- Здравствуйте. - Здравствуйте, мой друг. - Рад быть вашим другом. - Для меня каждый читатель – друг. - О, тогда у вас очень много друзей! - Не так много, как мне бы хотелось, но вообще, да, пожалуй, много. - А помните, как мы дружили с вами, когда я был на третьем курсе? Я очень любил гулять по вашей «Равнине в огне». - Помню, на этой равнине много новелл, вы побывали на каждой. Как впечатление? - Не получи я удовольствия и поводов для размышления, не пришел бы к вам сегодня в гости. Кстати, вам большой привет он нашего общего друга, Питона. - Питона? - Ага, ну, неужели вы забыли Вадима? - Позвольте, это не тот ли молодой человек, который в то время был очень дружен с Картасаром? Это он навещал моего «Педро Парамо»? - Да-да, именно он. А когда мы ушли в стодневный запой? - О! Это было и весело и грустно, я помню только отрывки, но мне много рассказывал Маркес. - А наши строчечные игры? - Презабавно у вас получалось, но от незнания местности, вы наделали массу ошибок. Хотя, знаете, определенные зарисовки были весьма интересными. - Правда? - Да, это так. Вспомните хотя бы «Разные берега», это вы написали или все же коллективное творчество? - Написал я, но мне очень помогли друзья. На самом деле, я совсем недавно нашел этот рассказ, перечитав его, я откровенно посмеялся над собственным порывом и неутомимым желанием дерзать. - Это молодость, мой друг. Молодость. Но ничто не проходит бесследно, извините за банальность, она мне не свойственна. - Осторожнее, у вас сейчас пепел упадет. - Спасибо. - Вот, возьмите. - Красивая пепельница. Подарок Варгаса? - Нет, я познакомился с ним позже. Это подарок, я ее вырезал сам. - Спасибо. Начитались рассказов… - Вы проницательны, я был уверен, что вы догадаетесь. - Мате? - С удовольствием, сегодня несколько жарковато. - Подвиньте ближе. - Спасибо, мне достаточно. - Уверен, что сигара и мате – это не цель вашего визита. Скучаете? - Немножко. Испытываю недостаток в желтых бабочках. - Хотите начать множество войн и все их проиграть? - Пожалуй. Хотя, нет, лучше что-то свое. Поищем? - Думаю, стоит попробовать. Кто первый? - Вы, Хуан. - Ну, что ж, на сколько я помню, последнее время на одиночество жаловался Фуэнтес.* - Вам помочь? - Сделайте одолжение, третья полка, от вас правее, да-да, в жестком переплете. Спасибо, садитесь и пейте мате. Так, посмотрим, ну, хотя бы вот это: « Стоя посреди сада, я закрыл глаза… Гаванский табак и мокрые тротуары… Бочка с сельдью… Пивной перегар, мачтовый парусник, дубовые бревна… Оглядываясь вокруг, я старался удержать в сознании этот квадратный сад, залитый призрачным светом, который, казалось, даже под открытым небом просачивается сюда сквозь желтые стекла, сверкает в жаровнях, становится печалью до того, как делается светом… И зелень плюща – это не зелень нашей обожженной солнцем земли, она выглядит неземной изумрудностью, той, что бархатит кроны далеких деревьев и ложится на горы причудливой плесенной тенью… Это же Мемлинг!* На одном из его триптихов я видел такой пейзаж в зрачках юной девы и в зеркальном отблеске на губах.» - Взгляните на иллюстрацию! Что скажите?
(Вложение #17579 удалено)
- Восхитительно! - Еще бы! Он великолепен! Теперь раскладывайте свой словесный пасьянс, смелее! - Попробую. Значит, хотите пасьянс ощущений? Раскинем карты. Мне понравились цвета. - А вы заметили, что на самом деле, здесь больше цветов, чем кажется на первый взгляд? - Конечно! - Тогда не буду вам мешать, продолжайте. - Я думаю вот о чем - «который, казалось, даже под открытым небом просачивается сюда сквозь желтые стекла, сверкает в жаровнях, становится печалью до того, как делается светом» - в этом отрывке прописан лишь желтый цвет, но мне он видится более тусклым, не смотря на то, что сверкает на жаровнях, он уже печален…. а вот открытое небо, обволакивает сад голубым. Голубой скрыт, но более ярок. - Допустим, что еще? - «И зелень плюща – это не зелень нашей обожженной солнцем земли, она выглядит неземной изумрудностью, той, что бархатит кроны далеких деревьев и ложится на горы причудливой плесенной тенью…» Здесь – открытая зелень, а между этой зеленью и более глубокой изумрудностью – цвет обожженной солнцем земли. - Правильно, а что вы скажете про…. Как вы это называете, вкусности? - О, да! «Гаванский табак и мокрые тротуары… Бочка с сельдью… Пивной перегар, мачтовый парусник, дубовые бревна…» - сочная картина! Табак – и запах и цвет, бочка с сельдью – запах и ощущение близости к порту, пивной перегар – мы еще ближе к порту, мачтовый парусник – мы в порту. Отличная получилась прогулка, после такого я бы действительно зашел в сад. Изумрудность – потрясающе! Бархатит – ранее, такой оборот мне не встречался, здорово. Ложится на горы причудливой плесенной тенью - что-то необыкновенное! Если такой пейзаж автор увидел в зрачках юной девы и в отблеске губ, то что мне сказать…… А вы, что скажете, Хуан? - Очень ли вы удивитесь, если я вам скажу, что, возможно, сам Фуэнтес совершенно не задумывался о том, чтобы прятать цвета, вести вас дорогой к порту и так далее. Мы все читаем по-разному. Сальвадор Дали всегда удивлялся и смеялся над критиками, которые объясняли его картины. По его словам, он и сам не всегда знает что пишет, так откуда это знают искусствоведы и критики? Вы увидели в этом ярком отрывке то, что видят все, но еще и что-то свое, вы домыслили, пофантазировали. Вам было интересно? - Очень! - Это самое главное. Рад, что вы заглянули. - И вам спасибо. Постараюсь заглядывать к вам чаще. - Милости прошу, рад, если смог помочь. - Всего доброго. - До свидания, мой друг. И спасибо за подарок.
Postscriptum:Хуан Рульфо - мексиканский писатель, атор сборника новелл "Равнина в огне" и романа "Педро Парамо". Карлос Фуэнтес - мексиканский писатель. Мемлинг - фломандский художник.
|