, что на вывеске над переходом тем же угольным почерком было написано "Переход на станцию ТО,ЧЕ Т БО'" закрывается в 1 час"
Он выбежал в переход.. длинная серая кишка, обложенная теми же, словно одинаковыми, матовыми плитами.. музыка раздавалась из тумана впереди, всё громче и громче. Невидимый музыкант терзал струны в экстатическом, захлёбывающемся нотами темпе.
Ещё минута быстрого шага - бежать он уже не мог, словно половина сигареты вернула его лёгкие в состояние годичной давности - и впереди он увидел его. Худая фигура в длинном старомодном френче и широкополой шляпе со скрипкой в руках выплыла из тумана. Он пошёл быстрее. Внезапно - мелодия прервалась и музыкант развернулся и стал удаляться в туман.

- Стойте! Подождите!

Музыкант его не слышал, или не хотел слышать, растворяясь в пепельной завесе. Из последних сил он побежал, но силуэт незнакомца не становился ближе, хотя тот шёл много медленнее.
Внезапно, спина музыканта исчезла из виду. Сжав от злости зубы, он рванулся вперёд, чтобы увидеть, как из дымки выплыла тёмная арка. Музыкант стоял неподвижно на ступеньке эскалатора и медленно уползал вверх.
Минута бега до эскалатора показалась ему длиннее всего проведённого в этом нелепом ТО,ЧЕ Т БО' времени. Когда он встал на медленно, со скрипом поднимавшееся полотно, музыканта уже не было на ступенях. Не было его и наверху - на границе серого тумана.
Уныло поднявшись, он выехал из проёма в полу и ступил на плиты станции. Серые плиты. Два ряда одинаковых колонн перед путями. Туман, спереди и сзади. Ехидное угольное ТО,ЧЕ Т БО' на стене.
Он опустился на колени.
Затем встал и снова пошёл.
Слишком быстро, чтобы заметить, как слеза, не долетев полуметра до пола, зависла в вязком воздухе...

...Чьи-то грубые руки выдернули его из сна. Не понимая что с ним, он ошалело оглядывал пустой вагон, пока взгляд не остановился на тумбообразной женщине в форменой красной шапочке.
- Пьяный что ли? На выход, поезд в депо едет. Понажрутся с утра, потом буди их.. - она, бурча, пошла дальше обходом по вагонам а он, всё ещё не веря в реальность происходящего, вышел.
Безумными глазами он посмотрел на всё его окружающее.. мраморные колонны, толпу, суету, синие плитки стен.. Бросил осторожный взгляд на буквы на стене.

ТО,ЧЕ Т БО'

Он крепко зажмурился и только секунд через пять осторожно раскрыл глаза.

ВАРШАВСКАЯ

Со вздохом облегчения он сделал первый шаг к выходу на родной станции, когда из динамика раздалось:

- На поезд посадки нет. Побыстрее покидаем вагоны, поезд следует в депо!

Повинуясь секундному замешательству он протянул руки к ближайшей колонне.


Postscriptum:
*У одних страх отнимает ноги.
Другим страх даёт крылья.
Ноябрь 2006
Москва
©  AW
Объём: 0.2185 а.л.    Опубликовано: 30 11 2006    Рейтинг: 10.12    Просмотров: 2003    Голосов: 3    Раздел: Не определён
«Дверь»   Цикл:
Между виселицей и фонтаном (проза)
«По секрету»  
  Клубная оценка: Нет оценки
    Доминанта: Метасообщество Библиотека (Пространство для публикации произведений любого уровня, не предназначаемых автором для формального критического разбора.)
Добавить отзыв
Гун30-11-2006 22:46 №1
Гун
Уснувший
Группа: Passive
О да! Хвалебный гимн нашей станции! Давно пора! ТЕперь осталось показать его работникам подземки, чтобы они высекли сей шедвр на мраморной плите и повесили у входа. С нашей стороны, чтобы ты мог испытывать тщеславие, а я тешил своё эстетическое чувство) Маладэц! Хвалю)

Сообщение правил Гун, 01-12-2006 12:48
И познав все тайны жизни, ты откроешь дверь Вселенной...
Ambidexter01-12-2006 09:37 №2
Ambidexter
Автор
Группа: User
Читаем: "Все вокруг говорило о том, что это - станция метро", в следующем абзаце надеемся увидеть подтверждение написанному, но увы: "Ни людей. Ни переходов. Ни выхода. Ни поездов." Задумчивость читателя повышается. Вдруг вот оно: "он заметил что-то. Что-то длинное и чёрное." - первая деталь, отличительная черта.
N. B.: "он выглянул и снова бросил взгляд" - ой ли? Внимательней бы, а? Ну, и тут: "лизнул нижний край сигареты" - а где у сигареты низ? Ох, придираюсь. Но простительно: встал рано, не с той ноги и вообще жизнь пошла поломатая. Надеюсь, это извинит мое занудство?
Итак, ползем дальше. "сигарета замерла на полпути к полу и крохотным огненным маячком зависла в метре от серых плит". Метр - много, я не поленился, повторил жест человека, выкидывающего сигарету. Измерил. Получилось сильно меньше метра. Вот если бы она зависла с паре сантиметров. По ходу досадность: "пребывающий поезд" - все-таки "при..." Следующий абзац нашпигован противоречиями. "бледно-зелёного и синего цветов" - для невидимого за туманом тоннеля излишняя точность, нет? "Нет, правда скрипка" и тут же: "скрипящие ноты"... Ну да, скрипка ведь, какие еще, только скрипящие! Много чего еще, но...
Кажется, я проснулся окончательно. Поэтому простите мне придирки, это со сна. На самом деле, основной недочет таков - некое действие, не являющееся сюжетом, набор (именно так, произвольный набор) неких мистических эпизодов. Фабулы нет. Вспомните "Степного волка": "Только для сумасшедших", эта надпись определила всю вторую часть вещи (первую мало кто читает ввиду занудности). Будучи прочтен, ваш рассказ выветривается довольно быстро. А хотелось бы, чтобы что-то осталось, нет?
Не серчайте за занудство. Это все утро, оно виновато.

Сообщение правил Ambidexter, 01-12-2006 09:48
Читай только то, что подчеркнуто красным карандашом. У нас мало времени. © Тарковский, "Зеркало"
Ambidexter01-12-2006 13:04 №3
Ambidexter
Автор
Группа: User
Чтобы не занудствовать. Насчет необычности формы... Вы себе льстите. Это я не свысока так, по плечу похлопав... Я не высокомерен, надеюсь. Но отсутствие сюжета не оправдывает бессвязности. Именно так, не "несвязности", вот я о чем.
"Это пояснение для читателя" - нет, нет и еще раз нет!!! Нельзя так, поймите! Читатель должен просто ЧИТАТЬ, если ему хоть что-то надо объяснять, в тексте ли, в сносках, в скобках, это значит только одно - произведение никудышное. Увы, это так, хоть и звучит резко.
"Нижннего края у сигареты есть" - с меня пять копеек!!!))) Бабель и все одесситы вместе с ним отдыхают! "Вы хочете песен? Их есть у меня!"
Удачи! И не серчайте, что попали под горячую руку невыспатому Амбидекстру. Я не со зла.
Читай только то, что подчеркнуто красным карандашом. У нас мало времени. © Тарковский, "Зеркало"
В. И. Ульянов (Ленин)01-12-2006 13:38 №4
В. И. Ульянов (Ленин)
Критик
Группа: Passive
Прочитала довольно-таки легко. Было интересно, что ждет героя впереди на его пути. Сбивчивость не мешала, наверное, потому что я понимала – речь идет о сне или о другом мире каком-то. Мешали только повторы: шелест – шелестели; скрипка – скрип; серый и т.д. В целом – картинка есть. Такая, туманная. И из этого тумана выплывают мазки – детали чего-то: тоннеля, плит, поезд, надпись. Мистика. Я вообще люблю мистику.
Наверное, про архитектуру надо убрать. Действительно, она не говорила о том, что это станция. Это была догадка героя. «Похожее на станцию метро» - это да.
Понравилось.
Все ждала, когда герой проснется)
VioletSilence01-12-2006 18:42 №5
VioletSilence
Уснувший
Группа: Passive
Спасибо Амби за критику. В особенности, за момент про отсутствие фабулы.
Я не смогла сформулировать, что тут не так.
В целом, как я уже говорила - мнение от рассказа у меня сложилось неоднозначное.
Она улыбается всем... Нет. Только Тебе.
Ambidexter01-12-2006 21:13 №6
Ambidexter
Автор
Группа: User
Так и у меня неоднозначное! Иначе не прицепился бы, мимо прошел. Уже говорила? А я не слышал... У.((
Читай только то, что подчеркнуто красным карандашом. У нас мало времени. © Тарковский, "Зеркало"
Ambidexter02-12-2006 00:48 №7
Ambidexter
Автор
Группа: User
Ну вот, плохо вставать не с той ноги... Взял и наехал. Не хотел вовсе обидеть, право!
Сны публиковать очень даже интересно, но придав им соответствующую форму, ведь просто сны, как таковые, зачастую слишком сумбурны, невнятны, так? Читающий вовсе не обязан понимать, о чем именно речь идет, но чувствовать то, что хотел донести до него автор, а? Вот я о чем. А нескладухи, неоправданные (именно неоправданные) несоответствия, они очень отвлекают, тормозят. Читатель спотыкается о них, как о кочки.
А насчет льстите... Видите, всяко главный судья - читатель. Только он может оценить необычность.
Все-таки надеюсь, что не сильно достал вас.
Читай только то, что подчеркнуто красным карандашом. У нас мало времени. © Тарковский, "Зеркало"
assia26-12-2006 18:55 №8
assia
Автор
Группа: Passive
на самом деле тоже ощущения странные... мне не показалось, что это сон. и я не ждала, когда герой проснется. я скорее ждала, что станция никогда не кончится. поэтому конец немного разочаровал. была такая настощая мистика, аж мурашки побежали... Эдгар По отдыхает. а все впечатление испортилось одним мазком - просыпанием.
поэтому... не знаю. конец не понравился категорически. все остальное - шедевр
[владычица королевства глубоких долин]
Apriori17-06-2007 14:56 №9
Apriori
Тигрь-Людовед
Группа: Passive
То,чегохочет бо'г

только бог умер.

Сообщение правил Apriori, 17-06-2007 14:57
:): - смайл Шрёдингера
Добавить отзыв
Логин:
Пароль:

Если Вы не зарегистрированы на сайте, Вы можете оставить анонимный отзыв. Для этого просто оставьте поля, расположенные выше, пустыми и введите число, расположенное ниже:
Код защиты от ботов:   

   
Сейчас на сайте:
 Никого нет
Яндекс цитирования
Обратная связьСсылкиИдея, Сайт © 2004—2014 Алари • Страничка: 0.02 сек / 33 •