Литературный Клуб Привет, Гость!   ЛикБез, или просто полезные советы - навигация, персоналии, грамотность   Метасообщество Библиотека // Объявления  
Логин:   Пароль:   
— Входить автоматически; — Отключить проверку по IP; — Спрятаться
По-моему, люди напоминают скорбных глазами, которые при свете дня чувствуют резь, а в темноте нет, и поскольку темнота не причиняет им страданий, они её любят. Как иначе могли бы вымыслы то и дело одерживать верх над истиной, не будь их победы завоёваны удовольствием?
Дион Хрисостом

Страна пирамид
Событие:
p(tash)ka, 20 07 2008 15:23
Открытое Сообщество Ход Времени
"Всемирная История" Нефёдова
СТРАНА ПИРАМИД


Теперь я хочу подробно рассказать о Египте, потому что в этой стране более диковинного и достопримечательного сравнительно со всеми другими странами.
Геродот.

Другая Страна была очень похожа на Страну Шумеров. Большая река неторопливо несла свои воды к морю; на берегах реки стояли храмы, и храмовые рабочие в льняных юбочках обрабатывали поля; во дворе храма сидели на корточках бритоголовые писцы и вели отчетность. Так же, как в Шумере, страной управлял царь-бог, собиравший десятки тысяч рабочих на строительство дамб и возводивший похожие на зиккураты пирамиды.
Эта страна называлась Кемет, Египет,а большая река - Хапи, Нил. Каждый год в начале июня река разливалась и, поднимаясь на десять метров, затопляла долину. Над водой оставались лишь стоящие на холмах деревни и храмы, соединённые узкими полосками дамб. В ноябре вода спадала, оставляя после себя чёрный слой плодородного ила, из-за которого страна и называлась Кемет - "Черная земля". В декабре на поле выходили рабочие отряды, рыхлили черную землю мотыгами и сеяли пшеницу. В марте серпами с кремниевыми зубьями срезали колосья и относили снопы на храмовый двор.
Когда-то давно Египет был разделен на храмовые города-государства, "номы". В разных города поклонялись разным богам: солнцу-Ра, небу-Нут, быку Апису, крокодилу Себеку. Богами плодородия были Исида и Осирис; по легенде, Осирис был убит злым богом пустыни Сетом и затем воскрешён своей женой и сестрой - Исидой. Когда первый фараон, Мина, объединил страну, он провозгласил себя богом Гором, сыном Осириса. Мину изображали с мотыгой в руках: этот царь мобилизовал многие тысячи крестьян и огородил дамбами нижнее течение Нила. Прежние болота превратились в плодоносящие поля, и страдавшие от голода бедняки были обеспечены хлебом; благодарный народ почитал фараона как бога. Наследники Мины также называли себя богами и возводили себе при жизни заупокойные храмы; эти храмы постепенно увеличивались в размерах и, в конце концов, превратились в огромные возвышающиеся над долиной пирамиды. Пирамида Хеопса, одно из чудес света, имела высоту 150 метров; для ее строительства были мобилизованы рабочие отряды со всей страны; сто тысяч рабочих, сменяясь каждые три месяца, возводили пирамиду 30 лет. Сын Хеопса, Хефрен, построил ещё одну гигантскую пирамиду рядом с пирамидой отца; у ее подножия возлежал сфинкс - колоссальный каменный лев с лицом фараона. Вокруг великих пирамид простирался город мертвых: вдоль улиц этого города стояли гробницы вельмож, хранившие их мумии - как, фараон, его слуги надеялись на жизнь после смерти. Они надеялись воскреснуть, подобно Осирису; и их тела должны были быть готовы к этому воскрешению - поэтому из них делали нетленные мумии.
Великие стройки довели народ до изнеможения, и фараоны были вынуждены уменьшить размеры своих гробниц. Царская власть постепенно слабела; правители областей, номархи, превратились в полусамостоятельных князьков; они создавали собственные заупокойные храмы с сотнями жрецов и рабочих. Никто не помышлял о строительстве новых дамб и о хлебе для бедноты - а, между тем, население всё возрастало. В конце концов, голод привел к восстанию. "Царь захвачен бедными людьми, - писал жрец Ипувер. - Детей знатных разбивают о стены...Мумии выкинуты из гробниц... Простолюдины стали владельцами драгоценностей... Каждый город говорит: "Да будем мы бить имущих среди нас..." Мор по всей стране. Кровь повсюду".
Древнее Царство фараонов погибло в огне восстаний, и страна распалась на номы. Война, голод и мор погубили большую часть населения; для возрождения деревень и городов потребовались многие десятилетия. Через двести лет, когда города вновь стали многолюдными, фараон Ментухотеп I объединил страну и восстановил древнюю Империю. Были построены новые ирригационные системы и новые храмы; цари вновь наделяли крестьян землей и возводили пирамиды. Это время вошло в историю как эпоха Среднего Царства; оно совпало со временем возрождения Двуречья при Хаммурапи. Так же, как в Двуречье, в Египте в это время уже не было рабочих отрядов; земли храмов обрабатывали трудившиеся на индивидуальных наделах "царские люди". "Царские люди" получали от храма довольствие, посевное зерно, орудия труда, а затем сдавали в храмовые амбары весь урожай. Время от времени население деревни выстраивали в шеренги и подвергали "смотру"; писцы и жрецы шли вдоль рядов и проверяли, кто где работает; молодежь распределяли по "профессиям", кого - в солдаты, кого - в ремесленники, кого - в земледельцы. Так же, как Империя Двуречья, египетская Империя была социалистическим государством, где вся жизнь шла по указаниям писцов. Никто не знает, с каких пор существовал этот порядок и как долго он существовал - когда появилась письменность, всё было уже так, как заведено. Так продолжалось из века в век, крестьяне возделывали поля, а писцы сидели во дворе храма, записывая отчетность на листах болотного тростника, папируса. Так продолжалось до XVI столетия, когда произошла катастрофа.
"И вот, не знаю почему, бог был к нам неблагосклонен, - писал жрец Манефон. - Неожиданно из восточных краев люди неизвестного племени предприняли дерзкий поход на страну и легко, без боя, взяли ее штурмом. И, победив ее правителей, они безжалостно сожгли города и разрушили до основания храмы богов, а с населением обращались самым враждебным образом, одних убивая, у других уводя в рабство детей и жен... А все их племена назывались Гиксос, то есть "цари-пастухи".
Откуда же пришли эти "цари-пастухи", завоеватели половины мира?

p(tash)ka20-07-2008 15:27 #1
p(tash)ka
Хранитель
Группа: Passive
Предлагаю данную статью отдельно, дабы все желающие могли дополнить представленные здесь сведения о Древнем Египте найденными самостоятельно материалами ;)
Apriori21-07-2008 12:34 #2
Apriori
Тигрь-Людовед
Группа: Passive
p(tash)ka, спасибо :)
вот, что нашла....

X. МАНЕФОН.
№19 Aegyptiaca, apud: Josephus, Contra Apionen, I, 73-91

КОММЕНТАРИ К ТЕКСТУ

(73) Я начну с египетских письмен. Подлинников документов привести невозможно, но Манефон, египтянин по рождению, был в то же время явно причастен эллинской учености. В самом деле, он написал на эллинском языке историю своего отечества, переведя, по его собственным словам, священные письмена, и во многом опроверг Геродота, который, по незнанию египетской истории, написал много ложного.

(74) Так вот, тот самый Манефон во второй книге Истории Египта пишет о нас следующее (я передаю его собственные слова, как бы выводя свидетелем его самого):

(75) "Был у нас царь по имени Тутимей. В его царствование бог, не ведомо мне почему, прогневался, и нежданно люди из восточных стран, происхождения бесславного, дерзкие, напали на страну и без сражений легко овладели ею.

(76) И властителей ее покорив, они безжалостно предали города огню и святилища богов разрушили. А с жителями они поступали бесчеловечно жестоко: одних убивали, у других — детей и жен уводили в рабство.

(77) И, наконец, они сделали царем одного из своих, имя которому было Салитис. Он обосновался в Мемфисе, верхнюю и нижнюю земли обложил данью и разместил вооруженные отряды в наиболее подходящих местах. В осо­бенности он позаботился о безопасности восточных земель, предвидя, что ассирийцы, с увеличением их могущества, когда-нибудь возжелают его царства и пойдут на него войной.

(78) Найдя в Сетроитском номе на востоке от реки Бубастит исклю­чительно удобно расположенный город, который, по древнему священному преданию, назывался Аварис, он отстроил его, укрепил неприступной стеной и разместил в нем для охраны границ отряд тяжело вооруженных воинов численностью до двухсот сорока тысяч.

(79) Он отправлялся туда летом, как ради доставки продовольствия и денежного содержания, так и для упражнения в воинском искусстве, чтобы тем самым устрашать соседей. Он умер, процарствовав девятнадцать лет.

(80) За ним другой, по имени Бион, правил сорок четыре года, за ним еще один — Апахнас — тридцать шесть лет и семь месяцев. Затем Апофис — шестьдесят один год, Ианнас — пятьдесят лет и один месяц,

(81) и после них всех Ассис — сорок девять лет и два месяца. Эти шестеро были у них первыми правителями, и каждый следующий больше предыдущего стремился искоренить население Египта.

(82) Все их племя называлось Гиксос, то есть "цари-пастухи", потому что "гик" на священном языке означает "царь", а "сос" — это "пастух" и "пастухи" на обычном языке. Если же составить их вместе, получается "Гиксос". Некоторые говорят, что они по происхождению арабы".

(83) Но согласно другому списку, слово "гик" обозначает не "цари", а "пленники", и получается совершенно противоположное — "пленные пастухи", поскольку слово "гик" на египетском языке, так же как и "гак" с густым придыханием, определенно имеет значение "пленники". И это представляется мне более убедительным и не противоречащим древней истории.

(84) По Манефону, эти перечисленные выше цари из так называемых "пастухов", а также их потомки властвовали над Египтом пятьсот одиннадцать лет. Затем, говорит он, царь Фиваиды и цари других египетских земель восстали против пастухов и повели с ними жестокую многолетнюю войну.

(86) При царе, по имени Мисфрагмутосис, пастухи стали терпеть поражения и, будучи изгнаны из всех земель Египта, оказались заперты в одном месте, имевшем десять тысяч арур в окружности. Оно называется Аварис.

(87) По словам Манефона, пастухи со всех сторон обнесли его высокой мощной стеной, чтобы надежно укрыть свое добро и награбленную добычу.

(88) Сын Мисфрагмутосиса Туммосис во главе войска из четырехсот восьмидесяти тысяч человек осадил город и попытался взять его приступом. Но затем, отказавшись от осады, он заключил с ними договор, согласно которому, уходя из Египта, куда им угодно, они все покинут его целыми и невредимыми.

(89) На этих условиях не менее двухсот сорока тысяч из них покинули Египет и направились со всеми своими домочадцами и со всем скарбом через пустыню в Сирию.

(90) Но из страха перед могуществом ассирийцев, которые в то время господствовали в Азии, они на земле, называемой ныне Иудеей, выстроили город, способный вместить все эти тысячи людей, и назвали его Гиеросолимы.

(91) В другой книге своей Истории Египта Манефон говорит, что этот народ, так называемые "пастухи", "пленниками" именуется в их священных книгах, и здесь он прав, поскольку для наших далеких предков исконным занятием было пастушество, они вели кочевую жизнь и назывались поэтому "пастухами".

отсюда

хмм, теперь я по-другому сморю на ник Гик...
пленник. хммх. =)))))

и еще чуть-чуть:
(со стенгазеты)

ГИКСОС, ИЛИ ДВЕ ВЕРСИИ СОБЫТИЯ
ИСХОД ЕВРЕЕВ ИЗ ЕГИПТА - ЭТО СОБЫТИЕ ОСНОВАНИЯ, ОТ КОТОРОГО ЗАВИСИТ ДАЛЬНЕЙШИЙ ХОД ЦИВИЛИЗАЦИИ

Текст: Михаил Ямпольский
Существуют события, в знании о которых мы особенно нуждаемся. Это события основания, те от которых зависит дальнейший ход цивилизации. Но именно о них мы обычно знаем особенно мало. К таким событиям безусловно относится Исход евреев из Египта, получение завета и заповедей Моисеем. От этого события мы отсчитываем историю монотеизма. К сожалению, все, что мы знаем об Исходе содержится в Библии. Историкам не удалось найти почти ни одного документального подтверждения этой истории вне Ветхого завета.

Единственный документ, в котором имеются небиблейские сведения о Моисее, - это история Египта некоего Манефона, текст которой пересказывается Иосифом Флавием в его трактате “Против Апиона”. Манефон, “египтянин по происхождению”, эллин по образованию, как характеризует его Иосиф, жил за три века до еврейского историка и, по-видимому, фиксировал египетские представления о древних событиях.
Манефон (в пересказе Иосифа) сообщает, что во время царствования фараона Тимаоса страну завоевал народ гиксосов, которые жестоко правили нижним Египтом в течение 510 лет. По мнению Манефона, гиксосы были евреями, чье иго кончилось после того, как египетский царь Туммос изгнал их из Египта. Гиксосы покинули страну и - цитирую дальше Иосифа - “по условию договора, со своими семьями и имуществом числом не менее двухсот сорока тысяч направились через пустыню в Сирию. Но, испытывая страх перед могуществом ассирийцев (а они тогда господствовали над Азией), в месте, называемом теперь Иудея, они основали город, способный вместить великое множество жителей, и назвали его Иерусалим”. И далее Иосиф приводит еще одну цитату из Манефона: “Говорят, что тот самый жрец, который основал их государство и написал законы, происходил из Гелиополя и звался Осарсифом по имени тамошнего бога Осириса, но, оказавшись среди них, он изменил свое имя и стал называться Моисей”.

В рассказе Манефона больше всего поражает совершенная противоположность библейской версии. То, что в Библии выглядит как пленение, рабство, нестерпимые муки и наконец - бегство, исход, у Манефона предстает как завоевание, владычество и наконец изгнание. Особенно странно, что первая версия принадлежит евреям, а вторая – египтянину, хотя мы, пожалуй, вправе ожидать от евреев рассказа о владычестве, а от египтянина – рассказа о рабстве и унижениях евреев.
Историки не очень знают, что делать с гиксосами, и хотя обычно идентификация евреев с гиксосами сегодня на признается наукой, гиксосы незримой тенью висят над библейской историей - ну, например, как объяснение триумфа Иосифа в Египте - мол возвеличил его не египетский, а гиксоский фараон, так сказать, брат-семит.

Но меня в данном случае мало интересуют многовековые попытки “научных интерепретаций” истории гиксосов. Версия Манефона волнует мое воображение почти исключительно в силу своей абсолютной противоположности библейской.

Как может случиться так, чтобы одно и то же событие получило настолько несогласующуюся фактографию?
Мне представляется, что рассказ об Исходе - событии основания - сам должен был иметь исток. И Иосиф указывает на этот исток. Приведу цитату из “Против Апиона”: “«Все их племя называлось Гиксос, то есть «цари-пастухи», потому что «ГИК» на священном языке означает «царь», а «СОС» - «пастух» и «пастухи» в просторечном языке. Если же составить их вместе, получается «ГИКСОС». Некоторые говорят, что они по происхождению арабы.» В другом же списке слово «ГИК» обозначает не «цари», а «пленники», и получается совсем наоборот – «пленные пастухи», поскольку слово «ГИК» на египетском языке, так же как и «ГАК» с густым придыханием, имеет значение «пленники»”.

Трудно сказать, о каком “другом списке” идет речь у Иосифа? Другая ли это версия Манефона, или какой-то текст, о котором мы не догадываемся? Это, впрочем, не так существенно. Важно, то, что в одном случае гиксосы понимались как “цари-пастухи”, а в другом как “пленные пастухи”. Похоже, что обе версии исхода прямо разворачивают в сюжет две возможные интерпретации смысла этого слова.

Французский филолог, живущий в Америке, Майкл Риффатер, как-то высказал мысль о том, что рассказ является развертыванием смысла слова, лежащего в его основе. Риффатер остроумно утверждал, что стоит рассказчику употребить в качестве ключевого слова “маркизу”, и весь сюжет пойдет по накатанному руслу. Похоже, что две версии смысла слова “гиксос” породили каждая свой рассказ буквально по модели Риффатера.

Все случилось так, как если бы сама потребность создать повествование об Исходе была вызвана двусмысленностью слова Гиксос. Событие основания, так же как и его исток, должно, по-видимому, обладать фундаментальной двусмысленностью. Именно неясность самого слова-истока порождает потребность в его прояснении, то есть в относительно развернутом повествовании, проясняющем смысл этого слова. Рассказ не просто возникает из риффатеровской “маркизы”, он возникает из такой маркизы, смысл которой невнятен.
Читая Иосифа Флавия, я не мог отделаться от мысли о прямой связи истории об исходе с маленьким текстом Фрейда “Антитетическое значение древних слов” (1910). Статья эта была откликом на исследование Карла Абеля “?ber den Gegensinn der Urworte” - “О противозначении протослов” - если попытаться перевести его на германизированный русский. Современная лингвистика относится скептически к исследованию Абеля, касающемуся в основном древнеегипетского языка, который, по мнению ученого, является уникальным свидетельством о мире истоков и начал. Абель заметил, что многие слова в египетском эпохи фараонов имеют два прямо противоположных значения. Абель объяснял: “Вообразите, если кто-либо может вообразить что-либо столь бессмысленное, что слово «сильный» по-немецки значит и «слабый» и «сильный», что существительное «свет» употребляется в Берлине для того, чтобы обозначать одновременно и «темноту» и «свет»…” Абель считал, то основные корни египетских слов могут быть возведены к некоему общему предку, который означает противоположности. Он ссылается на иероглиф ken (“сильныйслабый”), который делится на ken - “сильный” и kan - “слабый”.

По существу Абель описывает ту самую антитетичность истока, которая характерна и для слова “гиксос”. Фрейда наблюдения Абеля заинтересовали в той мере, в какой они проливали свет на странную логику сновидений. Объясняя описанное им явление, Фрейд приводит высказывание “философа Бейна”(имеется в виду сотрудник Джона-Стюарта Милля - Александр Бейн): “Если все, что мы знаем рассматривается как переход от чего-то иного, всякий опыт должен иметь две стороны; а также и всякое имя должно иметь двойное значение, или же для всякого значения должно быть два имени”.

Исток - это абсолютная потенциальность, из который может возникнуть нечто, но может возникнуть и его противоположность. “Противозначение” слова гиксос - это как раз выражение потенциальной возможности разных Исходов, и соответственно, разных исторических сюжетов, заключенных в истоке. Логически из “гиксоса” может возникнуть и библейский Исход и Изгнание Манефона. Странность заключается только в том, что обе версии, вопреки всяким законам логики, как будто реализовались в истории (или, во всяком случае, в историографии).
:): - смайл Шрёдингера
Алари25-07-2008 11:19 #3
Алари
Координатор
Группа: AdmX
Таш, Тигра, спасибо, большое :)

Меня в Египте более всего удивляет культурная, образная неизменность, вековая скорость изменения моды. Почему так получилось? Не это ли было глубинной причиной падения Египта?

Объединялся Египет, или и вёл завоевания? Если не вёл, то почему, было ли это следствием привязанности к Нилу и к традиции. Из-за чего его в конце концов не стало?
Ведь если таинственные гиксосы были изгнаны из Египта, от Египта должно было что-то остаться...
creativity under attack
Apriori25-07-2008 11:36 #4
Apriori
Тигрь-Людовед
Группа: Passive
Хорошо, что это - нужно.

для меня было новостью - такой взгляд на исход Евреев из Египта, да.

а вот почему не стало...

кто-то мне не так давно сказал, что любая империя живет по принципу начало, взлет, расцвет, распад.
колеблются лишь временные рамки.

куда пал Рим?..

надо будет покопать, может найду, почему и куда делся Египет...
:): - смайл Шрёдингера
Ladoga26-07-2008 19:00 #5
Ladoga
Уснувший
Группа: Passive
Любая империя, да.
Ибо империя - это монополия. От Вавилона до Билла Гейтса.
А там, где нет гегелевской "борьбы противоположностей - неизбежны застой, стагнация, крах.
На что мы уже насмотрелись и в современности. А в древности происходило то же самое.
Только гораздо медленнее.
írói álnév01-09-2008 12:33 #6
írói álnév
Фенек
Группа: Passive
Интересно. Вообще, насколько помню, в ацтекских языках (науатле) тоже встречаются существительные с противоположным или взаимодополняющим значением. О, даже нашла пример: altepetl «царство, страна» букв. «вода — гора».
Живите в доме – и не рухнет дом. © Арсений Тарковский
Сейчас на сайте:
 Никого нет
Яндекс цитирования
Обратная связьСсылкиИдея, Сайт © 2004—2014 Алари • Страничка: 0.02 сек / 22 •