Критик Группа: Passive | Публикация: VADIMN, «Аранейский крокодил» «Как сто лет тому назад. Ничего не изменилось в реале. Все силы брошены на Сеть. Там перспектива, там – будущее. А реал скучен. Он для людей низшего сорта, для изгоев общества… Только в Сети можно испробовать все, что захочешь» - наблюдение главной героини лучше всего описывает мир, в котором будут развиваться события повести. Конечно же, не сложно понять, что автор не станет описывать скучный реал, а представит вниманию виртуальный мир во всем его разнообразии соблазнов. В наше время трудно удивить кого-то особенностями жизни в Сети, так что и авторам, выбирающим эту тематику, нужно здорово постараться, чтобы удивить чем-то искушенное воображение читателя. В повести ставка сделана на фантасмагорию миров, буквально пляшущих на страницах Сети. На невероятные приключения героев в иллюзорном мире и их борьбу с вирусом. Вирус становится основным вредителем новой жизни, как и его создатель - хакер – основным врагом охраняемой системы. И вокруг особо злостного вируса и закручен сюжет. Ключевых персонажей, тех, на чью голову выпадает исключительное приключение, четверо. И они не просты. Выделяются тем, что все – если не профессионалы своего дела, то занимают значительные посты и обладают огромными возможностями в виртуальном мире. Конечно, выбрал бы автор иным, заурядных граждан фантастика не получилась бы… Но, согласитесь, в компании четверых суперменов согласия не будет никогда. Главная героиня – Марина – работник Службы контроля использования Сети. Любое новообразование предполагает контроль, причем защищать надо, как Сеть от пользователей, так и пользователей от соблазнов Сети. Самостоятельная, умная и дерзкая особа, которая ни раз доказала свои навыки и умения почти в каждой главе, выделывая невообразимые трюки. А вот, попав в реальность, растерялась, когда вступила в лужу. И отчетливо видно, что против естественного и случайного, не просчитанного в алгоритмах, она растеряется,обычная женщина. Анатолий – дизайнер, разработчик прикладного пространства Сети, романтик и любитель произвести впечатление на девушку эффектным появлением, то в виде огромного кота, то Апполона, то Деда Мороза. «Очень много однообразия. Трудно было выдумать что-либо принципиально новое. Больше срисовывалось с модерновых западных Страниц» - все как обычно: работы по уши, но всегда есть с кого брать пример. Знакомо, не правда ли. Как романтик, Анатолий против программы, предоставляющей: «Обмен сознаний пары людей, чтобы они лучше поняли друг друга». Он выбирает свидания: на берегу моря, в открытом космосе или на горно-лыжном склоне. Паша – молодой человек, игрок, который не прошел тест на пребывание в Сети у Марины, но не собирался сдаваться и выискивал другие пути развлечений. Он, как многие другие смельчаки, верил в клад Золотого Дракона и шел на любой риск, лишь бы выполнить свои наивные еще мечты. Колзовский (читается как Козловский) - председатель совета юстиции, неудачный ухажер Марины, выбранный программой совместимости, но отвергнутый избранницей. Как и свойственной всем чиновникам: настойчив, занудлив, то есть полная противоположность главной героине. Были еще второстепенные персонажи: Николай Александрович (рассудительный начальник Марины); Эвелина (похудевшая в Сети подруга Марины); Андрей (друг и коллега Анатолия, который первым из ключевых персонажей попал в «лапы» вируса). Глав в повести девятнадцать, но по развитию сюжета их можно разделить на четыре части: ознакомительную – естественно, посвящена она представлению главных персонажей, причем, то, как делает это автор можно сравнить лишь с каскадерским трюком – каждый новый герой буквально запрыгивает в автомобиль сюжета на полном ходу. Взять хотя бы первый эпизод – погоня за вишневой «Маздой», которая завершается провалом теста все тем же Пашей: «Условия теста не выполнены. Условия договора остаются прежними. Подключение к ВМС, Всемирной Сети, не более 30 минут в сутки. Срок действия постановления – один год. До следующей переэкзаменовки». И все это на фоне густого лиственного леса. Потом автор переносит читателей на морской пляж, и вместе с Мариной по другим страницам, пока та не остановилась на картинке «летнего голубого озера со скалистым берегом и густым хвойным лесом. И не одной человеческой души». В первой части выбор страниц, пейзажей и обстановки раскрывает характеры персонажей. Так, Марина выбирает умиротворенные и естественные – «Подумаешь, что ее имя означает морской пейзаж». «Торопись. Летит комета Анфилокса. Можно покататься на ее хвосте» - такой ландшафт выбирает Анатолий, угождая девушке - «двумя бокалами и коробкой конфет Вендженар… Красиво изогнутая бутылка с яркой этикеткой и янтарным содержимым. Коньяк Голд Драгон. Всемирная слава о котором ходила только в подземельях третьего уровня, и попробовать который удосуживались только избранные». Жаль, что автор не уточнил о каком третьем уровне шла речь. Встреча с хулиганом Пашей происходит в логове Золотого Дракона, заодно, друга или подопечного Марины, от которого она спасает проглоченного паренька. Здесь для антуража автор вводит такого персонажа – «девушка в воздушно белом платье с широкой насквозь дыркой в груди и топором в голове вместо короны», и пока что события развиваются вполне логично, и та самая девушка Золита обращается к Анатолию, будто вытягивая из его души: «- Подари Марине Аранейского Крокодила». Что такое Аранейский крокодил предстоит узнать читателю лишь в конце повести, потому интрига сохраняется. Условно вторая часть повести ознаменовалась сообщением: «…вирус захватил 2 % сетевого пространства. Характер заражения до конца не исследован, но мрак, распространяемый с высокой скоростью, поглощает все Страницы, и присутствующих на них людей. В реал люди самостоятельно не могут вернуться. А без реальной еды и питья они долго в Сети не протянут» Несколько эпизодов в главах с 7 по 10, связанные с работой в Сети, напоминают «сборную солянку». Здесь СКИВС получает предупреждение об угрозе вируса; приведен отрывок из совещания в зрительном зале музея Сети; эпизод о зачистке игровой страницы — ключевой, дающий начало виртуальному путешествию героев, которому посвящена третья часть. Не обошлось без политики, речей с трибун и спора различных партий о целесообразности Сети. Зачем-то выводится на первый план фигура заместителя министра культуры Флабера, ведь дальше автор о нем не упоминает. Хотя само совещание было описано лишь для того, чтобы показать спокойствие разработчиков на фоне паники с вирусом - «В первый раз что ли придумывали эти вирусы...» Приводится разговоры Николая Александровича с кикиморой (Катериной), опять же, лишь для того, чтобы сообщить читателю, какие цели преследует вирус: «Приманкой для него в основном служат все человеческие удовольствия, соблазны». Автор распыляется на множество фигур, мест событий, толком, не раскрывая сути политической ситуации (допустим) или личной жизни Николая Александровича. И, наконец-то, проявление вируса — на трассе автогонок, где встречаются Марина и Анатолий, а потом попадают в эпицентр вирусной программы. Каким только образом Анатолий вышел на данную страницу со страницы пляжного казино остается загадкой... «Судя по показаниям она провалилась в Сумеречную Пропасть...» - иногда хочется услышать от автора больше объяснений, чем можно найти в тексте. Желание показать мир Сети пестрым и разнообразным легко превращается в нагромождение не связанных никакими потайными нитями логики образов, картин и приключений. И это суждение больше относится к третьей части. Она самая обширная и насыщенная должна раскрыть суть названия произведения, основной идеи и темы через конфликт персонажей, замкнутых на страницах Сети, таких разных и противоречивых. Тема — виртуал, и она раскрыта полностью. Сюжет закручен вокруг нового вируса, и здесь, по идее, должна наступить кульминация: будет ли выявлен разработчик хитрой программы с лицом Мерлина. Человек, знающий пароли к антивирусным базам, значит, кто-то «из своих». «Кто-то из своих» - наводка автора, намек на то, что разработчиком может вполне оказаться один из участников путешествия. Они подозревают друг друга, но подозрения выражаются крайне редко и тонут в водовороте приключений, за сменой которых тяжело уследить. Здесь нужно сказать о непобедимости героев. Да, в Сети с человеком не приключится ничего смертельного — придет отряд и их спасут. Но именно это сыграло злую шутку с сюжетными поворотами — все опасности, заведомо придуманные авторов, как смертельные, не вызывают страха за жизнь персонажей. Ведь все предопределено: они, как профи, находят выход из любой абсурдной ситуации, сложившийся по воле вируса на заброшенных страницах Сети; они, как разработчики и контроллеры программ, знаю многие препятствия наперед. В этой непобедимости, смешанной с нанизыванием разнообразных препятствий на пути героев к выходу из Сети, тонет основная мысль — а кто виноват. Да, персонажи продолжают гнуть свою линию, каждый проявляет характер. Марина высказывает о роли женщины в обществе, о том, что мужчины неряшливы, несамостоятельные и им лишь бы устроить разборки. Пашка усиленно находит неприятности — эпизод с водой, которая превратила его руку в золото. Анатолий — пожалуй, единственный из персонажей, кто задумывается и оценивает каждого, строит характеристики, и, параллельно с этим, вытаскивает друзей по несчастью из ловушек. Колзовский — несмотря на неуместность ситуации, признается в вечной любви Марине. Однако практически ни один штрих их поведения не указывает на то, кто виноват или кто может быть виноватым. Они слишком равны в условиях и в своей силе, знаниях о Сети. Автором задумывался легкий детектив, связанны с поимкой разработчика, устранением глобальной угрозы для пользователей. Но повесть быстро превратилась в приключенческую под лавиноподобными описаниями трюков и фокусов Сети. В ней нет внутреннего мира персонажей. И этому есть объяснение, но не обоснование. Большое количество действующих лиц вовсе не означает смешивание реплик, комментариев, которые озвучиваются в авторской речи и принадлежат одному из персонажей. По идее каждый эпизод должен посвящаться одному персонажу, который становится ведущим. Таким образом, авторские заметки (озвучивание мыслей персонажа) посвящаются только одному герою, и не происходит путаницы. Главное, создается второй слой произведения, необходимый как раз для создания противоречий характеров и загадочности. Чего не хватает повести. Пожалуй, только в одном отрывке была попытка вникнуть в рассуждения персонажей: «Они отвернулись. Отвернулись резко друг от друга, пытаясь понять происшедшее. Только никаких эмоций, думала она. Он играет. Напялил на себя маску и играет наивного младенца. С его смешной мордочкой… И очень привлекательной. Актриса, восхитился он. Она не соответствует своим внешним данным. Судя по ее носу и разрезу глаз, она прямолинейна и рассудительна. Своенравие в меру… И чем-то сильно озабочена» - то, описание настолько смешано и прямолинейно, что лишает героев таинственности. Итак, в третьей части происходит разоблачение разработчика вируса, им оказывается Марина. Были ли у читателя, да и у других персонажей, предпосылки думать, что это именно она? О вреде Сети высказывался также и Анатолий. Так что расследование не удалось, и загадку автор решает, привлекая какой-то странный спецназ, причем американский. Получилось, что западные «друзья» были в курсе раньше, чем начальник и коллеги виноватой. Кульминация – попытка поймать Марину и ее исчезновение прописана сумбурно. Колзовский то становится статуей, то оживает; Анатолий выскакивает неизвестно откуда (ну, привычка у этого персонажа такая). Но лишь потом автор вспоминает об Аранейском крокодиле… Развязка повести – погружение в прошлое Марины. Аранейский крокодил, как оказалось, золотая заколка в форме шестипалого крокодила. Неудачная любовь к мальчику, который назвал заколку уродливой, после чего героиня отреклась от всяких чувств к мужчинам. Но могло ли это вызвать яростную ненависть к Сети и развлечениям? Мотив поступка Марины раскрыт не до конца. Можно выделить в отдельную, четвертую часть эпизод, в котором Анатолий предлагает ей испытать любовь хотя бы в Сети, рассказывая про затерянный город. «Легендарный Гир-12. Город искусственного разума. ПОИП. Созданный По Образу И Подобию. И это не только модель человеческого общества. Местное население действительно развивается». Но их встреча была испорчена сообщение о побеге Мерлина, и заканчивается очень неожиданно: «Он сжимал в руках крупную установку с широким раструбом и целился в нее». И только по «записке», полученной Анатолием от Марины, потом, на совещании в отделе, и по его желанию заказать золотого Аранейского крокодила, становится понятно, что с героиней все в порядке, и у них все еще впереди. Мне кажется, что именно в последней части и проявилась нужная загадочность, которая должна была пронизывать повесть: где ложь и где обман; где страх потерять и надежда. И стихи, так любимые главной героиней, сочетаются с любовью к живому миру. В итоге хочется сказать, что основная линия чувств Марины, ее прошлого, в котором прятался ответ на главный вопрос, была слишком разбавлена желанием автора сделать повесть ярой и показать виртуальный мир во всех красках. Однако, написанное легким языком повествование, как раз должно заинтересовать любителей фантастических приключений.
|