Литературный Клуб Привет, Гость!   С чего оно и к чему оно? - Уют на сайте - дело каждого из нас   Метасообщество Администрация // Объявления  
Логин:   Пароль:   
— Входить автоматически; — Отключить проверку по IP; — Спрятаться
Безумную ты лелеешь затею, добрейший мой, учить других тому, чего не знаешь сам, отказываясь вдобавок этому научиться.
Сократ
patriot
В этот день, 5 июня - Петр Клодт и Федерико Гарсиа Лорка
Событие:
patriot, 05 06 2008 17:56
Метасообщество Люди
Календарь памятных дат
Сегодня - всемирный день окружающей среды.





КЛОДТ (Клодт фон Юргенсбург) Петр Карлович

1805, Петербург - 1867, мыза Халала, ныне Финляндия, похоронен в Петербурге

klodt.jpg (40 kb)

Выдающийся скульптор XIX в., сыгравший значительную роль в формировании русской реалистической, в особенности анималистической пластики, получил, подобно живописцу П. А. Федотову, не художественное, а военное образование и некоторое время служил офицером. Вслед за Ф. П. Толстым он стал скульптором, вопреки сословным предрассудкам своего времени, которые запрещали профессионально заниматься искусством дворянину, да еще из столь родовитой и титулованной семьи, к какой принадлежал Клодт.

"Страсть к лепке и резьбе и преимущественно к изучению лошади" проявилась у юного Клодта еще в Омске, где тогда служил его отец, знаменитый боевой генерал. Рисовать, лепить и вырезать из дерева фигурки лошадей, изучать их повадки, позы, движения и аллюры Клодт продолжал и в Петербурге, учась с 1822 г. в артиллерийском училище. После непродолжительной службы Клодт вышел в отставку с твердым намерением посвятить себя скульптуре.

В течение двух лет он учился самостоятельно, работая с натуры и копируя произведения античной пластики. С 1830 г. он стал вольнослушателем петербургской Академии Художеств (АХ), где вскоре высоко оценили его дарование. Уже в 1831 г. Клодт вместе с такими опытными скульпторами, как С. С. Пименов и В. И. Демут-Мали-новский, получил большой правительственный заказ - скульптурное оформление арки триумфальных Нарвских ворот в Петербурге. Клодтом была выполнена шестерка коней, впряженных в колесницу Славы, на аттике арки. Кони представлены стремительно скачущими и взвивающимися на дыбы, что было новым для этого традиционного мотива монументально-декоративной скульптуры классицизма. Уже здесь у Клодта начали проявляться черты романтизма и реалистической трактовки образов, которые в полной мере выразятся в его искусстве позднее.

В начале 1833 г. художник начал работу, продолжавшуюся в общей сложности около 20 лет и ставшую поистине главным делом его жизни: это четыре бронзовые конные группы "Укротители коней", украсившие в 1850 г. Аничков мост через реку Фонтанку в Петербурге. Композиция этого уникального ансамбля раскрывается в процессе последовательного обзора. Переходя от группы к группе, зритель как бы читает их одну за другой и постепенно выявляет их сюжетно-смысловые и пластические связи. Весь цикл объединяет тема победы человека над стихийным могуществом природы. В первой группе юноша-возничий, напрягаясь всем телом и крепко схватив узду, сдерживает вздыбленного коня. В следующей группе драматизм борьбы нарастает: в неукротимом порыве вырывается конь, а движения человека становятся все напряженнее, возничему едва удается осадить коня, делая могучее усилие. В третьей группе человек повержен на землю, а коню почти удается вырваться на волю. Наконец, в четвертой группе человек вновь покоряет животное. Пропорциональность, строгая гармоничность, плавная, графически отчетливая линия силуэтов - такова художественная форма групп Клодта. Она хорошо согласуется с архитектурой окружающей части города.

Работа над группами еще не была закончена, а к их автору уже пришла европейская известность. Повторные экземпляры двух первых групп были в качестве высочайших дипломатических подарков отправлены в Берлин, а затем и в Неаполь, где украсили правительственные резиденции.

Клодт не только лепил, но и сам отливал свои произведения из бронзы: впервые в истории русского искусства скульптор стал литейщиком и даже возглавил литейную мастерскую АХ, активизировав и усовершенствовав ее работу. Объединение в одном лице этих двух профессий дало прекрасные результаты: большинство статуй, отлитых Клодтом, почти не требовало дальнейших исправлений.

В конце 1840-х - начале 1850-х гг. Клодт выполнил огромный, почти 70-метровый в длину, скульптурный фриз "Лошадь на службе у человека" для "служебного дома" Мраморного дворца в Петербурге по графическому эскизу архитектора А. П. Брюллова. Здесь представлены боевые схватки всадников, конные процессии, поездки верхом и в колесницах, эпизоды охоты. По замыслу архитектора, формы рельефа должны были напоминать о фризе Парфенона - прекраснейшего памятника классического древнегреческого искусства времени его расцвета.

В 1848-55 гг. Клодт создал памятник великому поэту-баснописцу И. А. Крылову для Летнего сада в Петербурге, ставший новым, неожиданным словом в монументальной городской скульптуре. Отказавшись от всех условных и идеализирующих приемов скульптуры классицизма, передал свои живые впечатления и облик человека, которого хорошо знал и любил. Он изобразил поэта сидящим в простой, естественной позе, словно отдыхающим под липами Летнего сада. Крылов представлен в окружении образов, созданных его творческой фантазией: в горельефную композицию пьедестала включены сюжеты и персонажи его басен. Эскиз пьедестала выполнил по поручению и под наблюдением Клодта известный мастер графики того времени А. А. Агин.

Одновременно с работой над памятником Крылову скульптор трудился над другим крупным монументальным произведением - памятником князю Владимиру для Киева. Клодт выполнил колоссальную статую князя,взяв за основу маленькую эскизную модель покойного к тому времени В. И. Демут-Малиновского, внеся в нее композиционные и структурные изменения. Задрапированный длинным ниспадающим плащом, Владимир представлен держащим крест - символ Крещения Руси; лицо князя исполнено вдохновения.

Последней крупной работой Клодта в сфере монументальной скульптуры была конная статуя Николая I для памятника, спроектированного в 1856-59 гг. архитектором А. А. Монферраном. Кроме Клодта в работе над памятником участвовали скульпторы Н. А. Рамазанов и Р. К. Залеман, которыми созданы барельефы и аллегорические фигуры пьедестала. Торжественный и импозантный памятник стал объединяющим центром разностильного и эклектичного ансамбля огромной площади между Мариинским дворцом и Исаакиевским собором в Петербурге. Император изображен на скачущем коне. В позе всадника - парадность, а в движении коня - грациозность и стремительность. Благодаря точному математическому расчету скульптор смог при отливке конной статуи укрепить ее на двух точках опоры (задние ноги коня) без какой-либо искусственной подпорки. Решение этой технически сложной задачи впервые в истории монументальной скульптуры удалось Клодту, хотя его искали многие ваятели прошлого.




ГАРСИА ЛОРКА, ФЕДЕРИКО (Garcia Lorka, Federico)

(1898–1936)

Родился 5 июня 1898 в селении Фуэнте-Вакерос близ Гранады в семье андалузского землевладельца. С детства увлекался живописью, занимался музыкой. В подростковом возрасте начал писать стихи и декламировал их в местных кафе.

Изучал право в Гранадском университете. В 1918 опубликовал книгу прозы, написанную по впечатлениям от поездки в Кастилию. В 1919 перевелся в Мадридский университет на отделение литературы. Организовывал театральные представления, выступал с публичным чтением своих стихов. В это время его имя ассоциировалось с группой «Поколение 27», к которой относились также Сальвадор Дали, Луис Бунюэль, поэт Рафаэль Альберти.

В 1921 вышла первая Книга стихов (Libro de poemas), в которой чувствуется влияние Дарио и Хименеса, при этом поэзию Лорки отличает близость к народной культуре и особая музыкальность стиха. Второй поэтический сборник Песни (Canciones, 1927) передает драматическое видение жизни, присущее андалузским народным песням. В это время увлекался древним традиционным андалузским «глубоким пением» (cante jondo), участвовал в организации фестивалей. Занимался живописью – в 1927 в Барселоне состоялась его выставка.

С 1929 возглавлял студенческую театральную труппу Балаган (La Barraca). Ее участники старались возродить интерес к классической национальной драматургии – разъезжали по селам с постановками испанской классики – Лопе де Веги, Кальдерона, Сервантеса. Первый театральный успех Лорки был связан с постановкой пьесы Мариана Пинеда (Mariana Pineda, 1929) с декорациями Сальвадора Дали – исторической поэмы в стихах о гибели замученной за участие в тайной деятельности против тирана Фердинанда VII жительницы Гранады.

Наибольшую известность Лорке-поэту в Испании и за ее пределами принесли поэтические сборники Цыганские баллады (Romancero gitano, 1928) и Поэма о канте хондо (El Poema del cante jondo, 1931), после которых за ним утвердилась слава «цыганского поэта». В них наиболее полно проявились характерные черты дарования Лорки – он воспринимает жизнь фатально, как роковое предначертание, лиризм исполнен огромного эмоционального накала.

В 1929 ездил в Нью-Йорк изучать английский в Колумбийском университете. Познакомился с местными любительскими и профессиональными театральными коллективами. Здесь был написан поэтический сборник Поэт в Нью-Йорке (Poeta en Nueva York), опубликованный после смерти автора, в 1940.

По возвращении в Испанию в 1931 организовал собственную театральную компанию. Пробовал себя в драматургии – писал популярные фарсы – Волшебная башмачница (La Zapatera prodigiosa, 1930) и Любовь дона Перлимплина (Amor de Don Perlimplin con Belisa en su jardin, 1933). В 1933 совершил поездку в Буэнос-Айрес, где руководил постановкой своих пьес.

В марте 1933 в Мадриде состоялась премьера трагедии Кровавая свадьба (Bodas de sangre, 1933). Она имела огромный успех и с тех пор не сходит с подмостков испанских театров. Сюжет был взят из газетной заметки о невесте, сбежавшей в свадебную ночь с возлюбленным. Пьеса стала первой частью задуманной трилогии, посвященной «испанской вселенной», в основу каждой из частей которой была положена трагедия женщины, ставшей причиной кровавой распри.

В трагедии Иерма (Yerma, 1934), второй части испанской трилогии, речь идет о жаждущей материнства женщине, муж которой неспособен сделать ее матерью. Не желая осуществить свое желание с другим человеком или, нарушив традиции, покинуть супруга, она решается на убийство мужа. Несмотря на сильное трагическое звучание, Иерма не пользовалась таким успехом, как Кровавая свадьба, – консервативные критики обвинили драматурга в покушении на традиционные испанские ценности.

Неоконченная трагедия Дом Бернарды Альбы (La Casa de Bernarda Alba, 1935) считается третьей частью испанской трилогии. В ее основе – история пяти дочерей деспотичной матери, требующей неукоснительного выполнения строгих моральных предписаний. Но дочери хотят любить и пытаются найти свои способы покинуть материнский дом. Младшая, узнав, что ее возлюбленный стал жертвой ее безжалостной матери, кончает жизнь самоубийством. Роль Бернарды была специально написана для великой трагической актрисы Маргариты Ксиргу. И хотя при жизни Лорки пьеса не была поставлена, она считается его высшим достижением в драматургии.

Сам он больше ценил свои драматургические сюрреалистические эксперименты, разрушавшие нормы театрального реализма, – Когда пройдет пять лет и Аудитория.

Последнее поэтическое произведение относится к 1935 – Плач по Игнасио Cанчесу Мехиасу (Llanto por Ignacio Sanchez Mehias) было написано в память его погибшего друга – знаменитого тореадора.

Летом 1936 перед запланированной поездкой в Мексику поехал на родину. В Испании начиналась гражданская война, и на четвертый день его пребывания в Гранаде вспыхнул военный мятеж на юге Испании. Городской гарнизон присоединился к мятежникам, новые хозяева города стали проводить массовые аресты и расстрелы «левых» и сторонников республиканцев. Лорка не принадлежал ни к какой политической партии, хотя и считался левым. 19 августа 1936 по приказу франкистского центра в Севилье вместе со школьным учителем и двумя матадорами он был расстрелян в овраге Виснар в предгорьях Сьерра-Невады.

За два месяца до смерти закончил первую часть Дома Бернарды Альбы и считал, что только приступает к своим основным произведениям. При франкистах произведения Лорки были объявлены вне закона и сожжены в Гранаде.
assia05-06-2008 21:46 #1
assia
Автор
Группа: Passive
спасибо за инфу, интересно...
[владычица королевства глубоких долин]
Мадам Ко05-06-2008 23:02 #2
Мадам Ко
Блондинка
Группа: Passive
У моего отчима и потомка этого Клодта сомвестное архитектурное бюро.
Тока тссссссссссс. Без палева. Это не я.
írói álnév06-06-2008 07:32 #3
írói álnév
Фенек
Группа: Passive
Лорка! точно!

спасибо.
Живите в доме – и не рухнет дом. © Арсений Тарковский
assia06-06-2008 22:21 #4
assia
Автор
Группа: Passive
Мадам Ко, О.о вау однако.
[владычица королевства глубоких долин]
patriot07-06-2008 14:51 #5
patriot
Уснувший
Группа: Passive
assia редкая птица долетит до середины Днепра и скажет вау
Да ну, какие там гламурные подонки! Так... комбедовцы духа.
assia07-06-2008 23:41 #6
assia
Автор
Группа: Passive
[владычица королевства глубоких долин]
Сейчас на сайте:
 Никого нет
Яндекс цитирования
Обратная связьСсылкиИдея, Сайт © 2004—2014 Алари • Страничка: 0.02 сек / 26 •