Литературный Клуб Привет, Гость!   С чего оно и к чему оно? - Уют на сайте - дело каждого из нас   Метасообщество Администрация // Объявления  
Логин:   Пароль:   
— Входить автоматически; — Отключить проверку по IP; — Спрятаться
Так легко-легко
Выплыла - и в облаке
Задумалась луна.
Басё
patriotПравил: patriot, 02 06 2008 18:34

В этот день, 2 июня
Событие:
patriot, 02 06 2008 18:31
Метасообщество Люди
Календарь памятных дат
В истории:

1537
Специальной буллой папа римский Павел III признал индейцев людьми с душами и запретил превращение их в рабов.

1842
Американский штат Мэн первым ввел на своей территории «сухой закон».

1864
В Москве открыт первый в России зоологический сад.

1955
День основания космодрома Байконур.

2 июня - день Ботева в Болгарии


Для каждого болгарина День Ботева – день всех павших за национальное и социальное освобождение Болгарии от османских поработителей - дата особо чтимая. Легендарный поэт Христо Ботев – национальный герой Болгарии. Его стихи знакомы всем болгарам.

В мае 1876 г. Хр. Ботев во главе небольшого отряда повстанцев прибыл по Дунаю на корабле «Радецкий» (в район Козлодуя) помочь восставшим в Болгарии. К тому времени, однако, Апрельское восстание болгар за национальное освобождение было уже жестоко подавлено турками. Не встретив нужной поддержки, отряд Ботева предпринял поход к горе Стара планина, где под вершиной Околчица был разбит турецкой армией. Сам Ботев пал смертью героев, но его могила и по сей день не найдена.

В канун 2-го июня на площади перед Народным собранием в Софии проводят торжественную зарю, а 2-го ровно в 12.00 вой сирен и гудков по всей стране прерывает на 3 минуты движение и работу людей.

В этот день, 2 июня, родились:


В 1876 г.:
Константин Тренёв, русский драматург («Любовь Яровая», «Пугачевщина», «На берегу Невы») В трагедии "Пугачёвщина" (1924), анализируя психологию народного восстания, Тренёв акцентировал черты стихийности, жертвенности. Пьеса автора "Любовь Яровая" (1926) посвящена событиям Гражданской войны.

1915
Алексей Тимофеевич Черкасов, русский писатель, автор книг "В стороне сибирской" (1948), "День начинается на востоке" (1948), "Хмель" (1963). Родился в деревне Потапово Даурской волости бывшей Енисейской губернии в крестьянской семье. Жил в детских домах. Два года проучился в Красноярском агропедагогическом институте, затем уехал в Балахтинский район — проводить коллективизацию. На селе Черкасов задержался на добрых пятнадцать лет: работал агрономом в совхозах Красноярского края и северного Казахстана. В северном Казахстане в 1937 году Черкасов и был в первый раз арестован по ложному обвинению. Три года провел в тюрьмах, лагерях. Освобожден в 1940 году, но через два года арестован вновь. После Минусинской и Абаканской тюрем Черкасов оказался в Красноярске. Будущая жена его, Полина Дмитриевна, вспоминает: "Приехал. А здесь снова донос, гнусные измышления о том, что он вовсе не писатель Черкасов, а какой-то проходимец, выдающий себя за такового. Дело дошло до того, что Алексей Тимофеевича упрятали в психбольницу..." Сама Полина Дмитриевна в те годы работала военным цензором. Знакомство ее с писателем вначале было заочным - через нее проходила переписка многих людей, в том числе и его письма к матери. Из них она узнала про его нелегкую судьбу, узнала, что его беспардонно — "шизофреник!" - выставили из редакции газеты "Советская Хакасия". И вот уже здесь, в Красноярске, засунули в "психушку". Узнав все это, Полина Дмитриевна отправились к нему на свидание, увидела вполне здорового, красивого молодого человека и поставила перед собой цель: вызволить его оттуда, во что бы то ни стало! Вспыхнувшее чувство любви и сострадания к невинно страдающему человеку потребовало многих жертв: родные от нее отвернулись, с работы выгнали. И все же любовь выстояла. Они поженились.
"В стороне сибирской" - так называлась первая книга повестей и рассказов Черкасова; она вышла в Москве в 1949 году. Затем были повести "День начинается на Востоке", "Синь-тайга", "Лика", "Ласточка" и другие. Однако прославила и ввела его имя в мировую литературу трилогия, включающая романы "Хмель", "Черный тополь" и "Конь рыжий" с общим подзаголовком "Сказание о людях тайги".

1919
Юрий Тимошенко, украинский артист эстрады Тарапунька

В 1937 г.:
Юнна Мориц, русская поэтесса.

Юнна Петровна (Пинхусовна) Мориц


За невлюбленными людьми
Любовь идет, как привиденье.
И перед призраком любви
Попытка бить на снисхожденье -
Какое заблужденье!

Когда мы были молодые, когда мы были молодые
И чушь прекрасную несли,
Фонтаны били голубые и розы красные росли.
Когда мы были молодые и чушь прекрасную несли...

Собака бывает кусачей
Только от жизни собачей
Только от жизни, от жизни собачей
Собака бывает кусачей."

Под грустное мычанье,
Под громкое рычанье,
Под дружеское ржание
Рождается на свет
Большой секрет для маленькой,
Для маленькой такой компании,
Для скромной такой компании
Огромный такой секрет.

Hо только лошади летают вдохновенно,
Иначе лошади pазбились бы мгновенно,
И pазве стаи белокpылых лебедей
Поют как стаи белокpылых лошадей

На именины к щенку
Ежик резиновый
Шел и насвистывал
Дырочкой в правом боку

Родилась в Киеве. В этом же году её отец был арестован, через несколько месяцев освобождён, но после перенесённых пыток стал быстро слепнуть. По словам поэтессы, слепота отца оказала чрезвычайное влияние на развитие её внутреннего зрения.
В 1954 году закончила школу в Киеве, в этом же году опубликовала первые стихи.
В 1955-ом поступила на дневное отделение поэзии Литинститута им. А. М. Горького в Москве и закончила его в 1961 году, несмотря на то, что в 1957 её исключили оттуда вместе с Геннадием Айги за «нездоровые настроения в творчестве». Это была серьёзная «репрессия» с выселением из Москвы, что в 1957 году было чревато не просто «опалой».
В 1961 вышла первая книга поэтессы в Москве «Мыс Желания» (по названию мыса на Новой Земле), основанная на впечатлениях от путешествия по Арктике на ледоколе «Седов» осенью 1956 года.
Её книги не издавали (возможно, за стихи «Памяти Тициана Табидзе») с 1961 по 1970 год (в то время существовали «чёрные списки» для издателей и цензуры) и с 1990 по 2000 год.
Автор ряда поэтических книг, в том числе «В логове голоса» (1990), «Лицо» (2000), «Таким образом» (2000), «По закону — привет почтальону!» (2005), а также книг стихов для детей («Большой секрет для маленькой компании» (1987), «Букет котов» (1997)). На стихи Юнны Мориц написано много песен.
Лауреат премий им. А. Д. Сахарова — «за гражданское мужество писателя», премии «Триумф» (Россия), «Золотая роза» (Италия), премии Международной Московской книжной ярмарки в номинации «Книга года» — «Поэзия 2005», премии им. А.Дельвига - 2006.
Стилевые истоки поэтики Мориц – в «серебряном веке», о чем свидетельствуют и высказывания поэтессы, предложившей термит «ахмацвет» как своеобразную «единицу» женской поэзии в России. В художественной практике Мориц можно увидеть плодотворное продолжение обеих традиций – и ахматовской (зримая пластичность образных деталей, атмосфера таинственности, стройность композиции), и цветаевской (нервная напряженность интонации, лирический максимализм, склонность к гиперболам). К этому надо добавить явственные переклички с блоковским поэтическим миром (тяготение метафор к предельной символической многозначности, оксюморонное соединение «высокого» и «низкого»). Творчество Мориц – редкий пример достаточно гармоничного соединения в индивидуальном новаторском опыте поэтических импульсов, полученных от символистской, акмеистической и футуристической художественных систем.
Стихам Мориц присуща внутренняя музыкальность. Важнейшую роль в ее художественной системе играет редкая для современной поэзии рефренность: повтор или варьирование ключевых строк или строф сообщает стихам смысловую стройность и вместе с тем создает магическую атмосферу. В этой системе наиболее эффективными оказываются точные и внешне неэффектные рифмы, приверженность к которым резко отличает Мориц от других поэтов-шестидесятников новаторской ориентации. Отказ от от ассонансной рифмы, от рифм составных и каламбурных – сознательная установка Мориц: «За мной, за мной – все рифмы нищие, все братство / Моих старух, прекрасных без прикрас...».
Свой индивидуальный и броский поэтический почерк Мориц обрела уже в начале 1960-х годов, и ее дальнейший творческий путь – все более последовательная реализация сразу определившихся возможностей. В этом смысле Мориц относится к тем мастерам, которых Цветаева называла «поэтами без истории»: все стихи, написанные Мориц на протяжении сорока лет, образуют единство, усиленное верностью поэтессы вечным темам жизни и смерти, любви, творчества. Отсюда – повышенная и органичная афористичность стихов Мориц, свободная от псевдофилософской многозначительности и натужного остроумия: «Не бывает напрасным прекрасное»; «Как трудно быть вечным. Как трудно быть новым. / И как все труднее быть новым и вечным»; «И что талант не смесь / Всего, что любят люди, / А худшее, что есть, / И лучшее, что будет».
Парадоксальностью, игровым юмором, непритворной добротой отмечены детские стихи Мориц. Мориц много работает в области стихотворного перевода, пишет рассказы.

Опомнись! Что ты делаешь, Джульетта?
Освободись, окрикни этот сброд.
Зачем ты так чудовищно одета,
Остра, отпета — под линейку рот?

Нет слаще жизни — где любовь крамольна,
Вражда законна, а закон бесстыж.
Не умирай, Джульетта, добровольно!
Вот гороскоп: наследника родишь.

Не променяй же детства на бессмертье
И верхний свет на тучную свечу.
Всё милосердье и жестокосердье
Не там, а здесь. Я долго жить хочу!

Я быть хочу! Не после, не в веках,
Не наизусть, не дважды и не снова,
Не в анекдотах или в дневниках —
А только в самом полном смысле слова!

Противен мне бессмертия разор.
Помимо жизни, всё невыносимо.
И горя нет, пока волнует взор
Всё то, что в общем скоротечней дыма.
1966 г.
Сейчас на сайте:
 Никого нет
Яндекс цитирования
Обратная связьСсылкиИдея, Сайт © 2004—2014 Алари • Страничка: 0.02 сек / 24 •