…и только благодаря самоотверженному труду ученых лингвисторылов (не, ну, парни реально землю роют языком!), мы узнаем сегодня, как и каким образом на свет появились шедевры устного народного творчества: пословицы, поговорки и скороговорки. Научно установлено, что изначально они являлись частью сценического жанра в период, который принято считать «додискотечным», а отдельными исследователями «допопсовым». Центральной фигурой допопсового сценического периода являлся скоморох – вечно пьяный, не работающий и потому постоянно нуждающийся в средствах к существованию (халяве) обалдуй. Обычно скоморохи объединялись в группы, поскольку так было проще халявить. Группа состояла из запевалы (он пил больше всех) и подпевал. В задачу запевал входило задать плясовой ритм и по возможности осмысленно донести суть исполняемого произведения, поскольку последние несли в себе сакральный смысл, давая народу возможность «подрыгаться», а значит продолжить род. В задачу же запевалы входило кратко и емко резюмировать изложенное подпевалами. И в зависимости от степени алкогольной подготовки запевалы смысл сакрального произведения и действа в целом приобретали тот или иной оборот. Вот перед нами только один по крупицам восстановленный артефакт народного творчества. Руками не трогать! Жирным шрифтом выделены места в изложении подпевал, вынесенные запевалой в сакральный припев, который только и отложился в памяти народной.
А на горе дворы с дровами. На дровах сидим мы с раком. На траве сидим, кимарим. Все свистим да в ус не дуем.
А на гореееее свистели рааааааки!
Ехал грека через реку. От Сенеки ехал грека. От Сенеки через реку. Через реку ехал грека.
Ехал греееееека через рееееееку!
Видит грека: баба раком. Баба раком в той реке. Да на безрыбье раком баба. Мимо как проехать греке?
Видит грееееееека в реке рааааааак!
Ах, зачем в нее он сунул? Лучше б ехал через реку. Лучше б руку приспособил. Ай-яй-яй, бесстыдник грека.
Сунул грееееееека руку в реееееееку!
Пойман был за руку грека. Дома раком он поставлен, Чтоб его в реке не лазил, Не цаплял на х… заразы.
Рак егооооооо за руку цаааааааап!
А на злотом крыльце сидели, Пили эль, креветок ели Царь, царевич да три гейши, Занимались делом грешным.
А на златом крыльцеееееее свистели сраааааааа (*ой)!
* Доподлинно известно, что прежний запевала исполнял последнюю строчку как «он же царь, да кто ж его посадит». Но высокая цензура усмотрела в этом тексте политический подтекст, в связи с чем вору вырвали скамейку из-под задницы, нещадно били сапогом по оной. После чего тот срочно отправился в Сибирь якутов строить (не путать с Якутском, поскольку Якутск каждый построить может, а вот якутов по сей день никто не построил)
|