В ветке, посвященной Светлой памяти Надежды Румянцевой, вновь проявилась вечная путаница - кто такая Надежда Румянцева и кто такая Клара Румянова - разве это два человека? Да, это действительно два человека. И так как Клара Румянова умерла 18 сентября 2004 года - то есть почти 4 года назад, то, пожалуй, можно вспомнить и её: уж коль в наших головах эти две актрисы как бы слились в один светлый жизнерадостный образ...
Звезда советской мультипликации жила и умерла одинокой...
Включая для своих детей советские мультики, мы заранее знаем, чьим звонким и счастливым голосом будут говорить наши любимые герои: Заяц, Крошка Енот, Малыш, Чебурашка... Всех их и множество других персонажей озвучила заслуженная артистка России Клара Румянова. Увы, только сказки кончаются хорошо, веселой песенкой. Жизнь актрисы была сыграна совсем по другим нотам...
Клара Михайловна Румянова родилась 8 декабря 1929 года в Ленинграде, в семье комиссара Советской армии. Незадолго до войны ее отец окончил академию, а вскоре его вместе с семьей отправили в Днепропетровск. Михаил Румянов получил под свое командование дивизию, воевал вместе с Брежневым в восемнадцатой армии. Дочь же тем временем ездила с детдомовскими ребятами по Сибири с концертами для раненых, чтобы собрать деньги в фонд обороны. Во время войны очень многие дети пели и танцевали перед бойцами, показывали им спектакли, чтобы поддержать боевой дух. И Клара именно тогда поняла, что такое занятие ей по душе, а раз так, то почему бы не попробовать сделать актерство своей профессией?
Ее выступления нравились и солдатам. Правда, раненые смеялись и дразнили ее «девочка с пропеллером, поющая басом»: на голове у маленькой Клары качался огромный бант, а голос был очень низким. Ей пророчили будущее оперной певицы, советовали поступать в консерваторию. Но Клара, уже в те годы отличавшаяся принципиальностью, приняв твердое решение, не меняла его. И в шестнадцать лет она отправилась поступать во ВГИК.
В Москве не заладилось с самого начала. Перед вступительными экзаменами у Румяновой украли все деньги. Есть было нечего. Еле-еле дотянув до последнего тура, девушка собрала все силы, чтобы выступить, и... упала в голодный обморок прямо перед экзаменаторами. К счастью, на оценку сей печальный «экспромт» не повлиял. Более того, глава приемной комиссии Сергей Аполлинарьевич Герасимов купил Кларе плитку шоколада и напоил горячим чаем с хлебом. «Я прямо в экзаменационной аудитории в уголочке все и съела», - вспоминала впоследствии актриса.
Однако неприятности на этом не закончились. Уже будучи студенткой, когда девушка ездила с концертами по Подмосковью, однажды она сильно простыла и чуть не умерла от крупозного воспаления легких. А в результате - потеряла голос. Руководитель курса Герасимов и тут вступился за свою студентку, не позволил отчислить с курса и взял ее под свой личный контроль. Полгода режиссер запрещал девушке разговаривать - общались они через записки. А когда голос полностью восстановился, все ахнули. Румянова стала говорить «по-детски»!
Но в мультипликацию актрису позвали не сразу, а после одного случая. Клара дебютировала в картине Герасимова «Сельский врач», играла рожающую женщину. «Засунули мне под подол огромную подушку, - рассказывала Румянова, - и говорят: «Кричи!» Кричать я умею. Тут все прошло нормально. Но по ходу сценария нужно снимать и младенца. У каких-то молодых родителей нашли двухмесячного ребенка, принесли его в студию. Вытаскивают у меня из-под подола подушку, будто родила, а младенец не кричит. Его шлепают по попке - он молчит. Тут я детским голосом как заверещу! Эту фонограмму и взяли в фильм».
С тех пор по ВГИКу и стала гулять легенда о том, что «эта девица, мол, может орать любыми голосами»... Слава о таком необычном таланте распространилась среди мультипликаторов, после чего Клару Михайловну и стали приглашать на «озвучку». Румянова, правда, долго сопротивлялась: «Вы что, издеваетесь?! Я не стану заниматься такой грязной работой».
В это время она уже твердо знала, чего хочет: большой драматической роли в большом кино. Ей же пока доставались только второстепенные. А вскоре - увы - дверь в кинематограф перед Румяновой и вовсе захлопнулась.
Отступая немного назад, скажем, что к этому времени Клара пережила уже развод. Девушка импульсивная, порывистая, в первый раз она выскочила замуж в 16 лет за молодого пианиста. Любовь была страстной, но - краткосрочной. Брак продержался всего... три месяца. А потом Румянова как раз и засобиралась поступать во ВГИК. Серьезный юный музыкант не горел желанием иметь в женах «актрисульку» и опрометчиво поставил условие: «Выбирай: либо я, либо кино». После этих слов Клара, не раздумывая, разорвала с ним все отношения.
У нее так было во всем. Решения принимались мгновенно, о последствиях она не задумывалась. Милая, хрупкая миниатюрная брюнетка с огромными глазами, она была категоричной, вспыльчивой и капризной. Очевидно, именно из-за такого характера у Клары не складывались отношения с мужчинами. А ведь нравилась она очень многим...
ще на первом курсе от нее был без ума однокашник Николай Рыбников. Однажды он совершил поступок, который позже режиссер Юрий Чулюкин воплотил в своем фильме «Девчата»: потратил все свои деньги, даже взял в долг у друзей и - купил возлюбленной золотые часы. Перед лекциями встретил девушку около института и преподнес их. Клара посмотрела на него и... влепила звонкую пощечину со словами: «Никогда больше не подходи ко мне». В порыве ярости Рыбников выбросил часы в окно. В отличие от героини фильма Надежды Румянцевой - Тоси, Клара лишь усмехнулась: «Я же предупреждала, мне от тебя ничего не надо». Потом Николай несколько месяцев сидел на одной гречке, чтобы вернуть долг приятелям...
После этого случая неделю Рыбников не подходил к однокурснице. Но потом все же решил рискнуть в последний раз: надев парадный костюм, он пришел в дом к матери Румяновой, чтобы просить руки ее дочери. Когда Клара узнала об этом, она пришла в ярость и потребовала забыть о ее существовании.
Спустя пять лет после окончания института Рыбников женился на другой однокурснице - Алле Ларионовой, которую страстно и нежно любил всю жизнь. За два года до смерти Николай Рыбников перенес микроинсульт. Клара навестила его в больнице. Тогда Николай Николаевич поинтересовался у бывшей возлюбленной: «Ну, может, спустя столько лет ты мне признаешься в причине своего отказа?» На глаза женщины навернулись слезы: «Дурой была, Колька! Только сейчас я понимаю, что ошиблась. Ты был тем мужчиной, который нужен мне. Сейчас уже поздно об этом думать...».
Но вернемся к актерской работе Румяновой. Увы, дружбы с «большим кино» у Клары не вышло. Виной тому стала ссора с выдающимся режиссером, на тот момент генеральным директором «Мосфильма» Иваном Пырьевым. С ним судьба свела актрису в 1953 году.
Иван Александрович снимал фильм по собственному сценарию «Испытание верности». Пырьев вызвал начинающую актрису и предложил сниматься в одной из главных ролей. И тут, как говорится, нашла коса на камень...
«Я пришла к Пырьеву, через лист нехотя почитала сценарий, - вспоминала Клара Михайловна. - Он спросил: «Чего это ты кривишься?» А я только что сыграла Наташу Ростову в курсовой работе, ну, в общем, вся из себя воображулька и не понимаю, что передо мной сидит генеральный директор киностудии «Мосфильм». Отвечаю ему: «Сниматься не буду! Это какая-то слащавая мелодрама. Я расту у Сергея Аполлинарьевича на хорошей литературе, а тут вдруг такое... Короче говоря, отказалась».
Известный своим крутым нравом Пырьев, на тот момент снявший уже более двадцати кинолент, пришел в ужас. Он крикнул: «Тебе не нравится сценарий, малолетка?! Убирайся вон из моего кабинета - и чтобы ноги твоей больше не было на «Мосфильме»! Я запрещаю тебе сниматься в кино! Пока я здесь на студии, ты не войдешь на «Мосфильм»!»
Так и сделал. Около шести лет Клара оставалась за бортом кинематографа, пока министр культуры Екатерина Фурцева не уволила Пырьева с поста гендиректора «Мосфильма». После этого Румянова все же снялась в двенадцати картинах, в том числе сыграла Богодуховскую в «Воскресении», попадью Вострикову в «Двенадцати стульях». Но ни одной главной роли она за всю жизнь так и не получила...
И только много лет спустя, уже незадолго до смерти, Пырьев повинился: «Плохо мне, Клара, чувствую, близок мой конец. Грешен я, вот и решил обзвонить всех, кому жизнь сломал. Ты - первая. Прости меня за ту глупость. Знаешь, а ты была права, фильм действительно вышел неудачный...».
ежду тем все это время Румянова как-то пыталась наладить личную жизнь. Но ее не устраивал ни один мужчина. Хотя претендентов было немало, да каких! Чкалов, Сличенко, Магомаев - внешнее обаяние и нежность актрисы очаровывали самых видных представителей мужского пола тех времен. За ней ухаживал даже кумир всех женщин Владимир Высоцкий - с выдающимся актером Клара познакомилась на съемках фильма «Сказ про то, как царь Петр арапа женил». Он дарил ей цветы, читал свои стихи, но гордая и высокомерная женщина и тут оставалась неприступной, ей как всегда что-то было «не так»...
И однако же, второй раз замуж Румянова все-таки вышла. На сей раз ее супругом стал лучший друг Сергея Бондарчука - Анатолий Чемодуров. Талантливый актер прославился в конце 40-х годов ролью Левашова в «Молодой гвардии». После свадьбы Бондарчук решил сделать актрисе подарок и предложил ей роль княжны Марьи в картине «Война и мир». Румянова уже начала репетировать, но опять все испортил ее дерзкий нрав: на правах жены лучшего друга режиссера Клара Михайловна позволяла себе пропускать репетиции или опаздывать на несколько часов, спорить с Бондарчуком, закатывать скандалы гримерам. И Сергей Федорович, даже рискуя рассориться с приятелем, все-таки снял актрису с роли. Ей опять пришлось довольствоваться озвучением мультфильмов.
А спустя несколько лет Чемодурова и самого перестали приглашать сниматься в кино. У него не было никакой работы, и он начал пить, скандалил, поднимал на жену руку, мог не прийти домой, во время очередного запоя часто оказывался в милиции, стал продавать вещи, чтобы купить бутылку... Категоричная Румянова долго терпеть не стала - и, как и в первый раз, подала на развод. Причем оставила бывшему мужу все: кооперативную квартиру, машину, мебель. Сама она, благодаря «Союзмультфильму» и небольшим ролям в кино, зарабатывала тогда вполне прилично и могла себе позволить ни от кого не зависеть. Говорят, Анатолий потом женился, у него родились дети...
Был у Румяновой и третий брак. Он не продержался и пяти лет. Очередной супруг, вице-адмирал, буквально уничтожал Клару своей бешеной, беспричинной ревностью. И актриса вновь раздумывала недолго. Очередной развод поставил точку на ее семейном счастье.
Клара Михайловна осталась одна, а ведь она была уже далеко не молода... Детей у нее не было - Румянова не смогла выносить ни одну беременность. Близкими друзьями среди собратьев по профессии капризная актриса тоже не обзавелась. Да и сниматься в кино ее в последние годы звали все реже и реже.
Зато в студию, наоборот, - постоянно. Очень быстро практически все анимационные белочки, зайчики, щенята, котята, медвежата, девочки-мальчики заговорили голосом Румяновой. Она первой из советских актрис получила звание заслуженной именно за работу в мультипликации. Клара Михайловна стала настоящей звездой «за кадром». Ее имя знала и по сей день прекрасно знает вся страна. Еще при жизни талантливую актрису признали золотым голосом России. А когда состоялся конкурс на лучший голос мировой мультипликации, он был признан лучшим на планете!
И все же сама она никак не могла смириться с мыслью, что озвучение мультипликационных фильмов - ее удел. Пусть не сложилось с кинематографом, но только не быть «мультяшной королевой»! Уже в пожилом возрасте Клара Румянова, нашла, наконец, себя... Она истово занялась историей, сидела в библиотеках, копалась в архивах - подобного рода исследования доставляли ей настоящее удовольствие. А итогом этих трудов стали исторические пьесы в ее авторстве, которые ставились на радио. Более того, десять пьес о женщинах, оставивших след в русской истории, вошли в книгу «Имя мне - женщина», за которую Румянова была удостоена Золотой пушкинской медали.
все же, даже занимаясь понравившимся делом, гармонии с самой собой актриса не достигла... Впрочем, знала ли она, как ее достичь? Вероятно, нет. Даже к Богу Румянова пришла лишь благодаря случаю, уже будучи пожилой. В составе одной делегации Клара Михайловна оказалась в небольшом городке под Флоренцией. Только вошла в монастырь Святой Кьяры (Клары по-нашему), как к ней сбежались монашки. Оказалось, что она очень похожа на Кьяру, чьи мощи хранятся в этом монастыре. Это событие произвело такое впечатление на Румянову, что по приезде в Москву она решила принять веру. А так как в святцах не оказалось имени Клара, она выбрала себе имя Екатерина...
Увы, Бог не дал ей того счастья, на которое, может быть, в глубине души надеялась эта одинокая женщина. В последние годы актриса жила в нищете. Из Театра киноактера, где она проработала долгие годы, ее, как и многих других известнейших артистов, уволили «по сокращению штатов». На пенсию прожить было практически невозможно, но Румянова не хотела ни от кого помощи. Даже когда у нее обнаружили страшную болезнь - рак, - она намеренно не принимала никого.
Конец жизни Клара Румянова провела на попечении сестры-сиделки Троицкого храма в Голенищево. Она умерла 18 сентября 2004 года, не дожив несколько месяцев до своего 75-летия.