"Осеннее пробуждение."
Точка в конце заголовка отвергает замшелые правила литературного русского языка, повергая критика в шок смелостью такого шага. Кто-то более косный сказал бы: "Автор не читает заголовков газет и названий книг!" - но не я. Я скажу: смело! Так держать!
"Так бывает: Осторожным осенним лучом Дна души достигает Тихая грусть ни о чём."
Здесь зритель присутствует при открытии рифмы "бывает - достигает". Случайно ли это открытие? Кто-то, возможно, в это поверит, но опытный критик сразу улавливает критическим оком самую суть процесса. Автор избрал путь стихосложения и именно и только на этом пути возможны подобные открытия. Итак, глагольная рифма! Первый шаг сделан. Научится ли поэт ходить, нам пока неизвестно. Нас трогает радость и удивление в его глазах от совершённого открытия. Я не стану повергать проверке другие рифмы этого стиха, поскольку все они однотипны. Совершив открытие, поэт хочет в полной мере им насладиться.
Посмотрим на смысл стиха. Читатель не может не согласиться с идеей первого четверостишия. Да, действительно, так бывает, что тихая грусть достигает дна. Души её или не души - она здесь вместе с напоминанием о грядущей осени в виде осторожного луча. О чём эта грусть? Ни о чём. Просто прозрачный свет осеннего солнца.
"Проникает В сердце резким уколом иглы Мысль, что всё угасает, Словно заката угли."
Но вот вслед за тихим осенним лучом ни о чём в сердце проникает резкий укол иглы. Читатель напрягается от угасающей мысли, словно закатавшись в углы, она еле заметна, её трудно найти, но она здесь.
"И, внимая Впереди показавшейся тьме, Человек примеряет Чувства и мысли к зиме."
В последнем четверостишии мы видим переход к зимнему настроению. Автор проводит параллель между изменениями в природе и изменением внутреннего состояния героя. В этой параллели до нас доходит идея близости к природе и общей близости состояний природы и состояния души автора.
В целом можно сказать, что перед нами слабое стихотворение начинающего поэта, в котором он пытается передать искреннюю свежесть своего чувства. При недостаточности навыка стихосложения, недоразвитости привычки сравнивать и анализировать, мысль остаётся выраженной несвежими затасканными штампами. Автору не удаётся найти своих образов и идей для выражения переполняющего чувства. Он использует штампы, которые могут радовать друзей и близких, могут вызывать раздражение профессионалов, а могут подарить поэтическую минутку наивной малообразованной девушке.
Я бы не сказала ни слова об этом стихотворении, если бы автор не попросил написать на него рецензию. Говорить здесь не о чем.
|