Родились: В 1812 г.: Иван Александрович Гончаров, русский писатель.
В 1874 г.: Иван Москвин, русский актер, режиссер МХАТа.
1919 Юри Ярвет Эстонский актер («Мертвый сезон», «Солярис»)
1935 Юрий Соломин Русский актер («Адъютант его превосходительства», «Обыкновенное чудо», «Летучая мышь», «ТАСС уполномочен заявить») . .
Произошло... – [1648] - Богдан Хмельницкий впервые обратился в Москву с просьбой присоединить Украину к России – [1782] - в Швейцарии зафиксирован последний известный случай казни за колдовство (казнена Анна Гельди) – [1815] - в битве при Ватерлоо войска союзников окончательно разбили Наполеона – [1864] - в ходе Гражданской войны в США началась битва за Петербург – [1889] - в США запатентована детская коляска – [1908] - спущена на воду первая российская подлодка "Дельфин" – [1926] - в СССР установлен повышенный налог на прибыль нэпманов – [1956] - в советских вузах в качестве обязательных дисциплин введены диалектический материализм и история КПСС – [2000] - на Украине вновь разрешены валютные операции с российским рублем . . .
ИВАН АЛЕКСАНДРОВИЧ ГОНЧАРОВ Родился 6 (18) июня 1812 в Симбирске. Его дед, армейский писарь, дослужился до штабс-капитана; отец, торговец зерном, избирался городским головой. В 1820 Гончаров поступил в местную гимназию, в 1822 был переведен в Московское коммерческое училище, в 1831 зачислен в Московский университет. Закончив его в 1834, стал чиновником при канцелярии симбирского губернатора, в 1835 — переводчиком Департамента внешней торговли министерства финансов в Санкт-Петербурге.
В 1836 Гончаров написал свою первую повесть Счастливая ошибка. В его первом романе Обыкновенная история (1847) был выведен новый, противоречивый тип энергичного правительственного чиновника, чья профессиональная деловитость противопоставлена романтическим мечтаниям его молодого племянника. Роман имел большой успех и удостоился восторженного отзыва В.Г.Белинского. В 1849 Гончаров опубликовал набросок будущего романа Сон Обломова, картину дремотной деревенской жизни. В 1852 в качестве секретаря адмирала Е.В.Путятина отправился на фрегате «Паллада» в плавание, целью которого было установление торговых отношений с Японией. Свои путевые записки Гончаров опубликовал под заглавием Фрегат «Паллада» (1858). В 1856 был назначен цензором Министерства народного образования, проявил себя покровителем писательских талантов.
В 1859 появилось лучшее произведение Гончарова, роман Обломов. Он имел ошеломительный успех, и самое имя Обломова вскоре стало нарицательным как обозначение праздности и безволия, характерных для существования обеспеченных классов российского общества. В 1865 Гончаров стал членом Совета по делам печати; в 1867 вышел на пенсию в чине генерала. В 1869 был опубликован его последний роман Обрыв, изображающий столкновение старых и новых идей. Позднее он писал лишь небольшие критические отзывы и статьи, важнейшая из них — Мильон терзаний (1872), блестящий анализ комедии А.С.Грибоедова Горе от ума. Романы Гончарова переведены на большинство европейских языков. Умер Гончаров в Петербурге 15 (27) сентября 1891. . .
ИВАН МИХАЙЛОВИЧ МОСКВИН Народный артист СССР (1936). Лауреат государственных премий СССР (1943, 1946). Родился 6 июня 1874 в Москве, с 14 лет участвовал в любительских спектаклях. В 1893 поступил в Филармоническое училище и окончил его по классу В.И.Немировича - Данченко. В первый сезон после выпуска сыграл в Ярославском театре 77 ролей, большей частью комических. На следующий сезон был приглашен в московский театр Корша, откуда, по приглашению своего учителя Немировича-Данченко, перешел в Художественный театр. Немирович-Данченко настоял, чтобы именно Москвин играл царя Федора в премьерном спектакле Художественного театра («никто лучше него»), и сам прошел с ним роль. «Царек-мужичок», по определению Н.Е.Эфроса, Федор Москвина жил стремлением к гармонии, задачей «всех согласить, все сгладить». Премьера Царя Федора Иоанновича А.К.Толстого сделала Москвина знаменитым. Спектакль долго оставался в репертуаре МХТ, семьсот раз в течение почти полувека выходил на сцену Федор-Москвин.
Актерской победой Москвина стала роль Луки в На дне М.Горького (1902). Небольшого роста опрятный старичок от сцены к сцене вырастал, по выражению Эфроса, «в воплощение добра и любви в ее евангельском смысле». Как и царь Федор, Лука-Москвин стал для зрителей нравственным центром спектакля. В ролях Епиходова в Вишневом саде (1904) А.П.Чехова, Назара Авдеича в Детях солнца (1905) Горького, Загорецкого в Горе от ума (1906) А.С.Грибоедова, Кастьянова в Стенах (1907), Кота в Синей птице М.Метерлинка (1908), Голутвина в На всякого мудреца довольно простоты (1910) Москвин открылся как мастер эпизода, второстепенной роли, умеющий вылепить характер персонажа в одном явлении несколькими репликами. Жизненная узнаваемость его героев сочеталась с утрированной комедийностью исполнения, бытовое ощущалось масштабным.
Национальный характер Москвин постигал в его крайностях, он был равно убедителен, создавая образы праведников и грешников, простецов и самодуров, печальников и мучителей: гротескового недотепу, старательного дурака Епиходова, мерзкого пройдоху Загорецкого, истерзанного и несчастного Снегирева, светлую душу – Федю Протасова, властолюбивого паяца Опискина – актер не знал жанровых ограничений.С 1943 был директором МХАТ. Одним из первых мхатовцев начал сниматься в кино. Впервые выступил в роли Поликея в фильме Поликушка по рассказу Л.Н.Толстого (1919), сыграл Симеона Вырина в Коллежском регистраторе (по Станционному смотрителю Пушкина, 1925), Федора Кулыгина в Человек родился (1928), экзекутора Червякова и Очумелова фильме Чины и люди (экранизация чеховских рассказов).
Умер Москвин в Москве 16 февраля 1946, будучи директором МХАТа. . .
ЮРИ ЯРВЕТ Родился в Таллине. Окончил Таллинский театральный институт (1949). В 1941-1946 — артист театров и ансамблей Эстонии, в 1949-1951 — главный режиссер Южно-Эстонского театра, с 1952 — актер Эстонского академического театра им. В. Кингисеппа. В кино с 1955 года (первая роль — Роберт — в фильме «Счастье Андруса»).
Лауреат Гос. премии СССР (1981 — за участие в тв-фильме «Берега», 1977). Народный артист СССР (1975).
Когда Юри Ярвет сыграл О'Рейли в «Мертвом сезоне», его больше не звали дурацкие кинокомедии. Он там покончил с собой спокойно и с достоинством. А с достоинством в нашем кино всегда было не густо. Ярвет начал играть тех странных иностранцев, которые не плейбои, но все равно иностранцы. Главный из них, разумеется, король Лир. Зная исполнение Орсона Уэллса в снятой на пленку постановке Питера Брука, зная исполнение Тома Кортни в «Костюмере» Питера Иейтса, манеру Ярвета определить еще легче. Оба названных Лира — большие, сильные; стойкая вовлеченность в жизнь и поражение от нее переносится на их тела. Иностранное чувство собственного достоинства у самих иностранцев перенесено интерпретировано. Маленький Ярвет был Лиром в чистом виде, без лома и кулака. Терпел поражение лично. Такое бесстрашие не мог не оценить Тарковский, хотя в «Солярисе» использовал другую сторону медали — жизненный скепсис. Не ученый, как у Сарториуса-Солоницына, но полный и окончательный. Был прав, потому что, конечно, никто не способен на полное, трагическое исступление (Лир) без такого же скепсиса (Снаут). Но лучше всего совместить это противоречие удалось Ярвету в ролях, что называется, «отрицательных». Ядовитый и вероломный старый граф Сегеди в «Берегах» обладал, тем не менее, большим парадоксальным обаянием.
Юри Ярвет умер не так давно – 5 июля 1995. Может быть, потому что слава пришла к нему после сорока, его и в семьдесят любили девушки. Парадоксален он был и в жизни. Играя одну из последних ролей в дуэте с Никитой Высоцким, сказал как-то со своим знаменитым акцентом: «Знаете, когда-то я знал в Москве хорошего актера Владимира Высоцкого». Беседуя на телевидении, на вопрос, что ценит в жизни больше всего и никогда никому не отдаст, ответил в свои «за семьдесят» моментально и кратко: «Свободу». . .
СОЛОМИН, ЮРИЙ МЕФОДЬЕВИЧ Родился в Чите. Вырос в семье профессиональных музыкантов, старший брат ныне покойного актера В.М.Соломина. В 1957, по окончании Высшего театрального училища им. М.С.Щепкина (курс В.Н.Пашенной), был принят в Малый театр. Начав с ролей эпизодических, молодой актер вскоре стал играть ведущие роли в пьесах советского репертуара. Прекрасные внешние данные, незаурядное обаяние, мягкий лиризм при мужественности облика обещали яркое будущее. В 1966 в спектакле И.Ильинского «Ревизор» Н.В.Гоголя Соломин сыграл Хлестакова — юного, легкого, порхающего. Годом раньше стал сниматься в кино, а уже в 1970, создав образ капитана Кольцова в фильме Е.Ташкова Адъютант его превосходительства (Государственная премия имени братьев Васильевых, 1971) приобрел всесоюзную известность. 1970-е годы — начало периода творческой зрелости актера. В ролях классического русского репертуара — Кисельников (Пучина А.Н.Островского, 1973, режиссер П.Васильев), Царь Федор Иоаннович (одноименная трагедия А.К.Толстого, 1976, режиссер Б.Равенских), Федя Протасов в Живом трупе Л.Н.Толстого (1984, режиссер В.Соломин), Войницкий в чеховских Лешем (1988, режиссер Б.Морозов) и Дяде Ване (1993, режиссер С.Соловьев) и др. - проявились склонность актера к драматизму, умение психологически тонко разработать характер, особая нервность темперамента. Эта тема отчетливо читалась и в роли последнего русского царя, Николая II, в современной пьесе С.Кузнецова …И Аз воздам (1990). Неслучайно критика часто называет Соломина «чеховским актером Малого театра», отмечает особую «русскую национальную трогательность» актера, склонного к воплощению не столько широты и размаха русской души, сколько той внутренней силы, какая таится в ней. Многогранность актерского дарования Соломина позволяет ему с одинаковым успехом играть и русских страдальцев, и французского романтического Сирано (Сирано де Бержерак Э. де Ростана, 1983, режиссер Р.Капланян). В 2000 в Горе от ума А.С.Грибоедова (режиссер С.Женовач) Соломин сыграл Фамусова, обнаружив блестящие комедийные возможности, склонность к яркой характерности и вписав эту роль в число выдающихся своих сценических созданий.
Оставаясь ведущим актером, Соломин выступает и как режиссер. Среди его спектаклей: Ревизор Н.В.Гоголя (1982, совместно с Е.Весником), Чайка А.П.Чехова (художественный руководитель постановки; режиссер В.Драгунов, 1996), Лес А.Н.Островского (1998), Коварство и любовь Ф.Шиллера (1998).
Не менее известен Соломин как актер кино. Среди его лучших киноработ: Дмитрий Ульянов (Сердце матери, 1965), майор Геттель (Сильные духом, 1967), Телегин (телефильм Хождение по мукам, 1977), майор Звягинцев (Блокада, 1975-1978), Трактирщик и Генрих Айзенштайн (телефильмы Обыкновенное чудо и Летучая мышь, оба — 1979), Владимир Александрович (Свет в окне, 1980), Славин (ТАСС уполномочен заявить…, 1984). Роль Арсеньева в фильме Акиры Куросавы Дерсу Узала (1975) сделала актера известным мировому кинематографу. В 1993 он был награжден орденом Академии искусств Японии «За вклад в мировую культуру». Соломин выступает и как кинорежиссер. Им сняты телефильмы: Скандальное происшествие в Брикмилле (1981, сыграна роль мистера Кеттла), Берег его жизни (1985, роль Миклухи-Маклая), фильм В начале было Слово (1992, роль князя Святослава).
Получивший прекрасную школу русского реалистического искусства, ученик Пашенной, Соломин с 1960 преподает в училище им. М.С.Щепкина. Руководитель курса, профессор (1986).
В 1998 был избран Русским биографическим институтом «Человеком года» за выдающиеся заслуги в области искусства.
|