Я рада, что благодаря рецензии не пропустила эту вещь… Понравилось несказанно, я практически побывала во внутреннем мире главной героини, но вот писать об этом сложно. Робею от того, что мне кажется, будто я касаюсь личного. Постскриптум очень честный «Почему- то уже жалею, что написала это....», Наверное, потому Мишель, что «Форс-мажор» сродни литературной исповеди. Через различные проекции, обмолвки, полутона, ты совместила с образом героини какую-то часть себя. Не покидает это ощущение. Кроме того, вот эта крупица информации о тебе: «Я просто очень люблю честность в общении, шоколад и кофе. Но не люблю конфликты и одиночество», выдает с головой всю «внутреннюю часть» рассказа. Когда чтение заканчиваешь, понимаешь, насколько рассказ глубок. Словно всплываешь из недр океана на поверхность. Истерично хорошая проза. Такая вот формулировка так и крутится в моей голове. Иногда о персонажах говорят – зрелые. То есть с выверенным характером, манерой поведения в сюжете, диалогами и мыслями, с четкой линией образа, так что герой встает перед глазами, и ты просто пассивно наблюдаешь за ним, автор всё за тебя сделал, тебе остаётся лишь воспринимать. У Мишель иначе. Выверенность начинается ещё не с поступков ЛГ, а уже с женских архетипов, мечтаний, бессознательного женщины. Тут есть три женщины, прежде всего, «женщина-мать», «женщина-дочь» и «женщина-возлюбленная». Они уживаются друг с другом. Удивительно, но насколько схожи их грёзы. В тексте я увидела не конкретную женщину, я увидела ЖЕНЩИНУ вообще. То есть пересечения контуров «детского-дочернего-супружеского». Как это тебе удалось, Мишель, ума не приложу… Заворожило. И в этой связи гармонично чередование «я-она». Зеркальное повествование. Ты даже вводишь атрибутом зеркало в текст. Ни один раз. «Оглянувшись: в зеркале, замерев, чтобы…запомнить, но там, размазывая тушь по щекам, не плакала она» Или… «и тыкала в зеркало, в своё отражение». И хотя в тексте, в этой дымке, много табачного дыма, ароматов, разлитых духов и много чего ещё сквозь слёзы и грустные улыбки, но есть и ирония. Трогательная. Необычная. Родилась обыкновенной, с обычными привычками и с обыденной принадлежностью, НО!…она собирала фантики от конфет, тайком курила в форточку и любила лазить на крышу. Обыкновенность? Не уверена. Спорна здесь и «неопытность тургеневских барышень». В чем она? В том, что не падала в обморок, когда ходила по подвалам и искала отца? Лукавишь, Мишель. Она, твоя героиня, мудрая, тонкая, просто не совсем счастливая, оттого и мудрость её грустная. Тоскливый женский опыт, вот в чем дело… На что ещё обратила внимание… Как будто в тексте разбросаны подсказки. Пометки. «Анна Каренина», «долго лежала в постели, не закрывая глаз», «старое лезвие». Страдание. Не яростное, депрессивное, упёртое, а прощающее всех и вся, пассивное с самосожалением. Это я снова возвращаюсь к душе героини, которая «падает, встаёт, ждёт, задыхается и бежит» Мечта. Поднимете руку, женщины-читательницы, кто мечтает о том чтобы жить в доме с огромной терассой, на которой можно пить кофе по утрам, приходить рано-рано, в пеньюаре, непричесанная и босиком, ставить чашку на колени и улыбаться тому, что в спальне лежит человек, которого ты любишь ?? Именно, мечта всех женщин. Мишель выдернула тонкую ниточку мечтаний из клубка грёз женщин и переложила в рассказ. Очень достоверно. И не могу назвать просто женской прозой. Не имею права. Не только читая комментарии мужчин к рассказу, но и потому, что боюсь в НЁМ такое же, лихорадочное узнавание мужчинами-читателями. Есть фразы, которые не просто умны и причудливы своей новизной, но и банально красивы: «Предсказано…магическими палочками, на рунах, на картах, и даже вокзальные цыганки с удивлением поглядывали в мою сторону: им нечего добавить». Супер. Предельно и чувственно. Лексика. Многое уже указано. Да и не хочется копанием стилистики портить впечатление. Вот такие крохи: - «где-то» - избыток слова по тексту - «звезды несбывшихся снов», может, желаний? - «сердито ставил грязные тарелки… не был сердитым» повторы - пунктуация не совсем ровная - «черные жгучие глаза» штамп - «собирать первые весенние букеты….(и почти рядом) собирающуюся толпу» повторы - «юркала», юркнула? - «замахивался на выглянувшую» лучше «выглядывающую» Не сказала ни строчки про отца, потому что через него ты показала ГЕРОИНЮ. И только.
Мишель, ты просто подарила мне буквенный и эмоциональный угар! Лучшее.
|