|
|
|
|
Алари  
/ Первый Предел
|
Рисунок |
---|
Плеть вздымается и падает, врезается в его спину, всё глубже, пока не становятся слышны смачные щелчки жгута о голую кость. Рука палача не ослабевает, и ломоть за ломтем спадает плоть со спины несчастного, недавно стенавшего, теперь только плачущего. Он лежал на лавке, руки были растянуты и привязаны к торчащим из земли штырям, ноги сцеплены вместе, и фигура его была столь долговяза, что ступни ног по одну, и голова по другую сторону лавки свисали вниз, безвольно дёргаясь в слабеющих конвульсиях при каждом ударе. Ввалившиеся глаза смотрели безразлично в землю; словно из самых зрачков капали слёзы, смешанные с густым холодным потом. В глазах читалась глубокая мысль, они, вкупе с аккуратной, ухоженной некогда бородой, теперь ссохшейся в крови, и нежными, привыкшими держать перо, но уже посиневшими и разбухшими от натянутых верёвок руками, выдавали в нём интеллигента, человека, обретавшего средства для проживания одной мощью собственной мысли. В лохмотьях его, приглядевшись пристально, можно было узнать дорогой шёлк, украшенный крупинками золота и звёздочками серебра: похоже на одежды сенатора. Но пара новых ударов смешивает обрывки одежд со скудеющим потоком крови и сукровицы; палач замирает, делая несколько глубоких, шумных вдохов под своей кожаной маской, и, заметив какой-то признак жизни, стегает по скелету вновь. В шумящей вокруг, наслаждающейся зрелищем толпе необычный взгляд, полный молчаливой скорби и пустоты: женщина смотрит в лицо казнимому, с надеждой, с тревогой, потерянно. Она не жена ему и не мать, она проходила мимо, ведомая своей мелкой надобностью, но увидела умирание кого-то, достойного жить по праву рождения, и застыла. Ребёнок толкался в её ногах: маленького сынишку не удивить видом смерти, это обыденность, ничтожная перед прелестью собственных пальчиков, что могут изображать столь дивные картины. Вот в их переплетении, перемещающемся скачками по равнине маминой юбки, мальчик угадывает коня и воина в седле, что несётся в пустыне, среди прорех-ущельев по коленям-барханам, но вот конь обращается в льва и бросается на одинокого путника: коня нет больше, ведь рук только две, и лев с всадником, борющиеся, становятся сжатым, извивающимся кулачком, что предстаёт неравной борьбой в очах мальчика. Но разбойник выходит из-под сени деревьев ближайшей рощицы и нападает на льва со спины, убивая его одним ударом кинжала. Кинжал сразу приставляется к горлу бывшего воина, ставшего для мальчика купцом, и купец покорно раздевается, желая сохранить свою жизнь. Чем закончится игра и на чьей стороне добро, неведомо: мать, стерев со щеки маленькую, одинокую слезинку, хватает пацанёнка за руку и почти бегом ведёт куда-то: её лицо задумчиво, взгляд аутичен. Толпа за её спиной разбредается, палач снимает останки человека с лавки, аккуратно связывая верёвочные петли с рук и ног мёртвого. Губы трупа разжаты, изо рта свисает кусочек почти откусанного языка, взгляд остекленевших, но ясных и словно живых глаз пугает мертвенным блеском. Усталый палач коротким жестом закрывает их, не замечая своего движения; закидывает труп на плечо и уходит. Он несёт его на кладбище; вот он у врат, проходит мимо сторожа: они узнают друг друга, но нет и мысли здороваться, только отводят взгляд. Палач бросает тело в широкую яму; дна не видно в тени сумерек. Скоро звучит тихий шлепок, и поднимается рой жирных, разноцветных, блестящих зелёных и матово-чёрных, мух; они кружат, обеспокоено жужжа, но, замечая, быть может, мерные удаляющиеся шаги пришельца, успокаиваются, ныряя в свою темноту и облепляя свежее тело. Палачу безразлична судьба трупа: он погружён в себя, словно бы в мысли: но вот он стягивает мелко дрожащими от усталости руками свою маску, и становится понятно, что мыслей у него нет, такая пустота в глазах; вместо мыслей в них мелькает болезненный стыд перед собой, но пропадает уже на полпути к дому. Палач идёт тёмными улочками, в глубине себя боясь попасться на люди; желтоватые в свете редких факелов низкие стены окружают его, извиваясь. У одного дома человек останавливается; из распахнутых дверей слышатся пьяные стоны, но, после секундного колебания, он идёт дальше. Наконец родная дверь: он через узкий проход втискивается в свою жалкую лачугу. Её освещает только жалкий, скудный уличный свет через дверной проём, но большего и не нужно, чтобы, найдя в углу тряпичный кулёк и достав из него кусочек ссохшегося сыра с ломтем чёрствого хлеба, отпугнуть тараканов и, прожевав разбавленный водой паёк, упасть на пол. Лёжа в темноте на полу, палач свернулся в комок, обняв свои колени и всем телом дрожа. Если бы он ещё умел плакать, он плакал бы сейчас. Вскоре дрожь утихла: он заснул, во сне иногда звучно выдыхая, полустоном вторя пьяному пению: на другой стороне улочки к стене привалился человек, одну сторону его узкого лица можно увидеть в свете близкого факела, другой, обращённой к параше и темноте, словно нет. Человек плачет, обращённо в себя, горланя что-то, словно чтобы отметить своё опьянение; иногда касается разорванного уха, где было недавно золотое кольцо, вытирает мелкие слёзы с обветренного, стареющего лица, и забывается, затихая: в душе его снова проплывают пьяные рожи в трактире, где он, убитый горем, искал забвенья в вине; страшная боль, текущая по шее, по плечу кровь: из трактира убегает воришка, держа в руке окровавленную серьгу с клочком мяса; проплывает жёлто-синяя картина горечи, как он, не помня себя, бредёт с площади по улицам: люди отшатываются от него. А вот он на площади, смотрит вперёд, трясётся в лихорадке и плачет: пред ним шатаются сильные руки палача, и всё бьют, бьют драгоценное тело, истекающее уже только слезами; народ потешается, смеётся, но смех испуганный, ненастоящий. Пьяный всхлипывает, очнувшись, скулит тихонько и засыпает; только лай собак продолжает носиться над городом, неугомонный, неутихающий, надсадный. Укутанная в кровь полная луна светит псам, но скоро исчезает, закрытая чёрной тучей; с ней утихают и собаки, и вот ничто уже не движется. Идёт дождь. |
© Алари |
Объём: 0.1493 а.л.
Опубликовано: 05 05 2004
Рейтинг: 10.24
Просмотров: 3426
Голосов: 8
Раздел: Описание
|
«Бред сумасшедшего»
|
Цикл:
Первый Предел
|
«Мятеж»
|
Клубная оценка: Нет оценки
Доминанта: Библиотека (Пространство для публикации произведений любого уровня, не предназначаемых автором для формального критического разбора.)
|
Antares | 30-05-2004 20:13 №1 | Уснувший Группа: Passive | символичен дождь в конце, для меня он искупил некоторые огрехи. например, некоторую ...эээ ...неосведомлённость автора в данном вопросе. пунктуационные ошибки и стилистические уже и не считаю
| Алари | 31-05-2004 08:45 №2 | Координатор Группа: AdmX | В каком месте огрехи? Поясни, прошу: как иначе я буду расти, в неведеньи...
creativity under attack | ksyu | 18-04-2005 01:11 №3 | Уснувший Группа: Passive | "сынишку не удивить видом смерти, это обыденность, ничтожная перед прелестью собственных пальчиков, что могут изображать столь дивные картины" - бесподобно. А вообще, рассказ довольно впечатляющий. Может, я просто хронически не переношу жестокости, но мне стало жутко при прочтении. А если еще попытаться понять, что может ощущать палач, то становится жутко вдвойне. Не понятно только, кто этот старик в конце. Отец казненного что-ли?
Все получится! | Алари | 18-04-2005 11:17 №4 | Координатор Группа: AdmX | Отец, учитель, брат, друг, не знаю :) Спасибо...
creativity under attack | Юникт | 07-10-2006 19:58 №5 | Автор Группа: Passive | Здравствуйте, Алари! Интересно Вы пишете, красочно, но допускаете логические ошибки, на которые я попытаюсь обратить Ваше внимание. Возможно, я в чём-то не прав, но позволю выразить своё субъективное мнение. «Ввалившиеся глаза смотрели безразлично в землю; словно из самых зрачков капали слёзы, смешанные с густым холодным потом. В глазах читалась глубокая мысль, они, вкупе с аккуратной, ухоженной…» Признаться, не смог себе представить, как во ввалившихся глазах, смотрящих безразлично в землю, можно прочитать глубокую мысль. Безразличие не может быть глубокомысленным.
«В лохмотьях его, приглядевшись пристально, можно было узнать дорогой шёлк,…» Возникает некая двусмысленность. Получается, что шёлк был спрятан в самих лохмотьях, а не одежда, превратившаяся от времени в лохмотья, была пошита из шёлка.
«стегает по скелету вновь» Но палач стегает плетью не по скелету, а по изнеможенному пытками телу человека. В данном случае слово «скелет» – не совсем удачно использовано, как литературный приём.
«но увидела умирание кого-то, достойного жить по праву рождения,» Как-то очень мягко сказано – «умирание кого-то», в то время, как у человека страшным способом медленно отбирают жизнь.
«В шумящей вокруг, наслаждающейся зрелищем толпе необычный взгляд, полный молчаливой скорби и пустоты: женщина смотрит в лицо казнимому, с надеждой, с тревогой, потерянно» Алари, простите, как у наслаждающегося зрелищем толпы, может быть молчаливый взгляд, полный молчаливой скорби и пустоты? Или – наслаждайся (получай удовольствие), или – скорби. Это, как Вы понимаете, совершенно разные понятия и эмоции. Если подразумевается взгляд женщины, тогда и построение предложения должно быть иным, чтобы убрать двусмысленность.
«Палачу безразлична судьба трупа: он погружён в себя, словно бы в мысли:…» Погрузившись в себя при отсутствии мыслей, чтобы это могло быть? Задумался я… :)
«вместо мыслей в них мелькает болезненный стыд перед собой» Мне кажется, что чувство стыда порождают мысли. Замечаете противоречия в Ваших рассуждениях?
«втискивается в свою жалкую лачугу. Её освещает только жалкий…» Повтор «жалкую», «жалкий».
«Укутанная в кровь полная луна светит псам, но скоро исчезает, закрытая чёрной тучей; с ней утихают и собаки, и вот ничто уже не движется.» Опять же неверно построенное предложение: луна исчезает, с ней утихают и собаки. Луна, разве, лаяла? Нет, конечно же, тогда «с ней утихают и собаки» – не логично. :) Требуется перестроение предложения.
С уважением, Юникт
| Алари | 07-10-2006 20:05 №6 | Координатор Группа: AdmX | Юникт! Надо же, вот Вы и до меня добрались :) Спасибо за разбор, я сам не замечал всех этих огрехов :) Может, потому, что давно не перечитывал рассказа? :) Опыт данного произведения мне уже мало актуален -- всё же, пятнадцать лет и восемнадцать лет -- очень разные миры и разные восприятия :) Спасибо :) С уважением, creativity under attack | Юникт | 07-10-2006 20:14 №7 | Автор Группа: Passive | Алари, опыт не может быть не актуален! Нет никакой разницы, во сколько лет он был получен. Опыт всегда даёт положительный результат, если к нему относиться уважительно. Мы все не замечаем собственных ошибок и ничего страшного в том нет. Я тоже у себя их порой не вижу :) Пожалуйста, если был полезен :) | vaffanculo! | 11-11-2006 09:35 №8 | Уснувший Группа: Passive | Скажу честно, я никогда не понимала написания таких вот вещей. Похоже на выпавшую страницу из книжки. Эпизод. Ни начала. Ни конца. О символичности дождя в конце прочитала и усмехнулась. Символичность - это удачное продолжение идеи, как эпиграф, например. Здесь идею тщетно откапывала. В чем она? "И палачи тоже люди"? Правда что? :))) "Идет дождь" похоже на нашлепку. Такое впечатление, что вы писали, писали и вдруг вспомнили, что, блин, забыл придать атмосферы тексту. И обособленно поставили эту ненужную фразу. Согласна с Юникт, что перлы есть. Да и есть те, на которые вам не указали. Например: "в глубине себя боясь попасться на люди". В глубине нас бродят люди? Скажу лишь одну позитивную вещь. Эта зарисовка напомнила мне сцены казни из недавного перечитанного "В ожидании варваров" Кутзее. Спасибо, за воспоминания:)
| Мадам Ко | 26-11-2006 00:16 №9 | Блондинка Группа: Passive | Очень тяжёлый этюд. Страшный. Правда. Я с некоторых пор не могу критиковать литературность литературного. Ну короче когда я вижу, что сильно, я не критикую, а отношусь , как к художественной литературе, кторую не требуется критиковать.
Но читать сложно. Ты всегда сложно пишешь) Я знаю.) Стиль такой?)
Тока тссссссссссс. Без палева. Это не я. |
|
|
|