«Настоящий современный художник... осознает, что чувство прекрасного — космического, универсального происхождения. Такое признание неизбежно приводит его к абстрактному пластицизму, ибо человек остается верен только всеобщим принципам»
Пит Мондриан (Piet Mondriaan, Pieter Cornelis Mondriaan)
Неопластицизм появился на свет в 1917 году. Главной чертой нового направления было строгое использование выразительных средств. Для построения формы неопластицизм допускает лишь горизонтальные и вертикальные линии. Так называемый закон прямого угла.
Около 1920 к нему добавился второй принцип, касающийся классификации цветов. По Мондриану красный, синий, жёлтый – цвета, а белый, серый, чёрный – не-цвета. Исчезает мазок, прямые контрастные линии подчёркивают плоскость.
С помощью этой строгости неопластицизм предполагал выйти за рамки индивидуальности, чтобы достигнуть универсализма и создать таким образом новую картину мира. Теории неопластицизма и его цели были сформулированы в журнале "Стиль".
Новый стиль, для которого Пит Мондриан придумал название "неопластицизм", не был плодом работы одного-единственного человека. Мондриан внес в него свой вклад посредством достижения крайнего предела абстракции в своих основанных на "кубистском" мировоззрении картинах периода между 1914 и 1917 годами.
Вклад Барта ван дер Лека, как это отмечал сам Мондриан, заключался в построении некоей геометрической архитектуры форм, связанной с использованием простейших цветов. Правда, ван дер Лек в своей живописи всегда отталкивался от каких-то вполне реальных объектов, а уже потом его геометрическая стилизация делала их практически неузнаваемыми.
Тео ван Дусбург, основатель журнала "Де Стиль" и его бессменный редактор, равно как и духовный вдохновитель группы, которая сформировалась вокруг этого журнала, привнес в общее предприятие идею связи их разработок с архитектурой зданий, а также свой солидный опыт в живописи и искусствоведении.
Наконец, находящийся вне этой группы художников голландский философ Шонмейкерс. Его Шонмейкерса, в которых он развивал свою теорию "позитивного мистицизма", указали художникам из группы "Де Стиль", и Мондриану в частности, путь к распознанию в реальном мире некоей "универсальной силы" и возможность ее визуализации в виде "живописной гармонии".
Пит Мондриан далеко не сразу пришёл к своему определению творчества.
Родился 7 марта 1872 в Амерсфорте. Его первые работы были написаны в реалистическом стиле.
Позднее, став известным пейзажистом, он почувствовал, что живопись не интересует его сама по себе. Она лишь средство самопознания или Богопознания. Живопись (в толковании Мондриана тех лет — «светопись») способна фиксировать истинное, не видимое обыденным глазом свечение вокруг материальных природных объектов — отражение Божественного света. Богоискательство привело художника к теософии.
Возникнув в России на рубеже столетий в трудах Е.Блаватской теософское учение, объединяющее все мировые религии и уделяющее особое внимание истории культуры и искусства, стремительно распространилось в странах Европы, особенно в протестантских Скандинавии, Германии и Голландии. В мае 1909 г. Мондриан вступил в голландское отделение Теософского общества.
В состоянии творческого подъема, ставя перед живописью сверхзадачи по осмыслению и воплощению anima mundi, Mондриан осенью 1911 г. на выставке в Амстердаме впервые встретился с кубизмом Пикассо и Брака. Конструктивные формосозидательные и коммуникативные проблемы синтетического кубизма нашли немедленный отклик в творчестве философствующего с карандашом и кистью в руках голландца. Весной 1912 r. Mондриан уехал в Париж и начал работать в манере «высокого кубизма». В отличие от своих парижских предтеч, Мондриан не ставил перед кубизмом задач изображения предмета или природного мотива со всех возможных точек обзора, пользуясь приемами ротационного зрения.
Его «высокий кубизм» конструктивен и аскетичен. Из композиций устраняются не только цвет, сведенный к скупой черно-серо-голубой гамме, но и массы, предметность которых обозначена лишь выразительными геометрическими линиями, выявляющими внутренний костяк, основу жизни архитектурных и природных мотивов. Интересно, что сами эти натурные мотивы оставались для Мондриана объектом того же пристального внимания, что и в докубистический, ранний период творчества. Обобщенные линейные полуабстрактные «Композиции» на тему деревьев чередовались с тщательными натурными меловыми рисунками в традиционной манере. Пользуясь разными стилистическими приемами, Мондриан ставил перед собой одну и ту же задачу: проникнуть в тайны структуры мироздания с помощью геометрических знаков и «светописи».
Позднее Мондриан перешёл к беспредметному искусству. В больших овальных композициях тушью и углем он уподоблял фасады церквей и морские виды геометрическим структурам из вертикальных линий. Наиболее выразительные листы покрывались сетью геометрических знаков, получивших впоследствии у художников название «плюс-минус». Не случаен и избранный овальный формат композиций: теософия заимствовала у индуизма знак яйца — символ бывших и грядущих перерождений. Здесь Мондриан подошел к полному отказу от фигуративности, чего избегали Пикассо и Брак.
В конце 1915 г. беспредметные опыты Мондриана нашли отклик у молодого художника Тео ван Дусбурга (1883-1931), пытавшегося найти синтез живописи с современной архитектурой. В 1916 г. художники создали группу «Де Стейл», а в 1917 начали издавать художественный журнал с тем же названием «De Stijl». На страницах «De Stijl» Mондриан публиковал теоретические выкладки о законах формообразования, приведшие к рождению нового направления — неопластицизма («Nieuwe Beelding in de Schilderkunst»). Mондриан, полностью отказавшись от фигуративности, теоретически и практически исследовал природу абстрактного искусства, обосновывая ведущую роль в композиции вертикальных и горизонтальных линий, демонстрирующих равновесие противоположностей: отказ от перспективных построений, так как «новый тип созерцания не исходит из какой-нибудь точки и видит везде»; и «абстрагированный от естественного цвета первоначальный цвет».
Пит Мондриан в своих теоретических исканиях доказывает преимущество абстрактной формы перед натуралистической:
«Новая пластическая идея не может использовать форму натуралистического или конкретного изображения, хотя последнее, в какой-то мере, обозначает универсум или, было бы правильнее сказать, скрывает его внутри себя. Но новая пластическая идея проигнорирует частности кажущегося мира, то есть натуралистические форму и цвет. Напротив, она найдет свое воплощение в абстрагировании от формы и цвета, в прямой линии и в ясном определенном первичном цвете».
Мондриан подчеркивал, что неопластицизм является чистой живописью, а не чем-либо иным, отличным от нее. В этом заявлении он выступил как классический мастер Первого авангарда, оставляющий за живописью право на исчерпывающую полноту художественного выражения. В дальнейшем, после Второй мировой войны, точка зрения на уникальные права живописи кардинально изменилась. Но для художника-теософа Мондриана, работавшего в первой четверти XX в., роль чистой живописи непреложна. Он пояснил свою позицию по отношению к живописи будущего:
«Средства выражения остаются прежними — форма и цвет, однако существенно углубленные с точки зрения внутреннего смысла; прямая линия и закрашенная поверхность отныне становятся чисто живописными средствами выражения».
Сбалансированное взаимоотношение форм, равновесие противоположностей внутри живописной композиции, по мнению Мондриана, способствует изображению универсума в наиболее чистом виде, воплощению гармонии и единства, являющихся врожденными свойствами разума.
В своих теоретических опусах Мондриан постоянно возвращался к доказательству преимуществ неопластицизма перед традиционной живописью, обосновывая принципы абстракции. Сегодня следовало бы сказать: принципы «геометрической абстракции», ибо представители этого направления второй половины XX в. в процессе творчества продолжают неуклонно следовать этим, мондриановским принципам начала века. Конкретная реальность не дает представления о целостности мироздания; ее репрезентация не является изображением универсума.
Концепция искусства, предложенная Мондрианом и нашедшая горячий отклик у его соратников — голландских художников Тео ван Дусбурга, Барт ван дер Лека и архитектора Уда, а также русского конструктивиста Эля Лисицкого (1890-1947) — представляла собой модель совершенной гармонии, доступной как для индивидуума, так и для общества в целом, и содержала в себе изрядную долю утопизма, рожденного в недрах протестантской культуры. Недаром Уд называл эстетику неопластицизма, воплощенную в живописи, сведенной к линии, пространству и цвету «протестантским иконоборчеством».
Т. ван Дусбург провозглашал, что «Четырехугольник есть знак нового человеческого сообщества. Квадрат значит для нас то же, что крест обозначал для первых христиан». Нетрудно заметить в этом высказывании и обоснование роли «Черного квадрата» Малевича. Супрематические композиции великого русского новатора вопроизводились в начале 20-х гг. на страницах журнала «Де Стейл».
Мондриан никогда не рассматривал свое искусство как "искусство ради искусства". Он считал, что "чистое и незамутненное частностями" изображение реальности и, главное, визуализация универсальной гармонии и уравновешенности первичны.
"Прояснение идеи уравновешенности средствами живописи имеет огромное значение для человечества. Визуализация этой идеи должна показать, что хотя человеческая жизнь в настоящее время обречена на хаос, она тем не менее, в глубине своей основывается на уравновешенности. Люди поймут, что со временем уравновешенность и гармония смогут все более и более полно жить в нас".
Изображение универсальной гармонии должно находиться постоянно перед глазами зрителя – в этом состоит основная задача неопластической живописи. Создание лаконичного образца для подражания.
И первой победой, которую правильному видению мира надлежало одержать в деле строительства Новой Жизни, должно было стать освобождение человека от трагедии:
"Мы можем избавиться от гнета трагических обстоятельств нашей жизни посредством ясного видения истинной реальности, которая существует, но которая завуалирована. Если уж мы не можем освободиться сами, то, по крайней мере, мы можем освободить наше восприятие".
Эта идея выражена даже яснее в одном его более раннем сочинении:
"Трагедия снимается только посредством созидания некоего гармоничного единства, а во внешней жизни для этого гораздо меньше возможностей, чем в жизни абстактной. В искусстве согласованное единение одной элемента с другим может быть реализовано чисто абстрактно, следовательно, искусство опережает жизнь".
В период Второй мировой войны в 1940 г. Мондриан эмигрировал в США. В бытность свою в Нью-Йорке художник в последний раз меняет стиль. "Космическая" эстетика уступает место более приземлённым категориям. Нью-Йоркские устремленные ввысь небоскребы и джаз нашли свой отклик в прямоугольных конструкциях неопластицизма. На смену строгим монохромным линиям и плоскости цвета пришли разноцветные полосы в композициях «Буги-вуги». Мондриан в 1943 г. оценивал свои открытия следующим образом:
«... деструктивная мелодия является эквивалентом деструкции видимого образа, подобия; конструкция рождается в процессе оппозиции чистых элементов — возникает динамический ритм».
В отличие от большинства своих современников и последователей, извлекших из открытий неопластицизма практический конструктивистский результат, Мондриан был равнодушен к одной лишь предметно-средовой стороне вопроса. Главный смысл из его абстрактных полотен извлекает сам творец, ищущий единственно верную знаковую закономерность построения композиции. Переживания Пита Мондриана во время нанесения на холст или лист бумаги геометрических знаков сопоставимы с состоянием монаха в процессе работы над иконой. Работа над абстрактной композицией для автора есть акт медитации, а следовательно, путь к самосовершенствованию, к просветлению. И здесь он близок к Кандинскому, который также провозглашал главенствующую важность переживания, нежели формы. (о Кандинском – в следуюший раз :)
Отчасти утопичные, наивные, но всегда пронизанные жаждой точности, неподдельного взгляда на действительность идеи Мондриана могут показаться сейчас далёкими от истины и спорными, но, может, в этом искреннем желании действенно изобразить окружающий мир, тем самым показать его естественный облик, который одновременно и образец для совершенствования, и заключается главный смысл изобразительного искусства...
"Чисто пластическое видение реальности должно сформировать общество нового типа точно так же, как в области искусства это видение формирует сейчас новый пластицизм. Это будет общество, основанное на равновесии материального и духовного, некоторое общество, умиротворённое сбалансированными взаимоотношениями".
"Искусство опережает жизнь. Действительно, ведь мы не можем выделить в нашей текущей жизни ничего такого, что могло бы стать прелюдией к Новой Жизни. Поэтому давайте присмотримся к эволюции человеческой культуры в области свободного искусства, а именно — к его движению в сторону реального освобождения от каких-либо форм и достижению сбалансированности всех элементов — то есть к некоторой истинно уравновешенной жизни".
Мондриан считал, что искусство могло бы послужить для создания новой, образцовой реальности.
"Ощущение прекрасного, освобожденного от материального субстрата, сделает возможным на новых принципах реорганизовать наше материалистически организованное общество".
Несмотря на то, что мондриановским идеям не суждено было воплотиться до конца (во всяком случае, на данный момент), трудно отрицать их влияние на мировую культуру и отдельных художников. Даже у Василия Кандинского в работах 20-30 гг. (в период преподавания в Bauhaus) можно найти некоторые элементы строгой неопластической геометризации (в частности характерную сетку и 'шахматку') с использованием чистых цветов (именно цветов – с точки зрения неопластицизма).
Знаменитый французский кутюрье Ив Сен-Лоран в 1965 г. создаёт коллекцию "Мондриан" – по мотивам творчества голландского художника. Знаменитое мини-платье воспроизводит "Композицию № 11" 1929 г..
А в 2002 году мотив "Композиции №10" использовал Джейкоб Арабо для создания часов 5 Time Zones своей марки Jacobs&Co. Впоследствии коллекция часов разрослась, обретя шикарные и ювелирные формы, однако наиболее удачной моделью до сих пор считается самая первая, созданная на основе цветовой палитры Пита Мондриана.
В заключение как всегда прилагаются некоторые работы авторов.
Пит Мондриан1911
Still Life with Gingerpot I
1912
Still Life with Gingerpot II
1912
Деревья в цвету
1914
Композиция в овале с цветными плоскостями 1
1914
Пирс и океан
1916
Композиция
1919
Композиция с решёткой
1929
Фокстрот
1939-1942
Композиция № 10
1935
Композиция с синим и жёлтым
1936-1942
Композиция № 12 с синим
1942-1943
Бродвей. Буги-Вуги
Тео ван Дусбург"Цель природы - человек, цель человека - стиль".Родился в 1883 в Утрехте. Проявил себя как художник-универсал и критик-искусствовед. Как поэт выступал под псевдонимом И. К. Бонсет, как философ - под псевдонимом Альдо Камини.
Около 1913 заинтересовался проблемами интеграции чистой живописи и архитектуры. В этой области проводил исследования совместно с Ж.Р. Удом и Ж. Вильсом. В 1916 создал в Лейдене с Удом художественную группу "Сфинкс", которая, однако, просуществовала недолго. В 1917 знакомится с П. Мондрианом, с которым основывает группу и журнал "Стиль". Члены группы работали самостоятельно, некоторые из них не были даже знакомы между собой. Всех их объединяло знакомство с Дусбургом и вера в теорию неопластицизма и элементаризма.
Группа "Стиль" объединяла художников и архитекторов и пропагандировала "радикальное обновление искусства". Журнал служил трибуной "для создания единого интернационального модуля в Жизни, в Искусстве, в Культуре" посредством "чисто пластического произведения искусства", через создание равновесия между "универсальным и индивидуальным".
Дусбург явился идейным вдохновителем группы Стиль", разработчиком концепции и пропаганды рационализма, защищал геометрическую и скульптурную архитектуру в противовес картинному ее восприятию. Рациональное направление группы "Стиль" представляло оппозицию картинным эффектам экспрессионизма архитектурной школы Амстердама.
Одной из основных тем Дусбурга были вопросы жилья, в решении которых руководствовался принци-пом главенства организации внутреннего пространства над общей пластикой. По его мнению, каждый отдельный элемент, будучи проекцией чисто пространственной, должен быть открытым со всех точек "как кристалл, растворенный в универсальном пространстве".
Смерть Дусбурга в 1931 г. ознаменовала конец группы "Стиль". Несмотря на кратковременность существования группы и преимущественно теоретическую ее ориентацию, творчество архитектора до сих пор продолжает влиять на мировую архитектуру и занимает в ней значительное место. Концепции пространства, основанные на выходе из двухмерности плоскости картины и добавлении третьего измерения, будучи в органической связи с архитектурой, которые выделил и определил ван Дусбург, остаются живыми, состоятельными и сегодня.
1917
Композиция IX
1918
Композиция XI
1918
Композиция X
1924
Обратная композиция V
1930
Арифметическая композиция
Ссылки:
http://www.peoples.ru/art/painter/doesburg/ - О Тео ван Дусбурге
http://en.wikipedia.org/wiki/Neoplasticism - Неопластицизм по-английски (что поделать, русская Вики подкачала...)
http://ru.wikipedia.org/wiki/Мондриан%2C_Пит - О Пите Мондриане
http://en.wikipedia.org/wiki/Piet_Mondrian - И по-английски
http://www.px-pict.com/6/2/3.html - В составе группы De Stijl
http://www.px-pict.com/6.html - О творчестве П. Мондриана и смежных вопросах
http://oseculoprodigioso.blogspot.com/2007/03/mondrian-piet-neo-plasticismo.html - статья о неопластицизме + картинки П. Мондриана. На португальском языке.