Эпиграмма (с греческого буквально – "надпись").
В античной поэзии – короткое лирическое стихотворение произвольного содержания, написанное элегическим дистихом; постепенно осваивалась тематика эпиграмм посвятительных ("надписи" на предметах, посвящаемых богам), сентенциозно дидактических, надгробных (эпитафии), описательных, любовных, застольных, сатирических. В греческой литературе расцветом эпиграммы было творчество эллинистических поэтов 3 века до н.э. – 1 века н.э. (составившее ядро так называемой "Палатинской антологии" в 16 книгах), в римской – сатирическое творчество Марциала (1 век н.э.). Традиции античной эпиграммы продолжались в византийской литературе, в латинской литературе средних веков и Ренессанса, позднее изредка возрождались ("Венецианские эпиграммы" Гете).
В новоевропейской поэзии эпиграмма – это короткое сатирическое стихотворение, обычно построенное на контрасте постепенной экспозиции и заключительной "остроты" (пуанта). Эпиграмма такого рода сложилась во французской поэзии 16-17 веков на основе мотивов марциаловской традиции; время расцвета – 18 век (Вольтер, Ж.Б. Руссо, Г.Э. Лессинг, Р. Берне, А.П. Сумароков). Параллельно развивается эпиграмма нетрадиционная, представляющая собой непосредственный отклик на злободневные события, часто политические. У А.С. Пушкина, например, существуют эпиграммы как первого типа ("Движение", "Любопытный"), так и второго (эпиграммы на А.А. Аракчеева, Ф.В. Булгарина). К середине 19 века эпиграмма традиционного типа отмирает, а злободневная остается существовать как бы на периферии литературы; в русской поэзии 19 века таковы эпиграммы Д.Д. Минаева, в советской поэзии – А. Архангельского, С. Васильева и других.
|