Обзор истории хард-рока в свете выхода нового альбома «Now What?!».
Почему Deep Purple являются великой группой? Они стали великими и знаменитыми и самыми-самыми благодаря двум альбомам: In rock (1970) и Machine head (1972)… Собственно, в те благословенные времена хватило бы и последнего для всемирной славы Пурпурных. С Led Zeppelin и Black Sabbath примерно таже история: Led Zeppelin-2 (1969), Led Zeppelin-4 (1971) и Paraniod (1970), Sabbath bloody Sabbath (1973). В основном именно эти шесть альбомов и возвели эти группы в триумвират икон хард-рока. И хотя, Uriah Heep одни, в тоже время, написали не меньше хитов, чем все вместе вышеперечисленные мастера, тем не менее, их «не включили» в список наивеличайших небожителей. Троица только одна – триедина и не делима! Аминь!
С тех пор и повелось сравнивать все последующее творчество с их ярким трехлетним сиянием начала семидесятых. Вот так запятнали себя на всю оставшуюся жизнь: что не запишут – все не то. Нет, хорошо, даже круто, но не то.
Ну а если дистанцироваться от этих «невыносимо ярких» альбомов, то вдруг оказывается, что мир полон классных вещей. Budgie, Sweet, Status Quo, UFO, Eloy, Manfred Mann Earth Band, Slade, Steppenwolf, Alice Cooper того периода до 74 года заслуживают внимания и уважения. Даже Scorpions наскрипели чего-то.
А к 78му году ситуация стала совсем критическая. С одной стороны ДюПапл совсем размяк и расползся, а Блэк Сабач и Лэд Зепелин погрузились в самоцитирование и самолюбование. А с другой стороны, весь музыкальный мир захлестнули волны шпана-рока и диско вздохи. От святой хард-рок троицы не осталось и следа. Ситуацию изменили Rainbow, Queen, Nazareth и Judas Priest. Последние, наконец, поняли кто они такие. Вот так и хочется слепить новый триумвират, но кандидатов четверо. И еще опять Uriah Heep с Джоном Лотоном. Куда их девать?
Прежние герои остались только в памяти поклонников. И вновь молодая и не очень поросль музыкантов закрыла горизонт. Kansas, Rush, Van Halen, Styx, Kiss, AC/DC, Blue Oyster Cult, Foreigner и т.д. Простите, что смел в одну кучу и Кansas и Kiss, но в те времена многие искали музыку даже у чрезмерно плодовитых Whitesnake.
Мода на Hard Rock вернулась с новой силой, но из святых отцов только Black Sabbath проявили себя соответственно суперзвездному статусу. Присоединение Дио и выпуск альбома Heaven and Hell (1980), до сего дня воспринимается как эпохальное событие – создание нового эталона в музыке и рождение новой суперзвезды. И именно, из-за этой самой суперзвездности, тандема звезд хватило на сотворение только ещё одного альбома Mob rules (1981).
А в это же самое время мир забурлил от Новой Волны Британского Метала. «Виноваты» в этом были Judas Priest со своим очередным альбомом British steel (1980), хотя им в спину уже дышали Motorhead и Iron Maiden. Позже подтянулись Saxon, Girlschool, Def Leppard. Американские агрессоры ответили британскому вторжению: Metal Church, Savatage, Queensryche, W.A.S.P., Motley Crue, Manowar, Slayer, Metallica, Metallica, Metallica… И тут, 1984 год. Deep Purple. Perfect strangers! С возвращением! Подтверждение суперзвездного статуса почти состоялось. Ещё один альбом: House of blue light (1987г.) и опять началась звездная возня… Гиллан уходит, Блэкмор приходит… Блэкмор уходит, Гиллан приходит.
И какой тут уж суперзвездный статус, когда рядом с тобой тяжело и жестко на сцене трудятся и возродившиеся Queen, и Dio, и Ozzy Osbourne и немцы, шведы, финны и португальцы (и конечно, Парк Горького). И стар и млад, норовят быть виртуозней и голосистей. А можно и не виртуозней, а просто громче, грубее и примитивней, но главное громче и напористей… Почти как перфоратор у строителей в соседней квартире.
И что оставалось нашим героям? Да просто оставаться хорошими музыкантами. Кем они собственно всегда и были. И все заняли свои ниши. И, без особых претензий, их музыка достаточно интересна. Блекмор, мудро отошел от надоевшего ему хард-рока и занялся рок-барокко. А Deep Purple, омолодившись, продолжили записывать свои альбомы с переменным успехом, но мастерски и мастито.
И теперь перед нами новый альбом «Now What?!» И что? Да то, что со времени «In Rock» прошло более сорока лет, а они все еще продолжают удивлять и впечатлять своим мастерством и стилем музыки. И публика к ним не равнодушна. Как по мне, этот альбом интереснее последних трех предыдущих, и он был бы еще более великолепен, если бы музыканты ограничились записью только восьми песен, а не заполняли весь диск до краев. А так, техника конечно позволяет…
P.S. Именно современные средства записи и грамотная звукорежиссура позволили добиться такого глубокого и фактурного звука. И, как жаль, что во времена «In Rock» не было таких возможностей. Скольких «косяков» можно было бы избежать. |