Мне всегда казалось, что уж от русскоязычной музыки вполне можно требовать смысловой нагрузки как в текстах, так и в звуках. Музыка должна быть умной - особенно если у слушателя есть шанс понять текст или хотя бы перевести его с родного языка. В последние годы наблюдается дикий кризис жанра, это знают все. Если в советские времена были глупые или плохие песни, но никогда не было пошлых, явно пошлых, то уж теперь их завались, и эта пошлость не выражается в пахабности текста. Я говорю о пошлости как о банальности и рутине. Попса - отдельный разговор. Многие помнят классические песни начала 90-х, которе положили начало общей разгульной бездарности. Сейчас, конечно, легче, но не намного: "Не надо тратить на колец, не надо думать и бросать монет", - убийственная песенка "На доске черчу тблицу Менделеева", - вундеркинд, да? И другие подобные несуразности. Местами это даже не смешно. Скорее жутковато. Если говорить о золотом поколении русского рока, частичное утешение приходит. ДДТ, Кино, Алиса, Ария, Наутилус, Аквариум - со мной тут будут спорить по поводу сравнений, уж простите, я всех перечислила. Да, это гуру, гении, пророки и вообще. Однако они были давно. И песни их были давно. С возрастом эти сенсеи начинают экспериментировать - и не всегда удачно. Вспомните Бутусова, Кипелова, Макаревича, как они стали жить без своих коллективов, а коллективы без них. Не всё, далеко не всё удавалось. Да и вообще. Умри, рокер, лучше не напишешь (с). Может, даже не стоит повторять гениальное. Все их и так любят. Более новые люди - это Сплин, Би-2, Ночные Снайперы, Земфира и т.д. Несомненно, все в своё время отжигали на площадках, но и они исписались - куда деваться. Скажу только в защиту Сплина - они ещё свежи и на многое способны. Были ещё люди Иных направлений. И опять простите, не классифицируя, всё что в голову пришло: ГрОб (гении своего жанра, но сильный перебор с лексикой и депрессивностью), Дягилева (талантливая девушка, жаль, много не успела), КиШ (а просто из уважения - весёлые ребята, Чёрный Кофе (поклонитесь прадедушкам русского рока. Да мало ли их было и есть! А всё чего-то не хватает, чтобы сказать: вот, дайте две, сейчас всё в плейлист забью. Недомолвки, косяки. Может, потому, что я всегда придираюсь к рифме, к звуку, к фразе - вполне вероятно. Как человек, знакомый с поэзией, имею право Хочу пока остановиться на двух коллективах, которыми я недавно увлеклась. Попытаюсь сказать в их защиту. 1) Пикник. Есть весьма и весьма потрясающие композиции. Тут я даже не стану критиковать стихи - они компенсируются музыкой, сильной и резковатой. Такие шедевральные работы, как "Истерика", "Лихорадка", "Раз, два..." и т.д., навсегда оставят их на высоком уровне. Хотя кое-где косячат, ох как косячат ребята! За силу, за энергию, за белую депрессию, за тонкие игры слов и звуков - Спасибо Пикнику. 2) Мельница. Сразу скажу - вокал Хелависы неподражаем. Вспоминается наша землячка Пелагея и другие монстры фолка. Потом опять же тексты. Без претензий на глубину, но глубоко, ярко и ровно. Игра слов, метафоричность на высоте. В песнях древнерусской тематики нет этой "лапотности" (Ой люли мои люли), которая меня так безумно раздражает. В трубадуровских вообще всё отлично. Радуют стихи солистки Хелависы, радует музыка. А ещё радует песня "Горец", которую я полгода искала, услышав её в Казани: Ах, знаю, знаю я, кого повесить надо на сосне, Чтоб горца друга моего вернуть горам, лесам и мне! В их репертуаре есть песни по Роберту Бёрнсу (перевод Маршака), Гумилёву, Цветаевой - это ли не раздолье для интеллигентов! Песня "Оборотень" отсылает ко всяким книжкам типа "Волкодава", а "Королевна" явно напоминает фильм "Леди ястреб". Вообще замечательный коллектив, хоть и не идеальный "Опадают звёзды перьями на следы когтистых лап" - отлично! Да, тут уж не до краткости. Если вы знаете что-то, что ДЕЙСТВИТЕЛЬНО достойно похвалы в современной музыке, скажите и аргументируйте - это очень важно
|