2008-й год радует простой народ регулярным показом разного рода триллеров, слэшеров и хорроров на широком экране в специальных заведениях, именуемых кинотеатрами. На сегодняшний день мы увидели и неожиданно классные работы («Руины»), и качественные («Не оставляющий следа»), и авангардно-авторские («Суини Тодд: демон-парикмахер с Уилл-стрит»), и просто неинтересные («Один пропущенный звонок», «Шрам»). Своей работой «Роковой выбор» осчастливил человечество режиссер с потрясающим именем Ригоберто Кастанеда.
Осчастливленное человечество сказало: «Не айс!»
Дело не в том, что нам было обещано суровое насилие, откровенные сцены и матерные слова, так и не показанные и не озвученные, и не в кривом переводе названия («Blackout» в переводе с английского означает «Сбой в сети» или "Временная потеря зрения" - так называемая "Черная пелена"), и даже не в идиотизме персонажей. Видимо, мы просто устали от стандартных батончиков «Рот Фронт», завернутых в «Ферреро Роше». Для разъяснения этой грубой метафоры необходимо провести краткий экскурс в сюжет фильма.
Итак, трое людей застревают в лифте понтовой новостройки: татуированный агрессивный паренек,
астматическая девица
и с виду адекватный доктор. В итоге оказывается, что адекватен как раз татуированный паренек, который хочет убежать с девушкой в Париж, чтобы ее отец больше не мог оставлять ей фингалы. Астматическая девушка ехала из больницы, куда положили ее сбитую машиной бабулю. Что касается доброго доктора, то на деле выяснилось, что он вовсе маньяк-извращенец, вырезающий на телах девушек символы а-ля «бегущий миандр», и вымазывающийся в соли для кровавого коитуса.
Для клаустрофобного триллера «Роковой выбор» слишком нуден. Та же «Комната страха» (любители Финчера знают, что это далеко не самый мощный его фильм) даст сто очков форы творению Кастанеды по качеству нагнетания атмосферы. Что касается эффекта перевоплощения персонажей (когда «хороший» вдруг оказывается «плохим»), то после канадского «Куба» и немецкого «Эксперимента» «Blackout» кажется всего лишь дипломной работой выпускника режиссерского факультета ВГИКа. Саспенс как элемент любого триллера (а «Роковой выбор» проходит и вовсе под знаменем хоррора) отсутсвует напрочь, в атмосферу замкнутости как-то не верится, и никакие мэсседжи о проведенном в лифте времени ее не создадут. Казалось бы, напряжение проскакивает, когда смотришь на паренька со сломанной ногой и немощную деваху, запертых с безумным маньяком в лифте 2.70 на полтора метра. Но и этот задаток был задавлен чудовищным образом маньяка. То, что человек болен, проглядывается сразу, но нет в нем чего-то страшного или хотя бы примечательного. Страшными были маньяки в исполнении Дениса Хоппера («Синий бархат») или Уильяма Дефо («Дикие сердцем») или Рутгера Хауэра («Попутчик»), но интеллигентный дяденька из «Рокового выбора» на маньяка похож так же, как Тарантино – на батискаф.
Не совсем понятно, за что фильм получил такой суровый рейтинг. Аккуратненькие и приятные для глаз порезы на животе и груди девушки выглядят очень эстетично. Вспоротыми венами едва ли в наше время кого-нибудь напугаешь. Да и отрубленные руки под конец фильма не внушают жуткого трепета. То же самое и с постельными сценами, назваными так лишь из-за основной локации – постели.
Персонажи очень скучные, а диалоги – вымученные. Поведение доктора-маньяка ничем не мотивировано, изначальная агрессия паренька – тоже, а безумная любовь астматической девушки к бабуле к 80-й минуте набивает оскомину. Это касается, кстати, и рапидовых вставок фильма. Призванные обогатить картину, они лишь отвлекают, быстро вгоняют в уныние и полностью не котируются как оригинальный элемент. Абсолютной оригинальности и неповторимости фишек как в «Убить Билла» от Кастанеды никто не требует. «Роковой выбор» - это пока не авторское кино, а товарищ Ригоберто – не Дарио Ардженто, и даже не Умберто Ленци. Однако когда тот же прием, что и в «Blackout», видишь в комедии «В пролете», и там он смотрится раз в 30 органичнее, начинаешь задумываться: какими, мать его, приемами режиссер собирается создавать атмосферу? Оставь Кастанеда своих персонажей в покое, дав им возможность минут сорок пять поорать, покурить, позадыхаться и поломать ноги, а потом, под конец, показав, у кого какие насекомые в голове, было в тридцать три раза интереснее. Представляете, маленький душный лифт. Девушка с астмой, постпубертатный юнец и типа самый умный доктор. И все они начинают паниковать, ссориться, кричать, может, даже кусаться. Процесс постепенный, он затягивает, неожиданно для самого зрителя. Появляется атмосфера, ибо зритель четко представляет себя в ситуации, показанной на видеоряде.
Однако мы имеем то, что имеем. Да, есть в «Роковом выборе» отличные спецэффекты, неплохим получилось начало, но… В фильме нет изюминки. И нету саспенса. «Пила», «Хостел» и «Руины» доказали, что спецэффекты зрителя больше не волнуют. Нужна либо изюминка, либо атмосфера. Нужны интересные примочки, при чем не обязательно операторские. Например, «Незнакомцы»: Лив Тайлер стоит посередине комнаты, а позади нее открывается дверь и входит человек в стремной маске. Тишина. Лив Тайлер его не видит, шумно душит, затравленно глядит перед собой. А человек медленно приближается… Идеальная сцена для затягивания напряжения. Простая, но очень грамотная, понятная и четкая.
Так что либо мы, извините, зажрались, требуя чего-то супер-мега от человека с фамилией Кастанеда, забывая, что Карлос уже давно умер, а режиссер всего лишь Ригоберто, либо… Либо нам опять подсунули банальный глупый триллер, непонятно каким образом просочившийся на широкий экран, когда ему самое место на ДВД. В пору вспомнить анекдот про Кая, который выходит из покоев Снежной Королевы, застегивает ширинку, корчит гримасу и произносит: «Нет, не айс!»