|
|
|
|
Русский алфавит | 04-02-2010 17:18 №1 | Уснувший Группа: Passive | Публикация: p(tash)ka, «Катынь» Вообще о таких сюжетах лучше молчать, чем говорить. Но раз сам напросился, а добрая (заблудшая) душа Вайоминг сюда привел, то уж не обессудьте:
1. формат – экспериментальная рецензия. 2. цель – доказать то, чего в тексте, может, и нет, а читателям покажется бредом. Но пускай мысль попетляет по бисеру. 3. обращаюсь не к автору, а к читателям текста стихотворения. _______________________________
Кто такая/такой/такое п(таш)ка – понятия не имею. Учитывая количество клоунирован-ных товарищей в сетевой поэзии, представляю себе, что говорю со стенкой.
Историческую основу анализировать не будем. Что такое Катынь (Хотынь) можно прочитать где вашей душе угодно (благо и автор ссылки оставил (почему-то все же кажется, что это мужчина)), но, как говорил профессор Преображенский, «не читайте никаких га-зет, а в особенности – советских».
Вопрос первый: образная система.
К теме репрессий после второй мировой обращались многие. Но стиль в целом напоминает не Вознесенского или Евтушенко, а скорее – Мандельштама и (отчасти) внебрачного пасынка и тезку его - Бродского. Та же медлительная метафорическая вязкость (что ни строчка, то – ИЗО), ряд образов с мандельштамовской семантикой (особо – все, что связа-но с толкованием пространства как субъекта текста в авторской рефлексии). Если пересматривать образную систему в целом, то явно бросается в глаза следующее: 1. «огромные звезды назойливо лезли в глаза» - с мясом перенесено из ОЭ 20-ых годов («Последней звезды безболезненно гаснет укол», «Своей булавкой заржавленной достанет меня звезда», «В плетенку рогожи глядели колючие звезды», «С собакой впереди идти под солью звезд» - на последнее особое внимание). 2. «оскал перспективы» - «пространство», «перспектива», «горизонт», «пейзаж» - столь высокий уровень абстрагирования от изображаемого субъекта-объекта свойствен в рус-ской поэзии для «еврейского» ее русла (многовековые упражнения в кабалистике приучили сознание мыслить весьма тяжелыми категориями). «Оскал» - образ имплицитно свой-ственный М. – оскал как улыбка хищного зверя, преимущественно – волка («Мне на плечи кидается век-волкодав»). 3. «небытие же – не дождь // не прикрыться рукою» - вспоминается «Города не прячутся от дождя в подъездах» Бродского. 4. «я себя против воли приуготовляю к покою», «противно перечить» - настроение спокойного, в духе греческих героев умирания словно перенесено из «Чтоб не видеть ни труса, ни хлипкой грязцы, ни кровавых костей в колесе…» - благородный эпос. Отсутствие спешки, равнодушие, взгляд на собственное мертвое тело даже не с высоты птичьего по-лета, а из космоса. Этой же цели служит и лексика, и синтаксис: тяжеловесные, высокоштильные лексемы (приуготовляю, перечить, возопишь), пространные сложноподчиненные конструкции, усиливаемые к тому же из текста кинестетическими образами-якорями: «вливается», «налипает… тяжесть». Не забудем и о 5-стопном дактиле. 5. в первых двух строфах налицо и акмеистическая предметная детализация пространства.
Вывод 1. Автор текста – Мандельштам. Воскрес в авторе. Если судить по всему корпусу текстов, имеющихся на сайте – неоднократно.
Следующий вопрос: лирический субъект.
От чьего лица ведется повествование? 1. казненный поляк – «Я у неба спросил бы, меня суждено ль опознать» 2. стороннее, «третье» лицо, образ автора – «что будет с ними». Субъект лишен пространственных и временных характеристик, а точнее – эти характе-ристики раздроблены и перемешаны до инфинитивного состояния. Основной показатель – глагольные формы: сослагательное наклонение («Я у неба спросил бы»), инфинитивы («противно перечить»), 2-е лицо будущего(!) времени («И не спросишь о цели, не взыщешь и не возопишь»), по семантике так же приближенное к неопределенности. В синтаксисе – обилие односоставных предложений. «Изъявительность» в весьма небольшой степени присутствует в первых двух строфах в виде актуального настоящего времени, ослабляемого отвлеченностью номинативной лексики (зябкость, синь, испуг). То же строение возвращается в последних двух строках. Включена в эту игру со временем и звукопись. Самый элегантный фрагмент – «Ах, не-лепое тело, да небытие же – не дождь». Автор создает полную иллюзию смерти не только лирического субъекта, но, по-видимому, и автора: «в час, когда пропадет сей вопрос вместе с тем, кто спросил»
Вывод 2. Все умерли.
Вопрос последний: об одном эпитете.
«меня суждено ль опознать одному из коллег, в институтских кругах знаменитых»
А, собственно, при чем тут институт? Два варианта, на которых традиционная и психически вменяемая рецензия и заканчивается: 1. среди «казнимых» присутствовали, конечно, не только военные, но и представители польской интеллигенции, в том числе и научной. Стихотворение, и так детально привязанное к конкретному событию, сужается с 20000 человек уже до нескольких десятков профессоров??? 2. «институтские круги» - исследователи вопроса, те, кому по должности и штатному расписанию положено восстановить историческую справедливость, опознав и убитых, и убийц? Возможно. С учетом того, что количество опознанных «хотынцев» до сих пор далеко от абсолюта – вопрос имеет место быть, но – сомневаюсь. ________________________
Далее начинаем бредить, забываем прекрасный текст и приступаем к копошению в сегодняшнем дурдоме. Зачем выдергивать из колоссального исторического события одну, не самую важную, но привлекающую внимание деталь (не забудем еще и «апрельскую липу»)? Смерть автора в сети понимается весьма оригинально. Не удивлюсь, если автор текста проводит параллель между «миллионами убитых задешево» и т.н. сетевыми поэтами, от-копать имена которых лет через 50 станет также невозможно, как и в братской могиле. Подозрительное большое количество ников на лит.сайтах непрерывно ругается матом, а потом вдруг начинает рассуждать об изводах славянской письменности. Все обращаются друг к другу как старые знакомые. Все преподают в вузах. Все то забывают стихи, которые любой троешник в средненькой школе обязан знать, то начинают пачками цитировать далеко не самых известных авторов. Меня давно и серьезно мучают смутные сомнения: на какой же птицеферме живет автор (п(таш)ка), рецензент и сам текст. Но сей вопрос еще следует обмозговать, да и бан как-то в мои планы пока не входит.
Вывод 3. Спасибо автору (кто бы он/она/оно ни был/а/о) за текст. С пожеланием творческих успехов. Тексту +4.
Нужны новые формы. Новые формы нужны, а если их нет, то лучше ничего не нужно. (А.П.Чехов) | Русский алфавит | 03-02-2010 20:26 №4 | Уснувший Группа: Passive | Публикация: alexei, «Как я их убивал (монолог кавказца)» Технически - хорошо. А содержание - сомнительно.
Нужны новые формы. Новые формы нужны, а если их нет, то лучше ничего не нужно. (А.П.Чехов) | Русский алфавит | 03-02-2010 01:00 №5 | Уснувший Группа: Passive | Публикация: Dubrovsky, «Эйнштейн с граблями» Старик Альберт считал, что все условно, поэтому равно - я соглашаюсь: да: сурок, кабан - морфей всех валит поголовно, и снится всем не сон, а бра-бра-бра.
Нужны новые формы. Новые формы нужны, а если их нет, то лучше ничего не нужно. (А.П.Чехов) | Русский алфавит | 02-02-2010 22:31 №6 | Уснувший Группа: Passive | Публикация: Dubrovsky, «Сказка о Мудром Филине (окончание)» Давайте в следующий раз такой писать эксперимент: что Царь Салтан был педераст, а Пушкин - аглицкий агент.
Отправим в джунгли злую белку, Гвидона - к Чехову в палату - поэта же - на опохмелку - и станет нам не скучновато.
Нужны новые формы. Новые формы нужны, а если их нет, то лучше ничего не нужно. (А.П.Чехов) | Русский алфавит | 31-01-2010 20:05 №8 | Уснувший Группа: Passive | Публикация: alexei, «Вешняки» Старушка помолилась, помолчала, а через час большой локомотив старушку придавил без криминала, но получился круглый негатив.
Нужны новые формы. Новые формы нужны, а если их нет, то лучше ничего не нужно. (А.П.Чехов) | Русский алфавит | 31-01-2010 19:27 №9 | Уснувший Группа: Passive | Публикация: Dimitrios, «Рано распустившийся цветок» Ra, любой текст можно прочитать как вздумается. "Первого снега пушистый поток" - можно и как одиночную метафору понять: белая, легкая как снег, молодая, пушистая ("Где надо гладко - где надо шерсть":) Ну поменяет автор на "листьев осенних шуршащий поток" - ощущение юности и исчезнет. Нужны новые формы. Новые формы нужны, а если их нет, то лучше ничего не нужно. (А.П.Чехов) | Русский алфавит | 31-01-2010 18:45 №10 | Уснувший Группа: Passive | Публикация: Dimitrios, «Рано распустившийся цветок» НАВ, "Здравствуй, племя младое, незнакомое." Нужны новые формы. Новые формы нужны, а если их нет, то лучше ничего не нужно. (А.П.Чехов) | Русский алфавит | 31-01-2010 18:35 №11 | Уснувший Группа: Passive | Публикация: Dimitrios, «Рано распустившийся цветок» Ra, там все события происходят в разное время года. Охват по времени примерно от марта-апреля до сентября-октября. Нужны новые формы. Новые формы нужны, а если их нет, то лучше ничего не нужно. (А.П.Чехов) | Русский алфавит | 31-01-2010 17:40 №12 | Уснувший Группа: Passive | Публикация: Dimitrios, «Рано распустившийся цветок» Ра, это подснежник типа. Первый полудохлый цветочек, который вылезает на Руси. Лермонтова перечитайте - "Когда волнуется желтеющая нива". Там примерно тот же прием.
Нужны новые формы. Новые формы нужны, а если их нет, то лучше ничего не нужно. (А.П.Чехов) | Русский алфавит | 30-01-2010 21:29 №13 | Уснувший Группа: Passive | Публикация: nn, «Уэллс» Какой круг предпочитаете: 7, 8, 9 ?
Могу договориться.
Нужны новые формы. Новые формы нужны, а если их нет, то лучше ничего не нужно. (А.П.Чехов) | Русский алфавит | 30-01-2010 21:07 №14 | Уснувший Группа: Passive | Публикация: nn, «Уэллс» Символов там нет - другие средства.
А вы не думали, что какая-нибудь 15-летняя эмо прочитает, допустим, предсказание? Чем кровь невинно убиенного ребенка смывать будете?
Нужны новые формы. Новые формы нужны, а если их нет, то лучше ничего не нужно. (А.П.Чехов) | Русский алфавит | 30-01-2010 20:53 №15 | Уснувший Группа: Passive | Публикация: nn, «Уэллс» Прочитал еще три. У меня в одном цикле есть неопубликованный еще кусок:
Зайдем в кафе, закажем сок и пиццу. Нам подадут наш черно-белый сок из холодильника, что ночью застрелился, и пиццу - из того, что превозмог.
Пишите, что пишете - мне-то что. Каждый сам делает свой выбор.
Нужны новые формы. Новые формы нужны, а если их нет, то лучше ничего не нужно. (А.П.Чехов) | Русский алфавит | 30-01-2010 19:37 №16 | Уснувший Группа: Passive | Публикация: longa, «море втянуло живот» + Много находок. - "скучно и длинно" (я ТАК думаю).
Нужны новые формы. Новые формы нужны, а если их нет, то лучше ничего не нужно. (А.П.Чехов) | Русский алфавит | 30-01-2010 19:28 №17 | Уснувший Группа: Passive | Публикация: nn, «Уэллс» Прочитал что было (3 штуки). Стилистика воющей сирены. Впечатление производит, но через nn-ое количество минут слушать невыносимо. Неужели все остальные такие же? Может, все-таки прикрутить к балалайке вторую струну?
Нужны новые формы. Новые формы нужны, а если их нет, то лучше ничего не нужно. (А.П.Чехов) | Русский алфавит | 27-01-2010 08:36 №18 | Уснувший Группа: Passive | Публикация: Просто, «Приключения пришельцев» The truth is somewhere here.
Нужны новые формы. Новые формы нужны, а если их нет, то лучше ничего не нужно. (А.П.Чехов) | Русский алфавит | 26-01-2010 14:21 №20 | Уснувший Группа: Passive | Публикация: DenisFomin, «Марина Цветаева - горе-поэту» Когда вам Цветаева нового "Дон-Жуана" надиктует, будьте добры - дайте мне знать.
Нужны новые формы. Новые формы нужны, а если их нет, то лучше ничего не нужно. (А.П.Чехов) |
|
|
|