Начну сразу, без вступления, рассказав то, что вижу. Или хочу видеть в данном произведении.
И первым делом окунусь в значение некоторых моментов:
- Всего два имени звучит в рассказе: Агнесса - латинское имя, означающее «чистая, непорочная». На латыне имя имеет и другое значение – агнец, ягненок, овечка. (И тут же отметим, это понадобиться для дальнейшего, что в трактовке имен, Агнесса в бизнесе никогда не успокаивается на достигнутом. Предпочитает карьерный рост.) Феликс – также латинское имя означающее «счастливый».
- Голос девочки: «Пока!» И ее оранжевая шапочка. Оранжевый цвет – это энергия, перемены, здоровье, теплый, уютный. Еще он это яркий цвет, всегда привлекающий внимание.
- Целый абзац, который я приведу ниже полностью.
- «Две яркие заколки в виде птичек». В некоторых символических понятиях птица означает непостоянство.
- «Между» - название произведение, и финальная фраза: «Только не сегодня».
Думаю теперь уже можно начать излагать свои взгляды-понимания рассказа:
1.«Дочка могла быть». Это первое. Тут же перенесусь к оговоренному выше абзацу:
Вступила. Передо мной был весь мир – новые возможности, новые друзья, путешествия, воплощение всего, о чем мечталось. И вдруг все это заслонила совсем другая перспектива: пеленки, бутылочки, стирка, манная каша... Казалось, что это навсегда, что из этого круга уже не вырваться. Я не была готова, мой друг – тоже, хотя ничем этого не выдавал. Я сама все решила. Родители после недолгих колебаний меня поддержали.
Возможно это не правда, но прочитав у меня сложилось впечатление, что героиня могла стать уже тогда матерью – была беременна, - но страх перед «пеленками» и прочим иже с ними, подвигли ее на аборт: она не готова, друг не готов, да и родители дают добро. Но вполне вероятно, что это не так. И ситуацию можно расценивать как выбор в другую сторону – от возможности создать полноценную семью, к перспективе карьерного роста (хотя слово карьера тут не совсем к месту, но идею становления личности твердо стоящей на земле, думаю, оно отражает). Здесь нет аллегории. Скорее патетичность (в хорошем понимании этого слова).
«Дочка могла быть». Отголосок прошлого, воплотившийся в настоящем. Тоска обнажилась. Все хорошо и все замечательно, но значит чего-то до боли не хватает, и видятся и слышаться грезы, да такие реальные, что сживаешься с ними, точно с новым, чуть ли не реальным, миром – где ты сбылся тоже, но совсем по-иному.
Это первый взгляд: то, что могло быть, но чего не стало. Назову его – «Девочка, которая могла быть».
2.Второму взгляду, который мне ближе по душе, и который значимей дл меня, дам название – «Потерявшая в себе ребенка». И здесь и понадобиться выше упомянутая символика для расстановки некоторых акцентов.
Вспомните значение имен. Не есть ли Агнесса сама героиня произведения?! Да, она не знает никого по имени Агнесса, но суть не в самом имени, а в том, что оно несет. И раз именно оно всплыло в ее сознании, значит именно оно и хочет что-то сказать ей же. А что, если за работой, которая нравится, за встречами с любимым, в которых обоих все устраивает, за «в общем, у меня все хорошо», за всем тем видимым благополучием, скрывается еле заметная червоточинка, которая однажды обнажается и не дает покоя все сильнее и сильнее – потеря в себе ребенка. Если посмотреть на это именно так. Тогда невероятно значимо становится слово ребенка: «Пока!» Что-то внутри прощается с тобой, но хочет привлечь тебя (оранжевый цвет, теплый и уютный), и если не протянуть вовремя руку оно может уйти навечно, оставив тебя с терзаниями и метаниями «между». Тогда и цвета и предметы, и поступки героини обретают другой смысл. Те же, к примеру, яркие заколки в виде птичек. Яркие – привлекают внимание, птицы – непостоянство, то есть нерешительность.
Детство внутри нас живет своим миром, другим восприятием. Вот почему героиня не помнит, точнее не знает тех мест, которые всплывают в ее сознании – телефонный звонок домой, а на деле по старому номеру родителей; загородный домик и пруд, а надели и дом другой и пруда нет. Различные покупки – не себе «внешней», а себе «внутренней». Все это игра воображения – вспомните себя в детстве, как лихо воображали вы, словно живя совсем в другом, сказочном мире. И d?j? vu (читаем значение: «это чувство не связывается с определённым моментом прошлого, а относится к «прошлому вообще») здесь, по-моему, выступает как связующее звено между безымянной героиней нынешней с Агнессой – образом героини прошлого, детства.
И сейчас я скажу главное, почему этот взгляд мне ближе первого – ибо верю, что не материнство есть наиважнейшее в женщине («блаженны неплодные, и утробы неродившие, и сосцы непитавшие!»), а сохранение в себе ребенка («если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное»). Конечно, не похоронить в себе ребенка – касается всех, а не только женскую половину. Нет, я не смотрю на произведения ни с точки религиозной, ни с точки атеистической. Всего лишь высказываю свое мнение.
И особую силу заключению придает не предпоследний абзац:
Не смогу быть ни здесь, ни там. Тогда где? Может, и правда рассказать все Феликсу? Возможно, он поймет. И кто знает, может быть, открывшись ему, я смогу больше не разрываться между двумя мирами? Все встанет на свои места, я снова буду нормально жить и работать...
а последний:
Я ничего не стала говорить Феликсу. Возможно, в другой раз. Мне надо подумать. Да, я знаю, что надо наконец сделать выбор – я не могу сохранять равновесие, все время соскальзываю то в одну, то в другую сторону. Надо определиться, и я это сделаю.
И в этом самое грустное в рассказе, но к этому был пред посыл от самого названия произведения. Это завершение эпизода. «Только не сегодня». Героиня так и остается «между». Скорее всего она так и не сделает выбор. И оранжевая шапочка просто сольется с осеней «огненно-яркой листвой»…
А что же Феликс? Все в имени его – счастлив, ибо не ведает.
Маленькое отступление перед завершением отзыва: Споткнулся за все чтение рассказа только один раз, а именно на этом предложении:
От остановки надо было пройти еще кусок.
Скажу честно, мне кажется, что об это предложение (хоть оно и не несет особой информации или ударения в произведении, но) спотыкаешься. Слово «кусок» здесь слишком сильно и резко выделяется и этим самым сбивает, как подводный камень в речке, об который ударяешься, плывя по течению. Думаю лучше его заменить (или предложение, или само слово «кусок»).
И в завершении отмечу, что я не соглашусь с теми, кто думает, что произведение неоконченное, и соглашусь с теми, кто считает иначе. Рассказ завершен! Все акценты расставлены. Все необходимое для сложения полноценной картины – показано. Вопрос в другом: что увидит каждый прочитавший в этой картине. Каждый – свое.
PS
У меня преобладало ощущение грусти – осенней грусти, когда яркие цвета при солнце сочетаются с серыми от проливающегося дождя. Грусть не безысходная, грусть с улыбкой, но в молчании, когда улыбаться некому. На сердце непонятная температура – слова об Агнессе, и теплеет. Может это от времени, когда я читаю? За окном близкое дыхание осени, она еще не обозначилась, но чествуется ее незримое присутствие. А может это еще и от музыки, звучащей фоном для более сильного восприятия картины, для большего ее оживления, создающей настроение – мелодичное звучание, переплетение печальных и счастливых ноток. Наверно, как и в самом произведении.
Дальше – только вверх. (с) Александр Губарь