22 мая родились:
В 1813 г.
Рихард Вагнер ( ум.1882 ), композитор
В 1859 г.
Артур Конан Дойл (ум. 1930), «отец» Шерлока Холмса.
В 1913 г.
Никита Богословский ( ум. 2004 ), композитор
В 1920 г.
Николай Гринько ( ум.1989 ), украинский актер - «папа Карло», один из любимых актеров Андрея Тарковского
В 1924 г.
Шарль Азнавур, французский актер, певец
В 1948 г.
Евгений Мартынов (ум.1990), композитор, певец
День Святого НиколаяСвятитель Николай архиепископ Мир Ликийских, чудотворец
Сегодня, 22 мая, православная церковь чтит память одного из самых любимых и уважаемых святых на Руси - Николая Угодника.
Народный календарь различает два дня, посвященных Николаю Угоднику: Никола зимний - 19 декабря, и Никола весенний (летний) - 22 мая. (17 февраля отмечается также Никола студеный - в память Николая Исповедника, игумена Студийского).
По свидетельству Нестора-летописца, первый храм на Руси был в честь святителя Николая Чудотворца - церковь в Киеве, поставленная IX ст. на могиле убитого князя Аскольда.
Николай Угодник - считается защитником простых людей, покровителем мореходства, торговли, опекуном бедных и сирот. Раньше, в каждом доме обязательно была икона святителя, перед ней зажигались неугасимые лампады, перед ней молились о благополучном замужестве, о путешествующих, мореплавателях, об избавлении от клеветы. Православная Церковь воспоминает святителя Николая каждую неделю: по четвергам каждой неделю наряду с апостолами.
Святитель Николай родился во второй половине III века в городе Патары в Ликии (историческая область в Малой Азии) в семье благочестивых родителей. До глубокой старости они не имели детей и в непрестанной молитве просили Всевышнего дать им сына, обещая посвятить его служению Богу. Молитва их была услышана: родился сын, который при крещении получил имя Николай, что значит по-гречески «побеждающий народ».
Юноша воспитывался под руководством своего дяди - местного епископа. В качестве призвания Николай избрал служение Богу. Пройдя путь от младшего церковного служителя до архиерея, он стал архиепископом города Миры Ликийские. Николай отличался любовью и состраданием к людям, помогал нищим и обездоленным, раздавая почти все получаемые деньги. Себе он оставлял только самое необходимое.
За кротость и доброту святитель Николай снискал огромную любовь народа.
После кончины архиепископа Иоанна он был избран епископом Мир Ликийских, после того как одному из епископов Собора, решавшего вопрос об избрании, в видении был указан избранник Божий - святой Николай.
Став архиепископом, Николай оставался тем же великим подвижником, являя пастве образ кротости и любви к людям. Это было особенно дорого для Ликийской церкви во время гонения на христиан при императоре Диоклетиане (284 - 305). Епископ Николай, заключенный в темницу вместе с другими христианами, поддерживал их и увещевал твердо переносить узы, пытки и мучения. При приходе к власти равноапостольного Константина, святитель Николай возвратился к своей пастве.
Еще одним знаменательным событием в житии святителя Николая стал I Вселенский Собор, созванный императором Константином в 325 году. Есть предание, что во время одного из соборных заседаний, не стерпев богохульства Ария, Николай ударил еретика по щеке. Отцы Собора сочли такой поступок неподобающим и лишили святителя Николая архиерейского сана и заключили его в тюремную башню. Но вскоре многие из них имели видение, в котором Иисус Христос подал Николаю Евангелие, а Богородица возложила на него омофор. Тогда Николай был освобожден, ему вернули сан. Смысл поступка Николая для верующих отнюдь не во вседозволенности, но в активном неприятии любой неправды.
Николай прожил до глубокой старости, скончался же 6 декабря 342 года после непродолжительной болезни, и был погребен в соборной церкви города Миры.
Прошло семьсот с лишним лет после кончины Угодника Божиего. Город Миры и вся Ликийская страна были разрушены сарацинами. Развалины храма с гробницей святителя были в запустении и охранялись лишь несколькими благочестивыми монахами. В 1087 году святитель Николай явился во сне одному апулийскому священнику города Бари (в южной Италии) и повелел перенести его мощи в этот город. Пресвитеры и знатные горожане снарядили для этой цели три корабля и под видом торговцев отправились в путь. Эта предосторожность была нужна для того, чтобы усыпить бдительность венецианцев, которые, проведав о приготовлениях жителей Бари, имели намерение их опередить и привезти мощи святителя в свой город. Окружным путем, заходя в порты и ведя торговлю, баряне, наконец, в Миры, где, не зная точного местоположения гробницы, пытались подкупить монахов, предложив им триста золотых монет, но ввиду их отказа, применили силу: связали монахов и под угрозой пыток, заставили одного малодушного указать им местонахождение гробницы.
Чудесно сохранившаяся гробница белого мрамора была вскрыта. Она оказалась наполненной до краев благоуханным миром, в котором и были погружены мощи святителя. Не имея возможности взять большую и тяжелую гробницу, баряне переложили мощи в заготовленный ковчег и отправились в обратный путь.
Путешествие длилось двадцать дней, и 9 (т.е. 22, по новому стилю) мая 1087 года они прибыли в Бари. Вот это самое прибытие, собственно говоря, и празднуется сегодня.
Троян (Трибогов День), Ярило МокрыйСлавянский праздник конца весны и начала лета, когда на смену младому Яриле-Весеню приходит Трисветлый Даждьбог. Святодень, посвящённый победе Бога Трояна над Чёрным Змеем. В этот день прославляется Сварожий Триглав – Сварога-Перуна-Велеса, сильных во Прави, Яви и Нави.
Сварог есть Правь и Собь. Правь – То, Что удерживает в равновесии Явь и Навь, Зримое и Незримое, День и Нощь, Род Земной (сородичей в Яви) и Род Небесный (Силу Предков). Собь – Дух Рода во всём сущем, наше Истинное Я (АЗ ЕСМЬ).
Перун есть Сила и Ряд. Сила – То, Что способно изменять Мир, воплощённая воля, целеустремлённость действия. Ряд – порядок, закон, правило, договор, сотрудничество. То, без Чего не устоит никто и ничто в Мире Яви.
Велес есть Мудрость и Стезя. Мудрость – это прозрение Истинной Природы всего сущего и своего места в Мире. Стезя – То, Что единит Тремирье (Правь-Явь-Навь), Что ведёт нас вслед за Предками и соединяет нас с Богами. Великое Сокрытое, постижимое Сердцем, но не видимое плотскими очами.
По поверьям, Троян явился воплощением мощи Сварога, Перуна и Велеса, соединивших свои силы в борьбе со Змеем, порождением Чернобога, грозившим некогда уничтожить всё Тремирье.
Существуют, по меньшей мере, три различных взгляда на Тремирье.
Первый рассматривает оное как Связку Ступеней Духовного Восхождения от плоти к. Духу, располагая Миры в следующей последовательности: Явь (Мир Плотных Форм) / Навь (Мир Тонких Форм или Мир души) / Правь (Мир Духа - Исток Всемирья).
Второй взгляд, следуя шаманистскому видению Мира, выстраивает Миры в несколько иной последовательности: Навь (Нижний Мир
- Обитель Темных Богов, опорочивших себя Предков и злых духов) / Явь (Срединный Мир - Обитель человека) / Правь (Верхний Мир - Обитель Светлых Богов, Славных Предков и благих духов).
Третий взгляд, по сути, представляет Связку Миров в виде Двумирья: Явь (Мир Зримый - Обитель всякого живота) / Навь (Мир Незримый - Обитель Богов, Предков и духов), кои уравно-вешиваются Правью - Силой, хранящей Лад Всемирья.
В Трибогов День издревле поминали предков и творили обереги от бесчинств, творимых русалками и неприкаянными душами «заложных» покойников (умерших «не своей» – то есть неестественной смертью). В ночь на Трояна девицы и женщины «опахивали» деревню, дабы оберечься от злых сил. В народе говорили: «С Духова дня не с одного неба – из-под земли тепло идёт», «Придёт Свят Дух – будет на дворе, как на печке». Согласно народным поверьям, сего дня как огня боится всякая нечисть, а перед самым Солнечным восходом на Духов день открывает Мать Сыра-Земля свои тайны, и потому знахари ходят в это время «наслушивать клады». Как и на Ярилу Вешнего, роса в этот день считается священной и целебной.
После зачина проводят обряд «Постриги» (пострижины) для юношей - славянский обряд, состоящий в пострижении волос ребёнка семи лет от роду, в знак перехода из под опеки матери под опеку отца, из под опеки божеств Лели и Полеля под власть Перуна. Далее устраивают пир в поле. Обрядовая страва: сладости, яичница, пироги. В требу приносят обрядовое пиво. Перед игрищами разыгрывают сказку или древнее предание. Обязательны любовные игрища и пляски.
После дня Ярилы обычно устанавливается жаркая погода дней на семь.