Когда дело касается контрлитературы, то сразу отпадает вопрос о каких-либо недосказанностях и полумерах. Исторически, это и была одна из задач контрлитературных писателей – раскрывать скобки недосказанности, показывать пальцем на то, от чего отмахиваются все прохожие. Гипернатурализм, широкое использование табуированной лексики, отражение в спэллинге слэнговых оборотов и локальных акцентов, бескомпромиссные описания и необычный язык со множеством оригинальных вставок – всё это отличает таких классиков альтернативы, как Ирвин Уэлш, Чак Паланик, Альдо Новэ, Хьюберт Сэлби, Дуглас Коупленд, Хантер Томпсон и других. В этом обзоре я хотел бы остановиться на самом, пожалуй, бескомпромиссном и самом метафоричном романе классической антилитературы – романе «Коровы» Мэттью Стокоу. «Коровы» - вещь уникальная. Прежде всего, в плане стилистики. Гипернатурализм у Стокоу достигает такого апогея, до которого не дошли ни Новэ в «Superwoobinda», ни Паланик в «Призраках», ни Поппи Брайт в «Изысканном трупе». Стокоу нарочито подробно показывает нам те вещи, о которых мы даже не думаем и тем более не говорим, но не так, как это делал автор «Призраков». Паланик писал нарочито-подробно, доходил до смешного, ибо его главной целью была провокация, огромный и смачный плевок в сторону того, что человек якобы знает о себе и окружающей действительности. В «Коровах» подробность описаний сделана для передачи атмосферы и чувств. Без них роман остался бы безликим. Описания помогают нам практически учуять миазмы ненависти, которой пропитаны декорации «Коров»: трущобы, убогая квартирка, скотобойня, вентеляционные шахты. Ненависть – вот главный бэкграунд, который, словно «ведьмин студень» постоянно просачивается в главные роли. Отдельно стоит отметить жесткие и цепкие эпитеты и сравнения, из которых автор создаёт мир романа («солнце, словно ему перебили хребет»). Стокоу создал вроде бы обычную окраину обычного города, однако в этом месте вы никогда не сможете быть, как все люди, никогда не познаете ничего, кроме дерьма и боли, и никогда ничего не измените, пока не убьёте. «Коровы» преподносят нам весьма необычный наркотик. Нет, это не химическое вещество, которое мы уже видели у Томпсона, Кроули, Селби, Уэлша и Бегбедера. Это не опиат, заменяющий смысл существования, и не стимулятор, призванный реанимировать разваливающийся организм. У Стокоу наркотик – это убийство. Оно служит как катализатором для активных и решительных действий (для Стивена), так и потерянным смыслом жизни (для стада). Убийца – это не человек, совершивший яжкий грех и обрекший душу на самоистязание (привет Достоевскому). И это не маньяк, ищущий отдушину для выхода своему перверсионному наслаждению. Убийство – это допинг, антидот от испражнений социума, в которых приходится, броня от эго-маньяков, волшебный эликсир, преображающий даже самых ничтожных. А убийца – это сильная личность, способная достичь абсолютно любых высот. Особо интересна схема межличностных отношений между персонажами. Они полны амбиций, личных затруднений, извращенных наклонностей и психологических травм. Все персонажи идеально подходят для жуткого, гротескного и убого мира, в котором живут. Сильные мира сего не конфликтуют со слабыми, ибо нет причин, которые могли бы их столкнуть. Стивен, будучи слабым и ничтожными объектом унижений матери-чудовища, не может отвергнуть учения Крипса, как не может путно ответить быку-гернзейцу. А вот такой окровавленный кусок человеческой плоти, как Гамми, тут же проявляет к нему агрессию. Гамми чувствует слабину Стивена, и не хочет допускать, чтобы тот превратил её в силу. По прошествии времени, когда Стивен стал волевым и сильным, несмотря на неумение жить и жуткую смерть его идеалов, Гернзеец становится его главным врагом в схватке за стадо. О самих персонажах мы знаем немного. Лишь то, что они сами сочли нужным рассказать о себе друг другу. Зато мы видим их характер и его развитие на протяжении всего романа. Характер героев формируют конфликты и жесточайшие испытания физического и, самое главное, морального плана. Стивен страдает от измывательств Зверюги. Она сформировала тот мир беспомощности, ненависти и боли, который сделал его ничтожным. Но насколько сильнее были его страдания после смерти Люси и его нерожденного ребенка: мучения не столько из-за самого факта смерти – Люси и ребенок были не более, чем инструментом – сколько из-за абсолютного коллапса всех его мечтаний о Нормальной Жизни. Персонаж Гензейца гораздо менее интересен: типичный бык, мощный, расчетливый, но далеко не самый умный. Он умеет поддеть Стивена в нужный момент (разговор о чалой телке, самостоятельная вылазка стада), но он не обладает тем, что есть у его человеческого врага – харизма. Харизму Стивен приобрел, пройдя через Зверюгу, мясокомбинат и убийства. К тому же, именно Стивен привнес идею Крипса об очищающем убийстве. Гернзеец же – лишь честолюбивый исполнитель, чтобы быть достойным врагом человека, ему не хватает тех испытаний, которые пришлись на долю Стивена. Отсюда и такая эйфория стада, и предпочтения человека быку в случае с чалой. Однако, на мой взгляд, самое главное – это не персонажи, а глубокая метафоричность «Коров», то, как Стокоу проиллюстрировал обычную жизненную практику почти всех людей. Теория Люси о внутреннем яде – олицетворение женского самокопания в поисках комплекса (правда, в поисках последнего женщины редко прибегают к анальному зондированию). Отношения Люси и Стивена – типичная картинка современной пары. Ему нужна она, чтобы построить жизнь. Он – никто, и не может рассчитывать на чью-либо взаимность, кроме психопатки с верхнего этажа. И естественно, что никакой любви нет, но она появится, а если и нет, то появится то, что заменит ее, поможет двум людям построить семью, идеал который нам показывают на телеэкране. В то же время, я бы абстрагировался от реального мира при чтении романа, а фундаментальный анализ проводил после. О том, что корова совершенней жены не только в сексе, но и в общении, о полюбовном отношении начальника к подчиненному, о способе убийства путем удушения каловыми массами стоит читать, не примеряя всё это на реальную картинку. Иначе будет либо невероятно сложно погрузиться в атмосферу романа. Ведь большинство из нас живет в мире, где есть любовь, друзья, приятели, знакомые и разнообразия, и больше всего нас заботит, как отличиться от серой массы. В мире «Коров» единственное существо, способное испытывать любовь, это пес с полуберебитым позвоночником, являющийся постоянной мишенью для издевательств, а единственственное, о чём мечтает лирический герой Стокоу, это быть таким, как все. «Коровы» погружают нас в необычную, но безнадежную атмосферу мира, где обыватели в автобусе – боги с золотой кожей, где нет места любви, где нет даже таких слов, как грех или Бог (ибо в романе Стокоу как никогда отчетливо осознаешь, какая это все чушь), где убийство – единственное, что может тебе помочь. Гниющий труп женщины на крыше, во вспоротый живот который вставлен труп собаки с размозженным черепом; люди, вырезающие в живых коровах дыры и кончающие животными прямо в кишки; плотоядные коровы, уничтожающие работников метрополитена; смерть, грязь, кровь, моча, рвота, дерьмо и ненависть; добро пожаловать в ад обыденной жизни, длящейся годами! Попробуйте выжить хотя бы на протяжении нескольких страниц!
|