Обманчивый рассказ. Спокойный и ровный тон повествования вскрывает несколько конфликтов, затрагивается множество тем (война, цена жизни, любовь, предательство), что делает повествование многоплановым. Рассказ очень похож на сон – отрывки, временами кажутся бессвязными, но, на самом деле, пронизанные одной идеей – страхом одиночества. Благодаря нелинейному изложению истории, мир, созданный автором, получается живым и многогранным. И описанию каждой грани посвящен отдельный эпизод, в котором есть своя завязка и развязка. Затрагивается проблемы человека из будущего, каждая из которых и лежит в основе многовариантного сюжета. В рассказе четко прослеживается несколько линий, которые соединяют судьбы персонажей. «Исследования показали, что даже после смерти человека, структура некоторых нейронных связей головного мозга сохраняется… стрессы, фрустрации, наиболее счастливые воспоминания» - нить, которая объединяет эпизоды, составляющие рассказ. Основная идея нарочно разделена, как и судьба, между героями с разными именами, чтобы запутать читателя и показать жизнь, как сон или бред. Каждая сцена звучит вполне убедительно и как отдельная миниатюра (чего и добивался автор), и нельзя понять, какое из событий было на самом деле. На основе показанных отрывков прошлой жизни складывается несколько вариантов развития событий, и каждый из них может быть верным. Точкой опоры служат те эпизоды, в которых повествование идет от третьего лица, какого-либо свидетеля, видавшего главного героя, и такие подсказки составляют чисто фантастическую основу сюжету. А, именно, создание киборгов с человеческим мозгом. В рассказе четко прослеживается несколько линий, которые соединяют судьбы двух героев: человека и киборга. Был ли реален тот или другой — выбирать читателю. Любовная линия – памяти, настолько далекой, что имена путаются в голове рассказчика, и образы женщин становятся размытыми и нереальными. Впервые, именно с одной из своих возлюбленных, главный герой заходит в голографический музей старья. Там один из аттракционов привлекает его внимание – «металлические диски, висящие внутри прозрачного куба с ребрами из синего материала. Я мог брать их и швырять внутрь куба, но, несмотря на силу броска, они останавливались, как будто утопая в желе». Необычный аттракцион увлек героя, и здесь видится метафора, заключающая идею всего рассказа. Кольца – фрагменты памяти; броски – попытки накопить и вспомнить; желе – то, во что превратилась его память, болото, в котором он застрял, живя в бесконечной рефлексии. «Ее уже не было»; «с того момента мы потеряли друг друга»; «Да и сам я потерялся» - была ли девушка вообще или здесь говориться об истине, ускользающей от понимания. С другой стороны, эта же любовная линия находит свое продолжение в истории будущего пилота Высшей Летной Академии. Автор показывает молодого человека, который скучает по дому и любимой белокурой Сюзанне, рыжеволосой Марие и брюнетке Симоне. Помня имена женщин, он не может вспомнить своего, и чтобы скрасить одиночество принимает галлюциногенный препарат «Тори-7», который применялся для снятия шока у пилотов попавших под психоатаку» Здесь же зарождаются линия войны, к которой готовили пилотов. «Тори-7, - говорится об оружии – «психочастицы способны деформировать и разрушить прочные нейронные связи мозга», что и произошло с главным героем эпизоде, где погибает его напарник «Рубен». Отдельный этап судьбы «безымянного» главного героя (в роли военного пилота) начинается и обрывается в ретро-кафе, где его вербует Эдвард из института Войны и Права. Под воздействием препарата он подписывает странные бумаги и в результате чего теряет жизнь раньше, чем попадает на поле боя. Так появляется киборг, так необходимый для второго первого атаки на неизвестного врага. Убежденный в том, что он человек, и будет во втором эшелоне при атаке. Что происходило на самом деле, автор подсказывает в технико-экономической справке изделия номер 2007: «- слова «мария», «симона», «рубен» (зафиксированы после завершения сборки и тестирования, на складе в Мемфисе); - побег с перевалочного терминала в Мольборо (с последующей перепрошивкой всех интеллектуальных элементов); - побег с поля боя на планете Альмаркс (повторная перепрошивка) Продано. Научно-исследовательский корпус 20041, Зет-7». То есть, война и побег с поля боя были давно не первым этапом перепрошивки киборга, обладающего такой длинной историей. Авторская подсказка возвращает внимание обратно, к началу рассказа, где параллельно с судьбой «безымянного» героя развивается линия старшего лейтенанта Кортезза. Поиск, который он проводит на судне Китобой-1, и является попыткой найти собственное прошлое. Выдуманный напарник, выдуманный полет на базу Зет-7 и встреча затерянным киборгом, безымянным героем: «- Черт, представь себе, что он почувствовал себя одним единственным существом на забытой богом планете, через много лет, после мучительного сна…» - эти переживания переданы особенно драматично. Человеческий мозг нельзя перепрошить, только вылечить, поместив в лечебницу. Поэтому воспоминания киборга старой модели поддавались бы именно такому лечению. Но «Пациент номер 7 в порядке. Диагноз – алкогольное отравление. Начинаем ампутацию» - словно повтор и отправная точка для этой же истории. Основная идея нарочно разделена, как и судьба, между героями с разными именами, чтобы запутать читателя и показать жизнь, как сон или бред. О том, как человек перестает быть человеком; может ли киборг быть человечным – психоделическая фантастика, которую надо собирать, как мозаику. Долго не публиковала рецензию, потому что не смогла собрать картинку, хотелось достичь авторского понимания. Не удалось, знаю. Тем и привлек рассказ – вариантностью.
|