19 августа - православные празднуют Преображение Господне, принадлежащее к 12 наибольшим православным праздникам. В народе этот день называют Вторым Спасом.
Это традиционный праздник урожая. В этот день в церквях освящают плоды земли, то есть яблоки, груши, сливы и др. Наибольшей популярностью и почетом пользуются яблоки, даже существует еще и третье название праздника «Яблочный Спас». Освящения яблок больше всего ждут матери, у которых умерли дети, и дочери, у которых умерли матери, так как по легенде яблоки им можно употреблять только после Спаса.
В особенности готовятся к этому дню пасечники. Им надо освятить ульи, угостить медом соседей, особенно сирот и немощных. В связи с этим с 1997 года в Украине празднуют День пасечника Украины.
В этот день, 19 августа, произошло:
В 1839 году открыта Пулковская обсерватория. Вопрос о ее создании возник еще в середине XVIII века, когда выяснилось, что прежнее расположение академической обсерватории в башне здания Кунсткамеры на Васильевском острове в Петербурге, стало неблагоприятным для наблюдений из-за роста окружающего ее города. В 30-е гг. XIX века было осуществлено проектирование и строительство новой обсерватории по проекту архитектора А. П. Брюллова. Директором обсерватории был назначен академик Василий Яковлевич Струве, который был командирован за границу для заказа необходимого оборудования.
В 1906 году Россия приняла закон о введении военно-полевых судов. За 1906-1909 военно-полевые суды вынесли 5000 смертных приговоров, 3000 из них приведены в исполнение.
В 1923 году в Москве, на территории нынешнего ЦПКиО имени М. Горького, открылась первая Всесоюзная сельскохозяйственная и кустарно-промышленная выставка СССР.
В этот день, 19 августа, родились:
1761
Андреян Захаров, русский архитектор (здание Адмиралтейства в Петербурге, собор в Кронштадте)
1780
Пьер де Беранже, французский поэт. Беранже поднял традиционный жанр песни (фольклорный куплет с рефреном) до уровня профессионального искусства, создал песню-марш, песню-призыв, песню-памфлет и др. «Король Ивето», «Безумцы», «Наваррский принц».
1883
"Коко" Шанель
Одна из ведущих французских кутюрье, возможно самая важная фигура в истории моды 20-ого столетия
1906
Леонид Соловьев
Русский писатель, автор историй о Ходже Насреддине
1937
Александр Вампилов
Русский драматург («Старший сын», «Утиная охота», «Прошлым летом в Чулимске»)
1951
Владимир Конкин
Русский актер («Как закалялась сталь», «Место встречи изменить нельзя»)
ВАМПИЛОВ, АЛЕКСАНДР ВАЛЕНТИНОВИЧ Родился в пос. Кутулик Иркутской обл. в семье учителей. По окончании школы Вампилов поступил на историко-филологический факультет Иркутского университета, который окончил в 1960. В годы учебы публиковал в университетской и областной газетах очерки и фельетоны под псевдонимом А.Санин. Под этим же псевдонимом вышла его первая книга юмористических рассказов Стечение обстоятельств (1961). В начале 1960-х годов написал свои первые драматургические произведения – одноактные пьесы-шутки Ангел (др. название Двадцать минут с ангелом, 1962), Воронья роща (1963), Дом окнами в поле (1964) и др.
Ранние произведения Вампилова были основаны на странных, порой смешных происшествиях, анекдотах. Герои рассказов и сценок, попадая в эти странные ситуации, приходили к переоценке своих взглядов. Так, в пьесе Двадцать минут с ангелом, действие которой разворачивается в провинциальной гостинице, происходит своеобразная проверка персонажей на их способность к бескорыстию, в результате чего выясняется, что бескорыстна в этом мире только смерть. В 1970 Вампилов написал пьесу История с метранпажем – притчу о страхе, основанную на истории встречи гостиничного администратора Калошина с собственной смерью. История с метранпажем вместе с пьесой Двадцать минут с ангелом составила трагикомическое представление в 2 частях Провинциальные анекдоты.
В 1964–1965 Вампилов публиковал свои рассказы в коллективных сборниках Ветер странствий и Принцы уходят из сказок. В 1965 окончил Высшие литературные курсы при Литературном институте им. А.М.Горького в Москве. Во время учебы написал комедию Ярмарка (др. название Прощание в июне, 1964), которая получила высокую оценку драматургов А.Арбузова и В.Розова. Ее герой, циничный студент Колесов, пришел к мысли о том, что деньги не всевластны, и порвал полученный бесчестным путем диплом. В пьесе вновь возникал сквозной в драматургии Вампилова образ ангела, встреча с которым преображала героя. Наличие в мире высшей силы было постоянной темой творчества Вампилова. Сохранились свидетельства о том, что он тяжело переживал свою неспособность уверовать в Бога.
Вместе с Провинциальными анекдотами пьеса Прощание в июне составила сатирический цикл. Вампилов предполагал написать еще пьесу Белореченские анекдоты, но осуществлению этого замысла помешала его ранняя смерть.
Вернувшись в Иркутск, Вампилов продолжал работать как драматург. Его пьесы публиковались в журналах «Театр», «Современная драматургия», «Театральная жизнь», входили в репертуар лучших театров страны. Критики говорили о «театре Вампилова» и видели в персонажах его пьес, незаурядных людях, способных на высокий духовный взлет и в то же время слабых по натуре, наследников классических героев русской литературы – Онегина, Печорина, Протасова, Лаевского. Были в них представлены и современные «маленькие люди» (Угаров, Хомутов, Сарафанов и др.), и женские типы.
В 1967 Вампилов написал пьесы Старший сын и Утиная охота, в которых в полной мере воплотилась трагическая составляющая его драматургии. В комедии Старший сын, в рамках мастерски выписанной интриги (обман двумя приятелями, Бусыгиным и Сильвой, семьи Сарафановых), шла речь о вечных ценностях бытия – преемственности поколений, разрыве душевных связей, любви и прощении близкими людьми друг друга. В этой пьесе начинает звучать «тема-метафора» пьес Вампилова: тема дома как символа мироздания. Сам драматург, потерявший отца в раннем детстве, воспринимал отношения отца и сына особенно болезненно и остро.
Герой пьесы Утиная охота Зилов становился жертвой мрачного дружеского розыгрыша: приятели посылали ему кладбищенский венок и телеграммы-соболезнования. Это заставляло Зилова вспомнить свою жизнь, чтобы доказать самому себе, что он не умер. Собственная жизнь представала перед героем как бессмысленная погоня за легкодоступными удовольствиями, являвшаяся на самом деле бегством от самого себя. Зилов понимал, что единственной потребностью в его жизни была утиная охота. Утратив к ней интерес, он потерял интерес к жизни и собирался покончить с собой. Вампилов оставил своего героя в живых, но существование, на которое был обречен Зилов, вызывало одновременно осуждение и сочувствие читателей и зрителей. Утиная охота стала пьесой-символом драматургии конца 1960-х годов
В драме Прошлым летом в Чулимске (1972) Вампилов создал свой лучший женский образ – юной работницы провинциальной чайной Валентины. Эта женщина стремилась сохранить в себе «душу живу» с тем же упорством, с каким на протяжении всей пьесы пыталась сохранить палисадник, который то и дело вытаптывали равнодушные люди.
Творчество Вампилова оборвала трагическая случайность.
Вампилов утонул в озере Байкал 17 августа 1972.